Файл: Система права социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 669

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время российское социально-обеспечительное законодательство представляет собой иерархическую (вертикальную) систему, состоящую из федерального законодательства и законодательствасубъектов Р Ф.

Отраслевая (горизонтальная) плоскость социально-обеспечительного законодательства является наиболее близкой к структуре отрасли права социального обеспечения, поскольку общеизвестно, что соотношение системы права и системы законодательства проявляется как соотношение содержания и формы. Системообразующим фактором структурирования социально-обеспечительного законодательства при рассмотрении его в этой плоскости являются предмет правового регулирования и сфера публичных интересов государства в обеспечении материальными благами нуждающихся граждан.

К сожалению, как уже говорилось, отсутствие кодифицированного нормативного правового акта не позволяет говорить о существовании общей части в структуре системы социально-обеспечительного законодательства. Тем не менее, определенные предпосылки для ее формирования все же имеются. Так, федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» отчетливо показывает, что федеральное социально-обеспечительное законодательство должно развиваться в рамках двух самостоятельных систем: социально - страхового и государственного социального обеспечения. В связи с этим перед законодателем будет стоять задача не столько по дальнейшему расширению массива различных нормативных правовых актов (законов и подзаконных актов) в сфере социального обеспечения, сколько по пересмотру уже принятых актов в целях подготовки законодательства к его кодификации. [6]

Структура социально-обеспечительного законодательства формируется по предметному признаку, то есть основанием для объединения нормативных предписаний в соответствующую группу является определенный вид социально-обеспечительных отношений (например, пенсионное законодательство, законодательство о социальном обслуживании и др.) или вид отношений, производных от социально-обеспечительных.


В отличие от особенной части отрасли, в структуре особенной части социально-обеспечительного законодательства нет таких обособленных групп нормативных актов, которые регулировали бы трудовой стаж, установление юридических фактов.

Выводы по главе 2

Подводя итог, можно отметить, что в данной главе были определены особенности и система социального обеспечения России в условиях трансформации экономики и обоснована их взаимосвязь с высшими общечеловеческими ценностями социального государства, а так- же представлен в комплексе понятийный аппарат системы социальной защиты как института государственной социальной политики страны. Таким образом, в ходе исследования нами было установлено, что система учреждений социального обслуживания граждан сегодня разделена на два основных сектора – государственный и негосударственный. Государственный сектор это – областные, муниципальные, районные управления и отделения стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Негосударственными формами стационарного социального обслуживания занимаются общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации. В российской истории можно выделить шесть основных этапов становления модели (системы) социальной деятельности, связанных с коренными изменениями в ее содержании, принципах и методах: 1 этап – с 1551 по 1725 гг. – этап формирования и реализации идеи государственного призрения; 2 этап – с 1725 по 1796 гг. – этап формирования системы (модели) общественного призрения при Петре I и Екатерине II; 3 этап – с 1796 по 1917 гг. – это этап совершенствования системы (модели) общественного призрения и частной благотворительности; 4 этап – с 1917 по 1918 гг. – этап возврата к модели государственного призрения; 5 этап – с 1918 по 1991 гг. – этап становления и реализации советской модели социальной деятельности; 6 этап – с 1991 г. по настоящее время – это формирование современной российской модели социальной деятельности, переход от системы социального обеспечения к более широкому понятию – социальная защита». Сейчас в России действует довольно много негосударственных общественных и благотворительных организаций, которые помогают уязвимым категориям населения (инвалидам, пожилым людям, неизлечимо больным, детям-сиротам, неблагополучным семьям). В сфере социальной помощи населению общественные и благотворительные организации не конкуренты государству, а является его партнерами. Неправительственным социальным службам и организациям может по праву принадлежать ведущая функция в предоставлении социальных услуг на уровне общины. К негосударственному сектору относятся общественные, благотворительные, религиозные организации или фонды и физические лица, деятельность которых связана с предоставлением социальных услуг. Управление этим сектором осуществляется в порядке, определенном законодательством и соответствующими уставами. Эти организации зачастую первыми принимают на себя решение новых социальных проблем. Благодаря своей мобильности, творческим подходам они способны помочь тем, кто в беде, и одновременно помочь в предоставлении им социальных услуг. РФ сегодня нуждается в повышении эффективности социальных программ. В России участие на рынке социальных услуг и доступ негосударственных общественных организаций к государственному финансированию слишком ограничены. Для отечественных негосударственных организаций не создано благоприятных условий для выхода на рынок социальных услуг и получения заказа от государства на их предоставление. Привилегии по финансированию социальных услуг в нашей стране пока сознательно имеют государственные учреждения. Для альтернативных негосударственных поставщиков существуют различные трудности как финансовые (налоги, принципы распределения бюджета), так и нефинансовые (несовершенное законодательство о деятельности неправительственных организаций, благотворительной деятельности, лицензирование и т.д.). Пока эти препятствия устранить не невозможно чтобы создать благоприятные условия для участия НПО на рынке социальных услуг и привлечь бюджетные средства для их финансирования. Поэтому организации гражданского общества могут требовать от государства расширение прав относительно своего участия. Чтобы оптимизировать систему предоставления социальных услуг, нужно ввести новые механизмы взаимодействия государственного и негосударственного секторов, привлечь ресурсы и потенциал НПО, которые уже предоставляют социальные услуги. Общественный сектор России способен сегодня взять на себя значительную часть функций по предоставлению социальных услуг для населения. Законодательство предоставляет право негосударственным организациям участвовать на рынке социальных услуг, привлекать бюджетные средства для такой деятельности и получать плату за услуги. Это означает, что социальные услуги могут быть предметом купли-продажи, а система социальных услуг будет развиваться по законам рыночных отношений. Поэтому нужно грамотно разработать нормативно-правовую базу, внедрить систему тендерных закупок на социальные услуги и разработать стандарты их предоставления. Это позволит НПО укрепить свою финансовую стабильность и устойчивое развитие, кадровый, профессиональный потенциал, а тем, кто в беде, вовремя получить помощь


Заключение

Подводя итог работы, можно сказать, что под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на государственное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимым, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными.

