Файл: Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности, ее назначение и содержание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности состоит из существенной информации об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.

В Российской Федерации сложилось так, что пояснительную записку включают в состав отчетности в основном крупные предприятия. Организации, которым по закону предоставлено право не составлять пояснительную записку, в большинстве случаев используют это право, не разобравшись в значимости раскрываемой в пояснительной записке финансовой информации.

В условиях реформирования бухгалтерского учета, стремления организаций к формированию достоверной и прозрачной бухгалтерской отчетности, составление пояснительной записки позволяет экономическим субъектам значительно расширить круг представляемой информации для внешних и внутренних пользователей бухгалтерской отчетности.

Актуальность темы обусловлена большим интересом экономических субъектов различных форм собственности к составлению пояснительной записки и раскрытию в ней экономически значимой информации, ряда существенных финансовых показателей, тенденций развития организации.

Цель данной работы – изучить сущность пояснительной записки, значение и порядок ее формирования, разработка рекомендаций по совершенствованию структуры пояснительной записки.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

- всестороннее изучение сущности, значения и порядка формирования пояснительной записки;

- рассмотрение порядка формирования бухгалтерской отчетности, в частности пояснительной записки, на примере конкретной организации и исследование возможности совершенствования методики формирования пояснительной записки.

Объект исследования – ООО «Цезарь».

Предмет исследования – пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области бух учета.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ


1.1. Общая характеристика и целевое назначение пояснительной записки

В соответствии с приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н в состав промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности включаются бухгалтерский баланс (форма № 1) и отчет о прибылях и убытках (форма № 2). В состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках входят: отчет об изменениях капитала (форма № 3); отчет о движении денежных средств (форма № 4); приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5); отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6).

Кроме данных форм в состав бухгалтерской отчетности включаются пояснительная записка и аудиторское заключение, выданное по результатам обязательного по законодательству РФ аудита бухгалтерской отчетности.

Пояснительная записка – это самостоятельная форма бухгалтерской отчетности, ее важнейшая и наиболее объемная часть.

Это текстовая часть отчетности, которая дополняет и уточняет цифровую информацию, приведенную в основных формах отчетности расшифровками числовых значений существенных статей бухгалтерской отчетности. При этом обеспечивается выполнение требований существенности и сопоставимости (сравнимости).

Существенной признается информация, если ее не раскрытие может повлиять на экономические решения пользователей. При этом различают количественную и качественную составляющие существенности. Количественная мера – существенность отдельных статей отчетности по отношению к другим, выражение относительно крупного размера (5% и более), качественная мера – выражение важности, значимости, например, какого-либо обстоятельства, факта.

Обычно количественную составляющую существенности принято трактовать как информацию, выраженную в денежных измерителях, а качественную – как информацию, не имеющую денежного выражения, но оказывающую влияние на прочтение отчетности. Подобная трактовка означает, что данные, имеющие суммовое представление, обладают только количественной характеристикой, и наоборот.

В образцах форм бухгалтерской отчетности, рекомендованных приказом Минфина России № 67н требуется осуществить сопоставимость информации за два года. Организация может принять решение о приведении сопоставимой информации за несколько лет. Требование сопоставимости распространяется только на существенные статьи отчетности. Если давать расшифровку по всем показателям, в том числе несущественным, то это нарушает принцип рациональности учетной информации.


Текстовая часть пояснительной записки позволяет предоставить пользователям информации дополнительные сведения о финансовом положении организации, не нашедшие отражения в основных формах отчетности. Такие сведения могут быть выражены не только количественными показателями, но и качественными характеристиками деятельности организации за отчетный период.

Согласно п.4 ст.13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» в этом документе должно сообщаться о неприменении правил бухгалтерского учета, в случае если они не позволяют достоверно отразить стоимость имущества и финансовые результаты деятельности организации. Иначе неприменение рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства.

Пояснительная записка обычно составляется к годовому отчету. В случае необходимости раскрытия дополнительной информации для внутренних или внешних пользователей можно составлять пояснительную записку и к промежуточной отчетности.

Согласно п.2 ст.13 Федерального закона «О бухгалтерском учете», пояснительную записку должны составлять все организации, кроме тех, кому предоставлено право не составлять ее в качестве исключения.

Исключение сделано для бюджетных организаций; общественных организаций, не осуществляемых предпринимательскую деятельность и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг); субъектов малого предпринимательства, не обязанных проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ.

Бухгалтерский учет не ведут, а соответственно, и не представляют бухгалтерскую отчетность, в том числе пояснительную записку, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (п.3 ст.4 Закона «О бухгалтерском учете»).

