Файл: Моделирование товарного ассортимента предприятия и его прогнозная оценка.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты формирования, планирования и управления товарного ассортимента предприятия.
1.1 Формирование товарного ассортимента
1.2 Планирование товарного ассортимента
1.3 Управление товарным ассортиментом
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ основных финансовых и экономических показателей
3. Разработка мероприятий по совершенствованию ВКЗ «ВИКОН»
3.1 Разработка мероприятия по совершенствованию деятельности предприятия
Глядя на таблицу видно, что наибольший процент в реализации и доходах имеют товары из блока А: виноградные и плодовые винные изделия - 80%. Вторая товарная группа состоит из двух пунктов , - это ягодные и растительные винные изделия. Ели товар одной группы перейдёт в другую, это подразумевает разнообразие бизнес- кейсов и невозможность ориентации на единственное зафиксированное как универсальное соотношение границ групп классификации по накопленному значению качественного критерия.
Усилия предприятия должны быть сосредоточены на товарах из подгрупп, вошедших в блоки А и В, по ним целесообразно тщательно отслеживать динамику продаж, колебания спроса, широту и глубину ассортимента по товарным группам и маркам, миграцию отдельных товаров и торговых марок из группы в группу, отслеживать влияние различных маркетинговых мероприятий на темпы продаж. Для товаров группы В, которая обеспечивает средний вклад в совокупный доход (около 15%),все силы должны направляются на перевод в более доходную группу. Что касается блока С, то рационально производить политику его сокращения для с малым количеством отдачи затрат за счет удаления из ассортимента товаров, которые находятся в стадии упадка своего жизненного цикла.
АВС - анализ позволяет оптимизировать товарный ассортимент на ближайшую перспективу, а для устойчивого положения на рынке любой компании необходимо иметь портфель товаров, сбалансированный таким образом, чтобы в нем находились товары с различными этапами своего жизненного цикла.
3. Разработка мероприятий по совершенствованию ВКЗ «ВИКОН»
3.1 Разработка мероприятия по совершенствованию деятельности предприятия
Успешное функционирование любого предприятия в большинстве случаев зависит от разработанных мероприятий по совершенствованию его деятельности и для совершенствования деятельности предприятия «ВИКОН» была разработана анкета, которая включала в себя 5 вопросов , было опрошено 30 человек в возрасте от 20 до 60 лет.
По данным опроса было выявлено, что большинство потребителей знают о существовании завода «ВИКОН». Пробовали продукцию данного завода и довольны качеством продукции и ценами установленными на нее. Знают о всех марках коньяка, выпускаемыми ВКЗ «ВИКОН». Также было выявлено, что 50% (15 человек из 30 опрошенных) опрошенных предпочитают торговую марку «Corvoisier L’esprit», 20% (6 человек из 30 опрошенных ) предпочитают коньяк «Трофейный», 15%(около 5 человек из 30 опрошенных) -коньяк «Инстербург», 10% (3 человека из 30 опрошенных) - коньяк «Век Буржуазии», и лишь 5% (2 человека из 30 опрошенных)- коньяк «Франко-Русский.
На рисунке 6 представлена диаграмма о предпочтении потребителей торговых марок коньяков, выпускаемых ООО винно-коньячным заводом «ВИКОН».
(Приложение 14)
Вырученные денежные средства организации на конец 2013года составила 28796 тыс. руб., на конец 2014года 31254 тыс. руб., на конец 2015 года 32458 тыс. руб. таким образом прирост на период с 2013-2015гг.составил 3662 тыс. руб.
Себестоимость на конец 2013года составила 22465 тыс. руб., на конец 2014года 25896 тыс. руб., на конец 2015года 26000 тыс. руб. Прирост на период с 2013-2015 гг. составил 3535 тыс. руб.
Получение денежных средств на организации на конец 2014 года составила 1850 тыс. руб., на конец 2014 года 2240 тыс. руб., на конец 2015 года 2896 тыс. руб.
Чистая прибыль на конец 2013 года составила 500 тыс. руб., на конец 2014 года 750 тыс. руб., на конец 2015 года 1591 тыс. руб.
