Файл: Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности, ее назначение и содержание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В состав годовой бухгалтерской отчетности исследуемого объекта включены бухгалтерский баланс (форма № 1) и отчет о прибылях и убытках (форма № 2). При составлении и представлении промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности организация руководствуется требованиями законодательства РФ.

Одним из этапов, предшествующих составлению бухгалтерской отчетности, является инвентаризация статей баланса.

Инвентаризация основных средств организацией не проводилась на протяжении многих лет, т.к. основная доля составляющих основных средств – компьютерная техника, и в соответствии с действующим законодательством объекты основных средств стоимостью не более 10000 руб. за единицу списывались на затраты по мере ввода в эксплуатацию.

В целях обеспечения сохранности списанных объектов основных средств в производство у субъекта организован надлежащий контроль за их движением на забалансовом счете.

Инвентаризация кассовых операций также не осуществляется на хозяйствующем субъекте, т.к. наличных денежных средств в Обществе практически не бывает. Наличные средства снимаются для выплаты заработной платы в установленные дни.

На инвентаризации дебиторской задолженности остановимся поподробнее, т.к. высокая дебиторская задолженность является одним из проблемных участков учета организации.

Для проверки обоснованности сумм дебиторской задолженности числящейся на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», организация проводит инвентаризацию расчетов. Целью инвентаризации является документальное подтверждение наличия дебиторской задолженности и обязательств, установление сроков их возникновения и погашения, уточнение оценки.

Исследуемым объектом инвентаризация дебиторской задолженности проводится в течение года 1 или более раз по запросу клиента либо при обнаружении сумм неплатежей со стороны покупателя.

Проведение и документальное оформление инвентаризации  дебиторской задолженности  согласно действующему законодательству РФ должно осуществляться следующим образом:

  • руководитель издает приказ о проведении инвентаризации, назначая комиссию, сроки ее проведения, ответственного за ее проведение;
  • по результатам инвентаризации составляются: приложение к форме  №ИНВ-17 «Справка к акту  №__», и форма № ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами», утвержденные постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88;
  • составляется акт на списание дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности. Этот акт утверждает руководитель организации;
  • списание дебиторской задолженности оформляется приказом или распоряжением  руководителя организации.

Данная методика в организации не работает. На данный момент показанная в отчетности исследуемой организации дебиторская задолженность отражается в искаженных суммах, т.к. не проводится надлежащим образом инвентаризация дебиторской задолженности, не используется деление задолженности на краткосрочную и долгосрочную, не производится списание задолженности, по которой истек срок исковой давности. Следовательно, пользователи лишены возможности правильно оценить финансовое состояние предприятия.

В 2015 г. инвентаризацию дебиторской задолженности в ООО «Цезарь» планируется проводить в соответствии с рассмотренной выше методикой и разработанной учетной политикой несколько раз в год.

Следующим этапом при составлении отчетности после проведения инвентаризации статей баланса, является проверка записей на счетах бухгалтерского учета.

Проверка учетных записей на синтетических счетах в ООО «Цезарь» осуществляется по итогам оборотно-сальдовой ведомости. Имеющиеся в ней три пары суммовых граф отражают дебетовые и кредитовые итоги, соответственно равные друг другу.

Следующий этап – исправлениие выявленных ошибок.

Экономическим субъектом в большинстве случаев используется корректурный способ исправления ошибок. После исправления ошибок в налоговые органы сдаются уточненные данные.

Завершающим этапом, предшествующим составлению отчетности считается закрытие счетов учета затрат, формирование себестоимости выполненных работ, оказанных услуг.

Условно этот процесс в организации можно разбить на следующие этапы, рассмотренные в прил 1.

Следующим этапом при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности является формирование главной книги. В процессе формирования главной книги ООО «Цезарь» модуль «Бухгалтерский учет» выполняет просмотр всех бухгалтерских проводок, рассчитывает входящее, исходящее сальдо, обороты по счетам бухгалтерского учета, а также осуществляет проверку на закрытие счетов.

Далее на основании главной книги автоматически формируются бухгалтерский баланс (форма № 1) и отчет о прибылях и убытках (форма № 2). Пояснительная записка на объекте исследования не формируется.

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ ООО «ЦЕЗАРЬ»


3.1. Анализа ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости ООО «Цезарь»

Пояснительная записка призвана обеспечивать пользователей дополнительными данными. Для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности необходимо провести анализ финансового положения хозяйствующего субъекта. Полученные таблицы и выводы проведенного анализа можно использовать в составе пояснительной записки.

Финансовое состояние предприятия характеризуется широким кругом показателей, отражающим наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Определение финансового состояния на ту или иную дату помогает ответить на вопрос, насколько правильно предприятие управляло финансовыми ресурсами в течение периода, предшествовавшего этой дате.

