Файл: Размер пенсии по старости.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Граждане могут обращаться за назначением трудовой пенсии в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято органом Пенсионного фонда РФ и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее, чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема пенсионным органом заявления от гражданина со всеми необходимыми документами. Если заявление со всеми необходимыми документами пересылается по почте, то днем обращения за трудовой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле по месту отправления (или дата подачи заявления в электронном виде)[4].

Прием от гражданина заявления о назначении/ перерасчете пенсии со всеми необходимыми документами должен быть зафиксирован.

Дата приема заявления регистрируется в журнале регистрации заявлений и решений органа Пенсионного фонда РФ. Факт и дата приема заявления и необходимых документов от гражданина, обращающегося за пенсией, подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой органом Пенсионного фонда РФ. Если заявление и необходимые документы поступили по почте, расписка-уведомление направляется в адрес заявителя в таком же порядке либо выдается ему на руки.

Как установлено п. 36 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. № 987н), при подаче заявления о назначении пенсии работник должен также обратиться к своему работодателю с заявлением о представлении на него (работника) в территориальный орган Пенсионного фонда РФ индивидуальных сведений. Работодатель, в свою очередь, в течение 10 дней со дня обращения работника должен представить указанные сведения в Пенсионный фонд РФ.

Если к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы (подтверждающие пенсионные права, приобретенные до регистрации гражданина в системе индивидуального (персонифицированного) учета), гражданин вправе представить на основании разъяснения органа Пенсионного фонда РФ недостающие документы (список недостающих для назначения пенсии документов определяется органом Пенсионного фонда РФ и отмечается в расписке-уведомлении). Если такие документы будут представлены не позднее, чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за пенсией считается день приема заявления или дата, указанная на почтовом штемпеле по месту отправления заявления (или дата подачи заявления в электронном виде)[5].


Если необходимые для назначения пенсии сведения (подтверждающие пенсионные права гражданина, приобретенные им после его регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета) отсутствуют в данных индивидуального (персонифицированного) учета, пенсионный орган назначает пенсию по имеющимся в его распоряжении сведениям. После представления страхователем (работодателем) необходимых для назначения пенсии сведений производится доплата пенсии. Данная доплата производится за все прошедшее с момента назначения пенсии время, но не более чем за три года. А если назначение пенсии не в полном размере (т.е. без учета сведений персонифицированного учета) произошло по вине пенсионного органа, то доплата производится за все за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком[6].

Прежняя редакция (до 28.04.2010 г.) Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую, предполагала, что в случае отсутствия в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования необходимых для назначения трудовой пенсии сведений или когда к заявлению приложены не все необходимые документы, орган пенсионного обеспечения разъясняет заявителю, работодателю, либо государственным (муниципальным) органам, какие документы необходимо представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее, чем через 3 месяца со дня получения разъяснения, то днем обращения за трудовой пенсией считается день обращения за трудовой пенсией. В том случае, если недостающие сведения в 3-месячный срок не представлены, пенсионный орган был вправе принять решение о продлении указанного срока. И только с согласия заявителя могло быть принято решение об установлении пенсии по сведениям, имеющимся в распоряжении органа Пенсионного фонда РФ.

После назначения трудовой пенсии возникают ситуации, когда какая-либо из ее частей может быть пересчитана.

В одних случаях это происходит автоматически (когда пенсионный орган располагает достаточными сведениями для осуществления перерасчета). В других - для перерасчета пенсионеру необходимо обратиться с заявлением и - если нужно - представить дополнительные документы в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение (это требуется в случае наступления обстоятельств, не известных органам Пенсионного фонда РФ, но влияющих на размер пенсии).

Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (или ее части) рассматривается не позднее чем через 5 дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми документами. В случае отказа в удовлетворении этого заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через 5 дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка обжалования и одновременно возвращает все документы[7].


Обращение за назначением, перерасчетом размера трудовой пенсии может быть в перспективе представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определен Постановлением Правительства РФ от 07.07.2011 г. № 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов».

Необходимые для назначения и перерасчета трудовой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организациипредоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (некоторые разъяснения о том, какие в настоящее время документы ПФР запрашивает у других организаций, (а не у самого застрахованного лица), в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия, содержатся на официальном сайте ПФР. Заявитель может представить необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе.

Выплата трудовой пенсии по старости (или ее части) приостанавливается в случае ее неполучения пенсионером в течение 6 месяцев подряд - на весь период неполучения, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок.

После устранения обстоятельств, вызвавших неполучение пенсии, выплата пенсии возобновляется в том же размере, в каком она выплачивалась на день приостановления выплаты. После возобновления выплаты размер пенсии подлежит перерасчету по основаниям и в порядке, которые предусмотрены для перерасчета трудовых пенсий по старости[8].

Возобновление выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, были получены соответствующие заявление о возобновлении выплаты пенсии и документы от пенсионера. При этом пенсионеру выплачиваются неполученные им суммы указанной пенсии за все время, в течение которого выплата была приостановлена.

Выплата трудовой пенсии прекращается:

  • в случае смерти пенсионера или признания его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть или вступило в силу решение об объявлении его умершим или решение о признании его безвестно отсутствующим;
  • по истечении 6 месяцев со дня приостановления выплаты трудовой пенсии - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок;
  • в случае утраты пенсионером права на назначенную ему трудовую пенсию или ее часть (при обнаружении обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы.

