Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ И РАЗМЕР ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ
1.1 Пенсии по старосте в СССР и их размер
1.2. Условия назначения пенсии
1.2.1 Размер трудовой пенсии по старости
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ ПО СТАРОСТИ
2.1. Порядок назначения трудовой пенсии по старости
2.2. Пути совершенствования законодательства о трудовых пенсиях по старости
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы настоящей курсовой работы обусловлена следующими аспектами.
Одним из основных видов социального обеспечения в России является система пенсионного обеспечения, представляющая собой развивающуюся государственную программу, охватывающую значительные слои населения в Российской Федерации. По мнению социологов пенсионное обеспечение затрагивает жизненно важные интересы почти 38,5 млн. престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.
Право граждан на пенсию является конституционным правом. В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Трудовая пенсия по старости в 2014 году является самой распространенной в нашей стране. Как известно, она состоит из двух частей: страховая часть и накопительная. На ее оформление имеют право мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет при условии, что их общий трудовой стаж составляет не менее 5 лет. Исключением являются лица, трудившиеся на социально значимых объектах или в тяжелых условиях труда, матери-героини и инвалиды. Им трудовая пенсия по старости может быть назначена досрочно. Все зависит от конкретной ситуации.
Предметом работы являются механизмы назначения и выплаты трудовой пенсии по старости.
Объект работы – трудовая пенсия по старости.
Целью курсовой работы является изучение условий, порядка назначения и размера трудовой пенсии по старости.
Исходя из цели, определим задачи работы:
- изучить условия назначения пенсии;
- рассмотреть специфику расчета размера трудовой пенсии по старости;
- изучить порядок назначения трудовой пенсии по старости;
- определить пути совершенствования законодательства о трудовых пенсиях по старости.
При написании работы применялись следующие методы исследования: системного анализа, метод сравнений, метод обобщений.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ И РАЗМЕР ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ
1.1 Пенсии по старосте в СССР и их размер
В настоящее время в России пенсионное обеспечение по старости воспринимается гражданами как само собой разумеющееся. Поэтому разворачивающиеся вокруг него дискуссии касаются, в основном, повышения пенсионного возраста и недостаточности размеров пенсий. Между тем, известный правовед В.А. Ачаркан весьма справедливо называл пенсию по старости исторически наиболее поздним и наиболее совершенным видом обеспечения старости [1, с. 16]. Действительно, в императорской России данный вид пенсии отсутствовал. Для государственных чиновников была предусмотрена пенсия за выслугу лет, некоторые категории рабочих в результате многолетней борьбы по Законам 3 июня 1912 г. [16; 19] получили право только на пенсионное обеспечение по инвалидности вследствие профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве; семьи рабочих, погибших в результате несчастных случаев на производстве, — на пенсии по случаю потери кормильца. Здесь нужно вспомнить о В.И. Ленине, который в подготовленной им резолюции для Шестой Всероссийской конференции РСДРП (Прага, 5-17 (18-30) января 1912 г.), критикуя царские законопроекты 1912 г., подчеркнул необходимость социального страхования рабочих во всех случаях утраты ими трудоспособности (увечье, болезнь, старость, инвалидность) [12, с. 146].
После победы социалистической революции в круг лиц, подлежащих пенсионному обеспечению, вошли «все, без исключения, лица, источниками существования которых является только собственный труд, без эксплуатации чужого» [22]. При этом старость, наряду с болезнью, увечьем и профессиональным заболеванием, была названа в числе причин, вызывавших полную или частичную утрату трудоспособности, наступление которой считалось основанием для назначения соответствующей пенсии. Для того, чтобы получать пенсию пожилой человек обращался в бюро врачебной экспертизы, которое устанавливало процент утраты его трудоспособности, в том числе наступившей из-за старческой дряхлости.
Как самостоятельный вид пенсионного обеспечения пенсия по старости, независимо от состояния здоровья и трудоспособности, появилась в 1928 г. для рабочих-текстильщиков [18]. В 1929-1930 гг. право на данный вид пенсии было распространено на рабочих важнейших для народного хозяйства отраслей промышленности: горной, металлической, химической, полиграфической, стекольно-фарфоровой и табачно- махорочной, а рабочих электропромышленности и железнодорожного и водного транспорта [15; 21]. При этом с начала 1930-х гг. при назначении пенсий стала учитываться степень тяжести или вредности работы, т.е. появилось льготное пенсионное обеспечение по старости. Пенсии, не связанные с какими-либо льготами, например, со снижением пенсионного возраста из-за занятости работников в подземных условиях труда, изначально, с конца 1920-х гг. назначались мужчинам по достижении 60-ти лет, а женщинам — с 55-ти лет. Указанный возраст был определен в середине 1920-х гг. на основании исследований процесса старения и сопутствующего ему снижения трудоспособности, согласно которым, значительное снижение трудоспособности для основной массы рабочих и служащих наступает у мужчин в 60 лет, а у женщин в 55 лет [1, с. 50]. Именно такие пенсии, назначаемые с 60 лет и 55 лет, стали называться пенсиями по общим нормам или пенсиями на общих основаниях.
