Файл: Организация службы маркетинга на предприятии ( Цели, задачи, принципы, методы и функции).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Цели, задачи, принципы, методы и функции маркетинга
1.2 Сущность маркетинговой деятельности и организация службы маркетинга
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ООО «ЕНИСЕЙ АКВАФИЛЬТР»
2.1 Краткая характеристика компании ООО «Енисей Аквафильтр»
2.2 Предпосылки для внедрения маркетинга
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ В ООО «ЕНИСЕЙ АКВАФИЛЬТР»
3.1 Выбор и обоснование оптимальной структуры службы маркетинга
Из данных таблицы 2 видно, что на предприятии в 2016 году по сравнению с 2015 годом наблюдается небольшое увеличение выручки от реализации, которое составило 1083,00 тыс.руб. или 12%. Но в 2017 году сумма выручки увеличилась на 6622,00 тыс.руб., или на 65% по сравнению с 2016 годом. Это произошло из-за увеличения работ (предприятие получило крупный бюджетный заказ). Себестоимость работ также увеличивается, но темп ростасебестоимости чуть ниже, чем темп роста выручки. В результате у предприятия увеличивается прибыль от реализации, уровень которой растет быстрее, чем выручка от реализации.
Темп изменения выручки, себестоимости и прибыли также можно увидеть на диаграмме на рисунке 1.
Рисунок 1 – Темп изменения выручки, себестоимости и прибыли ООО «Енисей Аквафильтр» за 2015-2017 гг., тыс.руб.
Объяснить это можно тем, что предприятие использует кассовый метод признания выручки, а расходы учитываются в том периоде, в котором они были произведены.
Фонд оплаты труда при этом в 2016 г. повысился на 48% или на 1041 тыс. руб. к 2015 г., а в 2017 г. вырос на 1015 тыс. руб. к 2016 г. или на 31,47%. Рост фонда оплаты труда постоянный, а в 2017 году приближен к росту производительности труда.
Год от года, хотя и незначительно, растет и среднемесячная заработная плата на одного работника. В 2016 г. ее рост составил 0,6 тыс. руб. или 14% относительно 2015 г., в 2017 г. она повысилась на 0,99 тыс. руб. или на 20,2% относительно 2016 г.
Рентабельность - это отношение прибыли от реализации к себестоимости реализованной продукции (работ, услуг). Поэтому динамику рентабельности будем рассматривать во взаимоотношении с выручкой, себестоимостью и прибылью.
Экономическая рентабельность предприятия повысилась в 2016 г. относительно 2015 г. на 1,54% в результате увеличения на предприятии балансовой прибыли, но в 2017 г. относительно 2016 г. из-за роста суммы балансовой прибыли уровень рентабельности возрос более, чем в 2,4 раза.
Это говорит о наметившейся тенденции увеличения прибыльности, доходности предприятия.
Таким образом, анализ основных технико-экономических показателей ООО «Енисей Аквафильтр» показал, что предприятие является доходным, имеет как прибыль от реализации, так и чистую прибыль. Затраты занимают большой объем от выручки.
Достаточно эффективно используются основные и оборотные средства предприятия, его трудовые ресурсы. Растет, хотя и незначительно, среднемесячная заработная плата одного работника. Наблюдается рост рентабельности производства, а также тенденция к дальнейшему увеличению доходности ООО «Енисей Аквафильтр».
Далее проведем анализ основных финансово-экономических показателей, целью которого является обнаружение слабых точек деятельности предприятия.
Основной целью проведения анализа финансового состояния организаций является получение объективной оценки их платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой и инвестиционной активности, эффективности деятельности.
Рассмотрим показатели финансового состояния предприятия Приложение 1.
Источником информации для проведения экспресс - анализа финансового состояния ООО «Енисей Аквафильтр» является его бухгалтерская отчетность за 2015 - 2017 гг.
Из приведенных в приложение 1, данных видно, что на предприятии среднемесячная выручка от реализации продукции в 2016 г. увеличилась на 90,2 тыс. руб. или на 11,8% относительно 2015 г. В 2017 г. по сравнению с 2016 г. ее уровень увеличился на 551,9 тыс. руб. или больше, чем в полтора раза. Рост среднемесячной выручки объясняется ростом инфляции и объема выполненных работ.
Численность работников при этом повысилась с 42 человек в 2015 г. до 55 человек в 2016 г., а в 2017 г. увеличилась на 9% относительно 2016 г. и составила 60 человек.
Таким образом, наблюдается стабильное улучшение финансового состояния предприятия за анализируемый период. Увеличивается как общая, так и текущая платежеспособность предприятия за счет задолженности перед прямыми кредиторами и долга персоналу по оплате труда. Предприятие зависимо от внешних источников финансирования. Достаточно эффективно используются основные и оборотные средства, трудовые ресурсы. Постоянно увеличивается уровень среднемесячной выручки от реализации.
В течение всех анализируемых лет предприятие получает прибыль от реализации продукции. Предприятие имеет невысокий уровень рентабельности продаж. Но предприятие занимается строительной деятельностью, с высокой долей себестоимости в работах и услугах.
2.2 Предпосылки для внедрения маркетинга
ООО «Енисей Аквафильтр» имеет статус промышленно-торгового объединения. К его основной функциональной деятельности - производству водоочистительного оборудования недавно прибавилась задача сбыта этой продукции. Значительно усилилась коммерческая деятельность объединения, обеспечивающая сбыт. Была создана сеть фирменных магазинов, в которых проводится определенная работа по изучению спроса потребителей: анкетирование, продажа пробных партий товара. Все это дало положительный результат, однако организация производства такова, что своевременно реагировать на требования потребителей производственные службы пока не могут.
Основными конкурентными преимуществами является низкая цена на некоторые виды очистительного оборудования и попытки уследить за инновационными технологиями, а именно, сравнительно неплохой уровень очистки воды, также прилагаются усилия по поиску лучшего и более качественного способа водоочистки.
Анализ основных показателей хозяйственной деятельности свидетельствует о финансовой устойчивости предприятия, но все возрастающий уровень конкуренции заставляет задуматься о будущем.
Анализ функций отдельных подразделений предприятия показал, что они уже выполняют отдельные элементы маркетинговой деятельности, однако отсутствует координация и методическое обеспечение этой работы.
Таким образом, несмотря на прилагаемые усилия, предприятие утрачивает свои позиции на рынке и нуждается в реформировании организационной структуры и функций подразделений, а в более далекой перспективе, полной переориентации на запросы рынка.
Предпосылки для создания службы маркетинга
Как видно из анализа исходных позиций, компания остро нуждается в реформировании, в направлении, которое позволит не только отстоять имеющиеся показатели, но и дать предприятию возможности для роста.
Рынок водоочистительных технологий характеризуется высоким уровнем конкурентной борьбы, с обилием игроков, как отечественных, так и пришедших из-за рубежа.
Из вышеописанного, можно заключить, что предприятие нуждается во внедрении маркетинга, который позволит компании добиться успеха.
Имеющаяся организационная структура (рис. 2)
Рисунок 2 – Организационная структура
ООО «Енисей Аквафильтр»
Генеральный директор
Зам. генерального
директора по
коммерческим вопросам
Главный
экономист
Главный
инженер
Отдел сбыта
Бюро
рекламы
Отдел снабжения
Плановый
отдел
Финансовый
отдел
Зам. гл. инженера по качеству
Торговая база (склады)
Отдел
стандартизации
Центральная
лаборатория
Фирменные
магазины
Зам. гл. инженера по ассортименту
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ В ООО «ЕНИСЕЙ АКВАФИЛЬТР»
3.1 Выбор и обоснование оптимальной структуры службы маркетинга
На данном этапе существования организации не следует прибегать к революционным изменениям в структуре.
Оптимальным вариантом реорганизации будет создание службы маркетинга по функциональному признаку. В состав подразделения войдут отделы сбыта, маркетинговых коммуникаций, логистики, исследований рынка и снабжения.
