Файл: Современные технологии планирования и прогнозирования социально- экономического развития территорий.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ РОССИИ
1. 1 Определение содержания понятия «туристский регион»
1.2 Особенности управления и планирования индустрией туризма в регионе
1.3 Факторы социально-экономического развития индустрии туризма в регионе
2.1 Обоснование концепции устойчивого развития туристского региона
2.2 Направления достижения устойчивого развития туристского региона
Комплексное описание организаций индустрии туризма также помогает количественно измерить значение туризма в туристском регионе. Сведения о количестве, месторасположении и характеристиках организаций индустрии туризма служат основой для маркетингового анализа, который проводится на основе обследования имеющихся средств размещения (число, вид, местонахождение и уровень классности); ресторанов; банков; пунктов обмена валюты; магазинов с изделиями народных промыслов; специализированных и обычных предприятий торговли; медицинских объектов; предприятий по организации экскурсий и т.д.
Анализ этих данных может помочь муниципальным органам туристского региона выявить существующие или потенциальные проблемы (дефициты) в области обслуживания деловых туристов, которые следует разрешить для достижения высокого спроса со стороны бизнес-путешественников.
Этап 6. Для решения выявленных проблем должны быть сформулированы формализованные постановки ряда целереализующих задач – программных мероприятий. Следует отметить, что первоочередной в списке программных мероприятий по развитию отрасли следует признать разработку специальных мер повышения эффективности туристских организаций и качества предоставляемых ими услуг. Системный анализ сложившейся ситуации и теоретические исследования показывают, что в современных российских реалиях развитие отечественной индустрии туризма и ее переход на новый, более высокий уровень возможны за счет комплексного использования государственных, муниципальных и микроэкономических факторов.
Этап 7. Только в результате распределения программных мероприятий по развитию туристского рынка по уровням управления возможно разработать рекомендации относительно методов совершенствования управления туризмом, а также определить, какие маркетинговые маркетинговые программы наиболее содействуют экономическому развитию туристского региона.
Этап 8. Основными социальными последствиями реализации программных мероприятий станет улучшение условий жизни и отдыха местных жителей туристского региона и его гостей, увеличение рабочих мест. Экономическая эффективность от реализации конкретных программных мероприятий рассчитывается на основе использования методики оценки бюджетной эффективности, которая заключается в следующем.
В рамках реализации мероприятий программы могут возникать два основных вида бюджетного эффекта – прирост налоговых и аналогичных доходов, а также инвестиционный доход.
Прирост налоговых доходов и аналогичных им отчислений может быть достигнут за счет увеличения налогооблагаемой базы по следующим основным группам.
- Отчислениям во внебюджетные фонды и налогу на доходы физических лиц.
- Налогу на прибыль предприятий, в части зачисляемой в областной бюджет, получаемый от увеличения размеров налогооблагаемой прибыли.
При расчете общего размера дополнительных налоговых поступлений от реализации отдельного программного мероприятия или группы программных мероприятий используется следующая модель оценки:
Э = И × (КИ × Tl + К2 × Т2 + КЗ × ТЗ),
где Э – годовой доход бюджета от реализации г'-го программного мероприятия
при полной реализации мероприятия;
И – размер инвестиций в i-ю статью программы;
Т1 – совокупная ставка отчислений во внебюджетные фонды и налога на до
ходы физических лиц от фонда оплаты труда;
Т2 – ставка местных налогов с оборота;
ТЗ – региональная часть ставки на прибыль;
КИ – удельный прирост фонда оплаты труда при осуществлении инвестиций
1-го программного мероприятия;
К2 – удельный прирост объема реализации при осуществлении инвестиций;
КЗ – удельный прирост налогооблагаемой прибыли при осуществлении ин-
вестиций (рентабельность).
Удельные коэффициенты прироста определяются для каждого программного мероприятий исходя из данных, полученных от уже функционирующих на территории туристского региона организаций индустрии туризма, а также на основе данных, представленных в инвестиционных проектах.
Удельный прирост фонда оплаты труда в рамка осуществления мероприятия К1 определяется по формуле
К1 = 3 × М/И,
где 3 – средняя месячная заработная плата работников, реализующих данное
программное мероприятие;
М – число месяцев занятости работников;
И – размер инвестиций, необходимых для создания одного рабочего места в рамках программного мероприятия.
Оценка удельного прироста объемов реализации от проведения мероприятия К2 рассчитывается по формуле
К2 = ОА/В,
где OA – отдача активов;
В – доля внеоборотных активов в активах предприятий, реализующих соответствующее программное мероприятие.
Оценка удельного прироста прибыли устанавливается исходя из прогнозируемой рентабельности мероприятия:
КЗ = К2 × Р/(1 + Р),
где Р – прогнозируемая рентабельность мероприятия.
Инвестиционный доход определяется только для тех мероприятий, капиталовложения в которые предусматривают прямые инвестиции из бюджета региона. Величина инвестиционного дохода (ИД) оценивается по формуле
ИД = КЗ × (1- Т4) × Д × А,
где КЗ – рентабельность инвестиций;
Т4 – ставка налога на прибыль;
Д – доля прямых инвестиций в общем объеме капиталовложений, предусмотренных для реализации данного программного мероприятия;
А – доля чистой прибыли, направляемой на дивиденды.
Таким образом, использование данных маркетинговых исследований позволит выработать ряд мер по стабилизации и дальнейшему совершенствованию сферы туризма в регионе, а также обеспечению его устойчивого развития. Маркетинговые исследования развития туризма в регионе должны быть нацелены на комплексное исследование всех его частей — факторов спроса и предложения, инфраструктурных и институционных элементов, во-первых, для обеспечения комплексности анализа внутри системы туризма и, во-вторых, для гармоничного вписывания туризма в общую политику региона и страны. Планирование такой интеграции поможет разрешить потенциальные противоречия, связанные с использованием определенных ресурсов или мест для разных направлений становления и развития индустрии туризма.
Территория Брянщины не является однородной. В процессе хозяйственного развития и углубления территориального разделения труда в области сложились внутренние различия в экономике. При этом основное значение имели следующие предпосылки: территориальное сочетание элементов природного комплекса в различных частях области, сеть поселений и степень распаханности, территориальные различия в хозяйственной деятельности, пограничное положение и радиоактивное загрязнение западных районов области, и близость к Москве восточных. В результате воздействия этих факторов можно выделить пять внутриобластных района (зон): Брянский, Северо-Западный, Юго-Восточный, Центральный и Юго-Западный районы
Успешное региональное развитие невозможно без широкого применения маркетингового инструментария и современных теорий поляризованного развития. Современный подход к развитию туристских территорий базируется на выделении полюсов или точек экономической активности и роста, в качестве которых выступают достопримечательности и привлекательные объекты показа. Эти объекты привлекают повышенное внимание туристов и широких слоев населения и создают дополнительные импульсы для ускоренного социально-экономического развития региона (рис. 2.4).
Привлекательность туристской территории
Развитие туризма в регионе
Социально-экономический
эффект
Социокультурный
эффект
Развитие туристской инфраструктуры и сферы обслуживания
Создание дополнительных рабочих мест для местного населения
Повышение уровня жизни
населения
Сохранение культурного наследия
Усиление чувства гордости местного населения за свою культуру
Расширение перечня предоставляемых услуг
Развитие новых видов деятельности
Развитие народных художественных промыслов
Содействие созданию и поддержке музеев, сохранение и финансирование культурно-исторических памятников
Обеспечение возможностей для межкультурных обменов
Рисунок 2.4 – Влияние аттрактивности туристской территории на социально-экономическое развитие региона
В этой связи представляется целесообразным определять роль достопримечательностей и интересных объектов показа в формировании туристско-рекреационной специализации отдельных регионов.
В дипломном исследовании оценена роль основных групп достопримечательностей территориальных районов Брянской области и степень их привлекательности для туристов с целью совершенствования и развития маркетингового планирования туристских территорий.
