Файл: Организация службы маркетинга на предприятии ( Цели, задачи, принципы, методы и функции).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Цели, задачи, принципы, методы и функции маркетинга
1.2 Сущность маркетинговой деятельности и организация службы маркетинга
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ООО «ЕНИСЕЙ АКВАФИЛЬТР»
2.1 Краткая характеристика компании ООО «Енисей Аквафильтр»
2.2 Предпосылки для внедрения маркетинга
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ В ООО «ЕНИСЕЙ АКВАФИЛЬТР»
3.1 Выбор и обоснование оптимальной структуры службы маркетинга
Важным моментом в составлении плана является ориентация производства на самоокупаемость (покрытие всех затрат из выручки, полученной от реализации) и самофинансирование его развития (предприятие осуществляет простое и расширенное воспроизводство за счет собственных средств, образуемых из прибыли и займов-кредитов). В противном случае развитие предприятия невозможно, и деятельность становится бессмысленной.
Необходимыми условиями достижения самоокупаемости и самофинансирования предприятия в условиях рынка является не только эффективное и непрерывное обеспечение производства материалами, трудовыми и финансовыми ресурсами в нужном количестве, соответствующего качества и по приемлемым ценам, но и ориентация производства на выпуск продукции, нужной рынку. По своему содержанию эти задачи являются довольно сложными, что объясняется рядом причин, и прежде всего конкурентной борьбой. В выигрыше остается тот, кто умеет не только устанавливать эффективные связи по обеспечению производства материальными и другими ресурсами, но и рационально их использовать и создать благоприятные условия для сбыта своей продукции. Решением указанных вопросов на предприятии и занимается маркетинговая служба. В ее состав, как правило, входят отделы по материально-техническому снабжению, сбыту, изучению рынка, рекламы и т.д [2].
Службу маркетинга возглавляет заместитель директора предприятия по маркетингу (коммерческой работе), или маркетинг-директор. Он несет ответственность за организацию исследований, направленных на достижение намеченных целей, контроль за выполнением маркетинговых мероприятий. Обязанности всей совокупности сотрудников должны полностью охватить функции отдела. В состав маркетинговой службы должны входить специалисты по изучению рынков, формированию товарного ассортимента, ценовики, специалисты по сбыту, рекламе и др. Для выполнения исследовательской работы могут также привлекаться эксперты из научно-исследовательских центров, которые специализируются по этим вопросам. Необходимо, чтобы должностные инструкции предусматривали самостоятельность и ответственность работников [1].
Организационное построение службы маркетинга, которое определяется спецификой выпускаемой продукции, количеством рынков и масштабами сбытовой деятельности предприятия, основывается на функциональном, дивизиональном или матричном подходах. Функциональный ориентируется на постоянную структуру деятельности службы маркетинга по выполнению ее основных функций в координации с другими подразделениями, дивизиональный выделяет отдельные направления деятельности, матричный предполагает образование гибких организационных структур, формирующихся на определенные периоды времени для разработки конкретных проектов, программ, заданий.
Традиционная функциональная структура ориентируется на отдельные функции маркетинговой деятельности. Отношение в таких отделах базируется на прямых вертикальных связях типа «руководство - подчинение». Такая структура наиболее распространенная и простая. В подчинении вицепрезидента по маркетингу находится аппарат, осуществляющий следующие функции: изучение рынка, планирование производства новых товаров, рекламирование и продажи новых товаров, обслуживание и др. Когда производственная программа состоит из большого количества различных изделий, а также осуществляется самостоятельно отдельными подразделениями предприятия, используется дивизионная структура. По существу, создается комплекс товарных или рыночных направлений. Преимущество - охват всех товаров, комплексное реагирование на изменения рынка, возможность координации и др. Недостатки - высокие затраты, разрастание штатов, сложность управления [7].
