Файл: Организация деятельности органов местного самоуправления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы организации деятельности органов местного самоуправления

1.1. Понятие органов местного самоуправления

1.2. Классификация органов местного самоуправления

1.3. Структура органов местного самоуправления

2. Организация деятельности органов местного самоуправления городского округа город Сургут

2.1. Характеристика муниципального образования городской округ город Сургут[1]

2.2. Представительный орган

2.3. Исполнительный орган

2.4. Иные органы местного самоуправления

3. Взаимодействие органов местного самоуправления городского округа город Сургут

3.1. Организация взаимодействия органов местного самоуправления

3.2. Направления формирования взаимодействия исполнительных и представительных органов власти муниципального образования городской округ город Сургут

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Тем не менее, в процессе наблюдения можно говорить о том, что в большинстве случаев стороны, приходят к определенному решению вопроса. И можно также говорить о том, что благодаря конфликтам иногда появляются довольно созидательные решения. Например, в ходе такого взаимодействия могут появляться новые формы отчетности или проблема находит необходимое решение.

Следует здесь вспомнить и о праве вето на решения Думы Главы города. Два раза Глава города воспользовался таким правом. Это произошло в период третьего и четвертого созыва Думы.

Первое вето по созданию троллейбусного движения в муниципалитете. Но депутатами оно было преодолено и приняли решение, которое предложили депутаты.

Второе вето было наложено на решение депутатов Думы о неудовлетворительной оценке деятельности Администрации по вопросам реализации программ сноса ветхого и фенольного жилья. По этому решению была создана и работала согласительная комиссия, по итогам работы которой был издан новый проект решения, сумевший удовлетворить всех.

Однако, необходимо, на наш взгляд, отметить, что зачастую возникают довольно жесткие, совершенно не положительные, конфликты. И, как правило, противостояние касается вопросов разделения власти, проявления личных или корпоративных интересов.

К примеру, в одной из телепередач, депутаты высказывали мнение о нежелании специалистов Администрации вникать в проблемы, об отсутствии у работников Администрации персональной ответственности, говорилось о превышении полномочий, забюрокраченности и о формальном отношении на развитие экономики города и т.д.; в свою очередь, специалисты Администрации указывали депутатам на нежелание вникать в проблемы вне сферы их интересов, о заниженной оценке депутатами профессиональных качеств работников Администрации и т.д.

Тем не менее, хочется констатировать, что наблюдение показывает, что явно систематически очевидных претензий и разногласий у сторон не существует. Но видно, что обе стороны в основном предъявляют претензии о нежелании вникать в проблемы и искать оптимальные пути решения. В конце концов, в такой ситуации мало учитываются интересы населения муниципального образования.

То есть, исходя из выше изложенного, можно сказать, что мнение и тех и других принципиально не расходятся. Но, тем не менее, существуют разногласия, которые, на наш взгляд, определяются функциональным разделением и полномочиями этих ОМСУ. По существу схема простая – один орган принимает решения, второй их исполняет, однако здесь «каждый тянет одеяло на себя». Исполнительный ОМСУ подвергается трансформации и в итоге ему приходится исполнять часть функций представительного органа, отсюда и возникновение разногласий. Скорее всего, можно говорить, что происходит некое деление власти (естественно, речь о власти, осуществляемой в данном муниципальном образовании). Но, говоря о городе Сургуте, надо сказать, что здесь категория власти, в основе своей, признается неделимой [12], что и влечет за собой проявление некоторых конфликтов в взаимодействии представительной и исполнительной власти города.


Положение о позиции неделимости категории власти в Сургуте, можно объяснить следующим образом.

Первое. Ныне действующий состав Думы в системе управления городским округом выступает, по сравнению с предыдущими созывами, довольно мощным и властным звеном. Сегодняшний созыв Думы, в своей основе, корпоративный.

Второе. Глава городского округа (незыблемый личный авторитет, сформированный годами, опыт руководства известный многим горожанам), о чем говорилось ранее, также выступает сильным элементом местного самоуправления в Сургуте. Иногда можно наблюдать ситуации, когда проявляются со стороны Главы некоторые моменты, направленные на сдерживание депутатов в связи с какими-то их высказываниями, суждениями, оценками по деятельности специалистов и подразделений Администрации городского округа.

Третье. Как ранее говорилось, наличие в городе градообразующих предприятий и соответственно их руководителей. Огромное влияние на развитие городского округа в экономической, политической, экологической, инфраструктурной и других сферах отмечают и сами жители города.

