Файл: Игра как метод воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание будущего поколения – это одна из острых проблем, которая стоит сегодня перед человечеством. Для её решения педагогами разработано великое множество методов. Известно, что личность развивается только в процессе разнообразной деятельности, это имеет отношение и к формированию взглядов на предмет воспитания. Что дает возможность подойти к более правильному осмыслению понятия «методов воспитания». При формировании общественных отношений, правильного мировосприятия и социальной направленности личности, нужно применять подходящие методы и приемы в познавательной и общественной деятельности. Ведь, такие значимые качества, как: патриотизм, трудолюбие творческие моральные убеждения, нравственные привычки, дисциплинированность, личностные качества и пр., вырабатываются только в познавательной и практической деятельности. А это значит, что современный педагог должен владеть методами, способами и приёмами организации, которые неотъемлемо составляют содержание понятия «методов воспитания». Одним из таких методов является игра. Игра занимает в воспитании подрастающего поколения не последнюю роль. Ни для кого не секрет, что дети гораздо проще усваивают информацию, преподнесенную в игре.

Итак, игра как метод воспитания, - какие личностные и общественные качества она формирует?

Основы этикета. Например, при использовании сюжетно-ролевых игр.
Игра воспитывает характер. Для формирования характера подойдут любые игры в соревновательной форме. Игра как метод воспитания детей способствует формированию характера, развивает самооценку и уверенность. Естественным желанием ребенка является желание одержать победу в игре. Так же, необходимо включат игру в процесс воспитания детей потому, что она учит сопереживать, развивают эмоционально-волевую сферу, стимулируют деятельность. В процессе игры, как метода воспитания, создаются такие ситуации, которые требуют незамедлительного решения, которые учат ребенка принимать решения и нести ответственность за свои действия. Игра способна формировать нормы социального поведения. Игра как метод воспитания детей учит взаимодействию друг с другом, учитывая потребности и интересы окружающих. Так, ролевые игры способствуют развитию организаторских и творческих способностей. Игра как метод воспитания формирует у детей лидерские качества, раскрывает их индивидуальность и способности. А для стеснительных детей игра становится, чуть ли не единственной возможностью проявить себя. Так же, игра способствует нравственному воспитанию детей. В воспитании детей необходимо следовать народной мудрости: «ребенка легче воспитать, чем перевоспитать», а также: «чем раньше начать воспитание, тем лучше будет результат». При правильном подходе игра в воспитании ребенка показывает правильные модели отношений и поведения.


Тема исследования «Игра как метод воспитания», является весьма актуальной в современном обществе, ведь игра для ребенка является способом моделирования внешнего, взрослого мира, способом создания благоприятных ситуаций, в процессе которых, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Игра помогает педагогу объединить детский коллектив, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Объектом данного исследования выступают методы воспитания детей дошкольного возраста

Предметом исследования выступает эффективность применения игры как метода в нравственно-волевом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: Выявить воспитательное значение игры на уровень развития морально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Для достижения цели поставлены следующие исследовательские задачи:

  • изучить психолого-педагогическую литературу по теме «игра как метод воспитания»;
  • рассмотреть и выявить роль игры и различные варианты игровых методик, способствующих воспитанию общественно - полезных и личностных качеств дошкольников;
  • на практическом примере показать эффективность применения игры как метода в нравственно-волевом воспитании детей старшего дошкольного возраста через применение различных игровых форм и приемов.

Гипотеза: высокий уровень развития социальных и личностных качеств детей дошкольного возраста можно достигнуть при соблюдении ряда условий: правильная организация и руководство игрой;  многообразие детских игр;  использование специальных игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников.

В исследовании использовались методика определения уровня нравственного развития ребенка «Изучение проявления помощи, сочувствия другому человеку» Г. Урунтаевой, С. Афонькиной; методика проведения игр по нравственному развитию дошкольника Е. Смирновой. База исследования - ГБДОУ № 72, в городе Севастополь, старшая группа. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, рекомендаций, выводов, заключения, списка использованных литератур, приложения.


