Файл: Социальное обслуживание населения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, КАК ИНСТИТУТ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

1.1 Понятие, принципы, функции и система социального обслуживания в РФ

1.2 Формы и виды социального обслуживания в РФ.

1.3 Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

2.1. Правовое регулирование социального обслуживания граждан в Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.

2.2. Проблемы и перспективы развития нормотворчества правового регулирования современного института социального обслуживания граждан в Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В разделе II Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. N 1618-р, признается взаимосвязь возникновения внутрисемейных конфликтов с экономическими проблемами, которые испытывает семья. Концепция рассматривает предоставление социальных услуг и реализацию мер, направленных на профилактику семейного неблагополучия, в качестве важного элемента в преодолении таких ситуаций. Своевременное предоставление социальных услуг семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, позволяет сократить численность детей, родители которых лишаются родительских прав, сократить число выявляемых детей-сирот[21].

Рассмотрим, каким образом проходит реализация положений Закона о социальном обслуживании и насколько велико проявление указанной дифференциации на примере организации социального обслуживания Самарской области.

Одним из направлений, позволяющих получить положительный эффект в сфере социального обслуживания, является формирование сбалансированной и эффективной системы управления качеством социальных услуг. Высокое их качество повышает статус доверия, надежности и известности конкретного учреждения социального обслуживания, свидетельствует о компетентности специалистов, отражает понимание специфики потребностей обслуживаемого контингента. В основе повышения качества деятельности учреждений лежит ее оценка. Показатели, отражающие деятельность учреждений социальной защиты, должны быть актуальными, компактными, сопоставимыми, служить основой прогнозирования и разработки проектов нормативных правовых актов, управленческих решений, демонстрировать  адекватность выбранной социальной политики и стратегии . К сожалению, научные разработки оценки эффективности и качества социальных услуг серьезно отстают от социальной практики.

Вопросы оценки эффективности деятельности учреждений социального обслуживания являются актуальными по ряду важных причин.

Во-первых, многолетнее развитие системы социальной помощи открывает перед практиками и теоретиками множество новых вопросов, связанных с функционированием существующей системы социальной защиты. Одним из таких важных вопросов является нахождение объективного подхода к оценке эффективности деятельности учреждений социальной сферы.

Во-вторых, концепция модернизации системы социальной защиты подразумевает повышение качества и доступности социальных услуг, что также ставит вопрос о важности точного расчёта такого показателя, как эффективность.


В-третьих, интеграция России в международное сообщество требует реализации «политики сравнений» в показателях решения социальных проблем в разных странах.

В-четвёртых, проблемы соотношения бюджетного финансирования, предпринимательской деятельности, привлечения благотворительных средств заставляют искать экономическую первооснову реализации различных проектов и программ, позволяющую с уверенностью судить о желаемых прерогативах формирования финансовой основы деятельности учреждений социальной защиты населения.

Критерии эффективности деятельности учреждений социального обслуживания имеют интегративный характер. С одной стороны, это система нормативных показателей и стандартов, отображающих эффективность процесса социального обслуживания, с другой стороны – система показателей, представляющих качественные и количественные индикаторы психологического, социально-экономического и другого состояния личности, семьи, социальной группы[22].

Трудности оценки эффективности, качества и результативность социальных услуг объясняются следующими причинами:

- заявительный принцип оказания услуг, выражающийся в необходимости обращения самого потребителя или его представителя, осложняет оценку степени охвата целевой группы;

- затрудняет разработку четких и прозрачных критериев оценки то, что социальные услуги не могут быть полностью формализованы;

- разнообразные внешние условия могут увеличивать или уменьшать вероятность положительных изменений;

- изменения в жизни людей часто имеют отсроченный во времени характер по отношению к моменту оказания услуги.

Е.Г. Васильева приводит следующие положения, лежащие в основе изучения эффективности работы учреждений социального обслуживания[23]:

1. К принципам, отвечающим основным задачам реализации социальной политики государства и определяющим эффективность и качество социальных услуг, относят адресность, результативность, доступность. Эти принципы являются ориентирами системы мониторинга.

2. Качество как деятельность, нацеленная на удовлетворение запросов клиента, определяется на основе систематизации результатов по объему и уровню предоставляемых услуг.

3. Под эффективностью понимают оптимальное соотношение ресурсных возможностей и результатов работы учреждения. Она определяются на основе показателей самооценки учреждений, статистических данных, показателей качества и экспертной оценки.


4. В ходе проведения мониторинга формируется интегральная система показателей, объединяющая данные самооценки учреждений, результаты анкетирования получателей услуг, качественные оценки удовлетворенности их потребителей.

5. Качество социальных услуг включает такие показатели самооценки, как целевые группы, количество и виды услуг, дополнительные услуги, уровень информационного сопровождения и материально-технического обеспечения.

6. Удовлетворенность работой учреждений подсчитывается на основе данных социологических опросов потребителей по таким параметрам, как качество услуги, качество работы персонала и руководства, доступность и адресность услуг и т.д[24].