Для определения роли достопримечательностей в развитии туристских районов использован метод экспертных оценок, позволяющий оценить группы достопримечательных объектов с использованием шкалы балльных оценок, где будет использовано три вида оценок: «высокая» – 3 балла; «средняя» – 2 балла; «низкая» – 1 балл. Итоги подводятся по среднеарифметической сумме баллов, а затем делаются необходимые выводы (табл. 2.3).
Таблица 2.3 – Оценка роли достопримечательностей и привлекательных объектов показа в формировании туристско-рекреационной специализации регионов (зон) Брянской области (в баллах) (на период проведения исследования)
№ п/п |
Группы |
Туристские зоны Брянской области |
||||
Брянская |
Центральная |
Северо-Западная |
Юго-Восточная |
Юго-Западная |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Природные ландшафты |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2. |
Городская архитектура и дизайн |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3. |
Памятники природы |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
4. |
Памятники истории и культуры |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
5 |
Природные парки и заповедники |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
6. |
Этнокультурные центры |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
7. |
Музеи, галереи и выставочные центры |
3 |
3 |
1 |
2 |
1 |
8. |
Остатки древней материальной культуры |
3 |
3 |
1 |
3 |
1 |
9. |
Художественно-промышленные центры национальных ремесел |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
10. |
Деловые и технические центры |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
11. |
Парки и развлекательные центры (дендрологические парки и пр.) |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
12. |
Объекты современной пляжной урбанистики по берегам Десны и других водоемов |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
13. |
Ценные объекты санаторно- курортного и туристского комплекса |
3 |
1 |
3 |
2 |
3 |
Итого: |
33 |
27 |
15 |
27 |
24 |
Анализ представленных в таблице данных свидетельствует о том, что наиболее привлекательной с точки зрения достопримечательностей и объектов показа является Брянская зона (33 балла), а менее привлекательной является Северо-Западная зона (15 баллов). В свою очередь, Юго-Восточная и Центральная зоны практически равнозначны. Менее привлекательным для туристского использования остается Юго-Западная зона из-за экологических последствий аварии на ЧАЭС. Подобная оценка объектов показа, представленная в территориальном разрезе, может служить основой для разработки маркетинговой стратегии регионального развития, так как позволяет выявить потенциал различных регионов и наметить основные пути усиления аттрактивности отдельных туристских территорий.
Предложенный метод позволяет подчеркнуть туристско-рекреационную специфику каждого района, выделить его туристский потенциал и возможности. Такой подход дает возможность обозначить особенности и перспективы формирования и развития регионального туристского продукта, более четко определить целевые сегменты туристского рынка, сконцентрировать усилия региональных туристских администраций и туристских и санаторно-курортных предприятий на более выгодных, плодоносных сегментах туристского рынка.
К показателям, характеризующим достопримечательности и объекты показа туристской территории относятся:
Количественные показатели – число объектов показа; плотность размещения объектов показа; посещаемость; пропускная способность.
Число объектов показа определяется в результате систематических статистических наблюдений и измерений, проводимых региональными органами власти.
Плотность размещения объектов показа характеризуется количеством достопримечательностей, приходящихся на единицу площади территории.
Данный показатель рассчитывается следующим образом:
П = S : К, где П — плотность размещения объектов показа; S — площадь территории; К — количество объектов.
Посещаемость объектов показа определяется в результате статистических наблюдений и измерений.
Пропускная способность отражает максимальную нагрузку, которую может выдержать туристский объект без ущерба для самого объекта, негативного воздействия на впечатление туристов и возникновения экологических, экономических и социальных проблем у местного населения.
Качественные показатели – репутация, имидж, степень известности, узнаваемость бренда. Подобные показатели не могут быть объективно измерены количественно, обычно их определяют с использованием социологических исследований и применения метода экспертных оценок и рейтингов. Однако эти показатели отражают степень популярности достопримечательностей среди широких слоев населения.