Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
Хотя ребенку известно, что игра – не реальная жизнь, но все равно каждый раз он по – настоящему переживает свои роли, нескрываемо выражает своё отношение к жизни, свои мысли, чувства, воспринимая игру как важное и ответственное дело.
Рассмотрим структуру ролевой игры, согласно Д.Б. Эльконину:
Отношение к себе, к людям и вообще жизни происходит через насыщенную яркими эмоциональными переживаниями, сюжетно - ролевую игру и оставляет в сознании ребёнка глубокий след. Характер взаимоотношений между детьми трансформируется под действием обогащения содержания игр. Уровень детских взаимоотношений повышается, если их игры становятся коллективными, организованными на совместном увлечении ими. Слаженность действий, предварительный выбор темы, более спокойное распределение ролей и игрового материала, взаимопомощь в процессе игры становятся свойственными играющим детям. Возникает улучшение реальных взаимоотношений связанное с повышением уровня ролевых взаимоотношений. Кроме того, устанавливается и обратная связь - добрые взаимоотношения в группе становятся лучше под влиянием успешных ролевых отношений. Чувствуя к себе доверие и хорошее отношение других участников игры, ребёнок значительно лучше выполняет свою роль в игре. Отсюда вытекает вывод о значении проектирования будущих ролевых взаимоотношений детей, выбора игровых участников, утвердительной оценки воспитателем достоинств каждого ребёнка.
Подразделяют ролевые игры на игры-драматизации и режиссерские.
В режиссёрской игре ребёнок устраивает театрально – игровое поле как режиссёр и одновременно голос за кадром, актёрами и исполнителями в котором являются куклы. В другом случае актёрами, сценаристами и режиссерами могут выступать сами дети, которые во время игры договариваются о том, кто какую роль исполняют, кто и что делает. Такие игры воспитывают чувство сотрудничества, ролевые взаимоотношения, проявление творческой личности.
Игры - драматизации основываются на готовом сюжете, взятом из литературного произведения или театрального представления. Заранее определяется план игры и последовательность действий. Воспитательная функция данных игр состоит в том, что дети должны ясно представлять и переживать образы героев, их поступки – это дает возможность детям ярче представить идею произведения, прочувствовать его художественную ценность, благоприятно повлиять на формирование выразительности речи и движений. Дети учатся сочетать в роли движение и слово, возникают чувства партнёрства и творческие способности.
Строительные игры – это деятельность способная заинтересовать детей, благодаря выражению впечатлений о строительстве, транспорте, о труде взрослых. Развитие умственной, трудовой, нравственной сферы и другие широкие возможности открывают для ребенка строительные игры. Большие педагогические возможности для развития нравственной сферы ребенка заключает в себе строительная игра. В строительной игре организованной коллективом у детей зарождаются такие ценные качества личности как: способность достичь договоренности с товарищами о том, что и как будут строить, взаимопомощь друг другу в процессе стройки, поддержка инициативы товарища, а вместе с тем способность настоять на своем, доказать преимущества своего замысла игры. Строительная игра учит детей стоять во главе и слушаться общих требований, коллективными усилиями раскатывать замысел стройки. Участники направляют свои усилия к общей цели, совещаются друг с другом, устанавливают известную очередность процессов, согласовывают деятельность в темпе, в сроках начала и завершения работы. Формирование навыка коллективной деятельности происходит через развитие находчивости, умение проявлять инициативу в отыскании нужного материала.
Игры с природным материалом несут очень значимое воспитательное значение, их высоко оценивают педагоги. Игры с песком и водой являются отличным примером строительных игр. Игры с песком и водой очень любят дети разного возрастного периода. Сенсорное воспитание, совершенствование важных психических процессов, таких как восприятие, ощущение формируются благодаря возможности строительства из песка и снега. Грамотно организованное сенсорное воспитание может играть огромную роль в умственном развитии дошкольников.
Применение строительных игр дает возможность успешнее разрешать воспитательные задачи и инициативы активности и находчивости, развивая их художественный вкус с учетом опыта, приобретенного в ходе занятий.
