Файл: Современные технологии планирования и прогнозирования социально- экономического развития территорий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Туризм – один из немногих устойчиво развивающихся видов отечественного бизнеса. Для развития туризма в России существуют объективные предпосылки: открытость для массового туризма, большой природный и культурный потенциал, привлекательный и перспективный рынок.

В настоящее время возникает необходимость усиленного внимания к социально-экономическому подходу планирования развития туристского региона. Использование данного подхода к управлению планированием туристским ре­гионом предполагает, что стратегическими направлениями развития туризма в регионе выступают: формирование репутации региона как известного туристского центра; сохранение и преумножение туристских ресурсов региона; совершенствование туристской инфраструк­туры; повышение уровня и качества жизни населения, проживающего в принимающем туристском регионе. Основными условиями дальнейшего социально-экономического развития региона ближайшего десятилетия будут такие факторы, как стабильность экономического, социального и политического положения, возрастание значения хороших условий жизни квалифицированных кадров, наличие у управленческих структур региона стратегии согласованного развития.

Степень научной разработанности проблемы. Общеэкономические проблемы развития туризма в условиях рыночных отношений исследованы в трудах российских ученых: Азара В.И., Александровой А.Ю., Васильевой В.А., Веденина В.С., Гуляева В.Г.,. Жильцова Е.Н, Зорина И.В, Зайцевой Н.А., Исмаева Д.К., Квартального В.А., Козырева, Кузнецова Ю.В., Мироненко Н.С., Палиряна Г.А., Поповой Р.Ю., Путрика Ю.С., Сенина В.С. и др.

Теоретические основы, исследование практических проблем развития регионального туризма получили свое развитие в работах ряда авторов: В.А. Квартального, Е.А. Котлярова, Н.И. Подуновой, О.В. Рахмалевой, Т.В. Румянцевой, В.Б. Сапруновой, В.Т. Устименко и др. Вместе с тем работ посвященных развитию регионального туризма в Брянской области в доступной нам литературе не выявлено.

Актуальность и недостаточная степень теоретической и практической разработанности проблем развития туризма в России и ее регионах предопределили выбор темы, цель и задачи курсового исследования.

Целью курсовой работы является рассмотрение организационных и экономических аспектов функционирования туристского региона, а также разработка и обоснование методических и практических рекомендаций по его планированию и развитию.


В соответствии с намеченной целью, в исследовании были поставлены и реализованы следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность содержания понятия «туристский регион».
  2. Изучить особенности управления планированием индустрией туризма в регионе.
  3. Исследовать факторы социально-экономического развития индустрии туризма в регионе.
  4. Рассмотреть концепцию устойчивого развития туристского региона.
  5. Дать оценку роли достопримечательностей и привлекательных объектов показа в формировании туристско-рекреационной специализации регионов.
  6. Разработать методические рекомендации и подходы к формированию стратегического развития индустрии туризма в регионе.

В процессе курсового исследования использованы общенаучные методы: анализа и его методов, экспертных оценок.

Объектом исследования является туристско-рекреационный комплекс Брянской области.

Предмет исследования – управление планированием и развитием индустрией туризма в регионах России.

Теоретической и методологической базой исследования является системный подход в оценке и анализе работ отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблематике сферы услуг как отрасли экономики, теории развития туристской сферы в экономике России и мировом хозяйстве, а также официальные документы и нормативно-законодательные акты Российской Федерации по исследуемой теме.

Эмпирической основой послужили материалы Росстата, Всемирной туристской организации, Брянского областного комитета государственной статистики.

Работа изложена на 55 листах с иллюстрациями, содержит введение, две главы, заключение, список литературы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ РОССИИ

1. 1 Определение содержания понятия «туристский регион»

В условиях перехода российской экономики к системе рыночных отношений с их свободой выбора и конкуренцией объективно осуще­ствляется процесс суверенизации республик, краев, областей России, связанный с укреплением их политического статуса, усилением эко­номической самостоятельности и становлением основ финансово-бюд­жетной независимости. Знания о территориях, их ресурсах, производ­ственном и экономическом потенциалах, методах управления и формах организации общественного хозяйства при этом являются одним из факторов их эффективного и динамичного использования.


Для того чтобы более точно представить предмет науки о регио­нальной экономике и управлении, рассмотрим сущность понятия «регион». Понятие «регион» не имеет в настоящее время однозначно­го толкования и поэтому разными науками и разными исследовате­лями формулируется по-разному. В этом, может быть, не было бы большой беды, если бы не требование каждой науки иметь четкий по­нятийный аппарат для своих исследований. На это, в частности, указывает Н.Е. Колосовский [19. С. 312] – известный российский экономист-географ, разработчик концепции территориально-производственных комплексов, который считал, что «во всякой науке, как показывает ис­тория научных знаний, самым трудным и сложным делом оказываются исходные положения и понятия. В математике таковым оказывается понятие о числе, в физике – понятие о материи и энергии, в биоло­гии – учение о клетке», в географии туризма – учение о регионах. При этом следует заметить, что понятие «регион» является исходным не только для географии туризма, но и для всех экономических наук, свя­занных с пространственным или территориальным аспектом исследо­ваний.

Появление термина «регион» связано в русском языке с возник­новением нового направления экономической науки – региональной экономики, определение которой дал академик Н.Н. Некрасов [29. С. 57]. Он выделял на территории страны макрорегионы, или зоны (Урал, Поволжье, Сибирь, Дальний Восток и др.), в состав которых входят регионы. Основной критерий выделения региона – общность народнохозяйственных за­дач – основан на совокупности используемых или намеченных к экс­плуатации природных богатств, исторически сложившейся структуре хозяйственной деятельности или плановой структуре экономическо­го развития.