Следующий важнейший этап в развитии исследуемого вида пенсий связан с принятием в декабре 1936 г. новой Конституции СССР, статья 120 которой гласила: «Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение по старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. Это право обеспечивается широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства» [11, с. 308]. Согласно этой статье, во- первых, на пенсию по старости могли претендовать все рабочие, вне зависимости от отрасли промышленности, во-вторых, к рабочим в пенсионных правах были приравнены служащие (о крестьянах речь еще не идет). Тем не менее, на начало 1941 г. в СССР из 4 млн. пенсионеров системы социального обеспечения (офицеры и сверхсрочнослужащие пенсионировались в рамках ведомственных систем) только 0,2 млн. получали пенсии по возрасту [14, с. 411]. В дальнейшем ситуация изменилась незначительно: на 1 января 1955 г. в Советском Союзе проживало 13,4 млн. пенсионеров, получающих пенсию в органах социального обеспечения [7, л. 255], из них пенсионерами по старости числились всего 1609,9 тыс. чел. [7, л. 257] О том, что возрастное пенсионное обеспечение не охватывало всех нуждающихся в нем, свидетельствуют данные переписи населения СССР: в 1939 г. число престарелых граждан (60 лет и старше) составляло 12997 тыс. чел., или 6,82% от общей численности населения страны 190678 тыс. чел. [23]
После завершения послевоенного восстановления народного хозяйства советским государством были изысканы средства для улучшения пенсионного обеспечения своих граждан. Реформированию пенсионной системы предшествовала большая аналитическая работа сотрудников Министерства социального обеспечения (СО) РСФСР и Комиссий по разработке нового закона о государственных пенсиях. В результате были определены важнейшие проблемы. Прежде всего, как бы мы сказали сегодня, недоступность пенсионного обеспечения всем в нем нуждающимся. В апреле 1953 г. министр СО РСФСР Н.А. Муравьева сообщила в Президиум Верховного Совета СССР о том, что назначение и выплата обычных пенсий регулировались правилами, изданными Наркомтрудом СССР еще в 1928-1932 гг. Правила, по мнению министра, содержали множество условных и ничем не оправдываемых ограничений, противоречий и устаревших положений, из-за которых в ряде случаев трудящиеся лишались права на пенсию, даже при наличии трудового стажа и других условий, определяющих это право [5, л. 6]. Вот конкретные примеры: не получал пенсии по старости мужчина, оставивший работу в возрасте 58 лет и не имевший возможности (по состоянию здоровья) возвратиться на работу после достижения 60-летнего возраста при 40-летнем стаже работы, вместо требуемых по закону 25 лет. Также без пенсии оставался работник, у которого перерыв в работе в качестве рабочего или служащего продолжительностью свыше 5 лет был вызван тем, что по решению партийных органов он был направлен на работу в качестве председателя колхоза (за исключением председателей укрупненных колхозов, за которыми сохранялось право на пенсию) [5, л. 6-7].
Кроме этого, вызывали нарекания низкие нормы пенсий: основная масса рабочих и служащих (примерно 70%) получала 150 руб. в месяц [7, л. 255]. Для сравнения: 302,8 тыс. чел. [7, л. 257] из упомянутых выше 1609,9 тыс. возрастных пенсионеров являлись получателями так называемых повышенных пенсий, которые назначались работникам приоритетных для народного хозяйства отраслей промышленности. При этом, если отраслевые пенсии по старости у рабочих обычно не превышали 200-300 руб. в месяц, то у руководящих и инженерно-технических работников их ежемесячные размеры достигали 3000-5000 руб. [7, л. 256]. Небольшие размеры обычных пенсий большинства получателей обусловливались тем фактором, что по действовавшему законодательству пенсии по общим нормам начислялись из заработка, не превышавшего условного максимума — 300 руб. в месяц (50% от 300 руб. = 150 руб.). Остальная часть зарплаты в расчет не принималась. В 1930-х гг., когда средняя зарплата рабочих и служащих составляла немного ниже 300 руб., это ограничение считалось оправданным. Однако в 1954 г. среднемесячная заработная плата рабочих и служащих, в целом, по народному хозяйству составила 699 руб., а у рабочих в промышленности — 773 руб. [7, л. 335]. В ряде отраслей зарплата рабочих превышала 1000 руб.: в угольной достигала 1328 руб., в цветной металлургии — 1070 руб., в черной — 1015 руб. На 40-ом месте по уровню зарплаты находилась маслодельная и сыроваренная промышленность, рабочие которой получали ежемесячно 442 руб. [7, л. 336]
Над проектами нового закона о государственном пенсионном обеспечении поочередно трудились три комиссии. Первая, возглавляемая министром финансов СССР А.Г. Зверевым, работала в течение 1949-1953 гг. Однако предложенный ею проект не решал всех вопросов для улучшения дела пенсионирования [5, л. 5]. Разработки второй комиссии, руководителем которой являлся заместитель председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгин, летом 1955 г. были вынесены на обсуждение в Госкомтруд СССР, который по итогам этого обсуждения счел необходимым разработать Закон о пенсионном обеспечении заново [8, л. 59]. Законом стал проект третьей комиссии, работавшей под руководством председателя Верховного Совета РСФСР И.В. Горошкина и патронатом председателя Госкомтруда Л.М. Кагановича. Все комиссии понимали необходимость увеличения размеров пенсий по старости. Первая комиссия предлагала увеличить пенсионный минимум до 210 руб. в месяц [5, л. 5]. По мнению работников второй — пенсия по старости не могла «быть ниже: в городах и поселках — 300 рублей, а в сельской местности — 250 рублей» [7, л. 258]. Комиссией И.В. Го-рошкина минимум устанавливался в 300 руб. Интересно, что по прогнозам Комиссии А.Н. Косыгина, получателями пенсий по старости на общих оснований должны были стать 79,6% от общего количества получателей возрастных пенсий (остальные — льготники) [9, л. 75].
