Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 1
Приемная семья является формой жизнеустройства и социального обслуживания и предоставляет собой совместное проживание и ведение общего хозяйства лица, оказывающего социальные услуги, и лица, нуждающегося в социальных услугах.
Подопечными в приемной семье чаще всего становятся одинокие престарелые граждане в возрасте 50 – 100 лет, проживающие в ветхих домовладениях без удобств, либо лишившиеся собственного жилья. Поэтому 65% таких приемных семей проживают у лиц, оказывающих социальные услуги. Это позволяет не только обеспечить подопечных необходимым социальным уходом, но и значительно улучшить условия их жизни.
В рамках приемной семьи предусмотрено денежное вознаграждение лицам, оказывающим социальные услуги, которое в настоящее время составляет 3359 рублей в месяц.
С 2009 по 2017 г. было создано 575 приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов.
Сегодня из общего числа лиц, оказывающих социальные услуги в рамках приемной семьи: 47% - пенсионеры, 36% - работающие, 14% - безработные. Из общего числа лиц, получающих социальные услуги в рамках приемной семьи: 45% - инвалиды, 33% - пенсионеры, 14% ветераны Великой Отечественной войны, 8% - инвалиды вследствие психических заболеваний.
Одновременно в приемной семье могут проживать при наличии соответствующих условий до 4 подопечных. В настоящее время в 7 семьях проживают по 2 подопечных.
Реализация Закона Самарской области показала, что создание приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов способствует повышению качества жизни одиноких и одиноко проживающих пожилых граждан и инвалидов, нуждающихся в постоянной посторонней помощи, трудовой занятости населения, а также снижению очерёдности в пансионаты.
Самарская область вошла в число 17 пилотных территорий, реализующих эксперимент по оказанию социальной помощи пожилым малоимущим гражданам на основе социального контракта.
Социальная помощь на основании социального контракта оказывается малоимущим семьям с детьми, с неработающими пенсионерами и инвалидами, а также одиноко проживающим пенсионерам и инвалидам Самарской области с 2010 года.
Оказание помощи осуществляется посредством предоставления малоимущим гражданам единовременной денежной выплаты и социальных услуг, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации.
Максимальная сумма денежной выплаты в 2010-2012 годах составляла 25 тысяч рублей. В 2013 году размер выплаты был увеличен до 35 тысяч рублей. В 2016 году в связи с ростом цен на сельскохозяйственных животных, технику и оборудование, в качестве меры по повышению эффективности оказания помощи размер выплаты на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности и ведение личного подсобного хозяйства (приобретение крупного рогатого скота) был увеличен до 50 тысяч рублей.
За истекший период количество малоимущих семей, получивших социальную помощь по социальному контракту, возросло с 77 в 2010 году до 1613 семей в 2016 году. В 2017 году помощь уже получили 1143 семьи, при этом средний размер выплаты составил 33 091 рубль[27].
Из общего числа получателей социальной помощи 94 % - малоимущие семьи с детьми, из них:23% – многодетные семьи, 26% – неполные семьи;
4% - семьи с неработающими пенсионерами и инвалидами; 2 % - одиноко проживающие пенсионеры и инвалиды.
Из общего количества заключенных социальных контрактов (10 677):
- ведение личного подсобного хозяйства – 9825 (92 %);
- прохождение профессиональной подготовки переподготовки – 124 (1,2%);
- осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности –54 (0,5 %);
- осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (в нашем регионе распространена практика заключения социального контракта на установку приборов учета энергоресурсов, а также приобретение и установку газовых котлов) – 674 (6,3 %).
Практика показала, что социальный контракт являются востребованной мерой поддержки среди жителей региона, поскольку позволяет повысить доходы малообеспеченной семьи и выйти из трудной жизненной ситуации.
Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области был предложен проект независимой оценки деятельности учреждений социальной защиты, цель которого - отработка вопросов для подготовки методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества работы учреждений социального обслуживания на практике.
В рамках выполнения выпускной квалификационной работы нами была проведена независимая оценка деятельности одного из центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Самарской области. Оценка осуществлялась с опорой на критерии, выделенные Министерством социально-демографической и семейной политики. Выборку исследования составили 30 сотрудников и 30 клиентов Центра.
Всего учреждением в ходе независимой оценки получено 72 балла из 100, что является довольно высоким показателем. Внешняя независимая оценка эффективности деятельности Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов показала, что снижение интегральной оценки обусловлено двумя показателями – недостаточным информированием потребителей услуг о работе Центра и длительным ожиданием получения услуги.
Нами также было проведено анкетирование сотрудников и клиентов Центра по дополнительным вопросам. Резюмируя результаты анкетирования сотрудников Центра, можно сказать, что:
- услуги Центра доступны всем желающим при условии проявления активности с их стороны потребителя услуги;
- обслуживание клиентов ведется персоналом соответствующей квалификации, имеет четко сформулированную цель и назначение, основывается на уважении к личности каждого клиента;
- подавляющее большинство опрошенных считают, что оценивать уровень социального обслуживания необходимо и делать это должны клиенты социальных служб путем анонимного опроса;
- оценивать работу сотрудников нужно только внутри самой службы, открыто обсуждать критерии оценки с привлечением всех заинтересованных сторон и напрямую связывать величину оплаты труда с оценкой качества работы;
- все респонденты считают, что нельзя поручать оценку деятельности социальных служб специалистам со стороны;
- большинство сотрудников считают, что для улучшения социального обслуживания нужно повысить зарплату работникам и регулярно повышать их квалификацию.