О.Н. Веричева пишет о проведении независимой экспертизы показателей качества работы организаций социального обслуживания[25]. Как общая технология социальной работы, она опирается на следующие принципы:

1) законности;

2) открытости и публичности;

3) добровольности участия общественных объединений;

4) независимости мнений граждан, экспертов, общественных объединений;

5) полноты информации, используемой для проведения оценки;

6) компетентности и профессионализма членов общественного совета.

В регионе действует государственная программа «Развитие социальной защиты населения в Самарской области» на 2014-2019, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 23.07.2014 № - 418, в рамках которой предусмотрены мероприятия по оказанию услуг по социально-медицинскому обслуживанию на дому физическим лицам с онкологической патологией, тяжелыми формами сахарного диабета, бронхиальной астмой, психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы)[26].

На данные цели предоставляются субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям на конкурсной основе.

Победителем конкурса на протяжении ряда лет становится Самарское отделение Российского Красного Креста. Благодаря его работе ежегодно более 250 человек имеют возможность получить более 200 тысяч социально-медицинских услуг, что способствует решению актуальных проблем в сфере повышения качества жизни людей пожилого возраста и инвалидов. Наиболее востребованными из услуг являются: инъекции внутривенные, внутримышечные, подкожные; туалет больного; кормление ослабленных больных; стрижка волос, ногтей, бритье; купание лежачего больного; смена нательного и постельного белья.


В 2017 году Красный Крест выиграл субсидию в размере 5 619 500 рублей.

Организация данных услуг способствует улучшению качества жизни людей, страдающими психическими расстройствами, в привычной домашней обстановке, осуществлению наблюдения за их физическим и психологическим состоянием.

В настоящее время в регионе ведется активная работа по привлечению социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СОНКО) к оказанию услуг в социальной сфере.

На территории Самарской области весной 2017 года было зарегистрировано десять автономных некоммерческих организаций (далее – АНО). Уставная деятельность этих организаций предусматривает обеспечение прав граждан на получение социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, что аналогично деятельности государственных учреждений центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Самарской области (далее – ЦСО). Полномочия ЦСО по надомному социальному обслуживанию с 1 июля 2017 года переданы в АНО.

Главным итогом происходящего процесса является то обстоятельство, что социальные услуги нуждающимся в них гражданам по-прежнему предоставляются на тех же территориях, в том же объеме и на тех же условиях. Требования действующего федерального и регионального законодательства едины для всех организаций социального обслуживания.

В настоящее время все зарегистрированные АНО действуют на территории Самарской области по окружному принципу. При этом их подразделения функционируют в каждом муниципальном образовании области. Стоимость «гарантированных» социальных услуг для населения в результате преобразований осталась прежней. Процедура оформления на надомное социальное обслуживание, процесс предоставления социальных услуг также остались прежними.

Кроме того, в созданных АНО сохранены сложившиеся опыт и традиции социального обслуживания, кадровый состав организации, обеспечена преемственность взаимоотношений между социальными работниками и получателями социальных услуг.

АНО оказывают все виды социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала, срочные социальные услуги.

Оставшиеся полномочия ЦСО переданы в государственные учреждения, созданные путём присоединения ЦСО к центрам социальной помощи семье и детям – комплексные центры социального обслуживания населения.


Для пенсионеров, ведущих активный образ жизни, в комплексных центрах действуют отделения социальной реабилитации (полустационарное социальное обслуживание), на базе которых работают кружки и клубы по интересам, секции, компьютерные классы, проводятся массовые спортивные мероприятия, выставки, конкурсы, развивается социальный, в том числе «виртуальный» туризм, оборудованы комнаты эмоциональной разгрузки, социально-бытовой адаптации.

Для нуждающихся в неотложной социальной помощи в комплексных центрах работают отделения срочных социальных услуг, специалисты которых решают проблемы обеспечения техническими средствами реабилитации, организации санаторно-курортного лечения, оказания материальной, психологической помощи, оформления в пансионаты и т.п.

Передача надомного социального обслуживания позволила:

- увеличить долю и объём финансирования негосударственных организаций;

- расширить спектр социальных услуг, что будет способствовать развитию рынка, конкуренции, повышению доступности и качества услуг;

- повысить долю граждан, получивших социальные услуги;

- оптимизировать расходы бюджетных средств;

- обеспечить возможности получения дополнительных ресурсов в виде грантовой, имущественной и иных форм поддержек, предусмотренных действующим законодательство для некоммерческих организаций;

- обеспечить возможности для участия поставщика социальных услуг в различных программах кредитования.

Для получения социального обслуживания на дому или полустационарного социального обслуживания необходимо обратиться с заявлением в территориальные комиссии министерства (далее – комиссия), работа которых, для удобства жителей области, организована во всех муниципальных образованиях в помещениях Комплексных центров социального обслуживания населения.

На основе заявления и необходимых документов комиссией оформляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг (ИППСУ), содержащая перечень рекомендуемых услуг. В случае если гражданин нуждается в услугах ЦСО, он должен обратиться в ЦСО с ИППСУ и документом, удостоверяющим его личность.

Согласно законодательству, общий срок признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и оформления ИППСУ составляет не более 10 рабочих дней. При представлении ИППСУ в ЦСО договор на предоставление социальных услуг оформляется в течение суток.

Самарская область стала первым регионом России, где был принят закон «Об организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов».