Файл: Современные технологии планирования и прогнозирования социально- экономического развития территорий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стратегические направления территориального планирования.

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ, основная цель территориального планирования состоит в определении назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, обеспечивающих устойчивое развитие региона. Для достижения названной цели необходимо решить две задачи. Первая связана с определением оптимальных вариантов использования земель с учетом разграничения их между федеральным, региональным и местным уровнями управления, причем это нужно делать, опираясь на общественные интересы. Вторая задача сводится к отображению на картосхемах границ муниципальных образований, земель лесного фонда, сельскохозяйственного назначения, особо охраняемых территорий, обороны и безопасности, объектов природного и культурного наследия. При решении второй задачи на картосхемах отображаются земельные участки, занятые объектами капитального строительства, а также предоставляемые или же планируемые под капитальное строительство.

Природно-экологический каркас для Брянской области необходим по трем причинам: во-первых, в связи с загрязнением юго-западной части радионуклидами; во-вторых, из-за концентрации производства в областном центре; в-третьих, вследствие свода лесов на большой площади. Для поддержания устойчивости природных экосистем необходимо, по меньшей мере, обеспечить возможность их регенерации. В качестве императива при этом выступает принцип соответствия роста нагрузок на природу адекватному развитию охраняемых биоценозов. В границах Брянской области ему соответствуют, прежде всего, особо охраняемые природные территории (ООПТ).

Общая площадь ООПТ в Брянской области составляет почти 223 тыс. га, или около 6,4% территории области. Это ниже научно обоснованной нормы, определяемой в 10–15%. А если учесть еще и то обстоятельство, что более 60% общей площади ООПТ приходится на охотничьи заказники, то вывод о недостаточности площади ООПТ представляется еще более обоснованным.

В схеме территориального планирования Брянской области предложены следующие мероприятия по укреплению природно-экологического каркаса:

  1. Определить в качестве ядер экономического каркаса биосферный резерват «Неруссо-Деснянское Полесье» и национальный парк «Придеснянский».
  2. Выделить перспективный для создания ООПТ ареал на стыке трех областей (национальный парк «Орловское Полесье» в Орловской области, проектируемый природный парк «Брянский Лес» в Калужской области и предлагаемый к созданию природный парк «Рессета» в Карачевском районе Брянской области).
  3. Установить особый природно-охранный статус и разработать нормативно-правовую базу для межрегионального экологического коридора вдоль Десны.
  4. Создать природные заказники на территориях Клетнянского, Суражского, Красногорского, Новозыбковского и Злынковского районов.
  5. Обеспечить мониторинг состояния окружающей среды в зоне радиоактивного заражения. Как видим, концепция развития природно-экологического каркаса Брянской области базируется на идее создания межрегиональных и международных ООПТ, что позволит сформировать целостный природно-охранный комплекс.

Историко-культурный каркас Брянской области формируется как сложившаяся на протяжении веков система памятников истории и культуры, зачастую неразрывно связанная с уникальными природными ландшафтами. Основными ядрами этого каркаса являются 10 поселений (Брянск, Дятьково, Карачев, Клинцы, Мглин, Новозыбков, Почеп, Севск, Стародуб, Трубчевск), которые входят в список исторических поселений России, утвержденный в 1990 г. республиканскими ведомствами по культуре и строительству, а также Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры. Кроме того, объектами исторического наследия являются сельские поселения Вщиж, Овстуг (музей-усадьба поэта и дипломата Ф.И. Тютчева), Красный Рог (музей-усадьба писателя А.К. Толстого), городские парки и развалины дворца последнего гетмана Украины К. Разумовского, которого Екатерина Великая наградила Почепом и землями вокруг него, участки Московско-Киевского и Смоленского трактов, монастыри и церкви.

В схеме территориального планирования Брянской области следуетпредложить ряд мероприятий, связанных с сохранением объектов культурного наследия. Среди них мероприятия по углублению и расширению исследований, совершенствованию учета и охранного зонирования, развитию местностей, имеющих особый характер историко-культурного наследия и особые условия его использования.

