Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время в правительстве обсуждается предложение повысить с 2020 г. на один пункт ставки всех ключевых налогов (налог на прибыль, имущество организаций, НДС), а также ввести акциз на напитки с добавлением сахара и НДС на интернет-торговлю, заменить плоскую шкалу по налогу на доходы физических лиц на прогрессивную. С 2019 г. предлагается увеличить ставку НДС до 22% с одновременным снижением страховых взносов до 22%, повысить НДФЛ до 15% для лиц, не формирующих индивидуальный пенсионный капитал (ИПК) и снизить НДФЛ до 10% для лиц, вносящих 10 % своего дохода на ИПК [38].

Таким образом, в 1991-2000 гг. в Российской Федерации наблюдалось быстрое развитие налоговой системы в целом. Именно в этот период появились новые виды налогов, основными принципами, которых стали: удобство для налогоплательщика и оптимизация затрат по сбору налогов государством.

Изменение состояния налоговой системы в большой степени определялось как внутренней социально-политической обстановкой в стране, так и способностью государства эффективного взимания налоговых платежей с населения.

С введением Налогового кодекса в России появился единый кодифицированный законодательный акт, который лег в основу создания эффективной налоговой системы. Более того, он дал возможность сбалансировать права и обязанности между налогоплательщиком и налоговым органом. Нормы и принципы, закрепленные в НК РФ, способствовали формированию правовых возможностей разрешения споров в налоговом праве.

Однако, налоговая система изменялась не в ходе сведения всех существующих законов и подзаконных актов в единый пакет, а в ходе структурного изменения правовой системы регулирования налоговых отношений.

3.2. Современное состояние и проблемы налоговой системы России

Оценить эффективность налоговой системы можно посредством анализа налоговых доходов бюджета.

Данные характеризующие динамику и структуру налоговых доходов федерального бюджета за 2015-2016 гг. представлены в таблице 2 [39].

Данные таблицы демонстрируют рост на 228,2 млрд.руб. или 3,3% налоговых доходов федерального бюджета.

Данная динамика обусловлена увеличением на 3,5 млрд.руб. или 1% поступлений налога на прибыль организаций, что связано с увеличение промышленного производства в российской экономике.


Таблица 2

Динамика и структура налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2015-2016 гг.

Показатели

2015 г (факт)

2016 г (оценка)

Изменения

Сумма, млрд.руб.

Уд.вес, %

Сумма, млрд.руб.

Уд.вес, %

абсол., млрд.руб.

относ., %

в уд.в.

Налог на прибыль организаций

341,7

4,9

345,2

4,7

3,5

101,0

-0,2

Налог на добавленную стоимость

1867,1

26,9

1905,2

26,6

38,1

102,0

-0,3

Акцизы

1697,1

24,5

1731,6

24,2

34,5

102,0

-0,3

Таможенные пошлины

418,4

6,0

430,6

6,0

12,2

102,9

-

Налог на добычу полезных ископаемых

2415,1

34,8

2544,9

35,5

129,8

105,4

+0,7

Прочие налоги и сборы

201,6

2,9

211,7

3,0

10,1

105,0

+0,1

Всего

6941,0

100,0

7169,2

100,0

228,2

103,3

-

Рост объемов произведенной стоимости в экономике повлек за собой увеличение поступления налога на добавленную стоимость в 2016 году в сравнении с 2015 годом на 38,1 млрд.руб. или 2%.

Увеличение производства подакцизных товаров, а также ставок акцизов повлекло за собой повышение поступлений акцизных платежей в федеральный бюджет на 34,5 млрд.руб. или 2%.

Активизация внешней торговли и увеличение объема внешнеторгового оборота со странами СНГ, Азии и других обусловили увеличение на 2,9% или 12,2 млрд.руб. поступлений в федеральный бюджет в 2016 году в сравнении с 2015 годом таможенных пошлин.

Рост объемов добычи полезных ископаемых на территории Российской федерации в 2016 году в сравнении с 2015 годом повлек за собой увеличение поступлений в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых на 129,8 млрд.руб. или 5,4%.


Поступление прочих налогов и сборов в федеральный бюджет Российской Федерации увеличилось на 10,1 млрд.руб. или 5%.

Таким образом, за 2016 год в сравнении с 2015 годом отмечается рост величины налоговых доходов в федеральный бюджет.

Наибольшую долю в налоговых доходов федерального бюджета составляет поступления налогов на природные ресурсы - налога на добычу полезных ископаемых. При этом его доля в общем объеме налоговых поступлений в 2016 году в сравнении с 2015 годом возросла на 0,7 процентных пункта. Это свидетельствует о высокой сырьевой зависимости российской экономики и государственных финансов.

Доля поступлений налога на добавленную стоимость на конец 2016 года составляет 26,6% всех налоговых доходов федерального бюджета. Это вызывает необходимость разработки и реализации мер налогового стимулирования деловой активности российских предприятий с целью повышения объемов производства продукции, товаров, работ и услуг.

Расширение перечня подакцизных товаров и рост ставки акцизов в российской экономике обусловливает высокую долю их поступления в общей величине налоговых доходов федерального бюджета. На конец 2016 года их доля составляет 24,2%, однако отмечается тенденция их снижения на 0,3 процентных пункта.

Доля поступления таможенных пошлин в общей величине налоговых доходов федерального бюджета составляет 6%, ее динамика не отмечается.