Безусловно, говоря о взаимодействии ОМСУ, нельзя не акцентировать внимание на население муниципального образования, которое играет важнейшую и особенную роль в системе взаимодействия. Работа с населением, обратная связь в системе местного самоуправления – еще одна форма взаимодействия [19].

Регламент Думы (ст.14) определяет, что депутат Думы должен поддерживать постоянную связь с населением соответствующего избирательного округа, отвечать на письма, вести личный прием, изучать и рассматривать поступившие от избирателей предложения и жалобы, а также проводить встречи с избирателями. О предстоящих встречах, приеме граждан, порядке и месте проведения жители информируются через средства массовой информации. На сайте Администрации города и в газете «Сургутская трибуна» размещены сведения о ведении личного приема депутатов городской Думы, указаны день и время приема, контактные телефоны [46].

Рассмотрим данные об обращении граждан в Думу в 2016-2017 годах. За 2017 год в Думу города поступило 1062 обращения граждан, из них: - письменных обращений – 288; - обращений на официальный сайт Думы города – 232; - принято в ходе приёма по личным вопросам – 472; - выездных приёмов – 70. Общее количество обращений в сравнении с 2016 годом снизилось на 17%. За период осуществления полномочий депутатами было рассмотрено 279 обращений, что составило 26% от общего количества обращений граждан, поступивших в Думу. Количество письменных обращений уменьшилось на 20% и составило 288, в 2016 году – 362. Количество электронных обращений, поступивших в адрес депутатов на официальный сайт Думы города, снизилось незначительно (на 12 обращений). Своим правом обратиться в адрес депутатов в ходе приёма по личным вопросам воспользовалось 472 избирателя. В сравнении с 2016 годом их количество снизилось на 15%. Также за 2017 год отмечается снижение количества выездных приёмов депутатов на 41% [47].


Одновременно посмотрим статистику обращений населения в Администрацию городского округа за тот же период.

За период с января по декабрь 2017 года в Администрацию города и ее структурные подразделения поступило 4 528 письменных обращений граждан [46]:

1) 2 046 обращений рассмотрено Главой города и заместителями Главы города, в том числе: 594 обращения граждан поступили на официальный портал Администрации города на электронную страницу «Виртуальная приемная Главы города»; 260 обращений граждан переадресовано из Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по компетенции; 2 482 обращения рассмотрено руководителями структурных подразделений Администрации города;

2) 22 личных приема проведено Главой города, принято 49 человек;

3) 103 личных приема проведено заместителями Главы города, принято 167 человек;

4) 288 личных приемов было проведено руководителями структурных подразделений Администрации города, принят 571 человек;

5) 137 вопросов поступило к руководителям структурных подразделений Администрации города, руководителям государственных органов и муниципальных учреждений в ходе проведения «прямой телефонной линии».

За отчетный период в адрес Администрации города поступили обращения граждан по следующим тематикам [46]:

1. «Государство, общество, политика» – 317 обращений. Активность населения наблюдается по следующим вопросам данного тематического раздела:

- обращения, заявления и жалобы граждан – 285 обращений;

- просьбы о памятных подарках, книгах, фотографиях, автографах (за исключением зарубежных стран) – 6 обращений;

- арендные отношения – 14 обращений;

- запросы архивных данных – 9 обращений;

- права несовершеннолетних – 3 обращения.

2. «Социальная сфера» – 1 154 обращения [46]. Активность населения наблюдается по следующим вопросам данного тематического раздела:

- система основного общего образования – 412 обращений;

- получение мест в дошкольных воспитательных учреждениях – 420 обращений;

- опека. Попечительство. Службы по обслуживанию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, – 92 обращения;

- конфликтные ситуации в образовательных учреждениях – 173 обращения;

- трудоустройство и занятость – 57 обращений.

3. «Экономика» – 1 223 обращения. Активность населения наблюдается по следующим вопросам данного тематического раздела [46]:

- благоустройство городов и поселков. Обустройство придомовых территорий – 355 обращений;

- эксплуатация и сохранность автомобильных дорог – 330 обращений;


- землеустройство. Землеустроительный процесс. Установление границ. Кадастровая деятельность – 232 обращения;

- борьба с антисанитарией. Уборка мусора – 171 обращение;

- автостоянки и автопарковки – 135 обращений.

4. «Оборона, безопасность, законность» – 23 обращения. Активность населения наблюдается по следующим вопросам данного тематического раздела:    

- Госавтоинспекция МВД России (ГИБДД) – 13 обращений;

- паспортная система. Регистрация по месту жительства – 4 обращения;

- конфликты на бытовой почве - 6 обращений.

5. «Жилищно-коммунальная сфера» – 1 811 обращений. Активность населения прослеживается по следующим вопросам данного тематического раздела:

- переселение из подвалов, бараков, коммуналок, общежитий, аварийных домов, ветхого жилья, санитарно-защитной зоны – 543 обращения;

- предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества (водоснабжение, отопление, канализация) – 399 обращений;

- улучшение жилищных условий, предоставление жилого помещения по договору социального найма – 308 обращений;

- оплата жилищно-коммунальных услуг – 181 обращение;

- управление жилищным фондом – 1 274 обращения;

- дачное хозяйство – 72 обращения;

- выполнение работ по капитальному ремонту – 181 обращение [46].

Как видно, в городском округе сложилась ситуация большего доверия населения к исполнительно-распорядительному органу власти.

Чем же это объясняется. На наш взгляд, в сознании жителей рассматриваемого МО деятельность депутатов довольно слабо представлена в общественном сознании, т.е., как организация деятельности представительного органа мало направлена на взаимодействие, так и сами горожане е проявляют особого интереса к работе Думы.

Однако, в последнее время все же можно проследить тенденцию увеличения заинтересованности граждан деятельностью Думы, что на наш взгляд, обусловлено более широким освещением ее деятельности в СМИ, работа депутатов в округах, информация о приемных депутатов и т.д.

Тем не менее, при сравнении ОМСУ городского округа, то очевидно, что сегодня жители доверяют Администрации больше, чем представительному органу.

Завершая рассмотрение взаимодействия ОМСУ с населением, можно предположить, что в настоящее время у жителей городского округа Сургут постепенно меняются воззрения о назначении и роли представительного органа, однако населению города, которое в Сургуте, по многим оценкам, инертно, все же более комфортно и удобно возлагать на ОМСУ надежды на решение различных вопросов, которые находятся за пределами компетенции этих органов.


Сегодня на территории Сургута действует 23 территориально-общественных самоуправлений (ТОС) [46].

Структура и организация деятельности советов ТОС формируются в соответствии с основными проблемами территорий и (с 2001 года) договорами о сотрудничестве и взаимоотношениях между Администрацией города и советами ТОС. В структуре всех советов ТОС имеются комиссии по работе с детьми и молодежью, с социально незащищенными категориями граждан, по содействию охраны общественного порядка и жилищно-бытовой работе [40].

В настоящее время роль ТОСов в системе местного самоуправления достаточно важна [36].

Во-первых, председатели советов ТОС осуществляют прием жителей, стараются найти решения их проблем, владея информацией не понаслышке.

Во-вторых, обладая пониманием компетенций и полномочий ОМСУ, могут направлять обращения населения в соответствующие структурные подразделения, чем помогают своевременно устранить нарушения и решить проблемы.

Это и является, по сути, тем самым механизмом взаимодействия населения с ОМСУ для решения вопросов территории.

Можно говорить о том, что территориальные общественные самоуправления используются как элемент обратной связи с органами местного самоуправления [37].

В Сургуте в течение двух последних лет именно благодаря содействию советов ТОС осуществляются встречи населения с Главой городского округа и депутатами Думы. Основными результатами этих встреч являются конкретные решения многих вопросов, в частности, по большей степени, это жилищно-бытовые вопросы.

Оперативность и эффективность решения задач, своевременность и полнота по предоставлению информации о возможном решении проблем являются критериями действенности как самих ТОС, так и оптимальной обратной связи.

В сущности, ТОС это самодеятельность местного населения, кроме того, это готовность населения к самоуправлению и модель участия жителей муниципального образования в решении вопросов местного значения.

Необходимо отметить в контексте темы данной работы, что на сегодняшний день вопросы участия населения в организации процесса осуществления самоуправления остается до конца не решенным в контексте изучения местного самоуправления [45].

В данное время Администрацией городского округа во взаимодействии с Думой готовятся начинать работу по подготовке новой редакции Устава. Создана специальная комиссия. Представителями органов власти рассматриваются схемы, структуры ОМСУ для формирования наиболее оптимальной системы ОМСУ.