Файл: Возникновение права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правотворческая деятельность представляет собой специфическую стадию правообразования, которая связана с нормативной регламентацией этой деятельности. Формирование правовой идеи, воли народа в виде требований правового регулирования того или другого отношения не может быть подвергнуто правовой регламентации в силу действия элементов стихийности в этом процессе. Процесс возникновение правовой идеи и распространение ее в массах не влечет за собой никаких юридических последствий, но, становясь частью доктринального правосознания, оформляясь в конкретные правовые взгляды, трансформируется в законодательстве в виде наиболее общих правовых принципов[30].

В действительности законодателю не важны теоретические нагромождения тех или иных правовых идей, для него важны закономерности бытия права, на основе которых он формулирует правовые принципы и закрепляет их в нормативно-правовых актах. Формирование правовых идей, их познание и уяснение законодателем в частности — это сфера правового сознания, которое, обладая по своей сути свойством нормативности, все же не имеет государственно-юридического значения. Правовая норма и право в целом возникают именно в результате правотворческого акта власти. Только после этого правовая идея приобретает функции специфического регулятора общественных отношений.

Такова традиция континентальной правовой системы. Общественное правосознание людей, постоянно развивающееся соответственно развитию общественных отношений, и до издания правового акта объективируется в самых различных формах, играет определенную роль в правовой жизни людей в рамках дозволенного. Но оно не может изменить содержания правовых норм в условиях идеи режима законности, поскольку в процессе применения права в случае противоречия общественного правосознания и правосознания, объективированного в законе, должен действовать закон. Этот тезис справедлив лишь в том случае, если законодатель объективирует в нормативноправовых актах весь спектр правовых идей.

Другими словами, слепое следование законам, содержащим лишь закономерности тоталитарного нормативизма, на практике приводит к прямому насилию над личностью. Создание нового правового акта в результате правотворческой деятельности — это есть объективирование новых правовых идей в юридически обязательных формах. Правовая идея, составляющая определённую часть правопонимания, получает новое качество. Она становится общеобязательным правилом поведения, на защите которого стоит государство.


Подводя итог данного анализа взаимосвязи понятий правопонимания и правотворчества, а также учитывая мнения учёных-юристов, можно прийти к следующим выводам: Ž во-первых, правопонимание является отражением и в то же время источником объективных закономерностей развития общества, государства и права и эффективно способствует формированию законодательства; Ž во-вторых, отражаясь в нормативно-правовых актах в виде наиболее общих принципов права, определяет направление развития отраслей, институтов и норм права; Ž в-третьих, отражение концепции правопонимания в моделях правовых норм способствует нахождению наиболее правильных, оптимальных способов, средств осуществления правового регулирования в конкретных условиях места и времени.

3.2. Особенности современного правопонимания в деятельности судей

Одним из главных элементов в профессиональной деятельности судей, на наш взгляд, должно являться их профессиональное правопонимание, позволяющее разрешать конкретные споры правовыми способами.

Следует отметить, что в своей профессиональной деятельности судьи, прокуроры, адвокаты, нотариусы, юристы, занимающиеся практической деятельностью, решают все практические задачи, связанные с реализацией правовых норм.

Все вышеперечисленные нами практики, в зависимости от вида осуществляемой ими деятельности, занимаются применением норм права, содержащихся в тех или иных правовых актах, а реализация правовых норм предполагает еще и их соблюдение, использование и исполнение в более широком аспекте.

Принимая то или иное решение, судья всегда опирается на обзоры судебной практики по аналогичному спору, федеральное и региональное законодательство, особые мнения других судей в разрешении какого – либо спора, юридическую доктрину.

На наш взгляд, в том случае, когда судьями сделан анализ нормативно – правовых актов для разрешения конкретного спора, учтены уже имеющиеся точки зрения коллег, а также ученых правоведов, тогда судьи могут принять наиболее объективное, независимое, беспристрастное, высокопрофессиональное решение в рассматриваемом им деле.

Проанализировав нормы конституционного и гражданского процессуального права можно сказать о том, что судьи, не согласившиеся с вынесенным решением, имеют право изложить свое «особое мнение» по делу.


Так, в пункте 2 статьи 76 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» сказано, что: «судьи не согласившиеся с принятым постановлением либо заключением имеют право изложить субъективное мнение, которое в дальнейшем должно быть приобщено к материалам рассматриваемого дела, а также опубликовано в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации»[31].

Аналогичная по смыслу норма существует также и в Гражданском процессуальном кодексе РФ[32]. Так, в пункте 4 статьи 194 ГПК РФ отмечено, что: «судья, который в ходе рассмотрения материалов дела будет иметь до объявления решения суда «особое мнение», в течение 5 дней должен письменно его изложить, основываясь на своем внутреннем убеждении по данному делу. Особое мнение судьи приобщается к принятому решению».

Профессиональная деятельность судей является достаточно сложной, морально – нравственной, высоко этической, ответственной среди всего многообразия юридических профессий, так как судья в своей правоприменительной деятельности является своего рода «вершителем судеб людей», от которого во многих случаях зависит конечный результат процесса правореализации в целом.

