Файл: Современные технологии планирования и прогнозирования социально- экономического развития территорий.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ РОССИИ
1. 1 Определение содержания понятия «туристский регион»
1.2 Особенности управления и планирования индустрией туризма в регионе
1.3 Факторы социально-экономического развития индустрии туризма в регионе
2.1 Обоснование концепции устойчивого развития туристского региона
2.2 Направления достижения устойчивого развития туристского региона
Стратегические направления территориального планирования.
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ, основная цель территориального планирования состоит в определении назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, обеспечивающих устойчивое развитие региона. Для достижения названной цели необходимо решить две задачи. Первая связана с определением оптимальных вариантов использования земель с учетом разграничения их между федеральным, региональным и местным уровнями управления, причем это нужно делать, опираясь на общественные интересы. Вторая задача сводится к отображению на картосхемах границ муниципальных образований, земель лесного фонда, сельскохозяйственного назначения, особо охраняемых территорий, обороны и безопасности, объектов природного и культурного наследия. При решении второй задачи на картосхемах отображаются земельные участки, занятые объектами капитального строительства, а также предоставляемые или же планируемые под капитальное строительство.
Природно-экологический каркас для Брянской области необходим по трем причинам: во-первых, в связи с загрязнением юго-западной части радионуклидами; во-вторых, из-за концентрации производства в областном центре; в-третьих, вследствие свода лесов на большой площади. Для поддержания устойчивости природных экосистем необходимо, по меньшей мере, обеспечить возможность их регенерации. В качестве императива при этом выступает принцип соответствия роста нагрузок на природу адекватному развитию охраняемых биоценозов. В границах Брянской области ему соответствуют, прежде всего, особо охраняемые природные территории (ООПТ).
Общая площадь ООПТ в Брянской области составляет почти 223 тыс. га, или около 6,4% территории области. Это ниже научно обоснованной нормы, определяемой в 10–15%. А если учесть еще и то обстоятельство, что более 60% общей площади ООПТ приходится на охотничьи заказники, то вывод о недостаточности площади ООПТ представляется еще более обоснованным.
В схеме территориального планирования Брянской области предложены следующие мероприятия по укреплению природно-экологического каркаса:
- Определить в качестве ядер экономического каркаса биосферный резерват «Неруссо-Деснянское Полесье» и национальный парк «Придеснянский».
- Выделить перспективный для создания ООПТ ареал на стыке трех областей (национальный парк «Орловское Полесье» в Орловской области, проектируемый природный парк «Брянский Лес» в Калужской области и предлагаемый к созданию природный парк «Рессета» в Карачевском районе Брянской области).
- Установить особый природно-охранный статус и разработать нормативно-правовую базу для межрегионального экологического коридора вдоль Десны.
- Создать природные заказники на территориях Клетнянского, Суражского, Красногорского, Новозыбковского и Злынковского районов.
- Обеспечить мониторинг состояния окружающей среды в зоне радиоактивного заражения. Как видим, концепция развития природно-экологического каркаса Брянской области базируется на идее создания межрегиональных и международных ООПТ, что позволит сформировать целостный природно-охранный комплекс.
Историко-культурный каркас Брянской области формируется как сложившаяся на протяжении веков система памятников истории и культуры, зачастую неразрывно связанная с уникальными природными ландшафтами. Основными ядрами этого каркаса являются 10 поселений (Брянск, Дятьково, Карачев, Клинцы, Мглин, Новозыбков, Почеп, Севск, Стародуб, Трубчевск), которые входят в список исторических поселений России, утвержденный в 1990 г. республиканскими ведомствами по культуре и строительству, а также Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры. Кроме того, объектами исторического наследия являются сельские поселения Вщиж, Овстуг (музей-усадьба поэта и дипломата Ф.И. Тютчева), Красный Рог (музей-усадьба писателя А.К. Толстого), городские парки и развалины дворца последнего гетмана Украины К. Разумовского, которого Екатерина Великая наградила Почепом и землями вокруг него, участки Московско-Киевского и Смоленского трактов, монастыри и церкви.
В схеме территориального планирования Брянской области следуетпредложить ряд мероприятий, связанных с сохранением объектов культурного наследия. Среди них мероприятия по углублению и расширению исследований, совершенствованию учета и охранного зонирования, развитию местностей, имеющих особый характер историко-культурного наследия и особые условия его использования.
Главные предпосылки развития туризма и рекреации – благоприятные природно-климатические условия, близость к густонаселенной территории столичного региона, наличие объектов историко-культурного наследия, водных артерий и ООПТ, минеральных вод и лечебных грязей.
Туристско-рекреационная структура области включает пять туристско-рекреационных района (дестинации), центрами которых выступают исторические города, а также локальные узлы туристской активности – существующие и перспективные маршрутно-опорные центры. Развивается и культурно-познавательный туризм, связанный с посещением святынь, усадебных ансамблей и музеев-заповедников, археологических памятников. Все это можно рассматривать как предпосылки для роста показателей туристского потока: если в 2017 г. он составлял 400 тыс. посетителей, то к 2027 г. может возрасти до 1 млн. посетителей [31].
Формирование систем расселения нацелено на организацию межселенного обслуживания населения объектами и учреждениями социальной инфраструктуры, а также деловых, офисных и финансовых структур. В опорных центрах систем расселения концентрируются учреждения, обслуживающие потребности всего населения системы расселения. К числу таковых относятся, например, специализированные больницы и поликлиники, учреждения высшего и среднего специального и профессионального образования, объекты культуры и искусства, институциональной инфраструктуры.
Охрана окружающей среды – это комплекс природоохранных мероприятий по воздушному бассейну, водным объектам, санитарной очистке территории и обеспечению радиационной безопасности. Из всех этих мероприятий наиболее актуальны для Брянской области последние, т. е. те, что связаны с загрязненными радиацией территориями. Основным дозообразующим компонентом здесь является цезий-137. Почвы с плотностью загрязнения свыше 1 Ки/км2 занимают в области 464,8 тыс. га (27,7%), а в пределах наиболее пострадавших юго-западных районов доля загрязненных почв – 79,6%. В этих же районах распространены почвы с уровнем загрязнения цезием-137 свыше 5 Ки/км2, на которых получение нормативно чистой продукции без реабилитационных мероприятий практически невозможно. На таких почвах необходимо проведение специальных агрохимических, агромелиоративных и дезактивационных работ.
3.3 Рекомендации по совершенствованию проведения комплексного маркетингового исследования туристского рынка в регионе
В настоящее время у российских специалистов вызывают некоторые проблемы в связи с отсутствием методического единства по вопросам исследования спроса и предложения в области туризма. Поиск, сбор и анализ информации целесообразно осуществлять с помощью маркетинга.
Применительно к туризму под маркетингом туристского региона понимается деятельность, предпринимаемая с целью целенаправленного создания, поддержания или изменения определенного имиджа территории и/или поведения субъектов, внешних по отношению к данной территории [19]. Маркетинг территории должен быть ориентирован на потребности целевых групп покупателей услуг региона (инвесторов, туристов, производителей).
При разработке и проведении маркетинга туристского региона необходимо использовать подходы общего маркетинга (рисунок 2.2.).
Этапы методики проведения комплексного маркетингового исследования туристского рынка в регионе представлены на рисунок 2.3. [19].
Философия/Самосознание
Основной обзор
Результаты:
факты, имидж
Определение/Анализ
целей
Стратегии/Меро-приятия:
финансирование, контроль
Анализ среды:
потребности, целевые группы
Институциональный анализ: основные услуги, имидж, производственный потенциал
Позиционный анализ: сильные, слабые стороны,
риски, конкурентные преимущества и недостатки,
позиционирование
Рисунок 2.2 – Процесс маркетинговой деятельности туристского региона [19]
В результате маркетингового исследования (рис. 3.4) органы государственной власти туристского региона и региональные организации индустрии туризма смогут определить общую концепцию и составить перспективную поэтапную программу становление туризма в регионе; правильно выбрать стратегию управления; обеспечить на этой основе наиболее полное удовлетворение потребностей населения в туристских услугах и рациональное использование существующего собственного туристского продукта.
