Файл: Понятие и условия назначения пособия по безработице.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 232

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Пособие по безработице как гарантия для безработных граждан

1.1 Понятие безработного и порядок признание гражданина безработным

1.2 Понятие пособия по безработице

2 Размер пособия по безработице и сроки выплаты

2.1 Порядок определения размера пособия по безработице

2.2 Условия и сроки выплаты пособия по безработице

2.3 Сокращение размера и приостановление пособия по безработице

2.4 Прекращение выплаты пособия по безработице

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

4. Рекомендация № 1 Международной организации труда «О Безработице» (Принята в г. Вашингтоне 29.10.1919 – 27.01.1920 на Генеральной конференции МОТ)// доступ из справочно-поисковой системы Консультант +. (Дата обращения: 15.03.18).

6. Рекомендация №71 Международной организации труда «Об урегулировании вопросов занятости в период перехода от войны к миру» (Вместе с «Общими принципами» и «Методами применения») (Принята в г. Филадельфии 12.05.1944 на 26–ой сессии Генеральной конференции МОТ // доступ из справочно-поисковой системы Консультант +. (Дата обращения: 15.03.18).

7. Рекомендация №72 Международной организации труда «О Службе занятости» (Принята г. Филадельфии 12.05.1944 на 26–ой сессии Генеральной конференции МОТ) // доступ из справочно-поисковой системы Консультант +. (Дата обращения: 15.03.18) (Дата обращения 15.03.18).

— гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим),

— гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва,

— гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность,

—  гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия,

— гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель,

— гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия,

— гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства,

— а также гражданам, не представившим справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы).

При этом во всех случаях размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице.

С 1 января 2019 года устанавливаются размеры минимальной и максимальной величины пособия по безработице в следующих размерах:

— минимальная величина пособия по безработице — 1500 ( 1950 в некоторых регионах) рублей;

— максимальная величина пособия по безработице — 8000 ( в некоторых регионах 10400 рублей) и ;

для граждан предпенсионного возраста:

— минимальная величина пособия по безработице — 1950 рублей;

— максимальная величина пособия по безработице — 11280 ( 14664 рубля в некоторых регионах) .

Гражданам, которым выплата пособия по безработице прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного в связи с длительной (более месяца) неявкой в органы службы занятости без уважительных причин, или попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем, или отказом от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению) и который не трудоустроен после снятия с учета в органах службы занятости, в случае повторного признания его безработным в течение 12 месяцев со дня предыдущей регистрации в этом качестве пособие по безработице не назначается до истечения указанного периода.

Пособие по безработице не защищает от бедности. По существу, каждый получатель пособия по безработице является потенциальным получателем государственной социальной помощи (получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, ст.7 Федерального закона от 17.07.1999 №178–ФЗ «О государственной социальной помощи»[31]).


Пособие по безработице призвано выполнять две функции: компенсирующую и мотивирующую. Первичной функцией пособия по безработице является компенсирующая функция – пособие по безработице призвано прежде всего предоставить безработному гражданину временный источник средств к существованию. Мотивирующая функция пособия по безработице состоит в том, чтобы сократить период безработицы, стимулировать безработного к активному поиску работы и предотвращать необоснованные отказы от нее.

В настоящее время размер пособия по безработице является слишком низким для того, чтобы оно выполняло компенсирующую функцию или хотя бы защищало от бедности. Строгость санкций в отношении безработного несопоставима с уровнем обеспечения. Конечно, пособие по безработице в таком размере мотивирует безработного к активному поиску работы. Но 71% безработных ищут работу самостоятельно, без содействия служб занятости[32]. Расхождение между общей численностью безработных и количеством официально зарегистрированных безработных более чем в четыре раза свидетельствует о том, что пособие по безработице, к сожалению, не выполняет ни компенсирующей, ни мотивирующей функций.

