Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 1
3. Место права социального обеспечения в системе российского права и место правовых норм о социальном обслуживании в системе отрасли права социального обеспечения.
Говоря о правовой подсистеме, отметим, что о месте законодательства о социальном обслуживании в системе российского законодательства единого мнения не существует. Так, Т. А. Анбрехт полагает, что законодательство о социальном обслуживании относится к административному законодательству
Г. Г. Пашкова убеждена[35], что ФЗ № 442 перевел социальное обслуживание в договорную сферу, т. е. в сферу действия гражданского законодательства.
С нашей точки зрения, в данном случае имеет место комплексное правовое регулирование общественных отношений. Иными словами, отношения в сфере социального обслуживания граждан регулируются нормативными правовыми актами нескольких отраслей законодательства, и речь должна идти о межотраслевом, комплексном регулировании. Административное законодательство, например, распространяется на отношения между федеральными органами исполнительной власти и организациями социального обслуживания, находящимися в их ведении, а также органами исполнительной власти субъектов РФ. Кроме того, оно распространяется на отношения органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций, находящихся в их ведении. Отношения по финансированию социального обслуживания находятся под воздействием финансового законодательства, а отношения по предоставлению гражданам отдельных видов социального обслуживания – нормативных правовых актов жилищного, семейного, трудового законодательства, законодательства о социальном обеспечении, о занятости населения. Если же речь идет о получении гражданами отдельных видов социального обслуживания за полную стоимость, то здесь мы имеем дело с гражданским законодательством.
Вопрос о месте правовых норм о социальном обслуживании в системе отрасли права социального обеспечения решать лишь в контексте ФЗ № 442 нельзя, ибо (как уже отмечалось ранее) социальное обслуживание включает не только предусмотренные в ФЗ № 442 виды обслуживания, но и другие. К тому же следует решить:
1) составляют ли нормы права о социальном обслуживании правовой институт отрасли права социального обеспечения либо генеральный институт или подотрасль; 2) какова структура этого правового образования?
Значительное развитие правовых норм о социальном обслуживании за последние годы позволяет согласиться с мнением ряда юристов о том, что эти нормы в совокупности составляют генеральный институт в составе особенной
части отрасли права социального обеспечения.
Сложнее обстоит дело со структурой этого генерального института. Одни ученые за основу его структуры берут субъекты обеспечения и выделяют правовые институты социального обслуживания престарелых, инвалидов и детей, другие – как формы и виды социального обслуживания, так и его субъекты.
Они выделяют следующие правовые институты: стационарное и полустационарное обслуживание; социальная помощь на дому; срочная социальная помощь; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации; протезно-ортопедическая помощь; социальное обслуживание детей. С такой классификацией можно согласиться лишь отчасти. Конечно, найти одно основание классификации (формы, виды или субъекты социального обслуживания) трудно.
В связи с этим, на наш взгляд, следует объединить некоторые формы и виды социального обслуживания, а также ввести в эту сферу более современную терминологию.
С учетом изложенного считаем, что в состав генерального института социального обслуживания должны входить такие правовые институты, как стационарное социальное обслуживание; социальное обслуживание на дому; протезирование и ортезирование; обеспечение граждан специальными транспортными средствами; профессиональная реабилитация и абилитация; ритуальные услуги.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Развитие сферы социального обслуживания в России приходится на 90-е годы 20 века. В это время в следствии социально-экономических реформ большая часть граждан страны оказалась в весьма бедственном положении.
По темпам развития социальных услуг Россия несколько отставала от других стран. Социальное обслуживание становится одним из основных направлений социальной политики, ориентированной на социальную защиту населения. Прежде всего, социальное обслуживание связано с функционированием социальных служб и органов управления социальной защиты, что выражается в предоставлении социальных услуг, осуществлении социальной адаптации и поддержки граждан, нуждающихся в помощи и находящихся в трудной ситуации.
Трансформация социально-экономических, политических отношений, духовных ценностей, изменившееся социальное пространство большей части населения потребовало удовлетворения основных социальных потребностей граждан, особенностей деятельности социальных служб в условиях кризисного социума, нового объяснения явлений природы.
Социальное обслуживание выступает специфической разновидностью социальной деятельности. Это сложная система, включающая различные и многочисленные связи, взаимоотношения между отдельными частями, блоками и компонентами, с присущими только ей специфическими функциями. Для связей между элементами системы социального обслуживания характерны внутренняя организация, порядок, направленность на реализацию функций по предоставлению социальных услуг, функций социальной адаптации, реабилитации и ресоциализации.
Социальное обслуживание нацелено на обеспечение населения необходимыми социальными услугами должного качества, создающими условия для развития человеческого «капитала», изменяющими или сохраняющими социальное положение социальных коллективов, общностей, социально-профессиональных, социально-демографических групп населения, его слоев, личности. Деятельность социального обслуживания определяется как потребностями отдельных уровней, так и всего общества в целом и зависит от ряда факторов: политических, демографических, социально-экономических, социально-психологических, морально-этических, экологических, религиозных и т.д.