Главные предпосылки развития туризма и рекреации – благоприятные природно-климатические условия, близость к густонаселенной территории столичного региона, наличие объектов историко-культурного наследия, водных артерий и ООПТ, минеральных вод и лечебных грязей.

Туристско-рекреационная структура области включает пять туристско-рекреационных района (дестинации), центрами которых выступают исторические города, а также локальные узлы туристской активности – существующие и перспективные маршрутно-опорные центры. Развивается и культурно-познавательный туризм, связанный с посещением святынь, усадебных ансамблей и музеев-заповедников, археологических памятников. Все это можно рассматривать как предпосылки для роста показателей туристского потока: если в 2017 г. он составлял 400 тыс. посетителей, то к 2027 г. может возрасти до 1 млн. посетителей [31].

Формирование систем расселения нацелено на организацию межселенного обслуживания населения объектами и учреждениями социальной инфраструктуры, а также деловых, офисных и финансовых структур. В опорных центрах систем расселения концентрируются учреждения, обслуживающие потребности всего населения системы расселения. К числу таковых относятся, например, специализированные больницы и поликлиники, учреждения высшего и среднего специального и профессионального образования, объекты культуры и искусства, институциональной инфраструктуры.


Охрана окружающей среды – это комплекс природоохранных мероприятий по воздушному бассейну, водным объектам, санитарной очистке территории и обеспечению радиационной безопасности. Из всех этих мероприятий наиболее актуальны для Брянской области последние, т. е. те, что связаны с загрязненными радиацией территориями. Основным дозообразующим компонентом здесь является цезий-137. Почвы с плотностью загрязнения свыше 1 Ки/км2 занимают в области 464,8 тыс. га (27,7%), а в пределах наиболее пострадавших юго-западных районов доля загрязненных почв – 79,6%. В этих же районах распространены почвы с уровнем загрязнения цезием-137 свыше 5 Ки/км2, на которых получение нормативно чистой продукции без реабилитационных мероприятий практически невозможно. На таких почвах необходимо проведение специальных агрохимических, агромелиоративных и дезактивационных работ.

3.3 Рекомендации по совершенствованию проведения комплексного маркетингового исследования туристского рынка в регионе

В настоящее время у российских специалистов вызывают некоторые проблемы в связи с отсутствием методического единства по вопросам исследова­ния спроса и предложения в области туризма. Поиск, сбор и анализ информации целесообразно осуще­ствлять с помощью маркетинга.

Применительно к туризму под маркетингом туристского региона понимается деятельность, предпринимаемая с целью целенаправлен­ного создания, поддержания или изменения определенного имиджа территории и/или поведения субъектов, внешних по отношению к дан­ной территории [19]. Маркетинг территории должен быть ориенти­рован на потребности целевых групп покупателей услуг региона (ин­весторов, туристов, производителей).

При разработке и проведении маркетинга туристского региона необходимо использовать подходы общего маркетинга (рисунок 2.2.).

Этапы методики проведения комплексного маркетингового исследования туристского рынка в регионе представлены на рисунок 2.3. [19].

Философия/Самосознание

Основной обзор

Результаты:

факты, имидж


Определение/Анализ

целей

Стратегии/Меро-приятия:

финансирование, контроль

Анализ среды:

потребности, целевые группы

Институциональный анализ: основные услуги, имидж, производственный потенциал

Позиционный анализ: сильные, слабые стороны,

риски, конкурентные преимущества и недостатки,

позиционирование

Рисунок 2.2 – Процесс маркетинговой деятельности туристского региона [19]

В результате маркетингового исследования (рис. 3.4) органы го­сударст­венной власти туристского региона и региональные организа­ции индустрии ту­ризма смогут определить общую концепцию и со­ставить перспективную поэтап­ную программу становление туризма в регионе; правильно выбрать стратегию управления; обеспечить на этой основе наиболее полное удовлетворение по­требностей населения в туристских услугах и рациональное использование существующего собственного туристского продукта.