- анализ условий успешности сотрудников социальной службы показал, что первое место занимает продолжительный опыт работы, способность ладить с коллегами, знания причин и характера социальных проблем, совершенство в овладении технологиями социальной работы.
2.2. Проблемы и перспективы развития нормотворчества правового регулирования современного института социального обслуживания граждан в Российской Федерации.
Система социального обслуживания в нашей стране начала свое становление в период кризисов, как экономических, так и социокультурных, что потребовало изменения концептуальной основы социальной работы и формированию кадровой основы, а также изменения нормативно-правовой базы в области социального обслуживания.
В настоящий момент экономическая ситуация в России определяет масштабы, содержание и специфику социальных услуг, оказываемых населению.
Текущая экономическая ситуация характеризуется:
- наращиванием масштабов социального обслуживания,
- увеличением количества социальных услуг;
- увеличением количества населения, нуждающегося в социальной поддержке.
Социальное обслуживание представляет собой сложную целостную систему, эффективность которой зависит от ее структуры и выполняемых функций. К сожалению, до сих пор остаются нерешенными проблемы распределения полномочий в рассматриваемой сфере между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, споры о месте законодательства о социальном обслуживании в системе российского законодательства, о месте правовых норм о социальном обслуживании в системе отрасли права социального обеспечения, а также некоторые терминологические вопросы. Рассмотрим их.
1. Проблемы определения содержания социального обслуживания и его структуры.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г.№ 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее –ФЗ № 442) имеет ряд серьезных недостатков.
Так, наименование Закона не соответствует его содержанию. Речь в нем идет лишь о некоторых видах социального обслуживания. В Законе отсутствуют правовые нормы о таких видах социального обслуживания, как протезирование и ортезирование, предоставление специальных транспортных средств инвалидам, профессиональная реабилитация и абилитация, ритуальные услуги. Такое широкое понимание социального обслуживания поддерживается в российской юридической литературе и литературе ряда зарубежных стран.
На наш взгляд, ФЗ № 442 следовало бы назвать «Об основах предоставления гражданам отдельных социальных услуг в системе социального
обслуживания», а в будущем ввести в него правовые нормы о других видах социального обслуживания. Указанный недостаток ФЗ № 442 свидетельствуют об отсутствии в правотворчестве связей между разработчиками федеральных законов, представителями науки права социального обеспечения и представителями юридических вузов, а также учета опыта зарубежных стран в данной сфере.
Проведем анализ ФЗ № 442 и принятых в его развитие федеральных подзаконных нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов субъектов РФ. Начнем с того, что данное в ст. 3 ФЗ № 442 определение понятия социального обслуживания как деятельности по предоставлению социальных услуг гражданам не выдерживает никакой критики. Мы согласны с Е. А. Токаревой, считающей, что родовым признаком социального обслуживания является «вид социального обеспечения», а не деятельность по предоставлению социальных услуг[28].
К тому же содержание социального обслуживания ограничено предоставлением социальных услуг, что не соответствует реальности. В ст. 5 ФЗ № 442, к сожалению, мы вновь сталкиваемся с тем, что название статьи не соответствует ее содержанию. В ней речь идет не о системе социального обслуживания, а лишь об одной из ее подсистем – управлении. Что касается определений понятия этой системы, ее основных частей и подсистем, то с учетом имеющихся исследований системы социального обеспечения и пенсионной системы и содержания ФЗ № 442 представляется целесообразным определить систему социального обслуживания как систему взаимодействующих и взаимосвязанных финансовых источников, органов и организаций, субъектов и видов социального обслуживания, информационных сведений и нормативных правовых актов, направленных на реализацию прав граждан в сфере социального обслуживания.
В системе социального обслуживания Законом выделяются две части: государственная и негосударственная, а также (исходя из логики законодателя) подсистемы финансирования, управления, субъектов социального обслуживания, видов социального обслуживания, информационная и правовая подсистемы (они присутствуют как в государственной, так и в негосударственной частях системы социального обслуживания.)
При этом законодатель не выделяет муниципальную часть системы социального обслуживания (в Законе нет даже упоминания о муниципальных организациях социального обслуживания). Хотя, с нашей точки зрения, она должна быть, и остается только гадать, по каким причинам она отсутствует. Возможно, чтобы не перегружать органы местного самоуправления полномочиями, которых у них и так достаточно, а соответствующих материальных и финансовых ресурсов явно не хватает.
Обратим внимание на то, что отсутствие в ФЗ № 442 муниципальной части системы социального обслуживания заметили не все исследователи. М. Г. Чельцова, например, утверждает, что в России муниципальные социальные службы существуют. Они якобы включают учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самоуправления (в статье –«органы местного самообслуживания»)[29].
Ряд авторов полагает, что отсутствие в Законе муниципальной части системы социального обслуживания РФ не согласуется с существующей в части регионов практикой, когда государственные полномочия субъектов РФ по социальному обслуживанию делегируются органам местного самоуправления. Мы убеждены, что так как граждане проживают в муниципальных образованиях, то ближе всего к ним находятся именно органы местного самоуправления.