В настоящее время присутствуют определенные проблемы актуализации аспектов системного подхода, показывающие необходимость институционализации социального обслуживания, субъективные и объективные факторы становления; методологические неточности в схеме «социальная защита – социальное обслуживание – социальные услуги».
Социальное обслуживание только тогда может стать социальным институтом, когда каждый гражданин общества сможет удовлетворить потребности в социальных услугах.
В основе формирования института социального обслуживания находятся следующие основные потребности: получение разных видов социальных услуг; перераспределение общественных благ; защита от нестабильного социально-экономического положения; индивидуальность в предоставлении социальных услуг; контроль за девиантным поведением; реализация модели сотрудничества при осуществлении социальной работы; управление социальным процессом расслоения общества; воспитание квалифицированных сотрудников в сфере социального обслуживания и т.д.
Социальное обслуживание является социальным институтом, если обеспечивает воспроизводство норм, правил, образцов, стандартов жизни, необходимых для овладения многочисленными социальными ролями, обозначает социальные статусы в процессе сервисной социализации, регулирует различные уровни взаимодействия с другими институтами. В настоящее время наблюдается переход к современной модификации традиционного института социального обслуживания. Традиционный институт являлся в основном институтом вспоможения, осуществляющим социозащитную и адаптационую функции.
Современный модифицированный институт социального обслуживания – это, прежде всего, стратификационный институт, который способствует, используя методы сервисной социализации, воспроизводству общества, разделению различных социальных групп соответственно с уровнем социальной субъектности и потребностями в социальном обеспечении.
Социальное обслуживание является сложной системой, которая появляется и изменяется в результате взаимодействия индивидов, их деятельности. При этом индивиды могут выступать как объектами, так и субъектами деятельности.
Дальнейшее развитие системы социального обслуживания должно основываться на определенных принципах: принципе профессионализма работников сферы социальных услуг, аксиологическом принципе иерархии общественных, групповых, личностных ценностей; культурно-логическом принципе, выражающемся в культурном уровне работников сферы социального обслуживания и их клиентов; принципе интернальности и т.д..
В современной теоретической науке принято полагать, что социальное обслуживание является направлением социальной работы, частью социальной политики государства, в рамках которого государством оказывается социальная помощь и поддержка нуждающемуся в этом населению с целью его адаптации и гармоничного развития.
Особенности социального обслуживания кроются в его понимании. Поскольку социальное обслуживание считается частью социальной политики государства, то ведущую роль в данном направлении деятельности имеет государство. Институт негосударственных организаций социального обслуживания только начал свое формирование.
Несмотря на относительную молодость института негосударственного социального обслуживания, он призван дополнить государственную систему социального обслуживания, разнообразив содержание социальных услуг, увеличив объем услуг и улучшив их качество и качество предоставления услуг.
В настоящее время система социального обслуживания претерпевает изменения, находясь в процессе формирования сети социальных учреждений, учитывающих при оказании социальных услуг, специфику субъектов РФ, их экономического положения, особенностей культуры и климата и т.д.
Система социального обслуживания в нашей стране начала свое становление в период кризисов, как экономических, так и социокультурных, что потребовало изменения концептуальной основы социальной работы и формированию кадровой основы, а также изменения нормативно-правовой базы в области социального обслуживания. В настоящий момент экономическая ситуация в России определяет масштабы, содержание и специфику социальных услуг, оказываемых населению. Текущая экономическая ситуация характеризуется: наращиванием масштабов социального обслуживания, увеличением количества социальных услуг; увеличением количества населения, нуждающегося в социальной поддержке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) , (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru
- Европейская социальная хартия ETS N 163 (пересмотренная) (Страсбург, 3 мая 1996 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). 2010. N 8. Ст. 781.
- Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007.
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6724.
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // СПС "КонсультантПлюс".
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ(ред. от 18.04.2018)"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822,
Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "О государственной социальной помощи"// "Российская газета", N 142, 23.07.1999
- Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" // СПС "КонсультантПлюс".
Постановление Правительства РФ от 24.11.2014 N 1236 "Об утверждении Примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг" // СПС "КонсультантПлюс".
- Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2014 г. N 1236 "Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социального обеспечения" // СЗ РФ. 2014. N 48. Ст. 6872.
- Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2016 г. N 164-р // СЗ РФ. 2016. N 7. Ст. 1017.
Приказ Минтруда России от 24.11.2014 N 940н "Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений" // СПС "КонсультантПлюс".
Письмо Минтруда России "Об обеспечении реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов и качества услуг в социальной сфере, оптимизацию бюджетной сети, а также корректировку планов мероприятий ("дорожных карт"), касающихся изменений в отраслях социальной сферы" от 07.03.2014 N 12-0/10/П-1077 // СПС "КонсультантПлюс".