Файл: Современные технологии планирования и прогнозирования социально- экономического развития территорий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Комплексное описание организаций индустрии туризма также помогает количественно измерить значение туризма в туристском ре­гионе. Сведения о количестве, месторасположении и характеристиках организаций индустрии туризма служат основой для маркетингового анализа, который проводится на основе обследования имеющихся средств размещения (число, вид, местонахождение и уровень классно­сти); ресторанов; банков; пунктов обмена валюты; магазинов с издели­ями народных промыслов; специализированных и обычных предприя­тий торговли; медицинских объектов; предприятий по организации экскурсий и т.д.

Анализ этих данных может помочь муниципальным органам ту­ристского региона выявить существующие или потенциальные проб­лемы (дефициты) в области обслуживания деловых туристов, кото­рые следует разрешить для достижения высокого спроса со стороны бизнес-путешественников.

Этап 6. Для решения выявленных проблем должны быть сфор­мулированы формализованные постановки ряда целереализующих за­дач – программных мероприятий. Следует отметить, что первоочеред­ной в списке программных мероприятий по развитию отрасли следует признать разработку специальных мер повышения эффективности ту­ристских организаций и качества предоставляемых ими услуг. Сис­темный анализ сложившейся ситуации и теоретические исследования показывают, что в современных российских реалиях развитие отече­ственной индустрии туризма и ее переход на новый, более высокий уровень возможны за счет комплексного использования государствен­ных, муниципальных и микроэкономических факторов.

Этап 7. Только в результате распределения программных ме­роприятий по развитию туристского рынка по уровням управления возможно разработать рекомендации относительно методов совер­шенствования управления туризмом, а также определить, какие мар­кетинговые мар­кетинговые программы наиболее содействуют экономическому разви­тию туристского региона.

Этап 8. Основными социальными последствиями реализации про­граммных мероприятий станет улучшение условий жизни и отдыха местных жителей туристского региона и его гостей, увеличение рабо­чих мест. Экономическая эффективность от реализации конкретных программных мероприятий рассчитывается на основе использования методики оценки бюджетной эффективности, которая заключается в следующем.

В рамках реализации мероприятий программы могут возникать два основных вида бюджетного эффекта – прирост налоговых и ана­логичных доходов, а также инвестиционный доход.


Прирост налоговых доходов и аналогичных им отчислений может быть достигнут за счет увеличения налогооблагаемой базы по следу­ющим основным группам.

  1. Отчислениям во внебюджетные фонды и налогу на доходы физи­ческих лиц.
  2. Налогу на прибыль предприятий, в части зачисляемой в област­ной бюджет, получаемый от увеличения размеров налогооблагаемой прибыли.

При расчете общего размера дополнительных налоговых поступле­ний от реализации отдельного программного мероприятия или группы программных мероприятий используется следующая модель оценки:

Э = И × (КИ × Tl + К2 × Т2 + КЗ × ТЗ),

где Э – годовой доход бюджета от реализации г'-го программного мероприятия

при полной реализации мероприятия;

И – размер инвестиций в i-ю статью программы;

Т1 – совокупная ставка отчислений во внебюджетные фонды и налога на до­

ходы физических лиц от фонда оплаты труда;

Т2 – ставка местных налогов с оборота;

ТЗ – региональная часть ставки на прибыль;

КИ – удельный прирост фонда оплаты труда при осуществлении инвестиций

1-го программного мероприятия;

К2 – удельный прирост объема реализации при осуществлении инвестиций;

КЗ – удельный прирост налогооблагаемой прибыли при осуществлении ин­-

вестиций (рентабельность).

Удельные коэффициенты прироста определяются для каждого программного мероприятий исходя из данных, полученных от уже функционирующих на территории туристского региона организаций индустрии туризма, а также на основе данных, представленных в ин­вестиционных проектах.

Удельный прирост фонда оплаты труда в рамка осуществления мероприятия К1 определяется по формуле

К1 = 3 × М/И,

где 3 – средняя месячная заработная плата работников, реализующих данное

программное мероприятие;

М – число месяцев занятости работников;

И – размер инвестиций, необходимых для создания одного рабочего места в рамках программного мероприятия.

