Файл: Современные технологии планирования и прогнозирования социально- экономического развития территорий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

Экономическая функция

Предложения

Выражает зависимость объема туристских услуг от числа орга­низаций в регионе, их доходов и финансовой стратегии

Спроса

Показывает зависимость платежеспособности всех субъектов регионального рынка от уровня их доходов и цен

Активности

Характеризует трудовую активность населения региона, его мотивацию и ориентированность

Специализации региона

Выступает в форме как внутренней, так и внешней функции. Внутренняя функция выражается в приоритетном развитии какой-либо одной или нескольких отраслей региональной эконо­мики, имеющей доминирующее значение в региональном хозяй­ственном комплексе. Внешняя специализация региона определя­ется тем объемом и структурой производства товаров и услуг, которые пойдут не только на удовлетворение внутрирегиональ­ных потребностей, но и на их реализацию в других регионах страны

Регионального управления

Воспроизводство региона как социально-экономической системы

Хозяйственная

Обеспечение устойчивого развития региона, эффективного использования производственного и научного потенциала, созда­ние в регионе необходимой рыночной конъюнктуры и конкурен­ции, а также его инвестиционной привлекательности

Демографическая

Обеспечение полной занятости населения, активизация соци­альных факторов, влияющих на естественный прирост, воспроиз­водство населения и формирование трудового потенциала региона

Экологическая

Решение проблем, связанных с утилизацией отходов, снижением материалоемкости производства, очисткой сточных вод и т.д. Значение борьбы за чистоту окружающей среду важно, так как от этого зависит качество и условия жизни населения

Социальная

Обеспечение высокого уровня жизни местного населения региона путем, например, полной занятости, жилищного строительства, проведения различного рода социальных программ

Перечисленные функции не только определяют эффективность выполнения задач региональной экономики, но и обеспечивают ее нормальное воспроизводство.


1.2 Особенности управления и планирования индустрией туризма в регионе

Туристская отрасль совершенно непохожа на другие отрасли на­ционального хозяйства и поэтому механически перенести наработки или модели управления из других сфер трудовой деятельности в сфе­ру туризма невозможно.

Особенностью туризма является зависимость объема туристских услуг от природно-климатических условий. При совершенствовании правления региональным туризмом данное явление должно учиты­ваться руководителями организаций индустрии туризма, поскольку колебания спроса могут существенно ухудшить условия функциони­рования всей региональной индустрии туризма.

Для развития туризма в России необходимо преодолеть депрес­сивное состояние отдельных регионов, имеющих слабо развитую ин­фраструктуру, низкий уровень культуры и образования. В настоящее время становление туристского бизнеса в российских регионах проис­ходит в следующих условиях:

  1. В организации межрегиональных связей функционируют ры­ночные отношения.
  2. Необходимо развивать туризм в регионах, имеющих слабо раз­витую промышленность, что приведет к переспециализации этих ре­гионов. В этом случае большая часть задач и мер по развитию регио­нального туризма должна закрепляться за самими регионами, но этот процесс хозяйственной деятельности не должен носить стихийный характер, со стороны государства должно осуществляться регулиро­вание деятельности регионов.
  3. Преодолеваются нарастающие противоречия в отношениях между отдельными регионами, где туризм определил свое место в хозяй­ственной деятельности. В настоящее время не все регионы готовы к рыночным отношениям. Одни из них из-за неразвитости экономики тяготеют к замкнутым системам и создают региональные рынки, пре­доставляющие туристские услуги организациям и населению только данного региона. Другие же регионы, имеющие развитую промышлен­ность, хотя и придерживаются принципов открытой экономики, часто предпочитают предоставлять эти услуги не на внутренний рынок Рос­сии, а за рубеж.

Таким образом, огромные различия в экономических, природно-географических, социально-демографических, политических и других условиях в многочисленных регионах России исключают унифици­рованный подход к проведению реформ в туристском бизнесе, требу­ют проведения гибкой региональной политики с учетом особенностей каждого региона.

Тем не менее, существует ряд черт, которые определяют специфи­ку управления туризмом в регионе. Основные из них следующие:


  1. Планирование туристской деятельности региона должно исхо­дить из удовлетворения потребностей и желаний конечных потреби­телей. В связи с этим местоположение организации индустрии туриз­ма должно определяться, с одной стороны, местоположением основного контингента потребителей туристского продукта, а с другой стороны, – месторасположением туристских ресурсов, которые являются одним из основных факторов развития туристской отрасли.
  2. В настоящее время туристский продукт не стал еще продуктом первой необходимости, да и вряд ли станет им в ближайшей перспек­тиве. Кроме того, на туристских услугах больше, чем на других услу­гах, сказывается изменение покупательной способности населения, политические, экономические и экологические явления.
  3. В туризме очень велико значение маркетинга. Это связано с тем, что продавец (организация индустрии туризма) не имеет возможно­сти представить потребителю образец-эталон туристской услуги (как это практикуется при реализации промышленных или прочих товаров). Это требует от организаций индустрии туризма создания налаженной, продуманной и хорошо организованной маркетинговой системы продвижения и сбыта туристских услуг потребителю. Кроме того, в связи с непостоянством качества туристской услуги, субъективиз­мом в ее оценке возникает необходимость постоянного контроля и управления маркетинговой деятельностью организаций, специали­зирующихся на обслуживании туристов.
  4. Туристская услуга уникальна по своей природе, повторить ее во всех аспектах не представляется возможным, так как она зависит от большого количества факторов (например, состояния транспортного средства, событий в стране, погодных условий и прочих моментов).

Данные черты оказывают большое влияние на развитие любого туристского региона, а также учитываются при построении конкурентоспособной стратегии развития туризма в регионе.

