Файл: Россия на международном валютно-финансовом рынке.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для того чтобы решить все проблемы,[4] возникающие в связи с проведением международных финансовых операций, а так же улучшить их работу, были созданы международные отраслевые организации. Международные отраслевые организации, включают в себя фонды, биржи, банковские учреждения. Они сформировали эффективную сеть финансовых центров, функционирующих на средства участников. Цель создания таких международных финансовых организаций - реализация задач по координации экономической политики и мероприятий, которые будут направлены на развитие экономических отношений в определенных сферах, исходя из интересов участников[5].

К таким организациям относятся:

  1. Всемирная ассоциация профессиональных участников фондовых рынков;
  2. Европейская федерация ассоциаций кредитных институтов;
  3. Международная ассоциация фондовых бирж;
  4. Международная ассоциация налоговых консультантов;
  5. Международная ассоциация центральных банков;
  6. Международная расчетная палата;
  7. SWIFT и т.д.[6]

Международные деловые организации неправительственного характера занимаются выработкой единых правил, для различных сфер мировой хозяйственно-экономической деятельности.

Таким образом, исходя из общего количества международных организаций, которые принимают непосредственное участие в функционировании финансового рынка, можно выделить Международную торговую палату (МТП). Данная организация имеет особый статус в системе Организации Объединенных Наций. Ее основной задачей является, улучшение торговых и экономических взаимоотношений между странами, путем разрешения проблемных вопросов функционирования финансового рынка.

Глава 2. Анализ финансового рынка РФ

2.1. Современное развитие финансового рынка РФ

Динамика курсов ценных бумаг – это обобщающий показатель динамики фондового рынка. Курсы бумаг — это те индексы, расчет которых осуществляется специализированными биржевыми или небиржевыми фирмами. При этом, сами индексы позволяют анализировать состояния фондового рынка, выявить определенные тенденции, на основе которых могут быть сделаны прогнозы на будущее. На основе биржевых индексов можно судить также о состоянии экономики всей страны. Фондовые индексы дают информацию инвесторам для оценки состояние собственного портфеля ценных бумаг.


Особый этап развития финансового рынка РФ – это открытие в 1992 году Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) и в 1995 году биржи РТС (Российской торговой системы). В 2011 году происходит их слияние. Тем не менее основными российскими фондовыми индексами остаются РТС и ММВБ (индексы акций Московской биржи). При этом индексы одинаково рассчитываются, различие только в валюте расчета. Индекс РТС рассчитывается в долларах США, а индекс ММВБ, напротив, рассчитывается в рублях. Следовательно, не только динамика цен на акции российских компаний влияет на колебания индекса РТС, но также и изменение курса рубля по отношению к доллару. Кроме того, сокращается ликвидность рынков акций, облигаций и срочного рынка, то есть всех сегментов, по которым можно корректно оценить ликвидность. По всем рассмотренным сегментам финансового рынка наблюдалось падение показателей ликвидности. Активное развитие рынка облигаций с процентными ставками, покрывающими инфляцию, переход российского банка к инфляционному таргетированию, создадут условия для инвестиции в долгосрочные активы, что принесёт доходы в будущем. Инвестора, ожидая обвала рубля и роста курса доллара в России, приостанавливают активность на финансовом рынке.

Для того чтобы привлечь иностранных инвесторов на российский финансовый рынок, необходимо[7]:

1. Предельно активно вовлекаться в промышленные цепочки мира;

2. Проводить значительные улучшения в таможенно-тарифной политике;

3. Вводить торговые преференции для союзников страны в области экономики.