Доля поступлений налога на прибыль на конец 2016 года составляет 26,6% всех налоговых доходов федерального бюджета. Это вызывает необходимость разработки и реализации мер налогового стимулирования деловой активности российских предприятий с целью повышения уровня их прибыльности.

Таким образом, анализ структуры налоговых доходов федерального бюджета позволяет сделать вывод о его высокой зависимости от поступлений налогов на природные ресурсы (то есть сырьевая зависимости) и косвенных налогов [37].

Действующая налоговая система России по многим своим характеристикам уже соответствуют современной мировой практике налогообложения. Так же в последние годы было проведено реформирование Федеральной налоговой службы в частности уменьшения количества налоговых инспекций. Это в целом повысило эффективность налоговой системы России [36, с. 27].

Однако, по-прежнему, в действующей налоговой системе Российской Федерации продолжает оставаться ряд актуальных проблем, требующих непременного решения, в числе которых:

  • высокий уровень налогового обременения;
  • относительное и абсолютное преобладание косвенных налогов;
  • неравномерное распределение налогового бремени между категориями плательщиков, отраслями и хозяйственными комплексами;
  • низкий уровень налогов с физических лиц, так как в России низкий уровень заработной платы у основной массы плательщиков и высокая доля «серой зарплаты», с которой невозможно удержать НДФЛ
  • потеря стимулирующего значения налога на прибыль.
  • несовершенство специальных налоговых режимов.

Дальнейшее реформирование налоговой системы должно идти по пути расширения налогооблагаемых баз, снижение ставок налогообложения, ужесточения контроля за соблюдением законодательства [24, с. 89].

Таким образом, проведенный анализ отражает тенденции повышения собираемости налогов в РФ. При этом для государственных интересов особенно важным стало то, что, несмотря на общее снижение налоговой нагрузки, в последние годы удалось обеспечить увеличение доходной базы бюджетов всех уровней.

Однако по-прежнему сложившаяся практика налогообложения в РФ подвергается серьезной и во многом справедливой критике. Для устранения и решения существующих проблем необходимо вносить изменения, как в целом, так и в отдельные элементы налоговой системы, которые способствуют более полному развитию экономики государства.

3.3. Основные направления реформирования российской налоговой системы

В большинстве стран с развитой экономикой главными предпосылками введения тех или иных реформ в системе налогообложения выступает стремление к её преобразованию, упрощению, увеличению эффективности и устранению различных препятствий на пути экономического роста [21, с. 127].

Основной целью налоговой реформы в отечественной экономике является формирование такой налоговой системы, которая соответствует требованиям экономического роста и финансовой стабильности. Достижение данной цели связано с решением некоторых задач.

Во-первых, необходимо обеспечить минимально возможную налоговую нагрузку, т.к. налоговое бремя не должно препятствовать увеличению темпов экономического роста. Достижение этой цели в России неразрывно связано с сокращением доли ресурсов, которые перераспределяет государство или при участии государства. Налоги применяются в качестве основополагающего инструмента перераспределения общественного богатства, следовательно, невозможно снизить доли ресурсов без сокращения налоговых изъятий. Иначе говоря, встает вопрос о понижении налоговой нагрузки на обрабатывающие отрасли, а также сферу услуг.

Сокращение налогов в качестве фактора экономического роста будет иметь положительный результат только при проведении институциональных и структурных преобразований. Налоговые реформы позволят значительно улучшить инвестиционный климат наряду с реформированием банковского сектора в целях трансформации сбережений в инвестиции, преобразование естественных монополий для возможности предоставления доступа к их услугам всем потребителям по рыночным ценам.


Во-вторых, необходимо изменить систему распределения налоговых доходов между всеми уровнями бюджетной системы одновременно с реформой межбюджетных отношений и решением вопроса финансовой обеспеченности региональных бюджетов и бюджетов муниципальных образований, с учетом разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы, которые связаны с преобразованием местного самоуправления. В связи с этим важно внести соответствующие поправки, связанные с изменением сложившегося порядка закрепления налоговых доходов за территориальными образованиями в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ [12, с. 33].

Еще одной задачей является совершенствование существующей системы взимания отдельных налогов, ведь именно от того, насколько совершенной будет система, позволяющая определить объект налогообложения, налоговую базу, налоговую ставку, порядок исчисления и уплаты налога, во многом зависит степень учета интересов налогоплательщика в налоговых отношениях.

Наконец, необходимо установить такую систему налогообложения, которая в наибольшей степени будет соответствовать экономическому потенциалу каждого отдельно взятого региона нашей страны [5, с. 44].

В соответствии с документом от 30.11.2016 «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» предусматриваются меры, способствующие не только стабильному развитию российской экономики, но и улучшению финансового положения населения России, которые можно представить следующим образом: совершенствование деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, а также системы налогообложения добычи нефти и трансфертного ценообразования, изменение порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость, уточнение порядка расчета ставки НДПИ в отношении нефти, полное освобождение от уплаты всех видов государственной пошлины определенных категорий граждан, например, ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, обеспечение перехода к автоматическому обмену налоговой информацией и другие [22, с. 55].

Таким образом, налоговая система в России нуждается в определенных преобразованиях, таких как снижение налоговой нагрузки до минимально возможного уровня, изменение системы распределения налоговых доходов между всеми уровнями бюджетной системы, усовершенствование системы взимания некоторых налогов, а также закрепление налоговых ставок в том или ином регионе в соответствии с уровнем экономического развития.