Файл: Россия на международном валютно-финансовом рынке.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрим рынок корпоративных облигаций. По номиналу, он увеличился на 22 % , то есть примерно на 1,1 трлн рублей. Объем корпоративных облигаций на внутреннем рынке выросли примерно на 21 % , до 10,2 трлн рублей. Следует отметить, что объемы биржевых сделок с корпоративными облигациями выросли и составили 3,3 трлн рублей. Это на 54 % больше по сравнению с предыдущим годом.

Концентрация биржевых оборотов также увеличилась. На долю первых десяти ликвидных эмитентов корпоративных облигаций приходится 53 % оборота.

Проанализируем рынок государственных, субфедеральных и муниципальных облигаций. Объемы рынков государственных облигаций стало очень быстро расти. Следует отметить, за шесть месяцев 2018 года рынок увеличился на 16 % ( до 6,2 трлн рублей). Объем выпусков таких облигаций составляет 640 млрд рублей[20].

Параллельно с ним растет и биржевой оборот . Объемы вторичного рынка увеличились примерно на 17 % по сравнению с предыдущим годом (до 2,7трлн рублей.).

Коэффициент оборачиваемости по сектору государственных облигаций на внутреннем долговом рынке остается очень ликвидным.

Рассмотрим рынок РЕПО. Объемы биржевых сделок РЕПО по итогам первого полугодия 2018 года выросли на 29 % по сравнению с 2017 годом и составило 156 трлн рублей.

Частные инвесторы. Темп роста клиентов на фондовом рынке Московской биржи физических лиц - резидентов, увеличилось и составило 1195 тысяч человек. Выросло примерно на 16,3 % . Также отмечается их высокая активность. Количество активных клиентов выросло примерно на 10 % и в июне 2018 года их насчитывалось около 89,3 тысяч человек.

Сделки, которые осуществляются физическими лицами - резидентами на Московской бирже, операции с акциями составило примерно 84 % общего объема сделок физических лиц. Также отмечается рост интереса к биржевым инвестиционным фондам - ETF. На Московской бирже наблюдается позитивная динамика открытия ИИС. К концу третьего квартала 2018 года число открытых счетов выросло примерно на 14 % годовых ( до 232,3 тысяч штук). Но число активных клиентов снизилось примерно на 18 % .[21]

Коллективные инвесторы. Количество ПИФ в июне 2018 года начали уменьшаться и составили около 1,4 тысяч фондов.

Самыми популярными остаются закрытые фонды. Они составляют 74 % общего числа ПИФов.

Среди закрытых фондов 72 % относят к категории фондов для высококвалифицированных инвесторов. Стоимость чистых активов на открытых фондах увеличилось на 47 % по сравнению с 2017 годом и составило 165 млрд рублей. В первом полугодии 2018 года приток средств в открытые фонды облигаций составил примерно 33 млрд рублей.


Негосударственные пенсионные фонды. Инвестирование пенсионных накоплений. За первое полугодие 2018 года инвестиционные ресурсы НПФ составили 3,4 трлн рублей. Пенсионные резервы составили 32 % в этой сумме. Прирост оказался не таким большим и составил 8,4 % . Пенсионные накопления при этом увеличились на 14 % и в первом полугодии 2018 года составили 2,4 трлн рублей.

Следует также отметить, что количества застрахованных лиц в системе НПФ имеет положительную динамику. Общее количество застрахованных лиц выросло примерно на 17 % и составило 34,4 млн человек. Число участников фондов по НПО увеличилось на 5,7 % (до 5,6 млн человек).

Пенсионные накопления, которые сконцентрированы в государственной управляющей компании, снизились на 4,3 % и составило 1,8 трлн рублей.

