Файл: Современные технологии планирования и прогнозирования социально- экономического развития территорий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Туристско-рекреационные ресурсы формируются из двух состав­ляющих: рекреационно-познавательных и природно-рекреационных ресурсов, которые выражаются в млн. чел.-дней пребывания туристов на данной территории в год. По итогам прогнозирования емкости ту­ристского потенциала региона определяется предельно допустимая нагрузка на дачную территорию чел/кв. км с учетом ее полного вос­производства и экологической защиты. На основании полученных дан­ных региональные органы управления готовят рекомендации и ог­раничения использования ресурсного потенциала региона, которые отражаются в законодательных актах и являются основой при плани­ровании и развитии индустрии туризма в регионе.

Ресурсный потенциал региона – это многоаспектное понятие, охва­тывающее весь комплекс жизнедеятельности общества. В соответ­ствии с концепцией глобального гуманистического подхода при его определении необходимо учитывать экономический, экологический и социальный аспекты. На первый взгляд развитие туризма позволяет региону наиболее эффективно решать социально-экономические проб­лемы развития: получение доходов за счет развития туризма, созда­ние новых рабочих мест, модернизация производств и др. Однако в действительности в туристском регионе могут возникнуть опреде­ленные негативные последствия (утечка валюты, зависимость от политической ситуации, международной экономической конъюнктуры, моды, негативное отношение местных жителей и пр.).

В основе концепции устойчивого развития туристского региона лежит понятие пропускного потенциала. Пропускной потенциал – это та максимальная нагрузка, которую может выдержать тот или иной туристский объект без серьезного ущерба для местных ресурсов, нега­тивного воздействия на впечатления от поездки и возникновения со­циально-экономических проблем у населения. Пропускной потенци­ал можно подразделить на три основных вида.

  1. Экологический пропускной потенциал – это тот уровень посе­щаемости, превышение которого связано с наступлением неприемле­мых экологических последствий либо в результате действий самих туристов, либо как следствие функционирования обслуживающей инфраструктуры.
  2. Туристский социальный пропускной потенциал – это тот уро­вень, превышение которого ведет к ухудшению впечатлений от поезд­ки в результате чрезмерного наплыва туристов.
  3. Местный социальный пропускной потенциал – это тот уровень, превышение которого приводит к негативным последствиям для мест­ной культуры и взаимоотношений местного населения с туристами.

Таким образом, пропускной потенциал ограничивает уровень ис­пользования ресурсного потенциала региона. Туризм должен разви­ваться так, чтобы приносить пользу местным жителям, усиливать ре­гиональную экономику, обучать и привлекать местную рабочую силу, рационально использовать имеющиеся ресурсы и строительные мате­риалы, местные сельскохозяйственные изделия, исходя из особенно­стей туристского региона.

Заинтересованной стороной такого развития должны выступать органы управления государственного и регионального уровня. Имен­но они способны выступить в качестве регулирующей силы, которая посредством законов и налогов будет определять условия развития туристского региона.

Используя принципы концепции устойчивого развития, туризм сможет преодолеть не только имеющиеся сложности, но и вывести дру­гие отрасли, функционирующие в данном регионе, на путь устойчивого развития. Концепция устойчивого развития получает особую актуаль­ность в условиях современного экологического кризиса. С развитием туризма связана смена моделей природопользования, оно способствует охране природы, историко-культурного наследия, социальному и эко­номическому развитию. Эти элементы образуют системы и взаимно влияют друг на друга. Туристская отрасль не только пользуется благами своего развития, но испытывает влияние других секторов соци­ально-экономической сферы и создает собственные внешние эффекты.

Данная цель определяет необходимость решения таких основных задач, как замена культуры интенсивного потребления культурой ра­зумного роста; уравновешивание экономических и экологических фак­торов развития; нахождение общности интересов туристов и местного населения; распределение полученной выгоды среди всех членов об­щества, в первую очередь среди самых бедных и неблагополучных ка­тегорий населения.

