Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
Таблица 1
Результаты первого этапа эксперимента
1я ситуация |
2я ситуация |
3я ситуация |
|
Количество детей |
5 |
2 |
3 |
% соотношение |
50 |
20 |
30 |
Анализ данных
По данным таблицы можно увидеть, что из 10 воспитанников, которые принимали участие в эксперименте, было обнаружено пятеро детей, которым захотелось закрасить свои иллюстрации без помощи со стороны, но, не предлагая помощь своему товарищу. Еще двое детей взялись докрасить изображение ребенка, у которого возникли трудности. Оставшиеся трое детей решили раскрашивать рисунки детей, у которых хорошо получилось самостоятельное выполнение. Из данного эксперимента, можно сделать вывод, что 80% испытуемых (т.е. 8 человек) имеют низкий уровень нравственного развития, т.к. не считали необходимой помощь более слабым, не умеющим, нуждающимся в поддержке сверстникам. И лишь 20 % детей стремились помощь товарищу.
2) описание игр способствующих формированию нравственно-волевых качеств дошкольников
На данном этапе работа была направлена на формирование у детей дошкольного возраста сочувствия к окружающим, доброжелательного отношения к сверстникам. Для этого была взята методика проведения игр по нравственному развитию дошкольников Е.Смирновой, которая содержит серию игр и занятий, направленных на детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Содержание этих игр адресовано привлечению внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод - прямое взаимодействие. Сюжеты игры не сложные и не требуют специальных условий. Педагог участвует в играх вместе с детьми, демонстрирует образцы игровых действий, время от времени комментирует происходящее, направляет внимание. (Приложение 1)
Также использовались игры, развивающие нравственно-волевые качества личности ребенка, предложенные З.М. Богуславской, Е.О. Смирновой. (Приложение 2)
При проведении данных игр у испытуемых, были зафиксирована довольно высокая результативность. Дети стали самостоятельно, без вмешательства взрослых разрешать многие конфликты, больше играть, больше помогать друг другу, заметно снизилась агрессивность тех, кого мы называем проблемными, и, наоборот, повысилось участие «замкнутых», уменьшилось количество демонстративных реакций. Содержание игр, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх, что кто-то может обидеть, не принять в игру. Таким образом, дети стали более доброжелательно относится друг к другу.
2.2 Обоснование эффективности применения игровых методов на формирование нравственно-волевого воспитания детей
Третий этап эксперимента проводился так же как первый, с теми же испытуемыми через 3 недели после первого этапа. Его результаты занесены в таблицу №2
Таблица 2.
Результаты третьего этапа эксперимента
1я ситуация |
2я ситуация |
3я ситуация |
|
Количество детей |
2 |
6 |
2 |
% соотношение |
20 |
60 |
20 |
Анализ данных
Проведение эксперимента показало, что из 10 детей только 4 отказались помогать своим товарищам. Уровень нравственного и волевого воспитания дошкольников вырос до 60%. При сравнении данных результатов констатирующего и контрольного эксперимента можно прийти к выводу, что уровень взаимовыручки дошкольников, а, следовательно, и уровень их нравственного развития зависит от правильной организации, многообразия детских игр, а также использования специальных игр. Это дает основание утверждать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась.
При сравнении результатов исследования можно заключить, что уровень нравственного развития дошкольников зависит от ряда условий, которые необходимо соблюдать.
Нужно уделять внимание месту игры в процессе жизни деятельности ребенка в ДОУ. Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня.
В режиме дня обязательно должно быть время (до утренней гимнастики, на прогулке, после дневного сна), когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать, торопить. Педагог должен продумать, какие режимные процессы облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать положительные эмоции. Воспитательные возможности игры возрастают, если она органически соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями. Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность, инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре. Знакомство с разнообразными играми, использование в работе подвижных, дидактических, строительных, сюжетно-ролевых игр оказывают большое влияние на нравственное - волевое развитие дошкольника. Использование специальных игр - занятий, целенаправленно воздействуют на развитие взаимопомощи, сочувствия, уважения друг к другу и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе предметом исследования выступала эффективность применения игры как метода в нравственно-волевом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Анализ теоретической и методической литературы позволил сделать следующее обобщение понятия игры как метода воспитания, ее места и роли в воспитании дошкольников.
В педагогической литературе как классической, так и современной достаточно полно разработаны теоретические и практические основы игры как метода воспитания дошкольников.
