Файл: Социальное обслуживание населения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, КАК ИНСТИТУТ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

1.1 Понятие, принципы, функции и система социального обслуживания в РФ

1.2 Формы и виды социального обслуживания в РФ.

1.3 Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

2.1. Правовое регулирование социального обслуживания граждан в Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.

2.2. Проблемы и перспективы развития нормотворчества правового регулирования современного института социального обслуживания граждан в Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ключевую роль для любой из отраслей права играют принципы, определяющие сущность регулирования общественных отношений, которые составляют предмет данной отрасли. Принципы права социального обслуживания не являются исключением. Однако вопрос о том, что понимается под данными принципами, является дискуссионным.

В настоящее время существуют различные взгляды на то, что следует понимать под принципами права социального обслуживания. Одни ученые подразумевают под принципами сами нормы права, которые закрепляют основы регулирования отношений по социальному обслуживания. Но более

состоятельной принято считать позицию о том, что принципы права социального обслуживания – это руководящие начала, выражающие сущность

норм данной отрасли права.

В данном определении ставится акцент на отражение в принципах свойств правовых категорий и специфики отрасли[7].

Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.

Для того чтобы определить значение принципов социального обслуживания в целом, необходимо определить их и отдельно рассмотреть некоторые из них.

Социальное обслуживание осуществляется также на следующих принципах:

1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

2) адресность предоставления социальных услуг;

3) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

4) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;

5) добровольность;

6) конфиденциальность.

Одним из важнейших принципов права социального обслуживания является его всеобщность. Данный принцип заключается в том, что в Конституции РФ предусмотрена равная для каждого возможность в случае наступления социально значимых обстоятельств, именуемых социальными рисками, получать определенные виды выплат или социально-медицинских услуг. Эта возможность никак не ограничена для граждан по половому, расовому, национальному признаку, в зависимости от места жительства, должностного положения, вероисповедания, принадлежности к общественным объединениям и иными условиями[8].


Значение принципа всеобщности социального обеспечения заключается

в том, что данный вид социальной поддержки предоставляется всем гражданам, лицам без гражданства и иностранным гражданам без дискриминации, если они нуждаются в нём в силу социально значимых жизненных обстоятельств.

Одним из элементов обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании является создание доступной социальной среды для лиц с ограниченными возможностями.  Так, объекты социального обслуживания должны быть оборудованы пандусами (Апелляционное определение Самарского областного суда от 12.09.2012 N 33-8571/2012).

Сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде является четвертым принципом социального обслуживания. В законодательстве, действовавшем до 01.01.2015, подобный принцип отсутствовал, а потому названный принцип стоит считать шагом вперед к внедрению в российское законодательство основополагающих норм и принципов международного права. Так, Конвенция о правах инвалидов (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 N 61/106, ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012 N 46-ФЗ) в ст. 19 также закрепляет возможность граждан "жить в обычных местах проживания", а также говорит о недопущении "изоляции или сегрегации от местного сообщества" (ст. 19, п. 3 ст. 23).

Среда должна быть благоприятной, т.е. исключающей воздействие на человека вредных факторов, максимально приспособленной для его нужд и потребностей личного и материального характера. Добавим, что на практике необходимо избегать бездумного следования этому принципу с целью избежания проблемы сегрегации, т.е. принудительного отделения группы населения по тому или иному признаку, от общества (например, в интернате).

Добровольность  как принцип социального обслуживания состоит в том, что ни одному гражданину социальное обслуживание не может предоставляться без его согласия или согласия его законных представителей, опекунов или попечителей.

Этот принцип отражен в ст. ст. 14 и 15 Закона. Первоочередным и основным способом вступить в правоотношения по социальному обслуживанию для граждан является подача по собственной инициативе обращения о предоставлении социального обслуживания. До 01.01.2015 для оказания социальной помощи необходимо было личное обращение граждан. Согласно комментируемому Закону гражданин в случае отказа от навязываемых ему услуг обязан написать соответствующее заявление. Однако хочется верить, что на практике элемент принуждения к получению социальных услуг будет отсутствовать, а добровольность получения предполагаемых услуг не превратится в условную.


Так как социальное обслуживание является универсальным видом деятельности, связанным с разнообразными сторонами жизнедеятельности гражданина, можно выделить некоторые принципы теории социального обеспечения:

-общефилософские принципы – детерминизм, отражение, развитие;

-общие принципы общественных наук – социальная обусловленность, историзм, социальная значимость;

-содержательные принципы – справедливость, гуманизм, гармонизация личных, групповых и общественных интересов, альтруизм, самообеспечение;

-психолого-педагогические принципы – эмпатия, модальность, доверие, аттракция;

-методические принципы – дифференцированный подход, последовательность, преемственность, компетентность, непрерывность;

- организационные принципы – комплексность, всеобщность, солидарность, посредничество, вспоможение.