Рассмотрим динамику оборотов финансового рынка за 2009-2018 гг.[8]

В 2018 г. продолжился рост оборота финансовых рынков, особенно во внебиржевом сегменте. Суммарный оборот Московской биржи увеличился на 4,4 %, в то время как внебиржевой оборот, по данным Национального расчетного депозитария, – на 31,6 %. По сравнению с 2016 годом в 2018 году произошло значительное сокращение количества кредитных рейтинговых агентств. Это объясняется вступлением в силу нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность кредитных агентств в России. Теперь иностранные рейтинговые агентства смогут работать в РФ только через отдельные дочерние организации, зарегистрированные в соответствии с российским законодательством. Еще одним требованием является наличие собственных средств в размере не ниже 50 млн. руб. Кроме этого, всем рейтинговым агентствам необходимо пройти обязательную процедуру аккредитации при Банке России.


Рассмотрим подробнее динамику значений индексов ММВБ и РТС за период 2017-2018 гг.[9]

Российский финансовый сектор в 2017–2018 годах развивался весьма динамично. В целом по итогам первого полугодия 2018 г. Индекс ММВБ упал на 31,7 % годовых. Это первое глубокое полугодовое падение с 2016 г., в предыдущие периоды мы отмечали только положительные результаты. Индекс РТС изменялся в течение первого полугодия 2018 г. аналогично, но в менее широком диапазоне. Так, в начале года продолжился позитивный тренд предыдущего года, и 27 января индекс достиг локального максимума (1195,61), затем тренд изменился и 21 июня индекс оказался в локальном минимуме (973,33), снизившись на 18,6 %. Преобладание кредитных организаций в финансовом секторе является отличительной особенностью российского финансового рынка. В качестве доказательства можно привести факт значительного доминирования активов кредитных организаций над активами не кредитных финансовых организаций.

За период с 2017 года по 2018 год отношение активов банковского сектора к ВВП возросло с 79,6 % до 101,1 % в середине 2016 года, кредитов экономике к ВВП – с 41,6 до 55,2 %, капитала к ВВП – с 9,4 до 11,2 %. Данный период характеризуется большим числом небанковских посредников, среди которых наибольший темп роста достигли активы пенсионных фондов, которые за рассматриваемый период увеличившись с 5,2 % ВВП в конце 2013 года до 6,5 % ВВП к концу первого полугодия 2018 года.[10]

Финансовый рынок РФ в современных условиях можно назвать рынком с относительно низкой и низким уровня корпоративного к ВВП. Помимо этого, очевидно, что кроме того, от банковского по объему денежных ресурсов отстает размещение и облигаций. Сам по себе банковский сектор не может полностью вытеснить[11]. С учетом особенностей управления рисками в кредитных организациях дюрация банковских активов всегда в два раза уступает рынков облигаций, говорит о что для проектного финансирования и финансирования инвестиционной банковский ресурс малопригоден по объемным и ценовым параметрам.

Главной составляющей экономики любого государства имеющей рыночный тип строения является эффективная организация всех структурных сегментов финансового рынка.

Развитие национального финансового рынка является одной из самых приоритетных задач деятельности Центробанка, так как ключевой целью его деятельности является аллокация ресурсов. Эффективно развитая инфраструктура финансового рынка способствует увеличению количества его участников и объему совершаемых сделок между ними, совершенствованию деятельности финансовых институтов и появлению новых видов финансовых инструментов и услуг. Все сегменты финансового рынка обеспечивают действие каналов трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики и, как следствие, определяет эффективность мер Банка России по достижению целевых показателей.


Методологическая основа исследования представляет собой, как теоретические, так и эмпирические методы, включающие теоретический анализ, синтез, аналогия, научное обобщение, оценка результатов функционирования финансового рынка, в частности системы государственного регулирования и его структуры.

Основные отличительные характеристики макро- и микропруденциального надзора в финансовом секторе отражены на рисунке 5.

В системе контроля, основным направлением стал микропруденциальный надзор (объектом воздействия выступают отдельные финансово-кредитные организации), на данном этапе становления системы регулирования наблюдается отсутствие платформы для полноценной реализации макропруденциального надзора, который на практике приводит к минимизации общесистемных рисков финансового сектора.

