Файл: Размер пенсии по старости.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В итоге, новый Закон позволил значительно увеличить количество пенсионеров, о чем свидетельствовал журнал «Социальное обеспечение» (орган российского Министерства СО РСФСР) за 1961 г.: если в октябре 1956 г., т.е. к началу действия Закона, в РСФСР насчиты­валось 9 млн. 400 тыс. пенсионеров, то за четыре года и три месяца их стало на 2 млн. 600 тыс. чел. больше. Особенно возросло число лиц, получающих пенсии на льготных условиях и в льготных размерах. Если в 1957 г. их было 345 тыс. чел., то 1 января 1960 г. стало уже 564 тыс. чел. Пенсионеров по старости в октябре 1956 г. насчитывалось 1564 тыс. чел., а в январе 1961 г. стало 3700 тыс. чел. [10, с. 2] Поскольку льготные пенсии по старости в дан­ном сообщении выделены в особую категорию, то можно с уверенностью указать, что, гово­ря о 3700 тыс. чел., автор журнальной передовицы сообщал сведения именно о пенсионерах по старости на общих основаниях.

Следующим важнейшим новшеством, улучшившим качество жизни большинства со­ветских пенсионеров, стал порядок исчисления размеров пенсий, отменивший «трехсотруб­левый потолок». Расчет пенсий по старости на общих основаниях стал довольно прост: если зарплата будущего пенсионера достигала или была выше 1000 руб. (после денежной рефор­мы 1961 г. — 100 руб.), то размер его пенсии составлял 50% от заработка; если месячный за-работок находился в границах от 800 до 1000 руб., то размер пенсии рассчитывался исходя из 55%; от 600 до 800 руб. — 65% и т.д. 100% возмещение заработка полагалось гражданам, зарплаты которых не превышали 350 руб. При этом минимальная пенсия равнялась 300 (30) руб., а максимальная — 1200 (120) руб. И еще один фактор сыграл важную роль в увеличении размеров пенсий. Новый закон предусматривал две надбавки — за непрерывный или общий стаж и «семейную». Первая надбавка (10% пенсии) назначалась пенсионерам, если они вы­работали 15 лет непрерывного стажа или не менее 35 лет (мужчины) и 30 лет (женщины) общего.

Непрерывный стаж определялся как продолжительность непрерывной работы рабо­чего или служащего на одном предприятии или в учреждении [2, с. 340]. Он сохранялся и в случае увольнения, если перерыв в работе до нового устройства не превышал одного месяца. Семейная надбавка добавлялась к пенсии неработающего пенсионера, если у него на ижди­вении находились нетрудоспособные члены семьи: дети до 16-ти лет, больные супруги, пре­старелые родители. На одного нетрудоспособного члена семьи полагалось 10% пенсии, на двух и более — 15%. В результате, средний размер пенсии по старости сразу же увеличился. В частности, в РСФСР он вырос с 223 руб. до 463 руб., т.е. более, чем в два раза [4, л. 234].


Наряду с изменениями, касавшимся прав граждан на установление пенсий и исчисле­ния их размеров, Закон регулировал послепенсионный труд советских людей. Ранее старики старались не покидать рабочие места после назначения пенсии, поскольку 150 руб. не хвата­ло им на жизнь. Теперь те же 150 руб. мог получать работающий пенсионер, если его зарабо­ток после назначения пенсии не превышал (не считая суммы пенсии) 1000 руб. Полная пен­сия выплачивалась при оставлении работы, т.е. предоставления своего рабочего места более молодому сотруднику. Это ограничение должно было стимулировать переход пенсионеров «на более легкую, ниже оплачиваемую работу, где их опыт и навыки были бы полезны для производства» [6, л. 202]; пенсия по старости при неполном стаже работающим пенсионерам не выплачивалась.

