Файл: Возникновение права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В случае осуществления государственно-властной праворегулятивной деятельности ее субъекты, кроме общего требования правосубъектности, должны отвечать специальному критерию — наличию особого государственного уполномочия на осуществление социально-управленческих функций, формально-юридическим выражением которого служит компетенция.

В соответствии со сложившимся в правовой науке категориально-понятийным аппаратом категория «объект» традиционно связывается с понятием «предмет правового регулирования». Однако до настоящего времени в отечественном правоведении не сложилось единства взглядов на содержание предмета правового регулирования. В результате многолетней дискуссии по данному вопросу выделились два основных подхода в понимании предмета правового регулирования.

Сторонники первого подхода с тех или иных позиций обосновывают вывод о том, что регулятивному воздействию права подвергается только поведение человека[23]. Подобное понимание предмета правового регулирования критикуется на том основании, что оно не учитывает общественную природу поведения человека, социально-коммуникативное опосредование его действий.

Полагаем, что при исследовании предмета правового регулирования не следует противопоставлять поведение людей общественным отношениям, поскольку в реальной жизни поведение образует непосредственное содержание складывающихся между людьми отношений. Последние, в свою очередь, суть формы (результат и предпосылка) тех или иных вариантов поведения. Действуя, индивиды изменяют условия своего существования и общественные отношения, их опосредствующие.

Развивая представленные подходы, некоторые авторы предлагают выделять в предмете правового регулирования не только общий объект регулирования (общественные отношения), но и непосредственный предмет правового регулирования, коим выступает волевое поведение участников регулируемых общественных отношений[24].

В контексте интегративного подхода правопонимания считаем целесообразным различать непосредственный (первичный), промежуточный и конечный объект правового регулирования.

Непосредственный (первичный) объект праворегулятивной деятельности является тем рецептором, который фактически способен воспринимать волевое воздействие ее субъекта. Такая совместимость возможна лишь при условии однородной субстанциональной природы взаимодействующих феноменов. Это означает, что непосредственным объектом праворегулятивной деятельности следует признать сознание и волю человека. Стоит, однако, заметить, что сознание и воля человека, непосредственно воспринимая регулятивное воздействие правовых средств, тем не менее не испытывают на себе того социально-преобразовательного эффекта, на который рассчитана праворегулятивная деятельность.


Воля в данном случае представляет собой механизм, обеспечивающий превращение осознанной человеком правовой информации в реальные действия. Поэтому внешне воспринимаемым результатом регулятивного воздействия правовой материи на волю и сознание является активное или пассивное поведение субъектов права. Такое поведение должно рассматриваться в качестве промежуточного объекта правового регулирования, изменяя или создавая который действующий субъект достигает поставленной им цели.

Между тем праворегулятивное воздействие охватывает не отдельные, спорадические поведенческие акты, а устойчивые, постоянно воспроизводящиеся социальные действия. Подобные действия, будучи всегда ориентированными на ответную реакцию другого человека, являются частью сложной системы социальных взаимодействий. Регулируя поведение человека, воздействуя на его сознание и волю, действующий субъект в конечном счете стремится закрепить или сформировать определенный тип стабильных, самовозобновляющихся социальных взаимодействий (общественных отношений), в рамках которых происходит удовлетворение частных и публичных интересов. Поэтому они ощущают на себе основной социально-преобразовательный эффект праворегулятивной деятельности, выступая ее конечным объектом.

Следующим элементом системно-структурной модели правового регулирования является активность действующего субъекта. В рассматриваемом контексте понятие «активность» используется для обозначения энергии, направляемой действующим субъектом на объект ради достижения поставленных им целей. Активность субъекта праворегулятивной деятельности в самом общем виде может быть определена как сознательно-волевое упорядочивающее воздействие на общественные отношения с помощью специально-юридических средств.

Такая трактовка указанного элемента праворегулятивной деятельности, следуя общепринятому пониманию категории «правовое регулирование», допускает соответственно два возможных направления в его описании. Во-первых, рассмотрение внутреннего, т. е. интеллектуально-психологического, аспекта упорядочивающего воздействия на общественные отношения. Во-вторых, исследование внешне наблюдаемых проявлений упорядочивающего воздействия на общественные отношения[25].

Со стороны своей внутренней определенности регулятивное воздействие, оказываемое на общественные отношения с помощью правовых инструментов, представляет собой сложный многоступенчатый процесс взаимодействия сознательно-волевых компонентов психики различных субъектов. Как отмечает в связи с этим А.Ф. Черданцев, правовое регулирование проявляется в воздействии мысли, подкрепленной волей, на сознание мыслящих и обладающих волей субъектов[26].


Интеллектуально-волевое взаимодействие, протекающее в ходе правового регулирования, принимает две разные формы. Во-первых, оно может иметь характер добровольного или вынужденного подчинения воли участника общественных отношений воле субъекта праворегулятивной деятельности; во-вторых, оно может носить характер согласования воль юридически равных субъектов праворегулятивной деятельности при регулировании совместных действий.

В первом случае субъект праворегулятивной деятельности, являясь носителем властных полномочий, юридически и фактически способен подчинить волю участника социальных взаимодействий своей, заставить следовать установленному им варианту поведения под угрозой наступления неблагоприятных правовых последствий. Во втором случае субъектами праворегулятивной деятельности являются участники регулируемых общественных отношений, имеющие равную юридическую возможность оказывать воздействие на волю друг друга.