Этап 8. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от предложенных программных мероприятий

Этап 7. Трансформирование программных мероприятий по развитию туризма в регионе в комплекс методических рекомендаций по совершенствованию деятельности как всей отрасли в целом, так и отдельно взятой организации

Этап 6. Выделение приоритетных направлений деятельности по развитию туризма на государственном и муниципальном уровне,

а также в отдельно взятой организации индустрии туризма

Этап 5. Исследование туристского предложения для определения сегментов туристов в туристском регионе

Этап 4. Сегментация туристов по потребительским группам

Этап 3. Определение предпочтений (требований)

туристов

Этап 2. Выделение из всего въезжающего туристского потока

туристов с определёнными целями и их изучение

Этап 1. Измерение величины характеристик потоков,

существующих в туристском регионе

Рисунок 2.3– Этапы методики проведения комплексного маркетингового исследования туристского рынка в регионе [19]

Этап 1. На этом этапе выявляются тенденции туристских прибы­тий в туристский регион, анализируются специфические характери­стики туристов, посещающих территорию. Полученная информация позволит выработать ряд мер по привлечению въездных посетителей в регион и ляжет в основу исследования востребованности существу­ющего туристского предложения; предоставит возможность выявить и описать значимые позитивные и негативные факторы, влияющие на привлечение туристских потоков. Как, например, наличие прив­лекательного или непривлекательного имиджа региона в странах, на­правляющих туристов, или как влияет политическая нестабильность, преступность в регионе; какова удаленность региона от основных на­правляющих стран и стоимость проезда и т.д.


Этап 2. предполагает выделение из всего въезжающего туристского потока туристов с определенными целями, анализ данных туристских потоков. В ходе анализа целесообразно выяснить следующие вопро­сы: цель визита; основных поставщиков (страны-поставщиков) тури­стов; пол и возраст туристов; их социальное положение; средний раз­мер группы туристов; ежегодный доход; продолжительность поездки; расходы туристов; тип размещения; средства транспорта; предпочти­тельный вид питания; использование проката автомашины. Это позво­лит выделить отдельные целевые группы туристов.

Этап 3. На этом этапе целесообразно выделить предпочтения ту­ристов к туристскому региону, к средствам размещения, к транспорту. На основе полученных данных можно выполнить исследования. Это является немаловажным для развития туризма, как в рамках региона, так и для отдельно взятой организации. Так, например, бизнесмен пред­почтет те отели, в которых есть VIP-этажи для размещения высоких должностных лиц, специально оборудованные апартаменты и услуги для бизнесменов.

Этап 4. Крайне сложно удовлетворить потребности в туристском продукте и запросы всех без исключения потребителей, так как у каж­дого из них имеются определенные различия во вкусах и предпочте­ниях. Тем не менее, туристы могут быть сгруппированы по некоторым признакам, что называется сегментацией. Люди в этих группах – сегментах рынка – примерно одинаково оценивают ряд потребитель­ских свойств туристского продукта. Как правило, сегментирование ту­ристского рынка осуществляется не по одному, а по нескольким кри­териям, что позволяет более точно учесть различные запросы и мотивы потребителей при создании нового туристского продукта.

Этап 5. Каждый туристский регион отличается своими объекта­ми и характеристиками предложения в области туризма, знание которых помогает выбирать целевые рынки. На этом этапе необходимо ис­следовать те природные и историко-архитектурные достопримечатель­ности, которые представляют интерес для туристов, посетивших реги­он, а также немаловажна экологическая ситуация в туристском центре.

Исследование туристских достопримечательностей и видов дея­тельности в регионе проводится путем обследования и подготовки перечня имеющихся и потенциальных достопримечательностей и ви­дов деятельности, связанных с ними, со сведением их по категориям в систему (например, природные, культурные и другие достопримеча­тельности). Поиск и сбор такой информации необходим для выявле­ния всех серьезных проблем, связанных с имеющимися достоприме­чательностями, как, например, использование их не по назначению.