В 2015-2018 годах российский финансовый сектор развивался очень динамично. Активы банковского сектора к ВВП выросли с 80 % на конец 2015 года и до 102 % в середине 2018 года, кредиты экономики к ВВП - с 42 % до 55 % , капитал к ВВП - с 9 % до 11 % .[22]

Таким образом, можно отметить, что особенности сложившейся в Российской Федерации структуры финансовой системы связаны с действием ряда факторов:

  1. низкая активность населения на финансовом рынке;
  2. сдвигом предпочтений населения в сторону обслуживания в кредитных организациях, которые предоставляют не только банковское обслуживание, но и услуги на фондовом рынке;
  3. с невысоким уровнем доверия к небанковским финансовым посредникам из - за высокого уровня злоупотреблений в отрасли при недостаточной интенсивности надзорной деятельности;
  4. отсутствия механизма воздействия на недобросовестных участников.

Глава 3. Проблемы и пути развития финансового рынка РФ

В настоящее время проблемы развития финансовых рынков в России существуют в четырех основных сферах: источники финансирования; качество заемщиков; низкая эмиссионная активность и непрозрачность компаний; инфраструктура финансовых рынков.

Основными резервами роста инвестиций и финансовых рынков в первую очередь являются сбережения населения. В современной России сбережения населения ограниченно представлены в инвестиционном процессе. Банковская система не вполне способна эффективно трансформировать сбережения населения в долгосрочные инвестиции: пассивы коммерческих банков не могут считаться вполне устойчивыми и долгосрочными.


Традиционно российская финансовая система строилась вокруг банков. Именно они являются основными аккумуляторами финансовых ресурсов и источниками заемных средств для остальных экономических агентов. Однако по мере развития российской экономики все более важную роль начинают играть небанковские финансовые институты, прежде всего страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании различных фондов.

Одна из актуальных проблем современных финансовых рынков заключается в низком уровне транспарентности российских компаний. Вместе с тем развитие инвестиционной деятельности требует совершенно иного уровня прозрачности.

Присутствуют также и инфраструктурные проблемы финансовых рынков. На российских финансовых рынках очень велики издержки регулирования.

Необходимо совершенствовать инструменты регулирования финансовых рынков и деятельности их участников, так как не регулирование финансового сектора и ослабление контроля над трансграничной деятельностью, недостатки регулирования финансового сектора снизили экономический рост. В российской федерации регулирование финансового рынка обеспечивает государство через Центральный банк, Федеральная служба по финансовым рынкам, Министерство финансов[23].

В настоящее время, закон о финансовом рынке отражает не все вопросы финансового контроля. Отсутствует законодательное закрепление места и роли каждого органа государственного финансового контроля, из-за чего происходят проблемы в разграничении сфер деятельности между контрольными органами, в разделении обязанностей. Также Уголовный Кодекс РФ не уделяет должного внимания ответственности за преступления в финансовой сфере.

Перелив капитала из реального сектора экономики в финансовый, который вызван деструктивным поведением банков и бизнеса, ищущих выгоду, необходимо было контролировать. Во время высокоразвитых рынков недвижимости, фондовых и фьючерских рынков и других, большая часть кредитов востребована для спекулятивных инвестиций[24]. Кроме этого, необходимо усилить контроль утечки государственных средств в оффшорные зоны и за границу, что является угрозой национальной безопасности.

Кроме всего, необходимо совершенствовать финансовый контроль над исполнением бюджетов, деятельностью финансовых институтов. Обширность форм, методов финансового контроля, огромный штат органов только усугубляет проблему злоупотребления служебным положением со стороны работников сферы контроля. Поэтому следует создать эффективный регламентирующий механизм государственного контроля и дальше совершенствовать систему государственных закупок и заказа[25].


Таким образом, работоспособность механизма функционирования финансовых рынков возможна только при удовлетворении интересов потребностей участников рынков, решении их проблем, наличии соответствующей инфраструктуры и нормативного регулирования. Наибольший эффект может быть достигнут при комплексном воздействии на все элементы механизма функционирования финансовых рынков. В качестве реального эффекта может быть:

- увеличение емкости региональных финансовых рынков и увеличение их инвестиционного потенциала;

  • повышение профессионального уровня субъектов финансовых рынков, качества и надежности финансовых услуг;
  • развитие, повышение эффективности существующих и новых форм и видов финансовых услуг, качества их предоставления;
  • развитие эффективности взаимоотношений всех участников финансовых рынков и структур;
  • рост информированности потребителей финансовых услуг, повышение общей финансовой грамотности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате решения выше стоящих задач, были получены следующие выводы:

1. Финансовый рынок — это рынок, на котором в качестве товара выступают финансовые ресурсы. Финансовый рынок аккумулирует финансовые ресурсы и обеспечивает их перераспределение через участников рынка, которые совершают различные операции с финансовыми инструментами, являясь посредником в движении денежных средств между инвесторами и заемщиками. Поэтому одной из важнейших задач финансовой политики является развитие финансовых рынков.