Стратегическая цель любого туристского региона – обеспечение конкурентоспособности на длительный период времени. Взаимодействие разнообразных организаций, участвующих в производстве туристского продукта (гостиниц, предприятий питания и транспорта, объек­тов показа), их рынков, населения и окружающего мира оказывают влияние на конкурентоспособность региона. Рынки предъявляют высо­кие требования к продукции и тем самым стимулируют работу отрас­лей, участвующих в создании туристского продукта, и наоборот – кон­курентоспособные отрасли заинтересованы в сохранении и увеличении количества требовательных клиентов на местах. Отрасли, получающие от туризма прибыль, формируют определенное позитивное мнение у местного населения. Население, позитивно относящееся к туризму в своей местности, – гарантия гостеприимства, что облегчает реализа­цию инновационных туристских проектов. Отношение населения к позитивным и негативным внешним эффектам также оказывает вли­яние на состояние конкурентоспособности туристского региона.


Туристский регион в качестве конкурентной единицы включает: общественно-экономическую систему; туристскую политику; политику окружающего мира; интересы экономики; интересы государства; ин­тересы населения; ресурсы; экологическую систему.

Любому туристскому региону присуща эволюция, аналогичная жизненному циклу продукта (рис. 1.2).

Рисунок 1.2 – Циклический процесс развития туристского региона [45, с.22]

Увеличение въездного туристского потока

Инвестирование в региональную инфраструктуру туризма и стимулирование спроса

у потребителей на туристские услуги региона

Дальнейшее увеличение туристского потока в регион

Дополнительные инвестиции в региональную инфраструктуру

туризма в связи с большим количеством туристов

Появление новых рабочих мест, изменения в архитектуре, окружающей среде, культуре, с целью удовлетворения разнообразных запросов потребителей

Потеря данным туристским регионом своей уникальности

Сокращение туристских потоков в регион, уменьшение доходов региональных организаций, специализирующихся на туристском обслуживании

Мероприятия по стимулированию сбыта(туризм по сниженным ценим, разнообразные скидки)

Перепозиционирование туристского региона, разработка новых направлений развития туризма

Таким образом, в основе развития регионального туризма лежит перспективное планирование с учетом взаимодействия туризма со смежными отраслями для успешного развития и регулирования этого процесса. Опыт многих туристских регионов в мире показал, что плановый подход к развитию туризма может только принести выго­ды.

Основная концепция планирования туризма заключается в том, что эту деятельность следует рассматривать как взаимосвязанную си­стему факторов спроса и предложения (табл. 1.2).

Таблица 1.2 - Перечень факторов спроса и предложения туристского региона

Фактор спроса

Фактор предложения

Международные туристские рынки Внутренние туристские рынки

Использование местными жителями туристских ресурсов, достопримеча­тельностей и других объектов инфра­структуры туристского региона

Природно-климатические ресурсы

Объекты экскурсионного показа

Средства размещения

Транспортные предприятия

Предприятия питания

Прочие элементы инфраструктуры

туризма

Институционные элементы


Для эффективного развития туристского региона необходимы определенные институционные элементы [14. С. 221-222], к которым относятся:

  1. Организационные структуры, в частности государственные ту­ристские ведомства и ассоциации частного сектора, например гости­ничные ассоциации.
  2. Законодательство и правила, относящиеся к туризму. Например, стандарты и лицензионные требования для гостиниц и туристских фирм.
  3. Учебные заведения и их программы образования и профессио­нальной подготовки квалифицированных кадров для сферы туризма.
  4. Финансовые средства для развития туристских достопримеча­тельностей, объектов, услуг и инфраструктуры, а также механизмы привлечения инвестиций.
  5. Маркетинговые стратегии и программы продвижения туризма, нацеленные на информирование туристов о соответствующей стране или регионе и направленные на стимулирование посещения этого ре­гиона; а также туристские информационные службы в принимающих центрах.
  6. Меры, упрощающие туристские формальности (включая визо­вые требования), таможенные формальности и обеспечивающие дру­гие объекты и услуги в пунктах въезда и выезда туристов.
  7. Институционные элементы, включающие в себя методы распре­деления экономических выгод туризма, меры по охране окружающей среды, смягчению отрицательных социальных воздействий и сохранению культурного наследия населения, проживающего в туристских регионах.

Планирование туризма в регионе должно быть нацелено на ком­плексное развитие всех факторов, как спроса, так и предложения, фи­зических и институционных элементов. Эта система будет функцио­нировать намного эффективнее и принесет желаемые выгоды, если она будет планироваться на комплексной основе с учетом согласованного развития всех ее компонентов.

1.3 Факторы социально-экономического развития индустрии туризма в регионе

Социально-экономическое развитие туристских регионов в насто­ящее время испытывает возрастающее влияние трех главных факто­ров [12. С. 111]:

  1. Рыночного – взаимопроникновение региональных, нацио­нальных и мирового рынков. Для России и ее регионов наиболее значимыми являются либерализация внешней торговли и снятие про­текционистских ограничений в ближайшем будущем в результате вступ­ления в силу соглашения с ЕС и возможного принятия во Всемирную торговую организацию.
  2. Конкурентного – усиление конкуренции на всех перечислен­ных рынках, особенно неценовой конкуренции – конкуренции в об­ласти качества выпускаемого туристского продукта и реализации раз­личного рода инновационных проектов.
  3. Производственного – постепенный переход от фордизма к пост­фордизму как способу организации производства туристского про­дукта, что подразумевает: замену массового производства туристского продукта индивидуальным (мелкосерийным), вертикальной организа­ции труда – горизонтальной, низкой индивидуальной ответственно­сти – соучастием персонала в производственном процессе создания туристского продукта.