Во время наведения порядка после игры у детей могут быть воспитаны ценные качества: воспитание у детей аккуратного отношения к игрушкам, трудолюбия, воспитывается способность к проявлению усилий, перед возникающими трудностями, формируется способность не бросать начатое дело, а заканчивать его. В процессе педагогического руководства строительной игрой всегда стоит помнить об этих воспитательных задачах.
Компьютерные игры в сравнении с остальными формами игр имеют гораздо больше преимуществ, они показывают ролевые способы решения игровых задач: преодоление трудностей, контроль над выполнением действий, оценка результатов. Погружаясь в сюжет игры, ребенок перенимает их установки, подстраивает свои действия, стараться достигнуть высоких результатов. Кроме того, почти всем играм присуще наличие своего героя, которому необходима помощь в выполнении задания. Следовательно, компьютер формирует не только умственные способности ребенка, но и воспитывает такие важные качества как: воля, самостоятельность, собранность, внимание, усидчивость, а так же учит ребенка сопереживать и помогать персонажам игры, делая ярче и богаче свое отношение к окружающему миру. Примерами таких игр становятся народные сказки или другие произведения фольклора. В них дети получают основы нравственного поведения в самых разнообразных условиях жизни. Такие игры могут помочь избежать штампов и стандартов при оценке поведения разных персонажей во всевозможных обстоятельствах. Через компьютерную игру детьми усваиваются почти все средства коммуникации и способы взаимоотношений и выражения эмоций. Однако не стоит забывать , что для достижения воспитательных целей компьютерные программы для детей должны нести положительную нравственную направленность и включать элементы новизны, исключив агрессию и жестокость.
Дидактические игры отличаются своим учебным содержанием, несут познавательный характер и подчиняются игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Часто дидактические игры соответствуют содержанию обучения и воспитания. И делятся на сенсорное воспитание, словесные игры, игры направленные на познание природы игры, на формирование математических представлений. Часто в дидактических играх применяют разнообразные материалы: дидактические игрушки, настольно-печатные игры, словесные игры, псевдо сюжетные игры. Так же дидактические игры группируют по виду деятельности дошкольников, среди них выделяют несколько типов дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы (игры-диалоги).
В наше время, общество, как никогда, ясно представляет свою ответственность за воспитание подрастающего поколения. Именно в игре зарождаются основы взаимоотношений между взрослым и ребенком. Характер этих отношений имеет личностную направленность, когда педагог ориентирован на личность ребенка в целом, а не только на его функции как ученика (воспитанника). Личностное ориентирование в воспитании, предполагает метод включения ребенка в игровую деятельность и общение. Игра не служит развлечением, а выступает особенным методом включения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности. Игру, применять сложнее, чем открытое действие, как и всякий косвенный метод. Проще указывать детям: «выполняй как надо!», «повтори за мной!». Однако, игра предусматривает установленные педагогические усилия, требует обладания педагогическим мастерством. Возможно, еще и поэтому она весьма редко используется в школе. Игру можно организовать как самостоятельное занятие, например сценическое, когда спектакль выступает ее результатом, игра может стать игровым общением. Сюда относят ролевые игры типа «Магазин», «Школа», «Больница» и т.д. Главное здесь – не добиться определенного результата, а само игровое взаимодействие ее участников. Игру можно использовать и как способ организации неигровой деятельности. Например, коллектив на некоторое время становится экипажем подводной лодки, тогда составляются «памятки» на решение ряда определенных задач. Люди, которые прошли в детстве через игры, считаются наиболее готовыми к жизни в обществе. Но, если взрослый в игре «пробует», «переживает» уже примененные жизненные возможности, то ребенок проигрывает «примеряет» еще не использованные, не выбранные возможности.