В июле 1956 г. Верховным Советом СССР был принят Закон «О государственных пенсиях», упорядочивший пенсионные права советских рабочих и служащих, который вступил в силу с 1 октября [17]. Если в «Положении о пенсиях и пособиях» 1930 г. статьи о пенсионном обеспечении по старости были расположены после статей о пенсиях по инвалидности и потере кормильца, то в новом Законе нормы, регулирующие возрастные пенсии, находились на первом месте, что подчеркивало их значимость для государства. Как отметила Н.А. Муравьева: «Пенсия по старости всегда считалась почетной пенсией» [3, л. 85].
Итак, пенсии по старости на общих основаниях в СССР, по-прежнему, назначались мужчинам по достижении 60-ти лет, а женщинам — 55-ти лет при стаже работы не менее 25 и20 лет соответственно. Какие-либо ограничения, связанные с перерывами в трудовом стаже или отсутствием факта работы на момент обращения за пенсией в этом случае Законом не оговаривались. Более того, Закон 1956 г. впервые разрешил назначать пенсию с указанного возраста гражданам, не выработавшим полный требуемый стаж 25 и 20 лет. Пенсия при неполном стаже могла быть назначена тем советским людям, которые проработали не менее 5 лет, 3 года из которых — непосредственно перед обращением за пенсией. В процессе работы над новым Законом Л.М. Каганович, анализируя результаты финансово-экономических расчетов к законопроекту, сообщил в ЦК КПСС следующее: «Контингент лиц, не имеющих необходимого стажа работы для получения полной пенсии (но имеющих полный пенсионный возраст) был определен ориентировочно, как разница между численностью рабочих и служащих, вступивших в пенсионный возраст по старости и численностью лиц, которым назначена пенсия по старости. Статистические данные о распределении рабочих и служащих по общему стажу работы отсутствуют. Имея в виду, что размер неполных пенсий дифференцируется пропорционально общему стажу, условно было принято, что неполные пенсии будут назначаться в среднем в размере 50% полной пенсии» [9, л. 69]. В результате, только в РФСФР в IVквартале 1956 г. было назначено 130,5 тыс. пенсий лицам, не имевшим полного общего стажа [4, л. 234].
Появление такой льготы было определено требованиями времени. Многие советские люди не имели возможности подтвердить факт своей работы в молодости на дореволюционных предприятиях или на предприятиях, уничтоженных вместе со всей документацией во время Великой Отечественной войны. Неполные пенсии назначались женщинам- домохозяйкам, работавшим или до замужества, или в годы войны, когда мужья уходили на фронт, а также гражданам, заключавшим договора подряда, с которых не отчислялись взносы на социальное страхование. Ранее, в ходе диссертационного исследования, автором была выбрана серия из 100 пенсионных дел граждан, получавших пенсии в период действия Закона 1956 г. и скончавшихся до его отмены после распада СССР [20]. Из них 20 пенсий было назначено по инвалидности и 5 — по случаю потери кормильца. Большинство пенсионеров — 83 человека — являлись получателями возрастных пенсий. После исключения из подсчета льготных возрастных пенсий выяснилось, что 58 чел. получали пенсий по старости именно на общих основаниях (69% от 83). При этом — 13 чел. (22% от 58 чел.) были назначены при неполном общем стаже, еще 10 чел. (17% от 58 чел.) — гражданам, не работавшим на момент обращения за пенсией, т.е. 39% получателей пенсий по старости на общих основаниях в случае действия прежних норм остались бы без поддержки со стороны государства. Размеры пенсий при неполном стаже являлись небольшими. Например, истопнику, выработавшему только 5 лет, в 1963 г. полагалось 7 руб. 50 коп.ежемесячно, остальные получали денежные суммы в пределах минимума.