Файл: Современные технологии планирования и прогнозирования социально- экономического развития территорий.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ РОССИИ
1. 1 Определение содержания понятия «туристский регион»
1.2 Особенности управления и планирования индустрией туризма в регионе
1.3 Факторы социально-экономического развития индустрии туризма в регионе
2.1 Обоснование концепции устойчивого развития туристского региона
2.2 Направления достижения устойчивого развития туристского региона
Содержание
Экономическая функция |
|
Предложения |
Выражает зависимость объема туристских услуг от числа организаций в регионе, их доходов и финансовой стратегии |
Спроса |
Показывает зависимость платежеспособности всех субъектов регионального рынка от уровня их доходов и цен |
Активности |
Характеризует трудовую активность населения региона, его мотивацию и ориентированность |
Специализации региона |
Выступает в форме как внутренней, так и внешней функции. Внутренняя функция выражается в приоритетном развитии какой-либо одной или нескольких отраслей региональной экономики, имеющей доминирующее значение в региональном хозяйственном комплексе. Внешняя специализация региона определяется тем объемом и структурой производства товаров и услуг, которые пойдут не только на удовлетворение внутрирегиональных потребностей, но и на их реализацию в других регионах страны |
Регионального управления |
Воспроизводство региона как социально-экономической системы |
Хозяйственная |
Обеспечение устойчивого развития региона, эффективного использования производственного и научного потенциала, создание в регионе необходимой рыночной конъюнктуры и конкуренции, а также его инвестиционной привлекательности |
Демографическая |
Обеспечение полной занятости населения, активизация социальных факторов, влияющих на естественный прирост, воспроизводство населения и формирование трудового потенциала региона |
Экологическая |
Решение проблем, связанных с утилизацией отходов, снижением материалоемкости производства, очисткой сточных вод и т.д. Значение борьбы за чистоту окружающей среду важно, так как от этого зависит качество и условия жизни населения |
Социальная |
Обеспечение высокого уровня жизни местного населения региона путем, например, полной занятости, жилищного строительства, проведения различного рода социальных программ |
Перечисленные функции не только определяют эффективность выполнения задач региональной экономики, но и обеспечивают ее нормальное воспроизводство.
1.2 Особенности управления и планирования индустрией туризма в регионе
Туристская отрасль совершенно непохожа на другие отрасли национального хозяйства и поэтому механически перенести наработки или модели управления из других сфер трудовой деятельности в сферу туризма невозможно.
Особенностью туризма является зависимость объема туристских услуг от природно-климатических условий. При совершенствовании правления региональным туризмом данное явление должно учитываться руководителями организаций индустрии туризма, поскольку колебания спроса могут существенно ухудшить условия функционирования всей региональной индустрии туризма.
Для развития туризма в России необходимо преодолеть депрессивное состояние отдельных регионов, имеющих слабо развитую инфраструктуру, низкий уровень культуры и образования. В настоящее время становление туристского бизнеса в российских регионах происходит в следующих условиях:
- В организации межрегиональных связей функционируют рыночные отношения.
- Необходимо развивать туризм в регионах, имеющих слабо развитую промышленность, что приведет к переспециализации этих регионов. В этом случае большая часть задач и мер по развитию регионального туризма должна закрепляться за самими регионами, но этот процесс хозяйственной деятельности не должен носить стихийный характер, со стороны государства должно осуществляться регулирование деятельности регионов.
- Преодолеваются нарастающие противоречия в отношениях между отдельными регионами, где туризм определил свое место в хозяйственной деятельности. В настоящее время не все регионы готовы к рыночным отношениям. Одни из них из-за неразвитости экономики тяготеют к замкнутым системам и создают региональные рынки, предоставляющие туристские услуги организациям и населению только данного региона. Другие же регионы, имеющие развитую промышленность, хотя и придерживаются принципов открытой экономики, часто предпочитают предоставлять эти услуги не на внутренний рынок России, а за рубеж.
Таким образом, огромные различия в экономических, природно-географических, социально-демографических, политических и других условиях в многочисленных регионах России исключают унифицированный подход к проведению реформ в туристском бизнесе, требуют проведения гибкой региональной политики с учетом особенностей каждого региона.
Тем не менее, существует ряд черт, которые определяют специфику управления туризмом в регионе. Основные из них следующие:
- Планирование туристской деятельности региона должно исходить из удовлетворения потребностей и желаний конечных потребителей. В связи с этим местоположение организации индустрии туризма должно определяться, с одной стороны, местоположением основного контингента потребителей туристского продукта, а с другой стороны, – месторасположением туристских ресурсов, которые являются одним из основных факторов развития туристской отрасли.
- В настоящее время туристский продукт не стал еще продуктом первой необходимости, да и вряд ли станет им в ближайшей перспективе. Кроме того, на туристских услугах больше, чем на других услугах, сказывается изменение покупательной способности населения, политические, экономические и экологические явления.
- В туризме очень велико значение маркетинга. Это связано с тем, что продавец (организация индустрии туризма) не имеет возможности представить потребителю образец-эталон туристской услуги (как это практикуется при реализации промышленных или прочих товаров). Это требует от организаций индустрии туризма создания налаженной, продуманной и хорошо организованной маркетинговой системы продвижения и сбыта туристских услуг потребителю. Кроме того, в связи с непостоянством качества туристской услуги, субъективизмом в ее оценке возникает необходимость постоянного контроля и управления маркетинговой деятельностью организаций, специализирующихся на обслуживании туристов.
- Туристская услуга уникальна по своей природе, повторить ее во всех аспектах не представляется возможным, так как она зависит от большого количества факторов (например, состояния транспортного средства, событий в стране, погодных условий и прочих моментов).