2 Исходя из общего количества международных организаций, которые принимают непосредственное участие в функционировании финансового рынка, можно выделить Международную торговую палату (МТП). Данная организация имеет особый статус в системе Организации Объединенных Наций. Ее основной задачей является, улучшение торговых и экономических взаимоотношений между странами, путем разрешения проблемных вопросов функционирования финансового рынка.

3. Хочется отметить, что создание «Зеленых банков» во всех странах мира - это, то к чему необходимо стремится каждому государству. Поскольку, «Зеленые банки» стремятся снизить затраты на энергоносители, стимулировать инвестиции частного сектора и экономическую активность, а также ускорить переход к низкоуглеродной экономике.

4. Главной задачей в повышении конкурентных преимуществ национальной системы финансовых рынков на современном этапе это активная работа по совершенствованию работы государственных регуляторов. Надзор и контроль за финансовым рынком в Российской Федерации формировался поэтапно в условиях трансформации экономической системы и в условиях воздействия экономических и финансовых кризисов на национальную экономику (1994, 1995, 1998, 2008, 2015 гг.), а также из-за влияния других институционально-инфраструктурных дисбалансов. В период развития экономики и становления национальной банковской системы (1999 - 2008, 2014-2015 гг.) осуществлялись и преобразования в системе государственного регулирования финансового рынка.


Актуальным вопросом для российской практики является повышение уровня сформированности и функционирования инфраструктуры финансового рынка, оказывающего услуги, способствующего ускорению и повышению эффективности выпуска и обращения финансовых инструментов и активов.

5. Можно отметить, что особенности сложившейся в Российской Федерации структуры финансовой системы связаны с действием ряда факторов:

  1. низкая активность населения на финансовом рынке;
  2. сдвигом предпочтений населения в сторону обслуживания в кредитных организациях, которые предоставляют не только банковское обслуживание, но и услуги на фондовом рынке;
  3. с невысоким уровнем доверия к небанковским финансовым посредникам из - за высокого уровня злоупотреблений в отрасли при недостаточной интенсивности надзорной деятельности;
  4. отсутствия механизма воздействия на недобросовестных участников.

6. Работоспособность механизма функционирования финансовых рынков возможна только при удовлетворении интересов потребностей участников рынков, решении их проблем, наличии соответствующей инфраструктуры и нормативного регулирования. Наибольший эффект может быть достигнут при комплексном воздействии на все элементы механизма функционирования финансовых рынков. В качестве реального эффекта может быть:

- увеличение емкости региональных финансовых рынков и увеличение их инвестиционного потенциала;

  • повышение профессионального уровня субъектов финансовых рынков, качества и надежности финансовых услуг;
  • развитие, повышение эффективности существующих и новых форм и видов финансовых услуг, качества их предоставления;
  • развитие эффективности взаимоотношений всех участников финансовых рынков и структур;
  • рост информированности потребителей финансовых услуг, повышение общей финансовой грамотности.

7. На внешнем направлении развития денежного рынка стратегические перспективы денежного рынка России связаны с расширением экономического и финансового сотрудничества с развивающимися странами, усилением позиций России в ЕАЭС, ШОС, БРИКС. Ключевым ориентиром является проведение Россией независимой внешней политики несмотря на экономические санкции и смена основного вектора внешней политики с европейского на азиатский регион, а также подготовка к условиям работы в многополярном мире. Реализация данных перспектив будет определяться эффективностью адаптации к новым внешним условиям, результативностью проводимых структурных преобразований и реализуемыми государством мерами. Все это окажет существенное влияние на денежный рынок и позволит ему начать эволюционировать в новых экономических условиях.