Файл: Социальное обслуживание населения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, КАК ИНСТИТУТ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

1.1 Понятие, принципы, функции и система социального обслуживания в РФ

1.2 Формы и виды социального обслуживания в РФ.

1.3 Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

2.1. Правовое регулирование социального обслуживания граждан в Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.

2.2. Проблемы и перспективы развития нормотворчества правового регулирования современного института социального обслуживания граждан в Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Социально-медицинские услуги. Ориентированы на поддержание и по возможности - улучшение здоровья граждан: предоставление санитарно-гигиенических услуг (обмывание, обтирание, причесывание, гигиенические ванны и др.); содействие в проведении медико-санитарной экспертизы; госпитализация в лечебно-профилактические учреждения; организация медицинского консультирования; содействие в прохождении диспансеризации; содействие в получении протезно-ортопедической, зубопротезной, слухопротезной помощи; организация медико-санитарного обследования; организация лечебно-трудовой деятельности; организация экстренной медицинской помощи и многое другое.

Социально-психологические услуги. Направлены на организацию мероприятий по коррекции психологического состояния граждан: психологическая диагностика и коррекция; социально-психологическое консультирование; социально-психологический патронаж; психотерапевтическая помощь; психологические тренинги; экстренная медицинско-психологическая помощь; предоставление психологической помощи (общение, беседы, подбадривания, мотивация к активности и т.д.).

Социально-педагогические услуги. Включают мероприятия, направленные на профилактику девиаций в поведении и нарушений личного развития граждан: социально-педагогические консультирование, диагностика и обследование; педагогическая коррекция; социально-педагогический патронаж; анимационные услуги (посещение театров, выставок, экскурсии, организация праздников и др.); обучение инвалидов применять технические средства реабилитации; профессиональное консультирование и профессиональная реабилитация инвалидов; содействие в организации для детей-инвалидов обучения на дому и т.д.

Социально-экономические услуги. Их цель – поддержание и улучшение жизненного уровня населения. К социально-экономическим услугам относятся: содействие в получении пособий, льгот, консультаций, алиментов и др.; оказание материальной помощи; содействие в обеспечении слуховыми аппаратами, протезно-ортопедическими изделиями, очками; улучшение жилищных условий; консультирование по вопросам самообеспечения, развития семейного предпринимательства; содействие в трудоустройстве и т.д.

Социально-правовые услуги. Направлены на изменение или поддержание правового статуса, защиту законных прав граждан, оказание юридической помощи. К социально-правовым услугам относятся: консультирование по вопросам, относящихся к правам на социальное обслуживание; оказание помощи в подготовке жалоб на бездействие или определенные действия работников социальных служб; помощь в оформлении документов; консультирование по поводу пенсионного обеспечения; содействие в получении льгот и преимуществ, установленных законодательством; содействие в получении медицинского полиса и т.д.


Социальное обслуживание семей включает следующие подвиды: социальное обслуживание малообеспеченных семей; семей инвалидов; семей с детьми инвалидами; семей, в состав которых входят ВИЧ- инфицированные лица; семей, в состав которых входят лица с устойчивой наркотической или алкогольной зависимостью; семей с беспризорными, безнадзорными детьми н д[13]р.

Социальное обслуживание граждан подразделяется на: социальное обслуживание инвалидов; граждан пожилого возраста, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; детей-сирот; детей, оставшихся без попечительства родителей; безнадзорных и беспризорных детей; несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; детей, подвергшихся жестокому обращению в семье; малообеспеченных; граждан без определенного места жительства и занятий; мигрантов; женщин, подвергшихся психическому или физическому насилию; граждан, оказавшихся в экстремальной ситуации (пострадавших от стихийных бедствий, катастроф, вооруженных и межэтнических конфликтов, беженцев и вынужденных переселенцев и т. д.)[14].

Закон 2013 года сохраняет бесплатную основу всех форм социальных услуг только для ограниченной категории получателей услуг, коими являются несовершеннолетние и лица, которые пострадали в результате чрезвычайных ситуаций.

Расширить круг лиц, получающих услуги бесплатно, могут субъекты РФ. Закон о социальном обслуживании сохраняет право некоторых категорий на получение некоторых видов социальных услуг бесплатно. Например, инвалиды и ветераны ВОВ имеют право на получение социальных услуг на дому и в полустационарной форме на безвозмедной основе, инвалиды с детства обладают право на получение услуг бесплатно в стационарной форме.

Законом ограничивается предельная плата за оказание социальных услуг, которая не должна превышать пятидесятипроцентной разницы между размером среднедушевого дохода клиента и полтора прожиточных минимума для социальных услуг на дому и в полустационаре, или не выше семидесяти пяти процентов среднедушевого дохода клиента в случае получения услуги в стационаре[15].