1. Игра как метод воспитания среди системы общих методов

В многообразном и постоянно меняющемся образовательном процессе учитель сталкивается с бесчисленным множеством стандартных и оригинальных задач воспитания. Задачи воспитания выражают задачи социального значения и обращены к гармоничному развитию личности. Чтобы уверенно предвидеть конечный результат воспитания, каждый педагог должен профессионально владеть методами воспитания. Под методами воспитания понимают способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся, которые направлены на решение образовательно-воспитательных задач. Метод воспитания состоит из элементов (частей, деталей), которые называют методическими приемами. По отношению к методу приемы носят личный, зависимый характер. Методы воспитания и методические приемы стоят в тесной взаимосвязи и могут совершать замену друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних ситуациях метод представляет собой автономный путь решения педагогической задачи, в других - это прием, который несет конкретное назначение. На сегодняшний день существует богатый научный фонд, объясняющий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Исходя, из которого была определена система общих методов воспитания:

-методы формирования сознания личности под этими методами понимают группу методов воспитания, которая содержит разностороннее воздействие на сознание, чувства и волю ребенка с целью формирования у него конкретных взглядов и убеждений. К этим методам относятся: словесные методы (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера, их еще называют методами убеждения, так как с их помощью развивают и доводят до сознания ребенка сущность норм поведения, преодолевают ошибочные взгляды и убеждения, негативные проявления поведения;

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности. Основные задачи данной группы методов  сосредоточены на отработке привычек поведения, которым надлежит стать нормой для личности воспитанника. Они оказывают влияние на предметно-практическую среду и развивают у детей качества, способствующие как самореализации, так и общественной реализации, вырабатывают неповторимую индивидуальность. К таким методам относятся: приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации;

-методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности. Данная группа методов направлена на формирование у личности сильных, красочных, полных мотивов, вызывающих желание инициативного действия, с полной отдачей сил, преодолением неминуемых трудностей, неблагоприятных условий и других обстоятельств. Среди них самыми распространенными являются: соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.;


-методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Данная группа направлена на установление обратной связи, которая дает характеристику результативности воспитания. К основным методам контроля и самоконтроля причисляют: педагогическое наблюдение; беседы и опросы, которые направлены на обнаружение воспитанности; анализ результатов общественно полезной деятельности; выполнение поручений; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.

Методы воспитания постоянно стоят в сложном и противоречивом взаимодействии в будничном педагогическом процессе. Гармонично организованная их система, предусматривает применение того или иного метода на определенном этапе обучения. Всякий метод воспитания может стать более эффективным и принести качественные плоды, если личностью будут руководить сильные, яркие, глубокие мотивы, способные вызывать жажду активных действий, с полной отдачей сил, одолением неминуемых трудностей, неблагоприятных условий и других условий, упорно продвигаясь к запланированной цели. С мотивационной деятельностью связано ее стимулирование. Стимулировать - означает вызывать побуждение, толчок, импульс к мысли, чувству и действию. С целью поддержки и приумножения влияния многообразных факторов на личность дошкольника применяются разнообразные методы стимулирования.

Рассмотрим игру как эффективный метод воспитания.

Уникальность ее в том, что игра учитывает возраст и часто используется в детских садах. В игре рождаются обстоятельства переживания успеха, потому что она сосредоточена на создании ситуаций, вызывающих насыщенные эмоциональные волнения. Игра оказывает содействие развитию ребенка, реализовывает обучающую, развивающую и воспитывающую функции. Игра может стать развлечением, может помочь в общении с ровесниками, вырабатывает познавательный круг интересов и все психические процессы, оказывает содействие самореализации, физическому развитию, осуществляет диагностическую, коррекционную и терапевтическую функции. Перечисляя основные признаки игр, можно обозначить, что они не несут в себе, как правило, выраженной социально полезной направленности. Играм, в отличие от мероприятий присуще опосредованное педагогическое воздействие, скрытое в игровых целях. В них заложены значительные воспитательные возможности. То, что не всегда удается воспитанникам в действительной жизни, часто получается в играх. В игровой деятельности проявляются различные способности и личностные качества воспитанников, интенсивно формируются внутриколлективные отношения. Образуясь педагогом (или педагогическим коллективом) при активном участии самих воспитанников игра становится методом воспитательного воздействия.