Оценка удельного прироста объемов реализации от проведения мероприятия К2 рассчитывается по формуле

К2 = ОА/В,

где OA – отдача активов;

В – доля внеоборотных активов в активах предприятий, реализующих со­ответствующее программное мероприятие.

Оценка удельного прироста прибыли устанавливается исходя из прогнозируемой рентабельности мероприятия:

КЗ = К2 × Р/(1 + Р),

где Р – прогнозируемая рентабельность мероприятия.

Инвестиционный доход определяется только для тех мероприя­тий, капиталовложения в которые предусматривают прямые инвести­ции из бюджета региона. Величина инвестиционного дохода (ИД) оце­нивается по формуле


ИД = КЗ × (1- Т4) × Д × А,

где КЗ – рентабельность инвестиций;

Т4 – ставка налога на прибыль;

Д – доля прямых инвестиций в общем объеме капиталовложений, пред­усмотренных для реализации данного программного мероприятия;

А – доля чистой прибыли, направляемой на дивиденды.

Таким образом, использование данных маркетинговых исследова­ний позволит выработать ряд мер по стабилизации и дальнейшему со­вершенствованию сферы туризма в регионе, а также обеспечению его устойчивого развития. Маркетинговые исследования развития туриз­ма в регионе должны быть нацелены на комплексное исследование всех его частей — факторов спроса и предложения, инфраструктурных и институционных элементов, во-первых, для обеспечения комплек­сности анализа внутри системы туризма и, во-вторых, для гармонич­ного вписывания туризма в общую политику региона и страны. Пла­нирование такой интеграции поможет разрешить потенциальные противоречия, связанные с использованием определенных ресурсов или мест для разных направлений становления и развития индустрии туризма.

Территория Брянщины не является однородной. В процессе хозяйственного развития и углубления территориального разделения труда в области сложились внутренние различия в экономике. При этом основное значение имели следующие предпосылки: территориальное сочетание элементов природного комплекса в различных частях области, сеть поселений и степень распаханности, территориальные различия в хозяйственной деятельности, пограничное положение и радиоактивное загрязнение западных районов области, и близость к Москве восточных. В результате воздействия этих факторов можно выделить пять внутриобластных района (зон): Брянский, Северо-Западный, Юго-Восточный, Центральный и Юго-Западный районы

Успешное региональное развитие невозможно без широкого примене­ния маркетингового инструментария и современных теорий поляризованного развития. Современный подход к развитию туристских территорий базиру­ется на выделении полюсов или точек экономической активности и роста, в качестве которых выступают достопримечательности и привлекательные объекты по­каза. Эти объекты привлекают повышенное внимание туристов и широких слоев населения и создают дополнительные импульсы для ускорен­ного соци­ально-экономического развития региона (рис. 2.4).

Привлекательность туристской территории

Развитие туризма в регионе

Социально-экономический


эффект

Социокультурный

эффект

Развитие туристской инфраструктуры и сферы обслуживания

Создание дополнительных рабочих мест для местного населения

Повышение уровня жизни
населения

Сохранение культурного наследия

Усиление чувства гордости местного населения за свою культуру

Расширение перечня предоставляемых услуг

Развитие новых видов деятельности

Развитие народных художественных промыслов

Содействие созданию и поддержке музеев, сохранение и финансирование культурно-исторических памятников

Обеспечение возможностей для межкультурных обменов

Рисунок 2.4 – Влияние аттрактивности туристской территории на социально-экономическое развитие региона

В этой связи представляется целесообразным определять роль достопримечательностей и интересных объектов показа в формировании туристско-рекреационной специализации отдельных регионов.

В дипломном исследовании оценена роль основных групп достопримечательностей территориальных районов Брянской области и степень их привлекательности для туристов с целью совершенствования и развития маркетингового планирования туристских территорий.