Вывод: игра в детском возрасте занимает одну из важнейших ролей и является методом воспитания, тем видом деятельности, через который формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Еще одно весомое значение игры, заключается в развитии у ребенка потребности преобразования окружающей среды, способности к созиданию нового. Через игру он соединяет в сюжете реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера), ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность. Однако не следует думать, что в любой игре приобретения ребенка имеют положительное значение. Игра имеет противоположное влияние на развитие ребенка в зависимости от содержания деятельности: путем игры можно воспитать зверя, а можно - прекрасного человека, нужного обществу. В многочисленных психологических и педагогических исследованиях веско доказано, что в русле игры происходит разностороннее развитие ребенка. С одной стороны, игра - самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания.
2. Эффективность применения игры как метода в нравственно-волевом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Воспитание нравственно – волевой сферы незаменимое условие разностороннего формирования личности ребенка. Благополучное формирование жизненных взглядов зависит от того какое воспитание получает дошкольник. Из теории педагогики известно, что дети дошкольного возраста отличаются высокой чувствительностью к социальному влиянию. Каждый ребенок вбирает в себя все, что его окружает: средства и способы общения, подражая взрослым копируя модели поведения и взаимоотношений, используя личные наблюдения, делая при этом выводы и умозаключения, основанные на собственном опыте. Двигаясь таким способом - путем проб и ошибок, он, в конце концов, приходит овладению элементарными нормами человеческой жизни в обществе. Взрослый человек играет важную и ответственную роль – роль социального проводника и наставника. Прочные устойчивые моральные, волевые и нравственные качества зависят от того, как происходило формирование личности, какой принцип послужил основой педагогического воздействия. Проведя анализ психолого-педагогической и методической литературы в работе можно будет выявить различные подходы к указанной проблеме. выявить, как через игру можно эффективно повлиять на повышение уровня нравственного и волевого развития дошкольников, сформировать основные нормы морального поведения. Постоянное использование в учебно-воспитательном процессе методик по нравственному развитию в игре позволит развивать не только нравственную сторону ребенка, но и формировать всесторонне развитую личность.
Для того чтобы проверить эффективность применения игры как метода в нравственно-волевом воспитании детей старшего дошкольного возраста была проведена опытно-экспериментальная работа на базе ГБДОУ № 72, г. Севастополя, в старшей группе. В данном исследовании использовалась методика выявления уровня нравственного развития ребенка «Изучение проявления помощи, сочувствия другому человеку» Г. Урунтаевой, С. Афонькиной.
2.1 Определение уровня нравственного развития дошкольников и пути его повышения
1) методика определения уровня нравственного воспитания дошкольников
Этот этап включал в себя работу по изучению проявления поддержки, сострадания другому человеку. Данная методика была заимствована из пособия Г. Урунтаевой, С. Афонькиной «Психолого-педагогический практикум по дошкольной педагогике».
На подготовительно этапе эксперимента всем испытуемым заготовили по 3 листка с иллюстрацией: 1 чистый лист и 2 с незаконченными иллюстрациями, карандаши и фломастеры.
При проведении эксперимента в индивидуальной форме. Каждому ребенку предлагалось закрашивать определенный рисунок, сделав выбор по следующим критериям:
1-е условие – закрасить без помощи, на свое усмотрение.
2-е условие – предложить свою помощь в раскрашивании рисунка тому ребенку, который не может справиться самостоятельно.
3-я условие – предложить закрасить незаконченный рисунок вместе ребенку, у которого все и так получается.
Детей, которые нуждаются в помощи и тех, кто самостоятельно выполняет задание, в комнате нет. Воспитатель делает объявление, что эти дети «вышли из группы взять нужные карандаши».
Если выбором ребенка послужит 2е или 3е условие, то свой рисунок он может раскрасить самостоятельно во 2й половине дня или дома.
Так как содействие в поддержке другому ребенку в данной ситуации не затрагивает интересов ребенка, ее можно интерпретировать как показатель наличия сострадания.
Дети, которые выбирали 3-е обстоятельство, отдают предпочтение совместной деятельности, чем индивидуальной.
Результаты исследования оформлялись в таблицу.
Итак, при проведении первого этапа эксперимента по методике определения уровня нравственного развития ребенка были получены следующие результаты, занесенные в таблицу№1. Испытуемые – 10 детей из старшей группы. Возраст – 5-6 лет.