Матричную структуру специалисты считают наиболее гибкой, способной к внутренней перестройке в условиях новых задач, что обусловлено рядом особенностей ее построения и функционирования, поскольку она состоит из двух структур: функциональной и проектной: наряду с постоянными функциональными отделами имеются временные проектные группы, создаваемые для решения конкретных задач (к работе могут привлекаться специалисты из соответствующих функциональных отделов). Взаимодействие управляющих отделами порождает новые сети горизонтальной и диагональной коммуникации, накладывающиеся на традиционные связи «руководствоподчинение». Отсюда и возникло ее название - матричная. Изучая рынок путем выявления объективных факторов, определяющих его развитие, маркетинговая служба создает важнейшие предпосылки для кратко-, средне- и долгосрочного планирования. Ее активное воздействие на производство начинается уже с влияния на выбор тем исследований при подготовке выпуска новой продукции, связанных с НИОКР и совершенствованием технологических процессов. Это воздействие продолжается на стадии освоения новой продукции и выражается в том, что работники службы принимают участие в определении этапов и сроков начала ее производства [9].
Данная служба направляет научно-исследовательские, опытноконструкторские и другие отделы на своевременное начало разработок и подготовку производства новой продукции с тем, чтобы она попала на рынок, не успев утратить своей новизны.
Именно момент появления новой продукции на рынке в значительной мере определяет экономический успех предприятия, дает ему возможность получать монопольную прибыль.
Ориентируя производство на выпуск продукции, нужной рынку, маркетинговая служба помогает избежать возникновение пробелов в удовлетворении спроса и предотвращает потери, связанные с производством продукции, не находящей сбыта.
Известно, что товары делятся на потребительские (повседневного спроса, предварительного выбора, особого спроса) и промышленного назначения (сырьевая продукция, сооружения, основное и вспомогательное оборудование). В соответствии с этой классификацией требуется различный подход к их реализации [11].
Так, сбыт товаров повседневного спроса должен быть организован иначе, чем товаров особого спроса. В первом случае, как свидетельствует практика, необходимо обеспечить их всеобщую доступность и создать соответствующий имидж.
Основным фактором привлекательности товаров предварительного выбора - цена и качество, а сбыт товаров особого спроса зависит преимущественно от рекламы. И, конечно, совсем по-другому должен быть организован сбыт товаров промышленного назначения (табл. 1).
Первой и постоянной задачей маркетинговой службы является отслеживание предпринимательского климата в динамике его развития, т.е. благоприятствуют ли тенденции и характер развития окружающей среды ведению бизнеса или представляют угрозу для деятельности предприятия. Анализ предпринимательского климата ведется с учетом основных взаимосвязанных факторов [13]:
- социальных - структура населения, морально-эстетические ценности общества, отношения членов общества между собой, конкуренция и т.д.;
- экономических - ВНП, располагаемый продукт, дискреционный доход;
- научно - технических - уровень научно-технического прогресса и чувствительность к нему рынка;
- нормативно - правовых - законодательство, нормативные акты.
Таблица 1
Установление цен на товары, каналы их распределения и стимулирование сбыта в зависимости от назначения товара
Группы |
Цены |
Каналы |
Стимулирование сбыта |
Потребительские товары |
|||
Товары повсПедневно го спроса: основные периодической покупки |
Поддержание стабильных цен со средней рентабельностью Реализация товаров со скидкой |
Создание собственной сети реализации товара, максимально приближенной к покупателям Использование существующей сети сбыта других товаров |
Адресная реклама Лотереи, конкурсы |
Товары пред- |
Дифференциа- |
Создание специализиро- |
Расширение ассорти- |
варительного выбора |
ция цен в рамках предлагаемого товарного ассортимента |
ванных магазинов и салонов |
мента, реализация по каталогам, скидки для постоянных клиентов |
Товары особого спроса |
Установление цен в зависимости от спроса и поведения конкурентов |
Создание магазинов и секций с консультационногарантийным обслуживанием |
Реклама, расширение системы личных продаж |
Товары промышленного назначения |
|||
Сырье |
Дифференциация скидок и пени по срокам оплаты |
Торговые представительства |
Товарные кредиты посредникам |
Полуфабрикаты и детали |
Учет цен конкурентов |
Посредническая сеть |
Стимулирование посредников |
Основное оборудование |
Учет платежеспособного спроса |
Техника индивидуальной продажи с организацией послепродажного обслуживания и ремонта |
Пропаганда обновления производства |
Вспомогательное оборудование |
Цена со средней рентабельностью |
Сеть собственных магазинов |
Реклама, стимулирование объема продаж |
Если предпринимательский климат позволяет предприятию успешно действовать в выбранной области бизнеса, то деятельность маркетинговой службы должна быть сосредоточена на товарном рынке, на котором будет или уже работает предприятие. Определяя основные направления политики по выходу предприятия на рынок со своей продукцией, необходимо иметь в виду следующие варианты:
- приращение доли на рынке;
- сохранение доли, установленной ранее;
- уменьшение доли.
