Файл: Игра как метод воспитания (Общие требования игры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В моей педагогической деятельности множество уроков направлено на воспитание чувства патриотизма через подвижные и спортивные игры. Особое место отвожу подвижным играм народов и этносов России. Так как на территории нашего государства проживает многонациональный народ. Применяя подвижные игры народов России, я приобщаю и демонстрирую ученикам исторические реалии традиционных игр среди детей нашей многонациональной страны. При применении игр происходит не только погружение детей в исторические реалии игры, но и укрепление нравственного и физического здоровья школьников, формирование правильной осанки, развитие физических качеств, привитие любви к подвижным играм.

Во время игровой деятельности учащихся объективно гармонируют два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны – получают эстетическое и моральное удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания об окружающей их среде обитания. В конечном итоге все это способствует воспитанию личности в комплексе. Таким образом, игра – одно из комплексных средств и методов воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной многообразной деятельности), совершенствование жизненных функций организма, а так же черт характера играющих.

Использование и применение учителем соревновательно - игрового метода содействует успешному накоплению жизненно важного двигательного опыта, основанного на временных связях, которые вследствие положительного переноса, то есть координационной общности с изучаемым видом физической деятельности, облегчают освоение учебного программного материала.

Использование соревновательно - игровых заданий привносят в образовательный процесс большой эмоциональный заряд, который выступает как эффективный метод не только физического развития, но и их духовного воспитания учащегося. Соревновательно - игровой метод позволяет учителю благополучно развивать виды физических подготовок: общую и специальную. Физическая подготовка является стержнем для освоения любого вида спортивной программы. Она способствует ускоренному овладению умениями и навыками и их прочному закреплению и совершенствованию. Физическая подготовка делится на общую и специальную подготовку.

Добиться положительного и эффективного результата можно только при условии, что учитель использует методические приемы систематично, а так же учитывает возрастные психические особенности детей.


Народные, национальные подвижные игры, как важная, составная часть воспитательной системы, тесно связанна с представлениями народа о роли генетической наследственности, влиянием на процессы воспитания среды обитания, об особенностях детской психики и моторики. В крупнейшем фонде народных подвижных игр России концентрируются исторические народные знания о сущности человеческой личности и правила ее телесного и духовного воспитания.

Игру можно рассматривать и как своеобразную прелюдию, предварительную тренировку перед серьезной и ответственной учебной работой на уроке или как специальное упражнение, нацеленное на проявление самообладания и находчивости в условиях острой конкуренции на требуемую педагогу тему урока. Порождаемые игровой деятельностью положительные эмоции возбуждают у ее участников страстное желание подвергнуть проверке в условиях максимального напряжения свои физические и психические возможности, и при этом учащиеся не чувствуют усталости даже при значительно повышенных объемах физической работы.

Целенаправленно воздействую на нервную систему ребенка игровыми ситуациями, учитель может эффективно воспитывать интерес к преодолению трудностей и препятствий, возникающих на пути к поставленной цели, побуждать использовать свои умения и навыки в совместных действиях с товарищами по команде. Кроме этого происходит развитие мужества, решительности, внимания, упорства, чувства ответственности и взаимопомощи.

Основное содержание программы по физической культуре составляют жизненно важные двигательные упражнения, общеразвивающие и прикладные. В программу физической культуры включены спортивные игры - баскетбол, волейбол, пользующиеся большой популярностью среди учащихся, а также отдельные подвижные игры. Все эти игры направлены на физическое совершенствование подростка, на развитие двигательной системы, приспособленности к меняющимся жизненным обстоятельствам, закаленности не только физической, но и психологической. С одной стороны они развивают человека физически за счет жизненных состояний человеческого организма, а с другой - раскрывают и проявляют определенные черты характера, личные качества и способности. [2]

Применяемые на уроках подвижные и спортивные игры помогают овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, закреплять их в игровых условиях, а также способствуют развитию и укреплению костно-связочного аппарата, мышечной, сердечно – сосудистой и дыхательной систем, а так же формированию правильной осанки.


Играя в планомерно подобранные учителем подвижные игры, занимающиеся естественно и непринужденно учатся быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко попадать в цель, дальше бросать мяч, ловко и результативно действовать в единоборствах и командных состязаниях.

«Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила». [16]

Если на уроке происходит решение задач на развитие силы, то в него включаются игры, связанные с кратковременными скоростно - силовыми напряжениями, разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления соперника в непосредственном соприкосновении с ним (перетягивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы и т.д.), с различными двигательными операциями с доступными отягощениями (бег или прыжки с грузом, метания на дальность, подъемы спортивных снарядов нужного веса, разнообразные способы их перемещения в пространстве, передачи набивных мячей партнерам по команде).

Для развития быстроты применяются игры, требующие мгновенных ответных реакций на сигналы: зрительные, звуковые, тактильные, упражнения с внезапными остановками, быстрыми рывками, мгновенными остановками, бегом на короткие дистанции в кратчайший срок и другими двигательными действиями, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.

Для развития ловкости необходимо используются игры, требующие точной координации движений и быстрого согласования своих действий с действиями партнеров, физической сноровки и тактической изворотливости, умения своевременно и эффективно использовать те редкие благоприятные ситуации, которые неожиданно и непредсказуемо складываются в условиях бескомпромиссного психофизического соперничества.

Для развития выносливости применяются игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами игры.

При планировании учителем задач урока помогающих их решению подвижные и спортивные игры используются в тесной связи с другими средствами физического воспитания путем комплексного применения, вместе с общеразвивающими и специальными упражнениями.

При планировании подвижных и спортивных игр обязательно учитывается общая нагрузка урока и, соответственно, определяется их основная цель и место среди других упражнений и учебных заданий. Трудность применяемых на уроках игр по физической нагрузке и сложности взаимодействия участников должна быть доступной занимающимся и возрастать постепенно.


В процессе проведения подвижных и спортивных игр серьезное внимание уделяется строгому соблюдению общепринятых на уроках физической культуры норм и правил техники безопасности учащихся и окружающих лиц, особенно при метаниях различных предметов (гранат, мячей и т.п.); преодолении сложных препятствий в спортивном зале или на спортивной площадке; движения в сочетании с разными упражнениями на высоком бревне, узкой либо качающейся доске или иной приподнятой опоре;

скоростном лазании по канату; прыжках с высоты в глубину и так далее.

Творчески трансформируя и целенаправленно развивая, применительно к новым программным требованиям и специфическим условиям урочных занятий в средней школе, двигательное содержание и идейную направленность как довольно распространенных в физическом воспитании, так и мало известных или совершенно новых подвижных игр для детско-юношеского возраста, разработан комплекс вспомогательных и подводящих игр для уроков физической культуры в 1-4 классах. Кроме того, при планировании уроков физической культуры используется региональный компонент по здоровье сберегающим технологиям, то есть применяются казачьи подвижные игры. Гармонично укладываясь в русло общих программных требований физического воспитания в общеобразовательной школе, эти игры одновременно облегчают и конкретизируют пути их практической реализации, преследуют цели стимулированного избирательного развития наиболее важной в данных конкретных условиях группы физических и психических качеств, умений и навыков, обеспечивающих более успешное выполнение запланированных на данном уроке основных учебных заданий.

Необходимый подбор вспомогательных и подводящих игр для повышения эффективности того или иного урока в каждом классе учитель физической культуры осуществляет свободно и самостоятельно, исходя из профессионально спланированных конкретных задач уроков, условий их проведения и уровня подготовленности занимающихся. Эффективно решать задачи, в каком классе, с учащимися какого - то возраста наиболее целесообразно применить ту или иную игру.

Предлагаемые игры составлены таким образом, что их практическое проведение в ходе урока не требовала длительной организационно-подготовительной работы. При организации и проведении игр учитываются идейность, научность и плановость использования игр, направленность на достижение воспитательных, образовательных и оздоровительных задач. Руководящая, или направляющая, роль при проведении игр должна принадлежать непосредственно самому учителю.


Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна. [9]

Воспитательная, образовательная и оздоровительная ценность игры зависит от руководства ею. С помощью одних и тех же игр можно воспитывать различные нравственные и физические качества. Влияние игр на занимающихся зависит: во - первых, от содержания (сюжет, двигательные действия, правила игры); во - вторых, от методических приемов, с помощью которых ученик овладевает играми; в - третьих, от способов их организации. О том, что игры сами по себе не всегда имеют положительное воспитательное значение. С приобретением в игре более совершенных навыков и умений у учащихся возникают новые интересы и потребности. Игры становятся более содержательными, дети приобретают новые навыки в технике и тактике игры.

Основное содержание игр зависит во многом от жизненного опыта учащихся, от приобретенных ими знаний и навыков в семье, в детском саду, в школе. Поэтому у учащихся разного возраста, разного развития, игры различны, как по содержанию, так и по способам их проведения. Физическое воспитание ребенка в желаемом направлении с помощью игр и других видов физических упражнений возможно только при целенаправленном и регулярном педагогическом руководстве.

2.2 Основные задачи учителя, как руководителя игры.

Каждый учитель физической культуры должен быть организатором игры и воспитателем учеников в процессе ее проведения. Используя игру, как метод воспитания учитель должен:

  1. укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному всестороннему физически гармоничному развитию личности;
  2. содействовать овладению жизненно важных двигательных знаний, умений и навыков, совершенствовать их в процессе игровой деятельности;
  3. воспитывать у учащихся положительные морально - волевые и физические качества;
  4. прививать учащимся организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми в свободное время и во время активного отдыха.

Учитель должен определить основные образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи, которые он намечает при проведении конкретной игры (например: совершенствование навыков приема и передачи мяча в движении, метания в горизонтальную или вертикальную цель, закрепление умений и навыков, приобретенных на занятиях гимнастикой, воспитание у учащихся согласованности действий, морально – волевых качеств коллективизма, воспитание навыков ориентироваться на местности и т.п.).