Глядя на диаграмму мы видим, что потребители отдают свое предпочтение в основном таким коньякам как «Corvoisier L’esprit» (50%), «Трофейный» (20%), и «Инстербург» (15%), а вот коньякам «Франко-Русский» (5%), и «Век Буржуазии» (10%), предпочтений меньше, но это связано не с качеством данной продукции, так как это высококачественные коньяки , а с ценой на них, которая очень высока.
Также по данным АВС- анализа видно, что наибольший доход приносят коньяки из категории А . Это коньяки «Corvoisier L’esprit», «Инстербург», «Трофейный». Меньший доход приносят коньяки из категории В и С: «Век Буржуазии» и «Франко-русский».
Для повышения предпочтения потребителями коньяков «Век Буржуазии» и Франко- Русский» организации необходимо провести анализ ценовой политики, что скорей всего приведёт к снижению цены на эти товары; так же необходим анализ маркетинговой политики,- больше рекламировать товар и ввести для постоянных покупателей специальную карту. Так же на данную продукцию нужно делать скидки и разнообразные акции, возможна и дегустация продуктов, чтобы в дальнейшем потребители отдали потребители отдали своё предпочтение этой продукции за особое качество в соотношении с ценой.
3.2 Формирование выгодной политики ВКЗ «ВИКОН»
Кроме АВС – анализа для отслеживания динамики товарного ассортимента может применяться метод планирования ассортимента основанный на определении точки безубыточности. Значение этого метода возрастает при необходимости заменить какой - либо товар на его аналог, по каким- либо причинам или уменьшить его долю в общем объёме реализации. Расчет точки безубыточности с учетом возможных изменений позволяет просчитать их эффективность, возможность сохранения достигнутых уровней финансовых результатов на достигнутом уровне: величина выручки, уровень прибыли.
Для того, чтобы рассчитать точку безубыточности были взяты коньяки во-шедшие в категорию В и С «Франко-русский» и «Век Буржуазии» ABC- анализа, а для сравнения коньяк из категории А «Corvoisier L’esprit». Было предложено мероприятие установить на эти 2 вида коньяка цена меньше, чем у конкурентов. Цена была уменьшена в 1,5 раза. Данные для проведения всех расчетов представлены в таблицы 9.
(Приложение 15)
Зная , что прибыль выражается как П= ∑( Qi*( Рi - Vi)) – С (13).
Подставим исходные данные в формулу (13) и получим
П= [( Qх*( Рх – Vх)+ Qу*( Ру – Vу)+ Qс*( Рс – Vс)] – С (14)
Выразим Qх и Qу через Qс: Qх = 5 Qс ; Qу =3 Qс
0= [( Qх*( 850 – 782)+ Qу*( 710-688)+ Qс*( 350-325)] –500000
0= [(5*Qс *( 850 – 782)+ 3*Qс *( 710 - 688)+ Qс*( 350-325)] – 500000
[(5*Qс *( 850 – 782)+ 3*Qс *( 710-688)+ Qс*( 350-325)] =500000
[(5*Qс *68+ 3*Qс *22+ Qс*25)] = 500000
[340*Qс + 66*Qс + 25*Qс] = 500000
431*Qс = 500000
Qс = 500000 / 431
Qс = 1160
Решив данное уравнение получим , Qх = 5 * 1160 = 5800 (шт.) Qу =3 * 1160 = 3480 (шт.) и Qс = 1160 (шт.), которые необходимо реализовать за отчетный период, чтобы достичь точки безубыточности.
Общий объём выручки предприятия при реализации, соответствующий найденной точке безубыточности, составит
Вб= 5800*850+3480*710+1160*350 = 7806800 руб.
Далее определим, как повлияет решение об изменении структуры на финансовые результаты, для чего формулу (13) преобразуем так, чтобы можно было учесть изменение цены товара в общем объёме реализации продукции
П=Вб[((Р - V)/Р)*Di]-С(15),
где Di- доля каждого изделия в общем объёме реализации ;
(Р - V)/Р- доля маржинальной прибыли в цене.