Со стороны своего внешнего проявления упорядочивающее воздействие на общественные отношения состоит в конкретных способах объективации действующим субъектом своей воли и способах ее осуществления. Сказанное означает, что праворегулятивная активность непосредственно выражается в совокупности действий, совершаемых правосубъектными лицами с использованием специальных юридических средств для управления поведением участников социальных взаимодействий.

Способы, применяемые субъектом праворегулятивной деятельности для объективации своей воли, включает два взаимозависимых компонента.

Во-первых, лингвистический компонент, раскрывающий те языковые средства, благодаря которым воля субъекта праворегулятивной деятельности становится доступной для восприятия участниками социальных взаимодействий. В рассматриваемом аспекте правовое регулирование представляет собой внешнее информационно-сигнальное воздействие на участников общественных отношений. Субъект праворегулятивной деятельности, выражая свою волю, выступает генератором социально-правовой информации о моделях требуемого и дозволенного поведения. Такая информация как продукт сознательно-волевой активности человека идеальна, лишена субстанциональной основы. Однако она не может существовать вне материального носителя (звука, текста, изображения, вещи), который позволяет чувственно воспринимать ее и оперировать ею.

Во-вторых, юридический компонент, характеризующий вид и меру поведения участников социальных взаимодействий. В соответствии со сложившимся в отечественной правовой науке понятийным аппаратом их содержательная специфика находит терминологическое выражение в категории «способы правового регулирования». Следовательно, упорядочивающее воздействие на общественные отношения со стороны своего внешнего проявления состоит в волевых действиях субъекта праворегулятивной деятельности по установлению и изменению субъективных прав и юридических обязанностей участников социальных взаимодействий.


Таким образом, с учетом интегративных характеристик права и методологии деятельностного подхода можно сформулировать следующее определение:

правовое регулирование - это многоуровневый процесс информационно-сигнального воздействия на волю человека, осуществляемого правосубъектным лицом с помощью системы правовых средств, содержащих социально-правовую информацию о моделях требуемого и дозволенного поведения.

В свою очередь, с учетом предложенного В.В. Лазаревым[27] интегративного определения права, в рамках исследования договорного правового регулирования как особого уровня праворегулятивной деятельности, сформулировано его определение как сознательно-волевого упорядочивающего воздействия на отношения сотрудничества юридически равных взаимозависимых субъектов права с помощью социально-правового инструментария, использование которого обеспечивает выработку и реализацию оптимальных моделей их совместного поведения.

Таким образом, правовое регулирование как фундаментальная категория юриспруденции имеет отраслевую специфику (предмет и метод правового регулирования, субъектный состав), что с неизбежностью предполагает в рамках общей теории права выработку интегративной дефиниции, которая позволит не только раскрыть новые грани правового регулирования, но и решить практические задачи в сфере действия права.

3. РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОПОНИМАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ И ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА

3.1. Современное правопонимание в профессиональной деятельности юриста

Говоря о современном правопонимании в профессиональной деятельности юриста, можно сказать о том, что будущий юрист в своей деятельности должен выработать у себя систему личностных правовых взглядов и убеждений, которые будут ориентирами в его будущей профессии.


Следует отметить в данном контексте роль и значение высшего юридического образования. Как отмечает Р.Ф. Степаненко, исторически сфера высшего юридического образования выполняет одну из важнейших социокультурных функций государства. Университеты, реализуя эту функцию, готовят высокопрофессиональных юристов, наделяемых при осуществлении своих должностных полномочий, властными компетенциями в законотворчестве и правоприменении[28].

Одной из основных задач высшего юридического образования является формирование правовоззрения юриста, ценностных правовых установок знаний о праве – как справедливой и разумной мере равенства и свободы, а также о законе – как воплощении этой меры, важных для профессиональной и практической их реализации в осуществляемой деятельности.

Юшко А.В. считает, что «профессионально - практическое понимание интерпретируется в виде процесса, результата осмысления норм права в ходе правоприменительной деятельности, а также в решении практических задач, непосредственно связанных с реализацией правовых норм»[29].

С данной позицией автора можно согласиться определенным образом, так как действительно под профессионально – практическим пониманием права можно подразумевать процесс и результат осмысления права в ходе правоприменительной деятельности.

Непосредственно профессиональная деятельность юриста представляет собой систему правил поведения конкретной социальной общности, обеспечивающую морально - нравственный характер взаимоотношений, тесно взаимосвязанных с их правовой деятельностью.

В этом смысле, значение профессиональной этики юриста - как одной из базовой конструкции в получении юридического образования, является важным элементом в их профессиональной деятельности. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные этические нормы применительно к изменяющимся современным общественным отношениям.

Между тем следует учесть, что новые модели отношений должны опираться на тот нормативный базис правопонимания, который был создан предшествующими поколениями юристов.

Для уяснения соотношения правопонимания и правотворческого процесса необходимо более подробно остановиться на раскрытии понятия правотворчества и его стадий. Рассмотрение стадий правотворчества важно, прежде всего, для понимания места правопонимания в этом процессе.

Воздействие правопонимания на правотворчество проявляется ещё в момент возникновения у субъектов правотворчества осознания необходимости урегулирования тех или иных общественных отношений, поскольку доминирующая концепция правопонимания будет влиять на механизм правового регулирования.