Файл: Общие особенности кадровой стратегии малых предприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ.

1.1 Персонал организации как объект управления

1.2 Кадровая политика как специфическая часть стратегии предпринимательской деятельности

1.3 Малое предпринимательство как основа развития рыночной экономики

1.4 Особенности управления кадрами в малом предприятии

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ КАДРАМИ В МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ (на примере ИП Петров Д.О.)

2.1 Общая характеристика деятельности организации

2.2 Характеристика кадрового состава и исследование системы организации управления персоналом в ИП Петров Д.О.

2.3 Кадровая стратегия управления персоналом в ИП Петров Д.О.

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАДРОВОЙ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ (на примере ИП Петров Д.О.)

3.1 Основные направления совершенствования системы управления персоналом

3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Таким образом, персонал как объект управления является важнейшим элементом системы управления, обеспечивает значительный потенциал успешной деятельности и достижение целей предприятий.

1.2 Кадровая политика как специфическая часть стратегии предпринимательской деятельности

Кадровая стратегия определяется большим количеством факторов и связана со стратегическими действиями предприятия в целом. Изменение внешней и внутренней среды влечет за собой смену или корректировку стратегии предприятия и требует своевременных изменений структуры и численности кадров, их навыков и квалификации, стиля и методов управления. Цели кадровой стратегии определяются общими стратегическими целями предприятия. Основной целью кадровой стратегии является обеспечение устойчивого конкурентного преимущества предприятия путем удовлетворения его потребности в квалифицированных, приверженных и мотивированных сотрудниках.

Кадровая стратегия характеризуется долгосрочным характером, что, прежде всего, определяется ее направленностью на разработку и изменение психологических установок, мотивации, квалификации и структуры кадров. Поэтому однозначного определения понятия кадровой стратегии не существует. Кадровая стратегия является частью общей стратегии предприятия и следствием перспективного планирования его хозяйственной деятельности. Кадровая стратегия направлена на объединение различных аспектов управления кадрами с целью стимулирования и оптимизации их влияния на сотрудников, улучшения их трудовых качеств и квалификации. Основные направления кадровой стратегии работодателей: изменение структуры кадрового состава, улучшение качественных характеристик трудовых ресурсов, повышение их конкурентоспособности на внутреннем и международном рынке труда. Государство в новых условиях хозяйствования в этой системе выступает координатором этих усилий, создает рыночные условия для их функционирования.

На этом фоне каждым субъектом предпринимательства должна быть разработана собственная кадровая политика - стратегическая линия поведения в работе с персоналом. Кадровая стратегия не просто становится составной частью концепции развития предприятия, но и органически совмещается с ней с учетом анализа реальной ситуации в производстве и на рынке.


Кадровая политика должна быть достаточно гибкой, экономически обоснованной, то есть исходить из реальных финансовых возможностей предприятия, а также обеспечивать индивидуальный подход к своим работникам. Процесс стратегического планирования может быть представлен в виде последовательного решения стратегических вопросов (рис. 3).

Рисунок 3 – Процесс стратегического планирования

При выборе кадровой политики учитываются факторы, свойственные внешней и внутренней среде предприятия, представленные на рис.4.

Рисунок 4 – Факторы, влияющие на выбор стратегии управления кадрами

Принимая во внимание изложенное, можно сказать, что кадровая политика предприятия – это результирующее стратегическое направление в кадровой работе, т.е. являющееся результатом взаимодействия на компромиссной основе приоритетов государственной политики занятости и общей стратегии развития предприятия.

Следовательно, в современных условиях именно развитие предпринимательства решает важнейшую социальную проблему общества - создание новых рабочих мест.

Переход Российской Федерации от экономики административно-командного типа к рыночным отношениям потребовал проведения реформ в сфере кадровой политики, так как в советский период стремились к всеобщей занятости, т.е. обеспечению всего трудоспособного населения рабочими местами. В новых экономических условиях государство отказалось от прямого централизованного управления занятостью и выступает как гарант соблюдения законов.