В настоящее время приобретает особую значимость проблема реформирования системы социальных услуг населению.

Деятельность социального обслуживания включает в себя следующие недостатки:

1. нехватка финансирования сферы социального обслуживания;

2. кадровый дефицит социальных работников и отсутствие эффективной системы переподготовки сотрудников социального обслуживания;


3. наличие очередей в центрах социального обслуживания;

4. плохое материально-техническое оснащение учреждений социального обслуживания;

5. отсутствие связи между системой социального обслуживания и медицинскими учреждениями.

1.3 Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания.

Анализ положений Федерального закона свидетельствует о закреплении на федеральном уровне значительного числа норм рекомендательного характера, реализация которых на местах должна осуществляться путем нормотворчества субъектов Российской Федерации (Приложение 1).

Дополнительно к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ отнесено также решение достаточно широкого круга и иных вопросов, среди которых:

1) определение уполномоченного органа субъекта РФ, в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы;

2) координация деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, в субъекте Российской Федерации;

3) утверждение регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в связи с реализацией полномочий субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания;

4) утверждение нормативов штатной численности организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации, нормативов обеспечения площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг указанными организациями;

5) разработка, финансовое обеспечение и реализация региональных программ социального обслуживания;

6) утверждение порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания с указанием органа субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление такого контроля;


7) установление предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно;

8) утверждение размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания, а также ряд иных полномочий организационно-технического характера.

Создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания закреплено в совместную компетенцию Российской Федерации и ее субъектов[16].

В указанных условиях федеральное законодательство, оставив за собой лишь установление рамочных (рекомендательных) положений в области социального обслуживания, делегирует достаточно широкие полномочия по реализации данного вида социального обеспечения субъектам РФ, а также предоставляет большие возможности для участия в социальном обслуживании коммерческих структур, стимулируя тем самым развитие в данном виде социального обеспечения государственно-частного партнерства[17].

Как известно, экономическое развитие в Российской Федерации ее субъектов и уровень жизни граждан в них далеко не единообразны, что естественным образом должно отражаться на дифференциации показателей социального обслуживания.

Таким образом, новым витком в развитии системы социального обслуживания стало принятие нового федерального закона «Об основах социального обслуживания населения», который позволил более глубоко внедрить принцип адресности при оказании социальных услуг, а также вывел из оборота понятие видов социального обслуживания, которые ранее были основой для принятия нормативно-правовых актов в этой области и создал возможность для формирования негосударственного сектора социального обслуживания.

Нововведением закона стало четкое разграничение предмета ведения в области социального обслуживания федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ. Так, федеральные органы устанавливают минимальные требования к социальным услугам, в то время как региональные органы занимаются реализацией социального обслуживания на уровне, соответствующем законодательству, а также региональные органы получили возможность устанавливать требования к социальному обслуживанию более высокие, с учетом региональной специфики.

Новый закон также возлагает на федеральные и региональные органы обязанность по составлению реестра поставщиков социальных услуг, расширяя возможности для негосударственного сектора, т.к в соответствии с законом в данный реестр могут быть включены помимо государственных организаций социального обслуживания, любые юридические лица и предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.


ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

2.1. Правовое регулирование социального обслуживания граждан в Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.

Конституция РФ закрепила положения о Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7)[18].

Особое место в системе социального обеспечения России занимает социальное обслуживание, предусматривающее предоставление определенным категориям населения (инвалидам, престарелым, лицам со сложной семейной ситуацией и др.) социальных услуг, направленных на удовлетворение основных потребностей нуждающихся в таких услугах лиц.

Наиболее нуждающимися лицами в социальном обслуживании не только в России, но и во всем мире признается малообеспеченное население, которое в силу отсутствия достаточности денежных средств и при наличии сложных жизненных обстоятельств (болезнь, инвалидность, преклонный возраст и др.) не может позволить себе приобрести необходимые услуги в социальном обслуживании за счет личных средств[19].

Так, согласно Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2016 г. N 164-р[20], по состоянию на 1 января 2015 г. в Российской Федерации насчитывалось свыше 3,7 тыс. организаций социального обслуживания для граждан старшего поколения и инвалидов различного профиля. В системе стационарных организаций социального обслуживания граждан старшего поколения с постоянным проживанием (домах-интернатах, геронтологических центрах, специальных домах для пожилых людей и др.) социальные услуги получали свыше 247 тыс. граждан. Дополнительно ежегодно на дому получают социальные услуги 1,2 млн. человек.