Для определения роли достопримечательностей в развитии туристских районов использован метод экспертных оценок, позволяющий оценить группы достопримечательных объектов с использованием шкалы балльных оценок, где будет использовано три вида оценок: «высокая» – 3 балла; «средняя» – 2 балла; «низкая» – 1 балл. Итоги подводятся по среднеарифметической сумме баллов, а затем делаются необходимые выводы (табл. 2.3).

Таблица 2.3 – Оценка роли достопримечательностей и привлекательных объектов показа в формировании туристско-рекреационной специализации регионов (зон) Брянской области (в баллах) (на период проведения исследования)

п/п

Группы
достопримечательностей региона

Туристские зоны Брянской области

Брянская

Центральная

Северо-Западная

Юго-Восточная

Юго-Западная

1

2

3

4

5

6

7

1.

Природные ландшафты

3

2

1

2

2

2.

Городская архитектура и дизайн

2

1

1

2

2

3.

Памятники природы

2

2

2

3

2

4.

Памятники истории и культуры

3

3

1

3

3

5

Природные парки и заповедники

3

3

1

1

2

6.

Этнокультурные центры

2

3

1

3

2

7.

Музеи, галереи и выставочные центры

3

3

1

2

1

8.

Остатки древней материальной культуры

3

3

1

3

1

9.

Художественно-промышленные центры национальных ремесел

1

2

1

2

2

10.

Деловые и технические центры

3

2

1

1

2

11.

Парки и развлекательные центры (дендрологические парки и пр.)

3

1

1

2

1

12.

Объекты современной пляжной урбанистики по берегам Десны и других водоемов

2

1

1

1

1

13.

Ценные объекты санаторно- курортного и туристского комплекса

3

1

3

2

3

Итого:

33

27

15

27

24


Анализ представленных в таблице данных свидетельствует о том, что наиболее привлекательной с точки зрения достопримечательностей и объектов показа является Брянская зона (33 балла), а менее привлекательной является Северо-Западная зона (15 баллов). В свою очередь, Юго-Восточная и Центральная зоны практически равнозначны. Менее привлекательным для туристского использования остается Юго-Западная зона из-за экологических последствий аварии на ЧАЭС. Подобная оценка объектов показа, представленная в территориальном разрезе, может служить основой для разработки маркетинговой стратегии регионального развития, так как позволяет выявить потенциал различных регионов и наметить основные пути усиления аттрактивности отдельных туристских территорий.

Предложенный метод позволяет подчеркнуть туристско-рекреационную специфику каждого района, выделить его туристский потенциал и возможности. Такой подход дает возможность обозначить особенности и перспективы формирования и развития регионального туристского продукта, более четко определить целевые сегменты туристского рынка, сконцентрировать усилия региональных туристских администраций и туристских и санаторно-курортных предприятий на более выгодных, плодоносных сегментах туристского рынка.

К показателям, характеризующим достопримечательности и объекты показа туристской территории относятся:

Количественные показатели – число объектов показа; плотность размещения объектов показа; посещаемость; пропускная способность.

Число объектов показа определяется в результате систематических статистических наблюдений и измерений, проводимых региональными органами власти.

Плотность размещения объектов показа характеризуется количеством достопримечательностей, приходящихся на единицу площади территории.

Данный показатель рассчитывается следующим образом:

П = S : К, где П — плотность размещения объектов показа; S — площадь территории; К — количество объектов.

Посещаемость объектов показа определяется в результате ста­тистических наблюдений и измерений.

Пропускная способность отражает максимальную нагрузку, ко­торую может выдержать туристский объект без ущерба для самого объекта, негативного воздействия на впечатление туристов и воз­никновения экологических, экономических и социальных проблем у местного населения.

Качественные показатели – репутация, имидж, степень известности, узнаваемость бренда. Подобные показатели не могут быть объективно измерены количественно, обычно их определяют с использованием социологических исследований и применения метода экспертных оценок и рейтингов. Однако эти показатели отражают степень популярности достопримечательностей среди широких слоев населения.