В целом, большинство новшеств Закона 1956 г. нашли свое отражение в хрестоматий­ном примере от министра российского СО: «Шувалов Константин Сергеевич, несмотря на 64 года, еще работает. Он получает 1200 рублей заработной платы и пенсию — 150 рублей. По новому закону, после его ухода с работы, ему будет выплачиваться пенсия в размере 660 руб. Она обеспечит Константину Сергеевичу спокойную старость» [13, с.19] (50% от заработка + 10% надбавка за непрерывный или общий стаж).

Таким образом, Закон «О государственных пенсиях» 1956 г., отменив изжившие себя ограничения, сделал пенсионное обеспечение по старости доступным значительному числу советских граждан (к моменту распада СССР — государства всеобщей занятости — практиче­ски каждый будущий пенсионер вырабатывал требуемый стаж) и позволил увеличить разме­ры получаемых ими пенсий. Благодаря действию названного Закона именно пенсионное обеспечение по старости на общих основаниях стало основным видом пенсионного обеспе­чения.

1.2. Условия назначения пенсии

Право на трудовую пенсию по старости имеют застрахованные лица при двух условиях:

  • возрастное - достижение общеустановленного пенсионного возраста (60/55 лет для мужчин/женщин соответственно);
  • стажевое - наличие не менее 5 лет страхового стажа.

К застрахованным лицам, среди прочих, относятся граждане России:

  • наёмные работники (работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по договору авторского заказа, авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства), за которых перечисление взносов в Пенсионный фонд их работодателем осуществляется в обязательном порядке;
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой или т.н. «самозанятые» (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой), уплачивающие за себя взносы в фиксированном размере;
  • лица, уплачивающие за себя взносы в добровольном порядке[1].

Закон о трудовых пенсиях содержит ряд исключений из общего правила назначения трудовой пенсии по старости, позволяющих назначать пенсию ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (60/55 для мужчин/женщин соответственно) лицам, длительное время трудившимся в неблагоприятных условиях.

Категории работников, для которых предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой в неблагоприятных производственных (на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями и т.д.) или климатических (в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) условиях, а также льготные основания, дающие право на досрочное назначение пенсии гражданам, связанные с их физиологическими особенностями, перечислены в ст. ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях[2].

В связи с переходом российской пенсионной системы на страховые принципы, которые, в частности, предполагают увязку размера трудовой пенсии с суммой уплаченных за конкретное лицо обязательных пенсионных взносов, законодатели планировали принять пакет законов о профессиональных пенсионных системах. Дополнительные взносы в них работодателей, чьи работники заняты в особых условиях труда, обеспечили бы выплату этим работникам пенсии в период с момента ее досрочного назначения до момента достижения общеустановленного пенсионного возраста. Это обусловило включение в статью 27 Закона о трудовых пенсиях пункта 3, гласящего, что застрахованным лицам, проработавшим на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока, должна устанавливаться профессиональная пенсия. Запланированные нормативные акты к указанной дате приняты не были[3].

Ситуацию разъяснил Конституционный Суд РФ, указавший в своем Определении от 3 октября 2006 г. № 471-О, что пункт 3 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования при отсутствии специального законодательства о профессиональных пенсиях не препятствует досрочному назначению этим гражданам трудовой пенсии по старости. В настоящее время формулировка п. 3 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях приведена в соответствие с позицией Конституционного Суда (Законом от 30.12.2008 г. № 319-ФЗ).

1.2.1 Размер трудовой пенсии по старости


Некоторые чиновники указывали на двойную индексацию пенсий в 2019 году. И потому многие интересуются, в каком месяце 2019 года повысят пенсии второй раз.

Чтобы ответить на этот вопрос, разложим все запланированные властями увеличения пенсий:

1. Январь 2019 года – страховые пенсии по старости/выработке стажа не работающим пенсионерам.

2. Февраль 2019 года – увеличение содержания по социальной линии ПФР, то есть индексация ЕДВ, пособия на погребения, НСУ.