Теоретическую основу игры как метода воспитания составляют разработанные педагогами понятия игры, роль игры в воспитании дошкольников, а также принципы и особенности игры как деятельности детей. Ученые дают четкую классификацию типов игр, указывают на роль воспитателя в организации игровой деятельности дошкольников. Каждый тип имеет свою технологию, соблюдение которой влияет на эффективность игры. Важную роль в игре определяет личность ребенка. Учет индивидуальных особенностей детей, их потребностей, мотивов позволяет создать правильный микроклимат при осуществлении игровой деятельности. Важное место в игровой деятельности занимают сюжетно-ролевые игры. Именно они способствуют в большей мере, как воспитанию морально – нравственных качеств, так и развитию личности младшего школьника.
В ходе педагогического эксперимента было установлено, что игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная, сюжетно-ролевая, подвижная) оказывает влияние на нравственное и волевое развитие ребенка дошкольника. Игре принадлежит большая роль в личностном развитии детей, в игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящей жизни. Практические основы представлены конкретными играми и рекомендациями как их проводить. Эти рекомендации включают в себя содержание и подробное изложение форм и методов осуществления игровой деятельности. Изучение теоретических положений позволило использовать их при осуществлении воспитательной деятельности в период педагогического эксперимента.
Проведенный в работе анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить различные подходы признанных мастеров педагогического творчества к указанной проблеме. Основываясь на проведенных исследованиях, выяснилось, что игра как метод может повысить уровень морального развития дошкольников, сформировать основные нравственные нормы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 1987.
- Батяева Н.О. Подготовка детей к сюжетно-ролевым играм// Дошкольное воспитание. – 1983. - №6.
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры. – М., 1991.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.
- Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. – М., 1989.
- Волобуева Л., Авилова Е. Вопросы нравственного воспитания в педагогической концепции
- И.А.Сикорского и В.М.Бехтерева// Дошкольное воспитание. – 2005. - №6.
- Воспитание в игре: пособие для воспитателя/ сост. Бондаренко А.К. – М., 1983.
- Гришина Г.Н. Любимые детские игры. – М., 1997.
- Дошкольная педагогика/ под ред. Баранова С.П., Козловой С.А. – М., 2002.
- Дошкольная педагогика/ под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. – М., 1988.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2002.
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982.
- Нечаева В.Г., Корзакова Е.И. Строительные игры в детском саду. – М., 1966.
- Нечаева В.Г., Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду. – М., 1978.
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1990.
- Нравственное воспитание дошкольников/ под ред. Нечаевой Г.В. – М., 1989.
- Нравственно-трудовое воспитание в детском саду/ под ред. Буре Р.С. – М., 1987.
- Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содержание, методики, новые формы организации // Дошкольное воспитание. – 2006. - №1.
- Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам// Дошкольное воспитание. – 2003. - №8.
- Солнцева О. Играем в сюжетные игры. // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1.
- Титаренко В.Н. Нравственное воспитание в игре. Культура семейных отношений. – М., 1985.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995.
- Усачева Т. Учим детей вежливости// Дошкольное воспитание. – 2006. – №5.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.
Приложения
(приложение 1)
Примеры игр
«Жизнь в лесу»
Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей): Просит представить, что дети оказались в лесу и говорят на разных языках. И надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Далее начинается игра, со слов «Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись...»
Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой. Общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т.д.
«Добрые эльфы»
Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Затем просит вообразить, что древних людей, которые давным-давно боролись за выживание и вынуждены были работать и днем и ночью, они очень уставали. Над ними смиловались добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживать их, убаюкивать добрыми словами. Тогда люди засыпали. А утром, с новыми силами и энергией брались за работу.
После объяснения разыграют роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от педагога, исполняют роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом поменяются ролями. Разыгрывается бессловесное действо.
«Птенцы»
Воспитатель предлагает представить, что как появляются на свет птенцы. Зародыш сначала развивается в Скорлупе. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Затем предлагает: Поиграем в птенцов? Дети присаживаются на корточки и начинают разбивать скорлупку (Показ.). пока не разобьют! Теперь исследуем окружающий мир - познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся предметам. «Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат».
«Муравьи»
Воспитатель (рассадив детей вокруг себя). Спрашивает: приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну, и все лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь тола иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатываю знатный пир. У меня такое предложение: роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами. Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.