Для того чтобы переориентировать туристский регион на прин­ципы устойчивого развития, необходимо использовать стратегическое планирование, моделирование, позволяющее еще в теории предвидеть возможные отрицательные последствия его развития и соответствен­но избежать их. Это одно из важных требований к будущему устойчи­вому развитию туристской индустрии в регионе. Туризм должен вклю­чаться в национальные сценарии территориального планирования, особенно при размещении новых объектов инфраструктуры туризма.

Движение к устойчивому развитию туристского региона должно идти с двух сторон. Туристам следует, объективно оценивая все свои запросы, ограничивать потребление туристских продуктов, реализа­ция которых оказывает большую нагрузку на окружающую среду, а региональным органам управления принимающего туристского ре­гиона необходимо внедрять и рекламировать такие формы и виды ту­ризма, которые основаны на концепции устойчивого развития.


2.2 Направления достижения устойчивого развития туристского региона

Хозяйственные методы и экономическая стратегия в сфере туриз­ма коренным образом отличаются от общепринятых. Стратегическое развитие туристского региона предполагает разработку механизма, благодаря которому произойдет мультипликативное саморазвитие ту­ризма, будет повышаться роль и стимулироваться заинтересованность местных органов власти и населения в повышении качества турист­ских ресурсов, развитии социальной инфраструктуры, транспорта, свя­зи, систем телекоммуникации, культуры, народного творчества и про­мыслов. Признано, что туризм следует развивать на контролируемой, комплексной и устойчивой основе, применяя принципы разумного и эффективного планирования. Благодаря такому подходу туризм мо­жет принести региону значительные экономические выгоды, не порож­дая при этом каких-либо серьезных экологических и социальных проб­лем и неблагоприятных последствий.

Планирование туризма на основе концепции устойчивого развития имеет исключи­тельно важное значение, потому что подавляющий объем развития туризма связан с достопримечательностями и видами деятельности, относящимися к природной среде, историческому наследию и куль­турным моделям соответствующих регионов. Если эти ресурсы будут ухудшаться или разрушаться, то туристские регионы не смогут при­влекать туристов и туризм не будет успешным и эффективным.

Это требует от органов государственной власти на всех уровнях хозяйствования при разработке стратегии развития конкретных тури­стских регионов и страны в целом соблюдения основополагающих тен­денций устойчивого развития. Основные направления достижения устойчивого развития туристского региона представлены автором в табл. 2.1.

Таблица 2.1— Направления достижения устойчивого развития туристского региона

Тенденция устойчивого развития

Направления деятельности

Сохранение и воспроизводство туристских ресурсов

Поддержание и субсидирование туристских ресурсов региона с целью их дальнейшего воспроизводства. Сохранение структуры природной подсистемы, удовлетворение жизненных, материальных и духовных потребностей местных жителей

Экологическое планирование туризма

Тщательное наблюдение, анализ и учет всех элементов окружающей среды при определении наиболее целесообразного типа и размещения объектов в процессе застройки

Взаимодействие и учет интересов местного населения

Вовлечение местного общества в процесс планирования и развития. Разработка тех видов туризма, которые приносят выгоду местному обществу

Качественный туризм

Обеспечение оптимального соотношения цены и качества. Ориентация региона на туристов, уважительно относящихся к окружающей среде

Экономические и социальные выгоды

Стабильное количество капиталов всех видов (природного, материально-финансового, человеческого, социального) на душу населения


На основании анализа многочисленных исследований влияния туризма и рекреации на региональное развитие автором дипломной работы сформулированы обобщенные выводы, раскрывающие выгоды, которые приносит туризм, и проблемы, с которыми сталкиваются туристские и рекреационные регионы (табл. 2.2).