Данные черты оказывают большое влияние на развитие любого туристского региона, а также учитываются при построении конкурентоспособной стратегии развития туризма в регионе.
Стратегическая цель любого туристского региона – обеспечение конкурентоспособности на длительный период времени. Взаимодействие разнообразных организаций, участвующих в производстве туристского продукта (гостиниц, предприятий питания и транспорта, объектов показа), их рынков, населения и окружающего мира оказывают влияние на конкурентоспособность региона. Рынки предъявляют высокие требования к продукции и тем самым стимулируют работу отраслей, участвующих в создании туристского продукта, и наоборот – конкурентоспособные отрасли заинтересованы в сохранении и увеличении количества требовательных клиентов на местах. Отрасли, получающие от туризма прибыль, формируют определенное позитивное мнение у местного населения. Население, позитивно относящееся к туризму в своей местности, – гарантия гостеприимства, что облегчает реализацию инновационных туристских проектов. Отношение населения к позитивным и негативным внешним эффектам также оказывает влияние на состояние конкурентоспособности туристского региона.
Туристский регион в качестве конкурентной единицы включает: общественно-экономическую систему; туристскую политику; политику окружающего мира; интересы экономики; интересы государства; интересы населения; ресурсы; экологическую систему.
Любому туристскому региону присуща эволюция, аналогичная жизненному циклу продукта (рис. 1.2).
Рисунок 1.2 – Циклический процесс развития туристского региона [45, с.22]
Увеличение въездного туристского потока
Инвестирование в региональную инфраструктуру туризма и стимулирование спроса
у потребителей на туристские услуги региона
Дальнейшее увеличение туристского потока в регион
Дополнительные инвестиции в региональную инфраструктуру
туризма в связи с большим количеством туристов
Появление новых рабочих мест, изменения в архитектуре, окружающей среде, культуре, с целью удовлетворения разнообразных запросов потребителей
Потеря данным туристским регионом своей уникальности
Сокращение туристских потоков в регион, уменьшение доходов региональных организаций, специализирующихся на туристском обслуживании
Мероприятия по стимулированию сбыта(туризм по сниженным ценим, разнообразные скидки)
Перепозиционирование туристского региона, разработка новых направлений развития туризма
Таким образом, в основе развития регионального туризма лежит перспективное планирование с учетом взаимодействия туризма со смежными отраслями для успешного развития и регулирования этого процесса. Опыт многих туристских регионов в мире показал, что плановый подход к развитию туризма может только принести выгоды.
Основная концепция планирования туризма заключается в том, что эту деятельность следует рассматривать как взаимосвязанную систему факторов спроса и предложения (табл. 1.2).
Таблица 1.2 - Перечень факторов спроса и предложения туристского региона
Фактор спроса |
Фактор предложения |
Международные туристские рынки Внутренние туристские рынки Использование местными жителями туристских ресурсов, достопримечательностей и других объектов инфраструктуры туристского региона |
Природно-климатические ресурсы Объекты экскурсионного показа Средства размещения Транспортные предприятия Предприятия питания Прочие элементы инфраструктуры туризма Институционные элементы |
Для эффективного развития туристского региона необходимы определенные институционные элементы [14. С. 221-222], к которым относятся:
- Организационные структуры, в частности государственные туристские ведомства и ассоциации частного сектора, например гостиничные ассоциации.
- Законодательство и правила, относящиеся к туризму. Например, стандарты и лицензионные требования для гостиниц и туристских фирм.
- Учебные заведения и их программы образования и профессиональной подготовки квалифицированных кадров для сферы туризма.
- Финансовые средства для развития туристских достопримечательностей, объектов, услуг и инфраструктуры, а также механизмы привлечения инвестиций.
- Маркетинговые стратегии и программы продвижения туризма, нацеленные на информирование туристов о соответствующей стране или регионе и направленные на стимулирование посещения этого региона; а также туристские информационные службы в принимающих центрах.
- Меры, упрощающие туристские формальности (включая визовые требования), таможенные формальности и обеспечивающие другие объекты и услуги в пунктах въезда и выезда туристов.
- Институционные элементы, включающие в себя методы распределения экономических выгод туризма, меры по охране окружающей среды, смягчению отрицательных социальных воздействий и сохранению культурного наследия населения, проживающего в туристских регионах.
Планирование туризма в регионе должно быть нацелено на комплексное развитие всех факторов, как спроса, так и предложения, физических и институционных элементов. Эта система будет функционировать намного эффективнее и принесет желаемые выгоды, если она будет планироваться на комплексной основе с учетом согласованного развития всех ее компонентов.
1.3 Факторы социально-экономического развития индустрии туризма в регионе
Социально-экономическое развитие туристских регионов в настоящее время испытывает возрастающее влияние трех главных факторов [12. С. 111]:
- Рыночного – взаимопроникновение региональных, национальных и мирового рынков. Для России и ее регионов наиболее значимыми являются либерализация внешней торговли и снятие протекционистских ограничений в ближайшем будущем в результате вступления в силу соглашения с ЕС и возможного принятия во Всемирную торговую организацию.
- Конкурентного – усиление конкуренции на всех перечисленных рынках, особенно неценовой конкуренции – конкуренции в области качества выпускаемого туристского продукта и реализации различного рода инновационных проектов.
- Производственного – постепенный переход от фордизма к постфордизму как способу организации производства туристского продукта, что подразумевает: замену массового производства туристского продукта индивидуальным (мелкосерийным), вертикальной организации труда – горизонтальной, низкой индивидуальной ответственности – соучастием персонала в производственном процессе создания туристского продукта.