Файл: Современные технологии планирования и прогнозирования социально- экономического развития территорий.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ РОССИИ
1. 1 Определение содержания понятия «туристский регион»
1.2 Особенности управления и планирования индустрией туризма в регионе
1.3 Факторы социально-экономического развития индустрии туризма в регионе
2.1 Обоснование концепции устойчивого развития туристского региона
2.2 Направления достижения устойчивого развития туристского региона
Определение и анализ этих показателей необходимы для маркетинга достопримечательностей, так как своевременный и грамотный анализ позволит разработать и применить эффективные стратегии развития туристских территорий, в частности за счет развития наиболее популярных видов туризма в Брянской области – культурно-познавательного, экологического, экскурсионного, делового, событийного.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования по теме курсовой работы можно сделать следующие выводы:
- В настоящее время возникает необходимость усиленного внимания к социально-экономическому подходу развития туристского региона. Использование данного подхода к управлению туристским регионом предполагает, что стратегическими направлениями развития туризма в регионе выступают: формирование репутации региона как известного туристского центра; сохранение и преумножение туристских ресурсов региона; совершенствование туристской инфраструктуры; повышение уровня и качества жизни населения, проживающего в принимающем туристском регионе. В ходе исследования в дипломной работе выявлено, что основными условиями дальнейшего социально-экономического развития региона ближайшего десятилетия будут такие факторы:
- как стабильность экономического, социального и политического положения;
- возрастание значения хороших условий жизни квалифицированных кадров;
- наличие у управленческих структур региона стратегии согласованного развития.
- В ходе исследования установлено, что необходимым условием успешного роста индустрии туризма в регионе являются его устойчивое развитие, которое предполагает планирование и управление развитием территории и обеспечивает защиту природной и культурной среды, улучшение качества жизни местного населения, обеспечение туристам условий пребывания, соответствующих высоким международным стандартам. Анализ теоретических исследований, посвященных устойчивому развитию территорий, выявил, что применительно к туризму устойчивое развитие региона означает: экономическую и экологическую устойчивость; социальную и культурную устойчивость. Нами сформулированы принципы устойчивого развития региона применительно к туризму.
- Развитие туристского региона на основании соблюдения принципов устойчивого развития делает необходимым использование стратегического планирования, моделирования для того, чтобы еще в теории предвидеть возможные отрицательные последствия его развития и соответственно избежать их. Планирование развития туристского региона требует наличия большого объема информации о потребителях и производителях туристских услуг; о факторах, влияющих на туристский спрос, и характере этого влияния, а также о существующих тенденциях изменения уровня потребления. Поиск, сбор и анализ такой информации целесообразно осуществлять с помощью предложенной в третьей главе дипломной работы методики маркетинговых исследований.
- На основании анализа многочисленных исследований влияния туризма и рекреации на региональное развитие автором курсовой работы сформулированы обобщенные выводы, раскрывающие выгоды, которые приносит туризм, и проблемы, с которыми сталкиваются туристские и рекреационные регионы.
5. В работе предложен метод, позволяющий подчеркнуть туристско-рекреационную специфику каждого региона Брянской области, выделить его туристский потенциал и возможности. Такой подход даст возможность обозначить особенности и перспективы формирования и развития регионального туристского продукта, более четко определить целевые сегменты туристского рынка, сконцентрировать усилия региональных туристских администраций и туристских и санаторно-курортных предприятий на более выгодных, плодоносных сегментах туристского рынка.
Подводя итоги выполненного исследования, можно заключить, что цель курсового исследования достигнута, задачи решены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативные акты
- Федеральный закон от 23 февраля 1995 №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;
- Федеральный закон от 24 ноября 1996г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 5 февраля 2007г. N12-ФЗ);
- Федеральный закон от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
II. Литература
- Агалов В.К., Хомколов Г.В., Цыренова Е.Ю. Регулирование инвестиционной деятельности в депрессионных регионах. – СПб.: Изд-во ГУЭФ, 2014. – 186 с.
- Агеева О.А. И ДР. Некоторые аспекты функционирования индустрии туризма. – М.: Вестник, 2016. – 206 с.
- Азар В. Туризм еще один феномен ХХ века // Туризм: Практика, проблемы, перспективы. – 2016, №11. – С. 56-57.
- Александрова А.Ю. Международный туризм: учеб, пособие для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2016. – 320 с.
- Александрова А.Ю. Структура туристского рынка. – М.: Пресс-Соло, 2008. – 516 с.
- Андреев Б.С. География мирового хозяйства. – Смоленск: Смоленская типография, 2012. – 344 с.
- Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб.: Издательский торговый дом «Герда», 2012. – 509 с.
- Быстров С.А., Воронцова М.Г.. Туризм: макроэкономика и микроэкономика. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2017. – 464 с.
- Бышчак B.C., Захаров В.Ф. Региональная экономика. – Калининград, 2006. – 211 с.
- Виханский О.С. Стратегическое управление туристским регионом: учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2015. – 318 с.
- Воронцов АЛ. Рациональное природопользование. – М.: ЭКМОС, 2014. – 620 с.
- Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 277 с.
- Горшенина Е.В. Социально-экономическое состояние региона. – Тверь: ТГСХА, 2012. – 183 с.
- Гутман Г.В. Управление региональной экономикой – М.: Финансы и статистика, 2002. – 451 с.
- Добрынин А.И. Региональные пропорции воспроизводства. – СПб.: Нева-Пресс, 2017. – 385 с.
- Драчева Е.Л., Забаев Ю.В., Исмаев Д.К. и др. Экономика и организация туризма: международный туризм. - М.: КНОРУС, 2017. – 576 с.
- Дурович А.П., Копаев А.С. Маркетинг в туризме: учеб, пособие. – Минск: 2013. – 472 с.
- Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: справочник. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 512 с.
- Колосовский Н.Е. Территория экономического районирования. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 439 с.
- Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение: Учеб. пособие. -М.: Советский спорт, 2002. – 429 с.
- Котляров Е.А. География отдыха и туризма. – М.: Издат. Центр «Март», 2008. – 278 с.
- Лойко О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебное пособие. – Томск: Издательство ТПУ, 2015. – 152 с.
- Макаров В. В. Менеджмент туризма: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 531 с.
- Маршалова А. А., Новоселов А.С. Основы теории регионального воспроизводства. – М.: Экономика, 2015. – 307 с.
- Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 410 с.
- Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 511 с.
- Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. – М.: КНОРУС, 2016. – 280 с.
- Морозов М.А., Коль О.Д. Дестинация — важнейший элемент туризма // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2013, № 1. – с. 26-28.
- Некрасов Н.Н. Региональная экономика. – М.: Экономика, 2015. – 315 с.
- Нестеров П.М., Нестеров АЛ. Менеджмент региональной системы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 449 с.
- Официальный сайт научно-проектного института пространственного планирования «ЭНКО». Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.gisa.ru/publicat.html.
- Официальный сайт федерального агентства по туризму Минспорттуризма России. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.russiatourism.ru/.
- Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Маркетинг в туризме. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 160 с.
- Попова Р.Ю. Региональные маркетинговые исследования как основа выработки стратегии становления индустрии туризма в РФ // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2016, № 1. – с. 83-90.
- Региональная экономика под ред. М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 199 с.
- Региональная экономика под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ, 2018. – 380 с.
- Розенталь Д.Э., Кохтев Н.Н. Туристический маркетинг. – М.: Высшая школа, 2016. – 372 с.
- Российский статистический ежегодник. 2017: Стат. сб./ Росстат. –М.: Информ.-издат. центр Статистика России, 2017. – 105 с.
- Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. – М.: КНОРУС, 2014. – 609 с.
- Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2012. – 242 с.
- Сфера услуг в Брянской области: Стат. сб./ ТОФСГС – Брянск – 2016-2017гг. – 45 с.
- Темный Ю.В. Введение в экономику туризма: учеб. пособие. – М.: Советский спорт, 2011. – 275 с.
- Теоретические основы рекреационной географии / отв. ред. B.C. Преображенский. – М.: КОНРУС, 2015. – 619 с.
- Черныш Е.Л. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: Приор, 2016. – 158 с.
- Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007. – 440 с.
- Чудновский А.Д., Жукова М.А. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве. – М.: КНОРУС, 2006. – 440 с.
- Экономика современного туризма: Рыночное регулирование; Основы управления и маркетинг; Бухгалтерский учет и налогообложение / Под ред. Г.А.Карповой. – М.; СПб.: Торговый Дом Герда, 2016. – 412 с.
- Юркина НА. Стратегические направления маркетинга территории // Тезисы научно-практической конференции «Современные трансформационные процессы в мировом туризме. 2016, декабрь. – с. 81-90.