Таким образом, под принципами права социального обслуживания следует понимать руководящие начала, которые отражают сущность норм, регулирующих социально-обеспечительные отношения. Значение принципов заключается в том, что они закрепляют за гражданами РФ и других государств, а также лицами без гражданства право на социальное обеспечение без дискриминации по каким-либо признакам[9]. При этом социальное обслуживание дифференцировано по видам, что позволяет учесть потребности различных категорий нуждающихся в нем граждан. Кроме того, граждане могут защитить свое нарушенное право на социальное обслуживание посредством законодательно предусмотренных для этого механизмов, а также через общественные объединения повлиять на совершенствование системы социального обеспечения в государстве, «подтолкнув» представительные органы к принятию наиболее эффективных законов, отвечающих потребностям населения. В целом названные и другие принципы права социального обслуживание характеризуют социальную направленность политики государства, определяют, каким стандартам должны соответствовать правовые нормы и в каком направлении должно развиваться законодательство. Принципы также оказывают влияние на деятельность государственных органов и организаций, обеспечивая ее эффективность и охраняя граждан от различных злоупотреблений с их стороны. Однако представляется необходимым закрепить данные принципы на законодательном уровне, что позволило бы строить на их основе, как иные нормы права, так и деятельность государственных органов, а также восполнять пробелы в законодательстве в процессе правоприменения[10].


Функции социального обслуживания:

- Политическая функция. Ориентирована на создание условий, гарантирующих достойную жизнь каждому гражданину, а также на сближение социального уровня жизнеобеспечения разных слое населения. Эта функция направлена на стабилизацию общественных отношений в сфере социальной защиты граждан, она позволяет реализовать основные направления социальной политики через систему социального обеспечения.

- Экономическая функция. Заключается в предоставлении материальной поддержки отдельным категориям граждан в трудной жизненной ситуации; в замещении дохода, связанного с трудом в результате утраты лицом трудоспособности (инвалидность, в связи с возрастом, в следствие потери кормильца и т.д.); в частичном возмещении дополнительных расходов; в содействии развития отдельных отраслей народного хозяйства и производства в целом и т.д.

- Демографическая функция. Ориентирована на воспроизводство здорового поколения, росту народонаселения и продолжительности жизни граждан и т.д.

- Социально-реабилитационная функция. Характеризуется удовлетворением специфических потребностей нетрудоспособных и престарелых граждан. Проявляется в создании условий, способствующих охране здоровья населения и сохранению правового статуса граждан. Способствует восстановлению и поддержанию психических, физических, социальных возможностей человека.

- Защитная функция. Выражается в защите граждан в непростых жизненных ситуациях, помощи в решении возрастных, материальных, психологических, физических проблем.

- Адаптивная функция. Способствует активному приспособлению гражданина к новым условиям социальной среды с помощью социальных услуг.

- Диагностическая функция. Направлена на выявление реальных проблем граждан, их анализ и оценку. Определяет методы решения проблем.

- Коррекционная функция. Заключается в исправлении социально-психологических норм поведения и черт личности, не соответствующих принятым нормам.

- Превентивная функция. Направлена на поддержание нормального уровня жизни, предотвращение развития разнообразных жизненных коллизий между гражданами и лицами, относящимися к группам риска.

- Сопровождающая функция. Ориентирована на обратную связь гражданина и специалиста социальной службы с целью достижения желаемого результата.

- Патронажная функция. Заключается в постоянном наблюдении за гражданином с целью своевременного выявления социальной дезадаптации.


- Опекунская функция. Устройство недееспособных граждан и детей в опекунские семьи.

Духовно-идеологическая функция. Включает идеологическую, социально-психологическую, моральную подфункции. Социальное обслуживание как внешнее проявление деятельности государства реализует на практике его принципы и нравственное начало.

1.2 Формы и виды социального обслуживания в РФ.

Несмотря на практическое применение различных форм социального обслуживания, в законе 1995 года отсутствовало разделение по формам.

Закон 2013 года установил формы социального обслуживания.
Отличительной особенностью новой системы социального обслуживания является закрытый список видов социальных услуг. Некоторые формы социального обслуживания, содержание которых раскрывалось в законе о социальном обслуживании пожилых граждан и инвалидов, преобразовались в самостоятельный вид социальной услуги, например, социально-консультативная помощь или срочное социальное обслуживание[11].

Для осуществления социального обслуживания в настоящее время существуют специализированные учреждения, составляющие основу социальных служб. Все социальные учреждения от специализации и категории граждан носят типовые наименования и включают: специализированные учреждения социального обслуживания: дома-интернаты и пансионаты для престарелых, инвалидов, ветеранов войны и труда; реабилитационные центры; психоневрологические интернаты; дома-интернаты милосердия; дома-интернаты малой вместимости; геронтологические и геронтопсихиатрические центры; социально-оздоровительные центры; учреждения социального обслуживания, предоставляющих жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования (социальные квартиры, дома для одиноких престарелых граждан); учреждения полустационарного социального обслуживания на дому; учреждения социального обслуживания, оказывающие консультативную помощь[12].

Существуют различные виды социального обслуживания:

Социально-бытовые услуги. Основная функция – поддержание жизнедеятельности граждан в быту: содействие в получении преимуществ и льгот в социально-бытовом обеспечении; предоставление помещений для организации лечебных и реабилитационных мероприятий, бытового и культурного обслуживания, учебной и лечебно-трудовой деятельности; предоставление одежды и обуви, постельных принадлежностей; оказание социальных услуг в стационарных учреждениях индивидуального гигиенического характера лицам, не способным выполнять обычные процедуры по состоянию здоровья; предоставление транспорта и помощь при транспортировке; организация ритуальных услуг и т.д.