Таблица 2.2—Выгоды и проблемы, связанные с развитием туризма и рекреации

Выгоды, связанные с развитием туризма и рекреации

Проблемы, связанные с развитием туризма и рекреации

Социально-экономического характера:

- создание рабочих мест, спо­собствующее прямой занято­сти, косвенной занятости, генери­рован­ной занятости;

- эффект мультипликации, выраженный в росте доходов тури­стской территории;

- вклад в общегосударствен­ные доходы;

социокультурного харак­тера:

- повышение жизненного уровня населения;

- сохранение культурного наследия;

- содействие созданию и поддержке музеев, сохранение и финансирование культурно-исто­рических памятников;

- усиление чувства гордости местного населения за свою куль­туру;

- обеспечение возможностей для межкультурных обменов.

Социокультурного характера:

- большая антропогенная нагрузка на тер­ри­тории;

- недовольство жителей, если они не ощу­щают значительных экономических выгод от раз­вития туризма в том случае, если развитие туризма подчинено чуждым для населения интере­сам;

- культурная деградация территории;

-чрезмерная коммерциализация, сопровож­дающаяся потерей регионом самобытности, обы­чаев, традиций, народного фольклора, ремесел и других культурных моделей;

- усугубление сложных социальных про­блем, связанных с наркоманией, алкоголизмом, прости­туцией; необходимость усиления мер безо­пасности;

экологического характера:

- загрязнение окружающей среды (почвы, воздуха, вод);

- ухудшение эстетики ландшафтов;

- проблемы с утилизацией отходов и быто­вого мусора;

- нарушение экологии природных зон (пар­ков, заповедников и других природных охраняемых объектов);

- ущерб историческим и природным памят­никам.

На основе произведенного анализа создания и развития туризма в Брянской области можно предложить:

1. Обеспечить экологическую устойчивость, которая обеспечивает совместимость развития с поддержанием базовых экологических процессов, биологического разнообразия и биологических ресурсов.


2.Социальную и культурную устойчивость, которая будет предусматривать развитие туризма совместимо с сохранением культурных ценностей и традиций, а так же сохранит и укрепит местную самобытность.

3.Экономическую устойчивость, обеспечивающую экономическую эффективность развития и такое положение, при котором избранный метод управления ресурсами даст возможность их использования будущими поколениями.

Для преодоления усугубляющейся неравномерности развития территории необходим поиск «точек роста» в муниципальных образованиях с низким уровнем социально-экономического развития. В качестве преимуществ инвестирования должны выступать: во-первых, экономико-географическое и геополитическое положение (для развития транспортной логистики); во-вторых, наличие природных ресурсов (биологических, минеральных, водных, бальнеологических); в-третьих, наличие площадок для капитального строительства. Соответственно, наивысшая капитализация труда может быть достигнута в следующих направлениях:

  1. Модернизация транспортной инфраструктуры, ориентированной на обеспечение и поддержку традиционного и инновационного развития территории.
  2. Изменение структуры производства в базовом секторе экономики (транспортное машиностроение, промышленность строительных материалов, деревообработка и др.), обеспечение межрегиональной кооперации в авиационной, судостроительной и электронной промышленности в рамках федеральных отраслевых программ, развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса, формирование кластера по выпуску и переработке продукции животноводства и птицеводства.
  3. Улучшение инвестиционного климата на основе комплекса мер по совершенствованию нормативно-правовой базы, инновационного и стратегического консалтинга, инжиниринга, экспертизы инвестиционных проектов, частно-государственного партнерства, системной информационной работы.
  4. Определение приоритетных территорий для новых производств, необходимых объемов инженерной инфраструктуры, экологической емкости территории.

Вся территория области подверглась загрязнению короткоживущими радионуклидами йода, в результате чего во всех районах области зарегистри­ровано более 2,6 тыс. случаев заболевания раком щитовидной железы.

В сложившихся условиях необходимо продолжить формирование зако­нодательного, правового и методологического обеспечения социально-эко­номического развития территорий, пострадавших от аварии на Чернобыль­ской АЭС. Оно должно быть направлено на реабилитацию юго-западных территорий области, на возврат их в сферу хозяйственной деятельности и обеспечение безопасного проживания людей, на создание необходимых ус­ловий для привлечения частных инвестиций и средств мирового сообщества.