3. Апрель 2019 года – социальные пенсии.

4. Август 2019 года – перерасчет (коррекция) пенсий работающей категории пенсионеров.

Как видно из списка, речи о двойной индексации не ведется. Разберем каждый из вариантов индексации чуть подробней.

Пенсии индексируются в соответствии с графиком индексации, разработанным на переходный период увеличение пенсионного возраста. Поскольку переход займет 5 лет, то и индексации будут производиться все 5 лет и, скорее всего, в январе.

Получается, что с 1 января 2019 года происходит увеличение суммы пенсионного содержания на 7,05%. Но претендовать на него смогут только те, кто:

• получил назначение пенсии;

• завершил трудовую деятельность как минимум за 3 месяца до индексации (то есть 30 сентября включительно);

• к моменту индексации не числится в штате (или вне штата) предприятий, не ведет предпринимательскую деятельность и не является самозанятым гражданином.

Многие пенсионеры решили воспользоваться «лазейкой», которую оставило государство. Так, некоторые москвичи уволились в начале осени. Получив положенную индексацию на 7,05% (с учетом прошлых повышений), они планируют вновь трудоустроиться. Поскольку отменить индексацию власти не смогут, они смогут получать увеличенную пенсию, но при этом продолжать трудовую деятельность.

Как и в прошлые года, в связи со сложной экономической обстановкой в стране, индексации для работающих получателей пенсий в 2019 году не планируется.

Конечно, многие работающие пенсионеры опасаются, что когда повысят пенсию неработающим пенсионерам в 2019 году, о них просто «забудут» и повышения ждать не придется, когда они окончательно отойдут от дел. Но это не так, и все положенные суммы им будут выплачены через 3 месяца после увольнения, причем и за 3 «пропущенных» месяца тоже.

Февральское повышение пенсий коснется далеко не всех пенсионеров, а только тех, кто получает ЕДВ и НСУ, а сами выплаты не относятся к сумме пенсионного содержания. К получателям единовременных денежных выплат относят ветеранов, инвалидов, Героев СССР и РФ.


Коэффициент индексации составляет всего 1,034, поэтому для инвалидов I группы прибавка составит всего 123,32 руб. Некоторым другим категориям не придется рассчитывать и на эту сумму. Например, инвалидов III группы «порадуют» всего лишь 70,49 рублями.

Апрельское повышение касается только получателей социальных пенсий и пенсий, которые основаны на базовой ставке социальные пенсии. Конечно ходили слухи, что повышения не будет. И его, увы, действительно не будет. Однако индексация все же состоится, поэтому на вопрос, повысят ли пенсию в 2019 году для «социальщиков», можно все-таки дать положительный ответ.

Другой разговор о коэффициенте повышения. Он составит всего 2,4%, что ниже в сравнении с прошлым годом (2,9%), но выше (1,5%). С апреля 2019 года базовая ставка социальной пенсии повысится до суммы 5 304,57 руб. Однако с учетом Конституции РФ и других нормативно-правовых актов, пенсионер не может получать ежемесячное содержание менее уровня прожиточного минимума пенсионера, который на федеральном уровне установлен в размере 8 846 руб.

Августовская корректировка относится исключительно к работающим пенсионерам и права не работающих получателей пенсии не затрагивает. Это не классическое повышение и даже не индексация.

Производится корректировка суммы содержания с учетом:

• стоимости пенсионных баллов, которые в 2019 году расцениваются как 1 балл=87,24 руб.;

• количества заработанных за год пенсионных баллов, но не более 3.

Следовательно, максимально возможная сумма увеличение пенсионного содержания составит всего 261,72 руб. к получаемой пенсии.

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ ПО СТАРОСТИ

2.1. Порядок назначения трудовой пенсии по старости

Назначается трудовая пенсия со дня обращения за ней (кроме того, трудовая пенсия по старости может назначаться со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за ней последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы), но в любом случае не ранее дня возникновения права на нее.