Рисунок 3. Сравнительная характеристика надзора в финансовом секторе

В Российской Федерации до 2014 года надзор за деятельностью финансового рынка был распределен между несколькими регулирующими органами, которые обладали определенной долей самостоятельности. Полномочия в области регулирования финансового рынка находились у Правительства, Министерства финансов, Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) и Центрального банка. Основные регулятивные и контрольные полномочия были сосредоточены в руках Центробанка (надзорные действия за банковским сектором и участниками национальной платежной системы); Федеральной службы по финансовым рынкам (надзор и контроль за фондовым рынком, рынком страхования, за деятельностью микрофинансовых организаций, государственными пенсионными фондами и за другими субъектами рынка и финансовыми институтами)[12].

На отдельные подразделения и службы Министерства финансов РФ были возложены полномочия в области контроля за эмиссионным механизмом корпоративных и государственных ценных бумаг[13]. Минтруд РФ осуществлял надзор за деятельностью НПФ (негосударственными пенсионными фондами).

Таким образом, можно определить, что система надзора за финансовым рынком имеет выраженную сегментированность, которая приводит к тому, что действия регуляторов были рассогласованы, и вело к снижению эффективности функционирования всех секторов финансового рынка. С целью укрупнения государственного регулирующего органа было принято решение о создании единого мегарегулятора финансового рынка. Так, 1 сентября 2014 г. в России была упразднена институциональная система регулирования. В связи с этим прекратило свою деятельность ФСФР ответственная за развитие национального фондового рынка, и ее полномочия были полностью переданы Центробанку, и на платформе этого регулятора были созданы подразделения и службы, которые отвечают за все сектора национального финансового рынка.


В целом Правительство РФ и многие участники финансового рынка положительно оценивают работу мегарегулятора (рис. 4).

На современном этапе вопрос о сегментации и строении финансового рынка остается дискуссионным. Российские и зарубежные авторы занимающиеся исследованиями функционирования финансовых рынков выделяют несколько составляющих входящих в его структуру.

Традиционно для российской и зарубежной практики деление финансового рынка осуществляется в зависимости от срочности финансовых инструментов, и финансовый рынок подразделяется на денежный рынок и капитальный рынок. Денежный рынок обеспечивает привлечение денежных средств на небольшой период, сроком не более одного года, и объектами сделок данного рынка являются краткосрочные инструменты.

Рисунок 4. Основные преимущества внедрения единого регулятора финансового рынка на базе Банка России

В свою очередь деление денежного рынка осуществляется на:

  • вексельный (дисконтный) рынок;
  • рынок евровалют;
  • рынок депозитных сертификатов;
  • рынок инвестиционных металлов, рынок межбанковских кредитов (МБК).

Таким образом, на денежном рынке основными инструментами являются: казначейские векселя, тратта-вексель оформляемые при коммерческих сделках, банковские депозитные сертификаты и коммерческие ценные бумаги.

Рынок капиталов обеспечивает обращение финансовых инструментов имеющих более длительный срок, и включает инструменты долевого и долгового рынков. По объему совершаемых сделок, количеству участникам и видам инструментов более емкий в отличие от денежного.

В структуру рынка капиталов входят следующие субрынки:

1) Рынок инструментов собственности: рынок акций;

  • паи фондов.

2) Рынок инструментов займа:

  • рынок банковских ссуд;
  • рынок инструментов займа (государственных, муниципальных, корпоративных).

Дефиницию «денежные рынки» также применяют для характеристики рынка долговых инструментов со сроком погашения менее одного года. Отличительной чертой денежного рынка является то, что операции с инструментами денежного рынка обычно осуществляются институтами банковского сектора и доверительными управляющими, а сделки совершаются на не организованном (внебиржевом) рынке.

Применяя инструменты денежного рынка, финансово-кредитные организации могут управлять своей ликвидностью, а Национальные банки могут использовать данный рынок для регулирования национальной денежной системы[14].