Примерный состав документов, определяющих или влияющих на трудовые отношения представлен в табл. 2.

Таблица 2 – Состав документов, определяющих или влияющих на трудовые отношения

Уровень

Наименование документов

Международный

Всеобщая декларация прав человека, международные пакты по правам человека, материалы ООН и Международной организации труда (МОТ), в том числе по трипартизму, международные соглашения о разделении труда, кооперации, в том числе в рамках СНГ и др.

Федеральные

Конституция РФ, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, указы Президента, постановления Правительства, иные документы, отражающие государственную политику в сфере труда и занятости: по международному сотрудничеству и разделению труда, по вопросам активной политики в разделении труда (бюджетные программы, программы организации помощи в трудоустройстве, пособия по безработице, информирование населения), по вопросам политики доходов (о системах и размерах оплаты труда, других выплатах и льготах, ценах, налогах, социальной защите, тарифах и т.п.), законодательство об охране труда, о трудовых отношениях и спорах и т.п., рекомендации Минсоцздравразвития и НИИ труда, Общероссийский классификатор занятий, Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих и др.

Отраслевой

Тарифные соглашения, отраслевые нормативы и правила, рекомендации, методические материалы, организационно- распорядительные документы министерств, ведомств.

Корпоративный

Устав, коллективный договор (соглашение), положение о персонале или трудовой распорядок, штатное расписание, организационная структура, решения трудового коллектива, собственников, организационно - распорядительные документы.

Подразделения

Положение о подразделении, штатное расписание и оргструктура подразделения, нормы, нормативы.

Рабочие места

Должностная инструкция, трудовое соглашение, карта анализа содержания труда, карта аттестации рабочего места.


«Положение о персонале» включает: единые утверждения, прием на работу, права и прямые обязанности сотрудников и администрации, рабочее время и время отдыха, отпуска, командировка, временное откомандирование и переход на новое место работы, заработная плата, общественное страхование и компенсации, меры поощрения и дисциплинарные меры, освобождение от работы, рассмотрение трудовых споров. Данный акт наиболее необходим в организациях, где не имеется коллективного соглашения.

«Положение о структурном подразделении» включает: единые утверждения, главные проблемы, структура, функции, полномочия, ответственность, отношения, взаимосвязи с иными подразделениями, организация работы. Совокупность положений о подразделениях в компании устанавливает распределение труда в компании и основы квалификации и кооперации работы.

«Должностная инструкция» как правило содержит: единые утверждения, прямые обязанности, полномочия, ответственность, взаимосвязи согласно должности. В должностных инструкциях фиксируется и регламентируется распределение и объединение работы внутри подразделения. Значимость должностной инструкции — гарантировать личную ответственность за осуществление функций, препорученных на подразделение, определить равновесие прав, обязанностей и ответственности для любого рабочего участка.

«Трудовой договор» (необходимый документ при найме, содержит: фамилию, имя, отчество сотрудника и название работодателя, место работы, дата начала работы, название должности, полномочия и прямые обязанности сотрудника и работодателя, характеристики условий труда, компенсации и привилегии сотрудникам за труд в нелегких, вредных и/или небезопасных условиях, порядок труда и отдыха (в случае если он в отношении этого сотрудника отличается от единых правил, определенных в компании), условия платы труда, разновидности и требование социального страхования ст. 57 ТК РФ [2].

«Коллективный договор» содержит в себе: формы, концепции и масштабы оплаты труда, выплата пособий, компенсаций, механизмы регулировки оплаты труда, загруженность, переподготовка, условия освобождения сотрудников, рабочее время и время отдыха, «усовершенствование условий и охраны труда, соблюдение заинтересованностей сотрудников при приватизации компании, ведомственного жилья, природная защищенность и охрана здоровья, гарантии и привилегии сотрудникам, сочетающим работу с учебой, оздоровление и покой сотрудников и членов их семей, надзор за исполнением обстоятельств коллективного соглашения, процедура внесения изменений и дополнений, обязанность сторон, отказ от забастовок при исполнении определенных обстоятельств группового соглашения, прочие проблемы (ст. 41 ТК РФ) [2].


