Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ И РАЗМЕР ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ
1.1 Пенсии по старосте в СССР и их размер
1.2. Условия назначения пенсии
1.2.1 Размер трудовой пенсии по старости
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ ПО СТАРОСТИ
2.1. Порядок назначения трудовой пенсии по старости
2.2. Пути совершенствования законодательства о трудовых пенсиях по старости
Ещё одна немаловажная проблема российской пенсионной системы - низкий фактический возраст назначения пенсий. По оценкам, фактический возраст оформления пенсии составляет 54,0 года для мужчин и 52,5 года для женщин, причем досрочные пенсии в среднем назначаются людям 48-49 лет. Льготные и досрочные пенсии охватывают примерно треть всех новых назначений трудовых пенсий и составляют свыше трети всех пенсионеров по старости, причем эта доля продолжает расти. Следует отметить, что абсолютное большинство досрочных пенсионеров продолжает работать, причем часто - на тех же рабочих местах.
Кроме того, даже пенсионеры, оформившие пенсию по старости на общих основаниях, массово сохраняют занятость на протяжении 2 лет, а многие - и 5 лет после назначения пенсии. Почти половина женщин продолжает трудиться в возрасте 55-59 лет, что означает, что реальной утраты трудоспособности не происходит.
При этом даже в нормативных границах пенсионного возраста средний период пребывания на пенсии российских мужчин в целом соответствует аналогичным показателям по странам с формирующимися рынками, а для российских женщин он заметно превышает аналогичные показатели не только для стран близкого России уровня развития, но и для многих развитых экономик.
Предлагают следующие варианты решения.
1. Ограничение занятости пенсионеров. Этот вопрос периодически поднимается в экспертно-политической дискуссии в связи с тем, что примерно каждый третий пенсионер сегодня работает и получает в полном объеме и заработную плату, и пенсию. Аргумент в пользу такого решения состоит в том, что пенсия часто связывается с компенсацией утраченного заработка, и, соответственно, запрет занятости пенсионеров означал бы восстановление страховой природы пенсии и экономию средств пенсионной системы. Однако последствия принятия данного решения не настолько однозначны. Запрет занятости пенсионеров в условиях относительно высоких размеров пенсий чреват значительным сокращением масштабов занятости лиц пожилых возрастов, что, очевидно, нецелесообразно в условиях сокращения численности трудоспособного населения. Введение частичного ограничения занятости пенсионеров путем установления потолка доходов также приводит к оттоку пенсионеров с рынка труда, но в меньших масштабах. Вместе с тем, имеются свидетельства того, что высокооплачиваемые работники менее чувствительны ктакого рода ограничениям, и сохраняют занятость. Таким образом, введение ограничения доходов пенсионеров на достаточно высоком уровне помогло бы реструктурировать рынок труда, сохранив на нем наиболее квалифицированных и, соответственно, лучше оплачиваемых работников[13].
2. Несмотря на политическую привлекательность политики поощрения добровольного откладывания выхода на пенсию - через значительное повышение пенсии тем, кто обращается за пенсией позже положенного срока, в современных российских условиях эти инструменты вряд ли будут работать. Более того, несмотря на то, что некоторые меры по повышению пенсий тем, кто откладывает выход на пенсию, существовали и в советском, и в российском законодательстве, и советские исследования, и современные российские данные показывают, что практически никто из пенсионеров, имеющих достаточный трудовой стаж, не выходит на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста. Это связано, по-видимому, с тем, что пенсионеры имеют право работать и пересчитывать пенсию по результатам работы; период получения двойных доходов используется пенсионерами для формирования сбережений и помощи детям, что видно по данным социологических обследований; высокие риски смертности и сохраняющееся недоверие социально-экономической политике государства обусловливают короткий горизонт планирования и нежелание отказываться от положенного дохода.
Аргументами против повышения общеустановленного пенсионного возраста часто выступают низкая продолжительность жизни российского населения, плохое состояние здоровья пожилого населения, социальная неприемлемость этой инициативы, невозможность найти работу лицам пожилого возраста или молодежи (если возраст будет повышен). Тем не менее, большинство этих аргументов не выдерживает серьезной критики.
В настоящее время многими экспертами разделяется подход, в соответствии с которым повышение общеустановленного возраста следует начинать с выравнивания пенсионных возрастов мужчин и женщин, а затем продолжить повышение пенсионного возраста для обоих полов, если тенденция роста продолжительности жизни сохранится.
Основной дебатируемый вопрос - в сроках начала реформы. Кроме того, в случае, если принципиальное решение будет принято, потребуется решить вопросы о границах повышения пенсионного возраста для мужчин и женщин, темпах такого повышения, когортах, на которые должно распространиться повышение, возможных льготах по возрасту или возможности оформить пенсию досрочно с уменьшением ее размера. Периодически предлагаемое некоторыми политиками решение предоставить право снижать пенсионный возраст матерям за рожденных детей, на наш взгляд, нецелесообразно. Оно вряд ли повысит рождаемость, но одновременно будет источником более низких размеров пенсий у женщин. Таким образом, риски больше выигрышей[14].