В отличие от других форм бухгалтерской отчетности (№ 1-6) шаблоны или какие-либо рекомендуемые формы пояснительной записки для коммерческих организаций в нормативном порядке не утверждались. Она составляется в произвольной форме.

В пояснительной записке отражается обязательная информация и дополнительная. К обязательным относятся основные сведения об организации, изменения в учетной политике, показатели деятельности организации, информация по прекращаемой деятельности. Дополнительная информация отражается в пояснительной записке на усмотрение организации.

Пояснительная записка формируется организацией исходя из особенностей ее деятельности и с учетом возможности представления более подробной информации.


Основные требования к содержанию пояснительной записки изложены в п.4 ст.13 Федерального закона «О бухгалтерском учете». В пояснительной записке следует привести (п.19 Указаний о порядке составления бухгалтерской отчетности):

  • краткую характеристику деятельности организации (обычных видов деятельности, текущей, инвестиционной и финансовой деятельности);
  • основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты деятельности организации;
  • решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения чистой прибыли.

Существует объем информации, который представляет в записке любая организация. К такой информации относятся:

  • сведения об организации и ее собственниках;
  • основные положения применяемой учетной политики;
  • краткая характеристика деятельности организации;
  • пояснения к существующим статьям бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках;
  • решения учредителей о распределении прибыли.

Подписывается пояснительная записка руководителем и главным бухгалтером организации.

Пояснительная записка должна раскрыть существенную информацию, содержащуюся в статьях бухгалтерской отчетности и обеспечить информационную разгрузку форм бухгалтерской отчетности .

1.2. Методика формирования пояснительной записки

Вообще единой методики составления пояснительной записки нет. Каждая организация самостоятельно определяет необходимость раскрытия дополнительной информации, характеризующей результаты и условия осуществления деятельности.

Минимальный состав сведений, который должен быть представлен в данной форме отчетности, определен разделами «Раскрытие информации в отчетности» всех ПБУ.

Процесс составления пояснительной записки можно условно разделить на три основных этапа:

  1. анализ требований к содержанию пояснительной записки, установленный действующими нормативными актами;
  2. выбор необходимых информационных блоков пояснительной записки; сбор, обработка и редактирование информации для включения в соответствующие разделы; выбор формы подачи информации, подготовка графического материала;
  3. составление и подписание окончательного варианта пояснительной записки; утверждение ее в составе годовой отчетности высшим органом управления организацией.

Пояснительную записку можно разделить на три основные части:

  • общие сведения об организации;
  • расшифровка важнейших статей форм бухгалтерской отчетности (основной раздел);
  • аналитические показатели, характеризующие деятельность организации (дополнительный раздел, содержащий прогнозные данные.

Информация может быть сгруппирована по иным признакам:

  • по влиянию на динамику развития (положительные и отрицательные тенденции в изменении имущественного положения и результатов деятельности);
  • по подсистемам системы управления (инвестиции, закупки, производство, продажи, финансы);
  • по видам деятельности и т. д.

Рассмотрим разделы, наиболее часто используемые в составе пояснительной записки.

Основной раздел

1. Общие сведения об организации и собственниках. Пояснительная записка начинается с приведения основных сведений об организации и ее собственниках.

В соответствии с п.31 ПБУ 4/99 в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках следует указывать: юридический адрес организации; основные виды деятельности; среднегодовую численность работающих за отчетный период или численность работающих на отчетную дату; фамилии и должности членов исполнительных и контрольных органов организации. Также приводятся сведения о государственной организации, указываются номера контактных телефонов, факса, электронной почты, адрес страницы в Интернете.

2. Учетная политика - обязательный раздел для любой пояснительной записки. В него входит: допущения, применяемые организацией; основные положения применяемой учетной политики, которые относятся к представленным в отчетности показателям; происшедшие изменения учетной политики; планируемые на следующий отчетный период изменения учетной политики. Указанная информация помогает пользователю понять, исходя из каких разрешенных альтернативных положений составлена рассматриваемая им информация.

3. Изменение вступительных остатков отчетности. Задача раздела – изменения вступительного баланса на начало отчетного периода.

По общему правилу вступительные остатки по счетам бухгалтерского учета на начало отчетного года должны соответствовать данным, которые были отражены в прошлогоднем балансе в графе «На конец отчетного периода».

Если по каким-то причинам вступительные остатки отчетного периода не соответствуют данным на конец предыдущего, то этому даются объяснения. При этом приводится не только описательная часть причин, вызвавших такое изменение, но и цифровое значение каждой измененной статьи (п.9 ПБУ 4/99).