1.1 Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста

В настоящее время, после перехода системы образования на более перспективную и более совершенную программу, методические работники и научные сотрудники, решающие проблемы методики воспитания дошкольников, пришли к разработке линии новых действенных методов воспитания, среди которых особое место принадлежит такому увлекательному и общедоступному методу, как игра. Так как этот метод является одним из наиболее результативных методов в  воспитании, то он достоин особенного внимания и требует более детального изучения. Как правило, игра в детском возрасте является незаменимой деятельностью, игре у ребенка отведено ведущее место, потребность в игре для ребенка - чувство постоянное и привычное, через игру ребенок выходит в реальную жизнь, с намерениями осуществления его мечты, исполнения желаний. Проживая игру, ребенок фантазирует, проектирует свою будущую жизнь, выбирает себе профессию.

Если смотреть с точки зрения воспитания, то верно задуманная грамотно сконструированная и педагогически направленная игра способна больше, чем какая-либо другая деятельность, во всем многообразии всесторонне развить детское творчество и самодеятельность, применительно к возрастным и психологическим способностям ребенка. Ребенок через игру ищет и нередко находит как бы тренировочную площадку для проработки своих этических, моральных и физических свойств, его внутренний мир вызывает потребность в выходе адекватной деятельности, то есть отвечающей его душевному состоянию. Игра в воспитании выступает зоной воспитания и самовоспитания. Только в игре дети способны показать максимальный уровень своих способностей, и несмотря на то, что в большинстве случаев игровая ситуация вымышленная – эмоции, ощущения и переживания детей в игре истинные. Однако самым привлекательным в игре для ребенка все же является творчество. В повседневной жизни, из-за многообразия ситуаций, ребенку бывает сложно проявить свои творческие способности. Тогда игра способна выступить как бы третейским судьёй между ребенком и внешним миром. Получая в игре бесценные познания для себя, ребята превращают их в арсенал будущей борьбы за моральные и этические идеалы, личные и социальные качества. Через игру можно воздействовать на детский коллектив, не применяя открытое давление, повышение голоса, наказание и ненужную нервозность в работе с детьми. Игра разнообразит работу педагога не только романтикой увлеченности, оживления и внутреннего подъема, но и помогает пробиться в самую глубину духовного мира ребенка, понять его радости, горести, уловить настроение. В игре становится минимальным расстояние между педагогом и детьми. Именно в коллективе, где есть игра гораздо проще и легче происходит познание друг друга. В  игре раскрываются нравы детей и обнаруживаются их положительные и отрицательные черты. Ребята чувствуют это, и часто именно игра является переломным моментом в поведении ребенка в жизни. Поэтому, создание игровых ситуаций в детском коллективе делает его крепче, сплоченнее. Игра является многогранной, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков возникает с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Игре, как важнейшему виду детской деятельности отведена большая роль в развитии и воспитании ребенка. В  игре реализуется формирование морально-волевых качеств, потребность воздействия на мир, игра выступает эффективным средством личности дошкольника. Вся жизнь пропитана романтикой, когда в детских коллективах присутствует игра. Дети ощущают свою позицию в жизни несколько выше, чем она есть на самом деле благодаря игре. Это помогает педагогам направить стремление ребят ко всему лучшему и возвышенному. Успех в работе с детьми невозможен без игры. Детский коллектив развивается и созревает быстрее, когда сплочен в игровой деятельности. Так же, в игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные развивающие познавательные возможности игры.

По характеру педагогического воздействия выделяют следующие группы игр: