Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации на примере ООО «Крепость».pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретико-методологические основы внешней и внутренней среды
1.1. Внутренняя и внешняя среда организации
1.2. Особенности и факторы на него влияющие рынка алкомаркетов
2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Крепость»
2.1. Анализ внешней среды организации
2.2. Анализ внутренней среды организации и оценка основных показателей организации
Через полгода после запрета алкогольная промышленность привела отчеты о падении рынка на 5-10%. Из-за упадка компаниям пришлось повысить цены. Стоимость алкоголя от поставщиков в декабре 2017 года в среднем выросла на 3% по сравнению с январем того же года.
Сильнее всех подорожали наливки крепостью более 30% и виноградные вина на 27% и 6% соответственно. Цена водки выросла на 2%, коньяки на 3%. А вот пиво и сидр подешевели на 4% и 12% соответственно.
Справедливости ради стоит заметить, что производители сами занимались даунсайзингом то есть, розливом пива в меньшие емкости, при этом сохраняя цену на прежнем уровне. Но проводилась такая политика в определенных сегментах рынка, и дешевое пиво разливали в емкости по 2-3 литра, чтобы не терять покупателей. Запрет же повлиял на бренды во всех ценовых категориях.
В таблице 1.2 показаны средние цены производителей промышленных товаров в России 2017 г. (рубль за декалитр).
Таблица 1.2
Средние цены производителей промышленных товаров в России 2017 г. (рубль за декалитр)
2017 |
2018 |
|||||
январь |
апрель |
июль |
октябрь |
декабрь |
январь |
|
Вина |
751,41 |
750,83 |
771,37 |
835,79 |
802,11 |
998,84 |
Вина игристые |
1 381,74 |
1 433,03 |
1 494,51 |
1 375,06 |
1 397,08 |
1 477,28 |
Водка |
1 093,09 |
1 122,25 |
1 155,38 |
1 216,71 |
1 120,54 |
1 198,27 |
Коньяки |
3 851,34 |
3 529,25 |
3 972,04 |
3 962,7 |
3 974,21 |
4 261,19 |
Наливки крепостью менее |
1 626,3 |
1 566,49 |
1 763,56 |
1 138,22 |
2 067,64 |
|
Напитки сброженные (например, сидр) |
843,82 |
811,59 |
697,52 |
677,41 |
743,81 |
646,4 |
Пиво, кроме отходов пивоварения |
302,36 |
262,45 |
246,88 |
273,53 |
291,28 |
314,79 |
На рисунке 1.2 показаны средние цены производителей алкоголя в России ежемесячно с января 2017 года по январь 2018 года. (рубли за декалитр).
Чаще всего пиво покупают в супермаркетах, затем в продовольственных магазинах, а ларьки и киоски стоят на третьем месте. Среднестатистический потребитель покупает пенное 5-6 раз в месяц в супермаркете и лишь 1-3 раза в ларьках с палатками.
Предпочтения по вкусу:
- 83% светлое фильтрованное;
- 7% светлое нефильтрованное;
- 10% темное пиво.
Рисунок 1.2 Средние цены производителей алкоголя в России ежемесячно с января 2017 года по январь 2018 года (рубли за декалитр)
По крепости предпочитают пиво 3-5,5%. Лишь 10% потребителей покупают напиток с крепостью более 5,5%. Еще меньше выбирают легкое и безалкогольное 3%.
Вино в России больше пьют женщины, чем мужчины 56% против 46%. Чаще его употребляют граждане 31-45 лет, остальные категории пьют меньше. Больше любят полусладкие и сладкие вина, хотя в 2017 году производители отметили рост интереса к полусухим и сухим. Предпочтение сухих вин обычно связывают с повышением культуры пития.
Уровень жизни населения продолжает снижаться. Ажиотажный спрос после очередной волны девальвации поддержал розничную торговлю, но из-за ожидаемого роста цен осенью продолжится падение доходов населения и, как следствие, сократится потребление, отметили эксперты Центра развития НИУ ВШЭ в очередном бюллетене «Новые Комментарии о государстве и бизнесе»[1].
В августе 2017 года динамика доходов населения продолжила ухудшаться. Реальная заработная плата, являющаяся основной компонентой доходов, снизилась к июлю 2018 года на 1,2%, к маю – на 3,2%, а относительно максимума, достигнутого в первом квартале 2014 года, – на 12%.
Повышение акцизов на алкогольную продукцию планируется с 2020 года. С 1 января 2020 года специфическая ставка на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% будет установлена в размере 544 рубля за 1 литр. В настоящее время она составляет 523 рубля за литр. Для продукции с долей этилового спирта ниже 9% с 1 января 2020 года будет установлена ставка в размере 435 рублей за 1 литр (сейчас 418). На вина устанавливается ставка акциза в размере 19 рублей за 1 литр (сейчас 18 рублей), на этиловый спирт 111 рублей за 1 литр безводного этилового спирта против действующих сейчас 107 рублей за 1 литр.
Повышение культуры пития производит благодаря тому, что алкоголь не продают несовершеннолетним, повышение контроля за качеством алкогольной продукции, за счет внедрения системы ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) — автоматизированная система, предназначенная для государственного контроля над объёмом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Законодательство РФ ограничивает продажу алкогольных напитков с 23 часов до 8 утра следующего дня. Но в некоторых областях увеличили этот срок. Так, к примеру, в Республике Коми продажа разрешена до 22 часов, в Пскове и Архангельской области алкоголь начинают продавать только с 10 часов следующего дня. В Кировской области ситуация такая же, но там, в дополнение к этому в выходные дни продажу алкоголя прекращают с 17.00. Но наиболее жестко поступили в Чеченской республике там алкоголь разрешено продавать только два часа с 8 утра и до 10 дня. А в дни мусульманских религиозных на нее наложен полный запрет.
Таким образом, основными факторами, влияющими на рынок алкомаркетов являются следующие: снижение покупательской способности, повышение культуры пития, внедрение нормативно-правовых актов, увеличение стоимости акцизов.
2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Крепость»
2.1. Анализ внешней среды организации
Внешняя среда определяется как совокупность условий, оказывающих непосредственное влияние на результаты деятельности организации. При анализе внешней среды осуществляется поиск потенциальных потребителей, заинтересованных в продукции фирмы, а также формируется информация о компаниях - конкурентах, производящих аналогичную продукцию. Для большинства компаний можно выделить общие факторы внешней среды, влияющие на их деятельность: состояние экономики, правовое регулирование, социальная и культурная составляющие общества и т.д.
Для проведения анализа среды функционирования исследуемой организации в данной работе использован экспертный метод. Он учитывает не только профессионализм экспертов, но и их опыт, знания, интуицию. Данный метод исследования хорошо зарекомендовал себя в условиях, когда трудно оценить количественно необходимые параметры, но важно получить быстро и точно оценку состояния того или иного объекта.
Начнем анализ внешней среды с анализа микросреды.
Определим входные барьеры:
1. Экономия, обусловленная ростом масштабов производства. На рынке алкомаркетов присутствует экономия, обусловленная ростом масштабов производства, так как алкогольным сетям легче войти на рынок алкомаркетов.
2. Дифференциация продукта. Отсутствует.
3. Потребность в капитале. Для того, что бы заниматься легально торговлей алкоголем, необходима торговая площадь, персонал, вложения в товар, маркетинговые издержки, то есть начальные капиталовложения составляют около 1-1,5 млн.руб.
4. Более высокие издержки потенциальных конкурентов. Компании, занимающие прочные позиции в отрасли, могут иметь преимущество по издержкам, недоступное для потенциальных конкурентов, независимо от их размеров и возможных масштабов производства. Так как у алкомаркетов, работающих на рынке Перми, налажены связи с поставщиками алкогольной продукции (таблица 2.1).
Таблица 2.1
Анализ поставщиков по ассортименту ООО «Крепость»
Вид продукции |
Поставщик |
Страна производства |
Средняя цена в 2017 году |
Средняя цена в 2017 году |
Темп роста, % |
Вина |
ООО "Алко" |
Россия |
250 |
262 |
4,98 |
Вина |
ООО "Ипопрод" |
Грузия |
300 |
306 |
2,11 |
Вина |
ООО "Бристоль" |
Болгария |
312 |
322 |
3,05 |
Вина |
ООО "Завод вина" |
Италия |
340 |
350 |
3,05 |
Вина |
ООО "Завод вина" |
Испания |
348 |
359 |
3,04 |
Вина |
ООО "Вин" |
Чили |
356 |
368 |
3,33 |
Вина игристые |
ООО "Алко" |
Россия |
364 |
386 |
6,12 |
Вина игристые |
ООО "Алко" |
Грузия |
372 |
381 |
2,50 |
Вина игристые |
ООО "Ипопрод" |
Болгария |
380 |
390 |
2,52 |
Вина игристые |
ООО "Ипопрод" |
Италия |
388 |
398 |
2,50 |
Вина игристые |
ООО "Ипопрод" |
Испания |
396 |
406 |
2,53 |
Вина игристые |
ООО "Бристоль" |
Чили |
404 |
413 |
2,34 |
Водка |
ООО "Ипопрод" |
Россия |
212 |
227 |
7,11 |
Водка |
ООО "Провин" |
Белорусь |
234 |
241 |
2,80 |
Водка |
ООО "Ип" |
Франция |
340 |
350 |
2,82 |
Коньяки |
ООО "Бристоль" |
Россия |
700 |
731 |
4,44 |
Коньяки |
ООО "Алко" |
Белорусь |
763 |
784 |
2,81 |
Коньяки |
ООО "Алко" |
Франция |
832 |
856 |
2,87 |
Наливки |
ООО "Бристоль" |
Россия |
212 |
228 |
7,34 |
Напитки сброженные (например, сидр) |
ООО "Бристоль" |
Россия |
212 |
228 |
7,55 |
Пиво |
ООО "Бристоль" |
Россия |
212 |
224 |
5,55 |
Пиво |
ООО "Алко" |
Чехия |
212 |
218 |
2,83 |
Пиво |
ООО "Алко" |
Греция |
212 |
218 |
2,84 |
Из анализа таблицы 2.1 следует, что цены поставщиков российской продукции увеличились в 2017 году на 5-7 %, зарубежной на 2-3 %, что соответствует тенденциям по России, приведенным в параграфе 1.2.
5. Доступ к каналам распределения. Чем более ограничены каналы сбыта и чем более прочное положение занимают в них существующие конкуренты, тем тяжелее проникнуть в отрасль. На рынке алкомаркетов каналы сбыта не ограничены.
6. Институциональные барьеры. Связаны с действующим законодательством и политикой государства (региона), регулированием рынка и доступностью капиталов.
Результаты анализа занесем в таблицу 2.2.
Таблица 2.2
Анализ входных барьеров
№ |
Вопросы для анализа входных барьеров. |
Степень влияния рыночных барьеров |
||
Значительно |
Средне |
Незначительно |
||
1 |
Насколько политика правительства ограничивает вход на рынок? |
х |
||
2 |
Насколько доступны капиталы? |
x |
||
3 |
Насколько существенно влияние кривой "затраты-объем"? |
x |
||
4 |
Насколько существенно влияние кривой "знание/опыт"? |
x |
||
5 |
Насколько велики абсолютные стоимостные преимущества фирм, действующих на данном рынке? |
x |
||
6 |
Насколько дифференцированы товары на данном рынке? |
x |
||
7 |
Насколько велика для потребителя стоимость перехода к продуктам новой фирмы, входящей на рынок? |
x |
||
8 |
Насколько доступны необходимые знания и технологии? |
x |
||
9 |
Насколько доступна сеть дистрибуции? |
x |
||
10 |
Насколько доступны необходимые людские ресурсы? |
x |
||
11 |
Насколько влияет место расположения фирм на возможность выхода на рынок? |
x |
||
12 |
Насколько влияет на выход на рынок криминальная обстановка? |
x |
Из анализа таблицы 2.2 следует, что основные барьеры при выходе на рынок алкомаркетов: отсутствие знаний и опыта, капитала, высокий уровень конкуренции,
Далее проведем анализ продукты-заменители (субституты) в таблице 2.2.