Судьи, осуществляющие такую важную функцию как отправление правосудия, являются «субъектами права, профессионально (по службе) занимающимися соответствующими юридическими вопросами. К этим субъектам относятся как отдельные юристы-практики (судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, юрисконсульты и т.д.), так и государственные органы (в сфере их профессиональной юридической деятельности)», - справедливо отмечают А.А. Гогин, Д.А. Липинский, А.В. Малько[33].

Мы согласны с точкой зрения авторов, так как в действительности, с кандидатом претендующим на должность судьи, прошедшим все испытания (конкурс на замещение вакантной должности судьи по той или иной инстанции, успешная сдача квалификационного экзамена на должность судьи и др.), соответствующим всем этическим, морально – нравственным и профессиональным критериям, заключается срочный трудовой (контракт) на срок, установленный для данной службы.

Юн Л.В. справедливо отмечает, что профессиональная деятельность судей характеризуется такими признаками как: 1) «количественный состав»; 2) существенное «отличие в способах замены» судей; 3)«общественное восприятие» со стороны граждан Российской Федерации; 4) «престиж профессии»[34].


Действительно, вышеперечисленные признаки, обобщаясь в единый правовой алгоритм, находят свое применение в практической деятельности всего «судейского корпуса». В профессиональной деятельности судей не так просто произвести замену одного судьи другим, так как они защищены статусом неприкосновенности и несменяемости.

Изучая мнения граждан Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что данный критерий является одним из показателей, на который следует обратить внимание при отправлении правосудия, назначении кандидатов на судейскую должность. Анализ этических норм профессиональной деятельности юриста показал, что часть из них получила законодательное закрепление. Так, к примеру, в пункте 1 статьи 17 УПК РФ закреплено, что: «применительно к оценке доказательств, нравственная категория выражена в понятии «совесть», которой необходимо руководствоваться при принятии решений.

Изучив в частности, нормы гражданского процессуального права, также можно акцентировать внимание на том, что в пункте 1 статьи 67 «суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств»[35].

Рассмотрев нормы международного законодательства, можно отметить, что в Европейской хартии о статусе судей (- далее хартия) также описан ряд требований предъявляемых к должности судьи. Так, в ч.1. закреплено: «Целью статуса для судей является обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности»[36].

Именно на эти принципы и обращают свое внимание граждане того или иного государства при оценке деятельности судьей. Согласно п. 1.5 Хартии «при исполнении должностных обязанностей судья должен подтвердить свою пригодность, уважать людей, уделять непосредственное внимание для поддержания высокого уровня своей компетентности, не разглашать тайные сведения, полученные им в ходе осуществления им различных процессуальных действий.

Подводя итог вышесказанному, проанализировав теоретические вопросы современного правопонимания правоприменителя, а также нормы отечественного процессуального законодательства, нормы международного законодательства, мы приходим к выводу о том, что в профессиональной деятельности судей важны как нравственные качества, предъявляемые к должности судьи, так и требования, которые установлены федеральным и региональным законодательством Российской Федерации. В свою очередь, высокопрофессиональная деятельность судебных органов является выражением современной политики государства в стратегиях правового развития России.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное выше исследование позволяет автору сформулировать следующие выводы.

1. Автор настоящего исследования установил, что каждая историческая эпоха обязательно привносит свои требования, нравственные воззрения, обычаи, традиции, которые влияют на правовые предписания в конкретно-исторических условиях того или иного общества. В силу этого обстоятельства право каждого народа многообразно – к собственным историческим условиям формирования системы права добавляются заимствования из других правовых систем.

2. К основным концепциям происхождения права относятся формально-догматическое правопонимание (позитивно-нормативное), социологическое направление в праве, естественно-правовая доктрина.

Каждая концепция права обладает самостоятельной структурой, имеет логическое обоснование предписаний, по-своему раскрывает механизмы воздействия на поведение человека. Однако основные положения концепций все же сохраняются и воплощаются в правовом порядке общества по мере их необходимости в данных условиях.

Автор пришел к выводу о том, что содержание доктрин различно: с позиций формально-догматической юриспруденции право – это закон, с точки зрения социологического правопонимания – правоотношение, применительно к естественно-правовым воззрениям – правосознание.

Разное толкование права представляет ценность логической аргументации в рамках каждого учения. Каждая правовая доктрина при общем предмете исследования имеет самостоятельные способ обоснования, методологию познания права, программные требования, а потому – все эти правопонимания не могут быть механически сведены к какой-либо одной, универсальной и единственно верной трактовке права. На понимании этого положения основывается множественность учений о праве и государстве, отражающая многообразие правовых взглядов в разных обществах.

3. Современное правопонимание основывается на представлении, что право есть неотъемлемая часть культуры, и в этом смысле не следует противопоставлять материалистическое и идеальное суждения о праве. Взаимосвязь требований права (идеальный характер) и его проявление в содержании общественных институтов (материальное воплощение) определяется тем, что действующее право – это не только сфера бытия, но одновременно и часть сознания общества, находящегося на определенной ступени своего развития (сословное общество, общество формально равных лиц, гражданское общество с гарантированными государством правами и свободами).