Для более детального изучения рассматриваемого вопроса необходимо обратиться к правовому регулированию размера обеспечения в западных странах. Исследование, проведенное в 10 странах Европейского Союза, выявило, что в 7 из них пособия носят дестимулирующий характер (значительный в США, Канаде и Великобритании и менее значительный во Франции, Бельгии и Германии).

Размеры пособий по безработице исчисляются в этих странах либо в процентах от заработной платы, либо в твердых размерах. Например, в США размер суммы зависит от штата и средней заработной платы за конкретный отрезок времени. В большинстве случаев рассматривается полугодичный временной отрезок до момента потери работы. Статус безработного в Америке не способен обеспечить приемлемые условия для жизни, так как сумма выплат составляет до 50% от былой заработной платы. Выплата социальных пособий происходит раз в неделю и может колебаться от 60 до 250 долларов. Минимальная выплата по безработице была зарегистрирована в Оклахоме – 65 долларов, а максимальная сумма составила 2 тыс. долларов в Вашингтоне.

Во Франции резиденты в возрасте от 25 лет, находящиеся на территории страны большую часть года, имеющие доход на семью ниже установленного минимума, имеют право на пособие Revenu de solidarité active (RSA), которое составляет от €513,88 до €1079,14 в месяц (в зависимости от состава семьи). Во Франции основное пособие по безработице для лиц, имеющих страховой стаж от трех до шести месяцев, составляет 36 франков в день плюс 30% среднего заработка, исчисленного за три последних месяца работы. Максимальный размер пособия — 56% заработка. Для безработных со страховым стажем в шесть месяцев и более размер пособия составляет 44 франка в день плюс 40% средней заработной платы. Минимальный размер пособия — 112 франков в день. Пособие не может превышать 75% среднего заработка.


Размер пособия по безработице в Германии напрямую зависит от зарплаты, которую человек получал до увольнения. Сумма пособия может составлять 58 – 60% от последней зарплаты. В большинстве случаев это 60%, но учитывая, что средняя зарплата в Германии составляет 2 500 евро, пособие варьируется в пределах 1 500. Сумма выплат может быть пересмотрена, если вы воспитываете несовершеннолетнего ребенка или принимаете участие в воспитании маленького ребенка сожителя. Существует и верхний предел пособия. Независимо от получаемой зарплаты, пособие не может превышать 2 200 евро для Западной Германии, 1 950 евро – если вы проживаете в ее восточной части. Постоянно проживать на пособие по безработице в Германии не получится. Если вы в течение 18 месяцев не нашли работу, ваше пособие будет уменьшено до 400 евро.

Дополнительные гарантии государства ярко выражены в западных странах. Но следует заметить, что из исследования, проведенного в 10 странах Европейского Союза, следует, что всесторонняя поддержка государства может оказывать дестимулирующий эффект. Из–за лояльных мер рассмотренных государств, предоставления широкого спектра социальных услуг, приводящих к комфортному существованию иждивенцев, государство подталкивает потенциально рабочего человека стать безработным, что исходя из практики последних лет, успешно притягивает в европейские страны иммигрантов.

2.3 Сокращение размера и приостановление пособия по безработице

Законом предусмотрено, что выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости.

Важно рассмотреть основания, которые могут стать причиной понижения пособия на 25% в течение небольшого отрезка времени (до 1 месяца):

  1. Соискатель не пришел в центр занятости в назначенное время, для того чтобы получить направление на работу или обучение;
  2. Безработный проигнорировал переговоры с работодателем, которого для него нашли сотрудники центра занятости населения (в течение 3–х дней с момента уведомления не явился на собеседование без уважительной причины).

Пособия по безработице не выпла­чиваются во время отпуска по беременно­сти и родам, во время военных сборов, учебной сессии безработного в другом городе, при привлечении к выполнению работы, связанных с выполнением госу­дарственных обязанностей и поручений.