Подставляя значение Вб= 7806800 руб. в последнюю формулу получаем
П=7806800*[(850-782)/850*0,146+(710-688)/710*0,158+(350-325)/350*0,307]-500000 = 7150664 руб.
Для проверки эффективности принятого решения рассчитаем прибыль при тех же условиях точки безубыточности, но цену на товар оставим ту, которая была до ее уменьшения, и тогда получим (приложение 16):
П=7806800*[(1275-1173)/1275*0,146+(1065-1033)/1065*0,158+(420-390)/420*0,307]-500000= 7072596 руб.
Зная , что прибыль выражается как П= ∑( Qi*( Рi - Vi)) – С (13).
Подставим исходные данные в формулу (13) и получим
П= [( Qх*( Рх – Vх)+ Qу*( Ру – Vу)+ Qс*( Рс – Vс)] – С (14)
Выразим Qх и Qу через Qс: Qх = 5 Qс ; Qу =3 Qс
0= [( Qх*( 850 – 782)+ Qу*( 710-688)+ Qс*( 350-325)] –500000
0= [(5*Qс *( 850 – 782)+ 3*Qс *( 710 - 688)+ Qс*( 350-325)] – 500000
[(5*Qс *( 850 – 782)+ 3*Qс *( 710-688)+ Qс*( 350-325)] =500000
Зная , что прибыль выражается как П= ∑( Qi*( Рi - Vi)) – С (13).
Подставим исходные данные в формулу (13) и получим
П= [( Qх*( Рх – Vх)+ Qу*( Ру – Vу)+ Qс*( Рс – Vс)] – С (14)
Выразим Qх и Qу через Qс: Qх = 5 Qс ; Qу =3 Qс
0= [( Qх*( 850 – 782)+ Qу*( 710-688)+ Qс*( 350-325)] –500000
0= [(5*Qс *( 850 – 782)+ 3*Qс *( 710 - 688)+ Qс*( 350-325)] – 500000
[(5*Qс *( 850 – 782)+ 3*Qс *( 710-688)+ Qс*( 350-325)] =500000
[(5*Qс *68+ 3*Qс *22+ Qс*25)] = 500000
[340*Qс + 66*Qс + 25*Qс] = 500000
431*Qс = 500000
Qс = 500000 / 431
Qс = 1160
Решив данное уравнение получим , Qх = 5 * 1160 = 5800 (шт.) Qу =3 * 1160 = 3480 (шт.) и Qс = 1160 (шт.), которые необходимо реализовать за отчетный период, чтобы достичь точки безубыточности.
Общий объём выручки предприятия при реализации, соответствующий найденной точке безубыточности, составит
Вб= 5800*850+3480*710+1160*350 = 7806800 руб.
Далее определим, как повлияет решение об изменении структуры на финансовые результаты, для чего формулу (13) преобразуем так, чтобы можно было учесть изменение цены товара в общем объёме реализации продукции
П=Вб[((Р - V)/Р)*Di]-С(15),
где Di- доля каждого изделия в общем объёме реализации ;
(Р - V)/Р- доля маржинальной прибыли в цене.
Подставляя значение Вб= 7806800 руб. в последнюю формулу получаем
П=7806800*[(850-782)/850*0,146+(710-688)/710*0,158+(350-325)/350*0,307]-500000 = 7150664 руб.
Для проверки эффективности принятого решения рассчитаем прибыль при тех же условиях точки безубыточности, но цену на товар оставим ту, которая была до ее уменьшения, и тогда получим (приложение 16):
П=7806800*[(1275-1173)/1275*0,146+(1065-1033)/1065*0,158+(420-390)/420*0,307]-500000= 7072596 руб.
Из сделанных расчетов видно, что при расчетах точки безубыточности выручка предприятия увеличится на 78068 руб. это является выгодным для самого предприятия и позволит избежать убытков.
Заключение
По итогам проведенной работы можно сделать следующие выводы .
Рынок – это сложное и многостороннее явление, та среда, в которой только и могут быть удовлетворены все нужды потребителей через взаимодействие спроса и предложения.