Выбор того или иного направления зависит от решения многих вопросов, и прежде всего от внутренних возможностей предприятия по выпуску конкурентоспособной продукции. Но чтобы перейти к выяснению своих возможностей, хозяйствующий субъект должен знать, как будет складываться спрос на нее, какова будет его эластичность в связи с изменением цены и как повлияет эластичность на выручку предприятия, а также, каким будет предложение [14].
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ООО «ЕНИСЕЙ АКВАФИЛЬТР»
2.1 Краткая характеристика компании ООО «Енисей Аквафильтр»
Общество с ограниченной ответственностью ООО «Енисей Аквафильтр», именуемое в дальнейшем «общество», является юридическим лицом, строит свою деятельность на основании настоящего Устава и законодательства Российской Федерации.
Предметом деятельности общества являются следующие виды:
- производство водоочистительного оборудования;
- оптовые и розничные продажи;
- транспортные услуги;
- торгово-закупочная деятельность.
Размер Уставного капитала общества составляет 800 000 (восемьсот тысяч) рублей, разделенный на доли участников. Уставный капитал общества определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов.
Перечень основных технико-экономических показателей, позволяющих оценить работу предприятия, приведен в таблице 2.
Таблица 2
Анализ основных технико-экономических показателей
ООО «Енисей Аквафильтр» за период 2015-2017 гг.
Показатели |
2015 |
2016 |
2017 |
||||
Значе ние |
Аб- сол. изме нение |
Темп роста, % |
Значе ние |
Аб- сол. изме нение |
Темп роста, % |
||
Выручка от реализации, тыс. руб. |
9145,0 |
10228,0 |
1083,0 |
112,0 |
16850,0 |
6622,0 |
165,00 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
8754,0 |
9624,00 |
870,00 |
109,9 |
14403,0 |
4779,0 |
150,00 |
Прибыль от реализации, тыс. руб. |
391,00 |
604,00 |
154,50 |
337,0 |
2447,00 |
1843,0 |
405,00 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
39,00 |
-10,00 |
-49,00 |
126,0 |
1436,00 |
1446,0 |
14360,0 |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. |
2630,0 0 |
2426,00 |
204,00 |
92,00 |
2258,00 |
168,00 |
93,00 |
Фондоотдача, руб./руб. |
3,50 |
4,20 |
0,70 |
120,0 0 |
7,50 |
3,30 |
179,00 |
Фондоемкость, руб./руб. |
0,29 |
0,24 |
-0,05 |
83,00 |
0,13 |
-0,11 |
54,00 |
Фондовооруженность, руб./чел. |
62,30 |
44,10 |
-18,20 |
71,00 |
37,60 |
-6,50 |
85,00 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. |
810,00 |
634,00 |
176,00 |
78,00 |
970,00 |
336,00 |
153,00 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, в оборотах |
11,30 |
16,1- |
4,80 |
142,0 0 |
17,40 |
1,30 |
108,10 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
42 |
55 |
13 |
131 |
60 |
5 |
109 |
Производительность труда, тыс.руб./чел. |
218,00 |
186,00 |
-32,00 |
85,00 |
281,00 |
95,00 |
151,00 |
Фонд оплаты труда (годовой), тыс. руб. |
2184,0 |
3225,00 |
1041,0 |
148,0 |
4240,00 |
1015,0 |
131,47 |
Среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб. |
4,30 |
4,90 |
0,60 |
114,0 |
5,89 |
0,99 |
120,20 |
Экономическая рентабельность, % |
4,46 |
6,00 |
1,54 |
134,5 |
14,50 |
8,50 |
242,00 |