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других.

Комплекс отношений по социальному обеспечению не является однородным. В нем можно выделить материальные отношения по распределению государственных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределению части государственного бюджета. К ним относятся: - отношения по материальному обеспечению в старости, при наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, при временной нетрудоспособности, при безработице; - отношения по материальной поддержке материнства и детства, помощи семье в содержании и воспитании детей; - отношения по предоставлению денежной помощи малоимущим лицам; - отношения по оказанию бесплатной медицинской помощи и лечения в рамках базовых федеральной и муниципальных программ обязательного медицинского страхования; отношения по бесплатному социальному обслуживанию инвалидов, престарелых и других слоев населения в пределах установленных государственных перечней и пр.

В предмет отрасли права социального обеспечения входят также отношения, возникающие в связи с реализацией указанных материальных отношений. Это - отношения по правоприменительной деятельности. Содержанием указанных отношений является установление юридических фактов, вынесение решений по вопросам социального обеспечения. Процедурные отношения могут: - предшествовать материальным отношениям (например, по установлению юридических фактов); - существовать одновременно с ними (например, по изменению группы инвалидности); - приходить на смену одним и порождать другие (например, при переходе с одной пенсии на другую).


Рассматривая структуру социального обеспечения, можно выделить следующие его виды:

  • государственные пенсии (трудовые и социальные);
  • пособия;
  • социальные услуги;
  • социальные выплаты и пособия.

Финансируются данные виды социального обеспечения из государственного бюджета (бюджетные ассигнования) и из государственных внебюджетных фондов, а именно: из Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования, Государственного фонда занятости, Фонда обязательного медицинского страхования.

Все виды социального обеспечения направлены на оказание помощи населению при ограничении либо потере трудоспособности, при прекращении трудовой деятельности, в ситуациях требующих внешней помощи, а также по оказанию услуг, смягчающих диспропорции в условиях жизни населения.

Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений.

В настоящее время не существует единого кодифицированного нормативного акта, что объясняется рядом объективных причин: противоречиями переходного периода; сложной экономической ситуацией в стране; отсутствием единой концепции социального обеспечения в новых социально-экономических условиях; большим разнообразием отношений по социальному обеспечению; постоянным реформированием органов управления социальным обеспечением.

На современном этапе экономических реформ государство в России оказалось неспособным полностью выполнять свои обязательства по финансированию социальной сферы в целом и системы социальной защиты в частности. Это обуславливает невозможность обеспечения социальных гарантий, выплат и льгот населению в объеме, предусмотренном федеральным законодательством, делает актуальным поиск путей реформирования существующей системы социальной защиты. Недостаточное ее финансирование сопряжено с «непрозрачностью» схемы прямых и обратных денежных потоков на уровне «бюджет региона - бюджет Российской Федерации», что приводит к дефициту информации о бюджетных возможностях системы социальной защиты и затрудняет ее планирование и развитие. Кроме этого нельзя забывать об отсутствии четких социальных приоритетов в рассматриваемой сфере. Но в будущем, проводя дальнейшее реформирование социального законодательства, которое не прекращается и посей день, возможно приведет к тому, что все функции социального обеспечения будут реализованы в полной мере.


Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации: официальный текст. - М.: Айрис Пресс, 2020. - 62 с.
  2. ФЗ РФ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 01.10.2019). РГ. № 247.20.12.2001.
  3. ФЗ РФ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 01.12.2019). РГ. № 99.24.05.1995.
  4. ФЗ РФ "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 03.08.2018). РГ. № 139.21.07.1999.

Книги и монографии:

  1. Барщевский, М.Ю. Все о пенсиях и льготах / М.Ю. Барщевский. - М: Юрист, 2019. - 192 с.
  2. Кобзева, С.И. Источники права социального обеспечения России: монография / С.И. Кобзева. - М.: Проспект, 2019. - 246 с.
  3. Челнокова, Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России / Г.Б. Челнокова. - М.: Проспект, 2019. - 104 с.

Статьи:

  1. Гонтмахер, Е. Эволюция системы социальной поддержки населения / Е. Гонтмахер, В. Трубин. // Проблемы теории и практики управления. 2017. №6. С.24-27.
  2. Зверева, Н.В. Проблема реформирования системы льгот в России / Н.В. Зверева. // Вестник Московского университета. Сер.6. Экономика. 2016. №2. С.4-7.
  3. Иванова, Р.И. Предмет и метод советского права социального обеспечения / Р.И. Иванова, В.А. Тарасова // Советское государство и право. 1978. № 8. С.31-38.
  4. Комарова, С.В. Современные проблемы пенсионной сферы. / С.В. Комарова. // Финансы. 2015. №3. С.15-17.
  5. Силакова, О. Социальное обеспечение гарантировано основным Законом РФ / О. Силакова. // Власть судебная. 2015. № 2 (12). С.62-66.
  6. Согласование интересов работников, работодателей и государства в регулировании трудовых отношений: Сборник статей / Под ред.П.Н. Зюкова. - Спб.: Юристъ, 2018. - 214 с.
  7. Шайхатдинов, В.Ш. Социальное обеспечение - на уровень правового государства / В.Ш. Шайхатдинов. // Правовое государство: теория и практика. Общественно-политический и научно-правовой журнал. 2015. № 2. С.12-20.