Выводы по главе 2
Назначается трудовая пенсия со дня обращения за ней, но в любом случае не ранее дня возникновения права на нее. Граждане могут обращаться за назначением трудовой пенсии в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято органом Пенсионного фонда РФ и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее, чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.
Тенденции на российском рынке труда не способствуют расширению базы финансирования пенсионных взносов. Широкое распространение на нем получили так называемые нестандартные формы занятости. Вариантами решения данной проблемы являются следующие: ограничение занятости пенсионеров и повышение общеустановленного пенсионного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы.
1. Право на трудовую пенсию по старости имеют застрахованные лица при двух условиях: возрастное - достижение общеустановленного пенсионного возраста (60/55 лет для мужчин/женщин соответственно); стажевое - наличие не менее 5 лет страхового стажа.
2. На сегодняшний день размер трудовой пенсии по старости зависит в первую очередь от объема страховых взносов, которые работодатели в течение трудовой деятельности выплачивали за работника в систему обязательного пенсионного страхования. И при этом длительность трудового стажа практически не влияет на размер пенсии.
3. Назначается трудовая пенсия со дня обращения за ней, но в любом случае не ранее дня возникновения права на нее. Граждане могут обращаться за назначением трудовой пенсии в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято органом Пенсионного фонда РФ и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее, чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.
4. Тенденции на российском рынке труда не способствуют расширению базы финансирования пенсионных взносов. Широкое распространение на нем получили так называемые нестандартные формы занятости. Вариантами решения данной проблемы являются следующие: ограничение занятости пенсионеров и повышение общеустановленного пенсионного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты:
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 25 декабря 1993 г. (с изменениями и дополнениями).
- Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
- Федеральный закон «О накопительной пенсии» от 28.12.2013.г. №424-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
Учебная литература:
- Данилькевич М.А. Перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2013. - №4.
- Ермаков Д.Н. Новые тенденции в развитии пенсионной системы Российской Федерации: монография. - М.: АПКиППРО, 2013.
- Ермаков Д.Н. Система пенсионного страхования в Российской Федерации: Уч. пособие. - М.:ВАКО, 2013.
- Жукова А.П. Социальные пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. - 2014. - №7.
- Крючкова Е.В. Трудовые пенсии по старости: назначение, перерасчет, определение размера. Проблемы применения на практике пенсионного законодательства. - М.: АНО «Центр социально-трудовых прав», 2013.
- Минаева Л.Н. Пенсии: новые правила оформления и расчета. - М.: Рид Групп, 2011.
- Право социального обеспечения / Под ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект, 2012.
- Соловьев А.К. и др. Макроанализ развития пенсионной системы России // Вестник Пенсионного фонда России. - 2012. - №2.
- Соловьев А.К. Пенсионная реформа: иллюзии и реальность: учеб.пособие. – М.: Юнити, 2014.
-
Право социального обеспечения / Под ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект, 2012. ↑
-
Крючкова Е.В. Трудовые пенсии по старости: назначение, перерасчет, определение размера. Проблемы применения на практике пенсионного законодательства. - М.: АНО «Центр социально-трудовых прав», 2013. ↑
-
Ермаков Д.Н. Система пенсионного страхования в Российской Федерации: Уч. пособие. - М.:ВАКО, 2013. ↑
-
Ермаков Д.Н. Новые тенденции в развитии пенсионной системы Российской Федерации: монография. - М.: АПКиППРО, 2013. ↑
-
Ермаков Д.Н. Новые тенденции в развитии пенсионной системы Российской Федерации: монография. - М.: АПКиППРО, 2013. ↑
-
Минаева Л.Н. Пенсии: новые правила оформления и расчета. - М.: Рид Групп, 2011. ↑
-
Право социального обеспечения / Под ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект, 2012. ↑
-
Минаева Л.Н. Пенсии: новые правила оформления и расчета. - М.: Рид Групп, 2011. ↑
-
Крючкова Е.В. Трудовые пенсии по старости: назначение, перерасчет, определение размера. Проблемы применения на практике пенсионного законодательства. - М.: АНО «Центр социально-трудовых прав», 2013. ↑
-
Минаева Л.Н. Пенсии: новые правила оформления и расчета. - М.: Рид Групп, 2011. ↑
-
Соловьев А.К. Пенсионная реформа: иллюзии и реальность: учеб.пособие. – М.: Юнити, 2014. ↑
-
Ермаков Д.Н. Система пенсионного страхования в Российской Федерации: Уч. пособие. - М.:ВАКО, 2013. ↑
-
Данилькевич М.А. Перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2013. - №4. ↑
-
Соловьев А.К. Пенсионная реформа: иллюзии и реальность: учеб.пособие. – М.: Юнити, 2014. ↑