Спрос и предложение являются характеристиками экономической среды, в которой работает фирма. Постоянный анализ рынка - залог успешной работы. Прогноз развития внешней среды заключается в постоянном мониторинге условий наиболее полного удовлетворения всех потребностей пользователей товаров или услуг предприятия. Степень удовлетворения нужд потребителей характеризуется такой величиной как спрос, под которым подразумевается сумма денег, которую потребители могут и хотят потратить на приобретение нашего товара. Это своеобразная шкала потребности в продукции по всем возможным ценам при неизменности остальных факторов.
Построение эффективной модели спроса позволяет определить: кому нужен предлагаемый товар, при каких условиях он будет продаваться успешно.
Изучение рынка, построение различных моделей спроса да и само существование любого коммерческого предприятия направлено на получение положительной разницы между понесенными затратами и полученными доходами – прибыли. Для торгового предприятия величина прибыли находится в прямой зависимости от физических объёмов продаж и разницы между ценой продажи и ценой приобретения. В свою очередь величина физической реализации зависит от оптимальности ассортимента реализуемых товаров. Оптимальность ассортимента является прямым следствием правильно выстроенной модели спроса по каждой товарной позиции и в целом по всей номенклатуре товаров. Кроме ассортимента величина прибыли и ее уровень зависит от материально- технической базы торгового предприятия, уровня профессионализма персонала и её деловой репутации, то есть того, что о фирме думают потребители товаров и услуг, деловые партнеры.
Анализ потребителей путем анкетирования показал, что наибольшее предпочтение отдается коньякам «Corvoisier L’esprit», «Инстербург» и «Трофейный».
По отношению к конкурентам ООО ВКЗ «ВИКОН чувствует себя достаточно уверенно. Основным условием стабильного развития является постоянный мониторинг спроса. Положительной чертой в работе предприятия является оперативная работа по индивидуальным заказам потребителей, что создает положительный имидж и привлекает дополнительных потребителей. Еще один плюс - квалифицированный персонал.
Анализ товарного ассортимента магазина за период с 2013-2015 года показал, что основу выручки составляют 3 основных коньяка, вошедших в категорию А, по итогам ABC- анализа «Corvoisier L’esprit», «Инстербург» и «Трофейный», а вот наименьшую прибыль приносят коньяки из категорий В и С «Век Буржуазии» и «Франко-русский».
Что касается величины рентабельности, то рентабельность продаж в период с 2013-2015 гг. выросла с 6,40% до 8,90%, а рентабельность продукции выросла с 8,20% до 11%.
Прирост прибыли предприятия в период с 2013-20015 гг. составил 1046 тыс. рублей. Прирост выручки предприятия составил 3662 тыс. рублей в период с 2013-20015 гг.
В целях совершенствования деятельности предприятия ООО ВКЗ «ВИКОН» в данной работе предлагаются следующие мероприятия:
-Установление менее высокой цены на товары категории В и С , чем у конкурентов,
-Использование различных видов рекламы данной продукции,
-Введение для постоянных покупателей карту постоянного клиента.
Предложенные мероприятия позволят ООО ВКЗ «ВИКОН» укрепить свои рыночные позиции, увеличить конкурентные преимущества и создать плацдарм для дальнейшего развития.
По данным исследования было выявлено, что при уменьшении цены в 1,5 раза на 2 вида коньяка из категорий В и С, в 2010 году увеличилась выручка от продаж на 78068 , при расчете точки безубыточности. Было выявлено, что за отчетный период (месяц) предприятие должно реализовать 5800 бутылок коньяка «Франко-русский», 3480 бутылок «Век Буржуазии» и 1160 бутылок «Старый Кенигсберг». Общий объём выручки предприятия при реализации, соответствующей найденной точке безубыточности, составит 7806800 руб. Это является выгодным для самого предприятия и позволит избежать убытков.
Список используемых источников
1)Дашков, Л. П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник для студентов высших учебных заведений. — 8-е изд.,перераб. и доп. / Л. П. Дашков, В.К. Памбухчиянц – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2008. – 508 с