Этап 8. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от предложенных программных мероприятий
Этап 7. Трансформирование программных мероприятий по развитию туризма в регионе в комплекс методических рекомендаций по совершенствованию деятельности как всей отрасли в целом, так и отдельно взятой организации
Этап 6. Выделение приоритетных направлений деятельности по развитию туризма на государственном и муниципальном уровне,
а также в отдельно взятой организации индустрии туризма
Этап 5. Исследование туристского предложения для определения сегментов туристов в туристском регионе
Этап 4. Сегментация туристов по потребительским группам
Этап 3. Определение предпочтений (требований)
туристов
Этап 2. Выделение из всего въезжающего туристского потока
туристов с определёнными целями и их изучение
Этап 1. Измерение величины характеристик потоков,
существующих в туристском регионе
Рисунок 2.3– Этапы методики проведения комплексного маркетингового исследования туристского рынка в регионе [19]
Этап 1. На этом этапе выявляются тенденции туристских прибытий в туристский регион, анализируются специфические характеристики туристов, посещающих территорию. Полученная информация позволит выработать ряд мер по привлечению въездных посетителей в регион и ляжет в основу исследования востребованности существующего туристского предложения; предоставит возможность выявить и описать значимые позитивные и негативные факторы, влияющие на привлечение туристских потоков. Как, например, наличие привлекательного или непривлекательного имиджа региона в странах, направляющих туристов, или как влияет политическая нестабильность, преступность в регионе; какова удаленность региона от основных направляющих стран и стоимость проезда и т.д.
Этап 2. предполагает выделение из всего въезжающего туристского потока туристов с определенными целями, анализ данных туристских потоков. В ходе анализа целесообразно выяснить следующие вопросы: цель визита; основных поставщиков (страны-поставщиков) туристов; пол и возраст туристов; их социальное положение; средний размер группы туристов; ежегодный доход; продолжительность поездки; расходы туристов; тип размещения; средства транспорта; предпочтительный вид питания; использование проката автомашины. Это позволит выделить отдельные целевые группы туристов.
Этап 3. На этом этапе целесообразно выделить предпочтения туристов к туристскому региону, к средствам размещения, к транспорту. На основе полученных данных можно выполнить исследования. Это является немаловажным для развития туризма, как в рамках региона, так и для отдельно взятой организации. Так, например, бизнесмен предпочтет те отели, в которых есть VIP-этажи для размещения высоких должностных лиц, специально оборудованные апартаменты и услуги для бизнесменов.
Этап 4. Крайне сложно удовлетворить потребности в туристском продукте и запросы всех без исключения потребителей, так как у каждого из них имеются определенные различия во вкусах и предпочтениях. Тем не менее, туристы могут быть сгруппированы по некоторым признакам, что называется сегментацией. Люди в этих группах – сегментах рынка – примерно одинаково оценивают ряд потребительских свойств туристского продукта. Как правило, сегментирование туристского рынка осуществляется не по одному, а по нескольким критериям, что позволяет более точно учесть различные запросы и мотивы потребителей при создании нового туристского продукта.
Этап 5. Каждый туристский регион отличается своими объектами и характеристиками предложения в области туризма, знание которых помогает выбирать целевые рынки. На этом этапе необходимо исследовать те природные и историко-архитектурные достопримечательности, которые представляют интерес для туристов, посетивших регион, а также немаловажна экологическая ситуация в туристском центре.
Исследование туристских достопримечательностей и видов деятельности в регионе проводится путем обследования и подготовки перечня имеющихся и потенциальных достопримечательностей и видов деятельности, связанных с ними, со сведением их по категориям в систему (например, природные, культурные и другие достопримечательности). Поиск и сбор такой информации необходим для выявления всех серьезных проблем, связанных с имеющимися достопримечательностями, как, например, использование их не по назначению.