Существуют различные методики анализа финансового состояния. В нашей стране по опыту экономически развитых стран все большее распространение получает методика, основанная на расчете и использовании системы коэффициентов .

Финансовое состояние организации можно оценить с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспективы. В первом случае критерий оценки финансового состояния – ликвидность и платежеспособность организации. С позиции долгосрочной перспективы финансовое состояние оценивают на основе анализа финансовой устойчивости.

Анализ ликвидности бухгалтерского баланса оценивает платежеспособность организации, т.е. ее способности своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам за счет наличия готовых средств платежа и других ликвидных активов.

Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств организации ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения: А1П1; А2П2; А3П3; А4П4.


Результаты расчетов (прил. 2. табл. 1) показывают, что ликвидность баланса можно охарактеризовать как недостаточную. У компании наблюдается дефицит наиболее ликвидных активов, обеспечивающих погашение срочных обязательств, и собственного оборотного капитала, необходимого для вложения в такие элементы, как товарные запасы, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения.

Проведенный по изложенной схеме анализ ликвидности баланса является приблизительным. Более детальным считается анализ платежеспособности при помощи финансовых коэффициентов.

Коэффициенты, характеризующие платежеспособность исследуемой организации приведены в прил. 2 табл. 2. Нормативное значение коэффициента абсолютной ликвидности признается теоретически достаточным, если оно составляет 0,1, то есть считается вполне достаточным иметь 10% реальных денег по отношению к краткосрочным обязательствам, чтобы быть признанным платёжеспособным. В 2016 г. данный показатель составил 0.07, в 2017 г. произошло снижение до 0.05. Таким образом, за анализируемый период организация еще больше теряет способность к немедленному погашению текущих обязательств за счет денежных средств.

Нормативная величина коэффициента промежуточной (критической) ликвидности - 0,8 - 1. Превышение значения этого коэффициента над единицей означает безукоризненную денежную ликвидность, что с точки зрения эффективности финансово-коммерческой деятельности предприятия говорит о нерациональном использовании свободных денежных средств. Деньги должны «работать» и приносить дополнительную прибыль (доход).

В исследуемой организации коэффициенты промежуточной ликвидности в исследуемые периоды немного меньше предела нормы.

Нормативное значение коэффициента текущей ликвидности принято считать равное от 1 до 2. Коэффициент текущей ликвидности за исследуемые периоды не достигает нормативного значения, что подтверждает недостаточную платежеспособность организации.

Финансовое положение организации трудно назвать стабильным. Коэффициенты общей, абсолютной и быстрой ликвидности на всем промежутке анализируемого периода ниже нормативных значений, что свидетельствует о неэффективном использовании оборотных средств компании. Однако наблюдается незначительная, но благоприятная тенденция роста значений коэффициентов платежеспособности.

Оценка финансового состояния организации будет неполной без анализа финансовой устойчивости. Финансовая устойчивость предприятия – это такое состояние его финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие предприятия на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска.


На практике применяют различные методики анализа финансовой устойчивости. В каждой методике присутствует свой набор относительных показателей финансовой устойчивости. Рассмотрим основные относительные показатели финансовой устойчивости.

Результаты анализа финансовой устойчивости сведены в прил. 2 табл. 3.

В тех случаях, когда коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования (U1) >50%, можно говорить, что организация не зависит от заемных источников средств при формировании своих оборотных активов. У анализируемой организации этот коэффициент достаточно низок. Собственными оборотными средствами не покрывается даже минимально допустимые 10% оборотных активов.

У хозяйствующего субъекта значение коэффициента соотношения заемных и собственных средств (U2) свидетельствует о недостаточной финансовой устойчивости организации.

Коэффициент автономии (U3) показывает удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования. В большинстве стран принято считать финансово независимой фирму с удельным весом собственного капитала в общей его величине от 30% (критическая точка) до 70%. В нашем случае, данный показатель значительно ниже допустимых норм.

Коэффициент финансирования (U4) показывает, какая часть деятельности финансируется за счет собственных, а какая - за счет заемных средств. Значения данного показателя находится намного ниже предельного минимального размера.

3.2 Рекомендации по формированию пояснительной записки ООО «Цезарь»

Финансово-хозяйственная деятельность в ООО «Цезарь» осуществляется и учитывается по правилам ведения бухгалтерского учета в РФ. Ежеквартально и ежегодно в Обществе составляется отчетность в соответствии с законодательством РФ.

Как указано в ПБУ 4/99, Общество вправе принять решение о формировании отчета об изменениях капитала (форма № 3), отчета о движении денежных средств (форма № 4), приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и пояснительной записки.

Пояснительная записка в ООО «Цезарь» на протяжении всей деятельности не формировалась. Однако, с ее использованием, организация могла бы предоставить пользователям дополнительные сведения о финансовом положении организации, не нашедшие отражения в основных формах отчетности, исходя из особенностей ее деятельности.