1.3 Малое предпринимательство как основа развития рыночной экономики

Согласно общемировым тенденциям, за малым бизнесом – будущее в обеспечении занятости населения, ведь он дает значительное увеличение не только новых рабочих мест, снижение безработицы, но и ощутимые результаты в развитии экономики страны. В странах с рыночно ориентированной экономикой миллионы малых предпринимателей - это «золотой фонд» нации, поэтому эти государства поощряют и стимулируют предпринимательский дух своего народа.

В настоящее время государственная политика по отношению к малому предпринимательству в Российской Федерации только формируется, определяются ее цели, направления, механизмы реализации. Сделаны лишь первые, не всегда верные и последовательные шаги на пути формирования целостной политики поддержки и развития малого бизнеса и создания механизма ее реализации.

Малый бизнес является составляющей частью рыночных отношений, отвечают интересам частных предпринимателей, удовлетворяют потребности большого числа потребителей, обеспечивают местами работы определенное количество людей, производят продукцию благодаря ресурсам, находящимся на территории России. Широкое распространение малого бизнеса как сферы деятельности обусловлено тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов. Преимуществом малого бизнеса по сравнению с крупным является его гибкая реакция на быстро меняющийся спрос: умение «уловить» потребность и перегруппировать свои ресурсы. Малым предприятиям легче подстроиться под постоянные перемены и требования рынка.

Критерии, по которым компании относят к субъектам малого предпринимательства, установлены Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ ст.4 (в ред. от 27.11. 2017 № 356-ФЗ). К субъектам малого предпринимательства в 2018 году относятся :

  • хозяйственные общества и партнерства;
  • производственные и потребительские кооперативы;
  • КФХ (крестьянские (фермерские) хозяйства);
  • ИП (индивидуальные предприниматели).

Это коммерческие компании, ведущие определенные виды деятельности и имеющие особые условия регистрации. Для отнесения предприятия к малым также должны быть выполнены следующие лимиты таб.3.


Таблица 3 – Критерии, по которым компании относят к субъектам малого предпринимательства

Критерий

Предельное значение

Документ, устанавливающее предельное значение

Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год

не более 200 человек в промышленности и строительстве, до 100 человек - в науке и научном обслуживании, до 50 человек - в других отраслях производственной сферы, до 15 человек - в непроизводственной сфере.

≤ 100 чел.

ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ

Суммарная доля участия в УК компании субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций и фондов

≤ 25%

Суммарная доля участия других организаций, не являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, а также иностранных организаций

≤ 49%

Доход от деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) за предшествующий календарный год (без НДС)

≤ 800 млн. руб.

постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 (действует с 1 августа 2016 г.)

С 1 августа 2016 года постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 внесено уточнение: к субъектам малого предпринимательства компании относятся не по сумме выручки, а по сумме дохода. Лимит доходов считают из общего дохода по всем видам предпринимательской деятельности и по всем режимам, если компания применяет несколько. На основании полученных сведений налоговики составляют единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

В настоящее время органами статистики данные за 2018 год по основным показателям, характеризующим деловую активность малого бизнеса, опубликованы для категорий микро и малых предприятий. При этом исторически подавляющее большинство субъектов малого и среднего бизнеса в г. Москве относятся к категории микро предприятий, таким образом, показатели данного сектора отражают основные тенденции предпринимательской среды города.

По данным официальной статистики в начале 2018 г. количество микро и малых предприятий в г. Москве составило 556 927 единиц.  В то же время по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, опубликованного на сайте ФНС России по состоянию на 10.01.2018 г., количество микро и малых предприятий юридических лиц составило 572 206 единиц. Динамика роста МП отражена в приложении 1. Они представлены в различных сферах бизнеса, больше всего МП в следующий сферах: интернет-магазины, турфирмы, банкоматы, магазины одежды, а также банки рис.5