Выплата трудовой пенсии восстанавливается:

  • в случае отмены решения о признании пенсионера умершим или решения о признании пенсионера безвестно отсутствующим - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором вступило в силу соответствующее решение;
  • по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление трудовой пенсии (ее части), если со дня прекращения ее выплаты прошло не более 10 лет, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии (ее части) и все необходимые документы[9].

При восстановлении выплаты пенсии, право на нее не пересматривается, а размер ее определяется заново с учетом всех возможных пересмотров ее размера.

Начисленные суммы пенсии, выплата которой была приостановлена, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие моменту обращения за получением начисленной трудовой пенсии. Если же трудовая пенсия (или ее часть) была не получена пенсионером своевременно по вине пенсионного органа, она выплачивается за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

2.2. Пути совершенствования законодательства о трудовых пенсиях по старости

Поэтапное совершенствование законодательства о трудовых пенсиях натолкнулось на ряд проблем: во-первых, размер пенсии является достаточно скромным и не возмещает утраченный заработок, во-вторых, низкий фактический возраст назначения пенсий.

Выделим основные причины сложившейся ситуации. На макроуровне база для финансирования трудовых пенсий - фонд официальной заработной платы работников предприятий - остается ограниченным и не демонстрирует тенденций к росту в будущем, на микроуровне происходит сокращение продолжительности индивидуальной трудовой жизни, что не позволяет сформировать достаточный объем условного и реального пенсионного капитала. Источник уплаты страховых взносов в ПФР - официальная заработная плата. Тенденции на российском рынке труда не способствуют расширению базы финансирования пенсионных взносов. Широкое распространение на нем получили так называемые нестандартные формы занятости. Кроме того, на масштабы фактической уплаты пенсионных взносов влияют не только масштабы стандартной формальной занятости (на предприятии или в организации, на условиях трудового договора и полного рабочего дня), но также распространенность неформальных договоренностей об оплате труда (так называемая теневая занятость)[10]. Несмотря на сокращение масштабов такого рода договоренностей, они не исчезли полностью из российской трудовой практики. В результате, по данным обследования НИСП, уплачивали единый социальный налог со всей заработной платы немногим более 40% всех занятых не пенсионеров. В долгосрочной перспективе достаточность средств для выплаты пенсий и размеры будущих пенсий зависят также от продолжительности официальной трудовой жизни человека. Здесь также наблюдаются неблагоприятные тенденции. Главным образом под влиянием распространения высшего образования, а также отчасти из-за барьеров на рынке труда для молодежи молодые люди все дольше остаются вне рынка труда[11].


В научной литературе предлагаются следующие варианты решения указанной проблемы.

1. Повышение тарифа пенсионных взносов с целью компенсировать сокращение базы для уплаты этих взносов. Практически все эксперты согласны с тем, что дальнейшее повышение тарифов пенсионных взносов будет иметь отрицательные последствия. Дальнейшее повышение тарифа ставит под угрозу конкурентоспособность российской экономики, и в условиях высокой эластичности заработной платы и терпимости населения к неформальным формам трудовых отношений чревато также расширением зоны неформальной и теневой занятости.

2. Увеличение доли бюджетного финансирования пенсионной системы. Целесообразность данного решения зависит от того, какие цели оно будет преследовать, и какие источники финансирования будут использованы. В любом случае, уже сейчас доля бюджетных средств в финансировании российской пенсионной системы высока по меркам развитых стран.

Тем не менее, в период проведения пенсионной реформы, предполагающей введение обязательной накопительной компоненты, без привлечения внешних источников финансирования пенсионная система обойтись не может. И отсутствие четко прописанных источников финансирования российской пенсионной реформы 2002 г. - одна из причин ее неудачной реализации. Среди известных мировой практике источников покрытия таких издержек перехода к новой пенсионной системе - доходы от приватизации государственного имущества, доходы от сырьевой ренты. Если этих средств окажется недостаточным, то ряд экспертов полагает, что проблему несбалансированности пенсионной системы в среднесрочной перспективе можно решить за счет выделения дополнительного источника финансирования из средств федерального бюджета.

3. Разделение базовой и страховой части пенсии по условиям назначения, правилам индексации и источникам финансирования. В принципе, две эти части - базовая и страховая - относятся к разным уровням пенсионного обеспечения и направлены на решение различных задач. Задача универсальной базовой компоненты - борьба с бедностью пенсионеров и обеспечение перераспределения внутри пенсионной системы с тем, чтобы сгладить существующее на рынке труда неравенство. Задача страховой (и накопительной, но о ней речь пойдет отдельно) части пенсии - компенсация утраченного заработка, обеспечение связи размера пенсии с прежним страховым вкладом человека.

Из мировой практики известно, что базовая часть может финансироваться как из общих налогов и предоставляться всем гражданам или на основе проверки доходов, так и за счет страховых взносов в форме «плоской» пенсии, которая в этом случае должна выплачиваться после выработки определенной продолжительности страхового стажа. В условиях сокращения базы для уплаты страховых взносов в ПФР обеспечить право всех граждан России на некий минимальный уровень пенсионного обеспечения легче с помощью универсальной базовой компоненты, которая финансировалась бы не из заработков, а из общих налогов. Кроме этого, международные эксперты рекомендуют устанавливать достаточно жесткие критерии ее получения - в части требований к стажу для ее назначения или границам пенсионного возраста, с которого она назначается[12].