Три указанных обстоятельства предусматривают продление периоды выплаты пособия и не включаются в него в отличие от иных оснований.

Приостановление выплат пособия по безработице на срок, не более 3х месяцев осуществляется, если:

– гражданин отказался от 2х вариантов работы, предоставленных органом службы занятости, на протяжении периода безработицы;

– гражданин отказался принимать участие в оплачиваемых общественных работах по истечении 3 месяцев безработицы;

– гражданин отказался от направления на переподготовку или прохождения обучения, предлагаемые органом службы занятости;

– гражданин явился на перерегистрацию в службу занятости в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, о чем специалисты органа службы занятости должны составить акт, и при необходимости должно быть проведено медицинское освидетельствование с выдачей письменного заключения;

– гражданин был уволен с последнего места работы за какое–либо нарушение трудовой дисциплины либо за совершение правонарушений был отчислен с места учебы по направлению органа службы занятости;

– гражданин нарушил сроки прохождения перерегистрации, как безработного, без уважительных на то причин (в данном случае приостановка выплаты пособия по безработице осуществляется со дня, следующего за днем последней заявки на перерегистрацию в качестве безработного);

– гражданин самостоятельно прекратил прохождение обучения в учреждении, куда он был направлен органом службы занятости.

Если выплата пособия была не прекращена, а лишь приостановлена на небольшой срок, то этот непродолжительный период включается в общий период выдачи пособия.

Например, если работник получал пособие на протяжении 5–ти месяцев, затем выплата была приостановлена на 3 месяца, то по истечении этого периода он будет получать не более 45% своего оклада на последнем месте работы в течение 4–х месяцев. Далее размер пособия опустится до минимального уровня.

2.4 Прекращение выплаты пособия по безработице

Существует несколько случаев, при наступлении которых центр занятости прекращает выплату пособия соискателю. В их числе:

–Во–первых, трудоустройство соискателя;

–Во–вторых, отправка безработного на курсы с обязательной выдачей стипендии;

–В–третьих, неявка соискателя в центр занятости на протяжении 4 недель (если он представит документарное подтверждение уважительных причин своего отсутствия, этот фактор аннулируется);


–В–четвертых, переезд работника на постоянное место жительства в иной населенный пункт;

–В–пятых, выявление фактов подлога и мошенничества при подаче документов на пособие по безработице;

–В–шестых, лишение свободы по решению судебных органов;

–В–седьмых, выход на пенсию (по возрасту, досрочная и т.п.) с ежемесячными выплатами от государства;

–И, наконец, отказ от содействия биржи труда в поиске места занятости.

Если получатель пособия скончался, то полагающиеся ему выплаты имеют право получить его наследники первой очереди (дети, супруги, родители).

Проведя анализ сложившейся практики органов службы занятости в Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что основной причиной незаконного получения пособия по безработице является предоставление в органы службы занятости документов, являющихся недостоверными по своему содержанию.

В целях предотвращения попыток незаконного получения пособия по безработице пунктом 6 Правил регистрации безработных граждан[33] предусмотрено, что государственные учреждения службы занятости населения вправе направлять запросы, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, предъявленных зарегистрированными гражданами для признания их безработными, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации.

Вместе с тем необходимо отметить, что проверка подлинности представленных документов не позволяет установить факт занятости получателя пособия по безработице, поскольку проверка подлинности документа означает проверку действительности соответствующего документа, включая трудовую книжку, однако это не означает проверку актуальности внесения записи в трудовую книжку, а также не позволяет выявить наличие нескольких трудовых книжек и т.д.

Как следует из сложившейся практики взысканий незаконно полученного пособия по безработице, в большинстве случаев о незаконном получении пособия по безработице органам службы занятости населения становится известно от органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Так, при выходе гражданина, незаконно получавшего пособие по безработице, на пенсию органы Пенсионного фонда Российской Федерации выявляют факт наложения периодов осуществления трудовой деятельности и получения пособия по безработице.