Заслуживает внимания два подхода к определению понятия «регион». Первый приведен в книге В.Н. Лексина и А.Н. Швецова «Го­сударство и регионы: теория и практика государственного регулиро­вания территориального развития», где под регионом понимается субъект Российской Федерации, административно-территориальное образование, город. Второй подход представлен в книге Ю.Н. Гладко­ва и А.И. Чистобаева «Основы региональной политики», в которой дается определение региона как субъекта Федерации либо объедине­ния нескольких субъектов. Следует отметить, что в обеих работах речь идет уже не об экономическом, а об административном районирова­нии, наиболее распространенном в мире.

По мнению многих исследователей, наиболее приемлемой является классификация регионов, данная в работе А.С. Маршаловой и А.С. Новоселова [24. С. 181], которые выделяют:


  1. Экономическое районирование на основе территориального раз­деления труда (крупные экономические зоны и районы, территориаль­но-производственные комплексы, промышленные узлы).
  2. Национально-государственное устройство в соответствии с кон­ституцией страны (республика, край, область, город федерального зна­чения, автономная область, автономный округ).
  3. Административно-территориальное деление каждого субъекта Российской Федерации (республика, край, область, административ­ный район края и области, город, район города, поселок).
  4. Районы реализации крупных региональных комплексных про­грамм (сырьевых, экологических, туристских и т.д.).

Исходя из этого, можно дать следующее определение региона: «Регион – территориальное образование, имеющее четко очерченные адми­нистративные границы, в пределах которых воспроизводятся соци­альные и экономические процессы обеспечения жизни населения, обусловленные местом региона в системе территориального и обще­ственного разделения труда».

Данное определение характеризует регион и как административ­но очерченное пространство, и как обособленный социально-экономи­ческий комплекс, в котором складывается и реализуется совокупность процессов воспроизводства жизнеобеспечения данной территории.

Среди специалистов, занимающихся проблемами развития регионального туризма, также нет единодушия в определении понятия «туристский регион». В настоящее время известно несколько подходов к данному определению. Так, например, Всемирная туристская орга­низация определяет туристский регион как территорию, которая рас­полагает большой частью специализированных сооружений и услуг, необходимых для организации отдыха, учебного процесса или оздо­ровления. Из данного определения следует вывод, что туристский ре­гион, для того чтобы считаться самостоятельным, должен иметь все необходимые сооружения для пребывания в нем туристов.

Однако не любая территория может быть отнесена к туристскому региону. Для того чтобы называться таковой, она должна отвечать следующим основным требованиям о наличии:

  1. Необходимых для принятия туристов услуг (причем обязатель­но такого качества, которое клиент ожидает, приобретая предлагаемый ему туристский продукт). К ним относятся: доставка (транспорт) до региона и обратно, обеспечение условий для проживания (средства размещения) и питания (рестораны, кафе, бары) с соответствующим уровнем обслуживания.
  2. Достопримечательностей, которые могли бы заинтересовать туристов, т.к. именно они создают конкуренцию между туристскими ре­гионами. Чем интереснее место с точки зрения возможностей увидеть и узнать больше нового, тем больше оно посещается туристами.
  3. Информационных систем, которые являются необходимым «ин­струментом» региона на туристском рынке. Прежде всего, это возможность доступа к информации систем компьютерного резервирования и бронирования Amadeus, Galileo, Sabre и др.

Таким образом, туристский регион – это территория, предлага­ющая определенный набор услуг, которые отвечают потребностям ту­риста и удовлетворяют его спрос на перевозку, ночевку, питание, развлечения и т.д. [28].

На основе проведенного анализа развития понятия «туристский регион» можно согласиться со следующим определением: «Под туристским регионом понимается территория, имеющая четко очерчен­ные границы, располагающая объектами туристского интереса и пред­лагающая набор услуг, удовлетворяющий потребностям туристов, что способствует воспроизводству социальных и экономических процес­сов обеспечения жизни населения, обусловленных местом региона в системе территориального и общественного разделения труда».

Туристские регионы существенно различаются числом междуна­родных туристских прибытий, динамикой и тенденциями развития. В зависимости от выбранного классификационного признака можно выделить различные виды туристских регионов (рис. 1.1).

Под функцией туристского региона по­нимается служебная роль (назначение) экономики региона по отно­шению к другим регионам, экономике страны в целом и элементам, составляющим региональную экономику.

Основные из них приведены в табл. 1.1 (табл. 1.1) [18].

Виды туристских регионов

По абсолютной численности туристских прибытий

Крупнейшие

Крупные

Средние

Малые

По числу местных жителей

Крупнейшие

Крупные

Средние

Малые

По времени формирования

Крупнейшие

Крупные

Средние

Малые

По ритмике туристских прибытий

Сезонные

Круглосуточные

По доле туристских прибытий/доходов туристского региона

в общем объёме туристских прибытий/доходов в стране

Наиболее значимые

Значимые

Менее

значимые

По целям маршрута

Целевые

Транзитные

Комбинирован-ые

По значимости в сфере туризма

Мирового

значения

Регионального

значения

Национального

значения

Локального

значения

Рисунок 1.1 – Виды туристских регионов [18]

Таблица 1.1 – Функции туристского региона