Сформированный отдел сбыта будет работать по двум направлениям, за каждое из которых будет отвечать один менеджер. Первое - это управление продажами собственной марки компании, второе - работа с потенциальными клиентами на рынке б2б, которым предприятие может выполнять заказы по водоочистке или комплектующим, используя простаивающие производственные мощности.
Рисунок 3 – Организационная структура службы маркетинга
Заместитель ген.директора по маркетингу
Сбыт (опт+спец. магазины)
Отдел маркетинговых коммуникаций
Отдел исследований рынка
Отдел логистики
Отдел снабжения
Таблица 3
Штатное расписание службы маркетинга
Структурное подразделение |
Должность (специальность, профессия), разряд, класс (категория) квалификации |
Количество штатных единиц |
|
наименование |
код |
||
Отдел сбыта |
Начальник отдела сбыта |
1 |
|
Отдел сбыта |
Менеджер по продажам |
2 |
|
Отдел сбыта |
Ассистент менеджера по продажам |
2 |
|
Отдел Марк-х коммуникаций |
Начальник отдела марк. коммуникаций |
1 |
|
Отдел Марк-х коммуникаций |
Менеджер по продвижению |
2 |
|
Отдел Марк-х коммуникаций |
Специалист по PR |
1 |
|
Отдел исследований рынка |
Начальник отдела исследований |
1 |
|
Отдел исследований рынка |
Менеджер по исследованиям рынка |
2 |
|
Отдел логистики |
Начальник |
1 |
|
Отдела логистики |
Менеджер по логистике |
2 |
|
Отдел снабжения |
Начальник отдела снабжения |
1 |
|
Отдел снабжения |
Специалист отдела снабжения |
5 |
|
ИТОГО: |
25 |
Таким образом, такая реформа позволит максимально безболезненно перейти к переориентации предприятия на требования рынка и увеличению эффективности.
Новая организационная структура оптимально подходит данному предприятию, так как не содержит в себе революционных перемен, таких, например, которых бы могла содержать матричная структура. Значительно расширился отдел маркетинга, что позволит постепенно достигнуть поставленных задач.
При четком и систематическом выполнении маркетинговых функций, таких как: исследования рынка, постоянный мониторинг конкурентов, отлаженные сбыт и логистика, превосходные коммуникации, как с потребителем, так и внутри компании - позволят компании достигнуть высоких показателей. Данное расширение штата и реорганизация организационной структуры при высокой квалификации кадров внесут своего рода "инвестиции", которые начнут оправдывать себя уже через незначительный срок времени.
3.2 Разработка направлений деятельности службы маркетинга
Основными направлениями службы маркетинга будет являться:
- Разработка маркетинговой стратегии.
- Анализ положения предприятия на рынке, его финансово- хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием.
- Разработка стратегии развития предприятия.
- Выявление ключевых внутренних и внешних проблем предприятия и разработка оптимальных способов их решения.
- Исследование существующих сетей сбыта и систем снабжения.
- Анализ потребительских свойств выпускаемой предприятием продукции и требований, предъявляемых к ней покупателями.
- Организация рекламы и стимулирование сбыта.
- Организация послепродажного обслуживания продукции.
С течением времени, развитием конкуренции, насыщения рынка и влияния прочих факторов, положение компании будет изменяться. Можно выделить два варианта дальнейшего существования предприятия ООО «Енисей Аквафильтр», оба они подразумевают сохранение самостоятельности и исключают возможность выкупа крупным инвестором, поскольку в таком случае, планирование и развитие будет идти сообразно видению "покупателя". Итак, рассмотрим каждый из вариантов более подробно. "Прагматичный", предполагает развитие направления продажи производственных мощностей и сворачивание программы развития собственной марки. В таком случае, компания полностью сконцентрируется на производственной составляющей своей деятельности, а маркетинговая активность будет сведена до необходимого минимума, организация служб будет соответствовать функциональному принципу.