Файл: Игра как метод воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выбор игры определяется силой переживаний ребенка, что подтверждают многочисленные наблюдения. И  повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые ребенок испытывает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной, все вызывает потребность отражения в игре. Знания лучших педагогов убеждают в том, что единственно правильный путь управления игрой — влияние на воображение и чувства детей, через создание интереса к тому или иному событию жизни. С точки зрения психологии значение игры велико, ведь в и игре внезапно раскрываются скрытые потенциалы ребенка.

Преодолеть замкнутость и придать уверенности в собственных силах, снять барьеры, наладить взаимоотношения и контакт, сделать ребёнка общительным - важное педагогическое качество, реализующееся посредством игры. Игра даёт толчок мышлению, тренирует память, и развивает творчество. Происходит так же развитие произвольной памяти, которая нужна нам не только в школе, а на протяжении всей жизни, когда нужно запоминать детали и правила. Дети быстрее начинают включать воображение, играя с различными предметами. Например, в игре в магазин на дворовой лавочке деньгами становятся листики деревьев, суп они варят из вермишели–травы и картошки - камушков, а для теста вкусных пирожных выбирают сдобное тесто — речной песок. Всё это помогает нашим детям сегодня находить нестандартные решения для выхода из любой ситуации. Фантазия позволяет не думать о том, что скажут зрители, а передавать мысли и чувства, как видит это сам ребенок, а не кто-то другой, давая волю творчеству. Игра учит общению. Обучая основам коммуникации, игра развивает в наших детях умение говорить и договариваться, слышать и слушать. Распределяя роли, устанавливая правила, поддерживая контакт во время всей игры, дети учатся дружбе и партнёрству. Незаменима роль искусства и художественной литературы на формирование личности ребенка. Доступно рассказать «что такое хорошо и что такое плохо» способна детям только книга, открывая им новый мир, впервые заставляя задумываться над своими поступками. Герои книг часто становятся героями игр. Однако необходимо помочь детям разобраться в их характерах, понять мотивы их поступков, чтобы у ребят появилось желание воплотить в игре образы героев литературных произведений. Нравственность и мораль прививаются в игре . Пускай и вымышленные, но житейские сюжеты приводят каждого ребёнка к определённому финишу – тому выводу, который он для себя делает, пройдя через ситуацию. Как, если не через игру, показать, что есть хорошо, а что всегда будет плохо, научить сострадать и сопереживать, а не стать холодной глыбой с ледяным сердцем?! Только пережитые эмоции, что позволяет дать игра, оставят неизгладимый след в детской душе и выведут наружу тревоги и страхи. Игра из ленивых ребят делает трудолюбивых, лживых учит говорить правду, а трусишкам прибавляет смелости подобно волшебной палочке.


Формируя в игровой деятельности многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящей жизни в социуме, игра берет на себя большую ответственность за воспитание и развитие детей. Основные общественные качества, которые воспитывают игры:

  • Самостоятельность – способность действовать без помощи со стороны, особенно взрослых (педагогов, родителей) и умение принимать верные решения,;
  • Смелость – способность преодолеть собственные страхи;
  • Честность – важное качество, являющееся основой порядочности, вызывающей доверительное отношение со стороны окружающих;
  • Доброта – способность к сочувствию и сопереживанию, желание помочь;
  • Трудолюбие – в процессе игр ребенок учится работать и получать удовольствие от своего труда;
  • Ответственность – умение отвечать за свои поступки, принятые решения и действия в ходе игры и в дальнейшей жизни;
  • Уважение – способность уважать и учитывать мнения и желания окружающих;
  • Уверенность в собственных силах – формируется при должной оценке игровых достижений со стороны взрослых, с одновременным обучением правильному переживанию неудач и неприятностей.

Благодаря применению игры, можно воспитать активных участников общественной жизни людей и семьи, готовых прийти на помощь товарищу, с удовольствием участвующих в дискуссиях и обсуждениях, выдвигая верные догадки и уместные замечания. Все перечисленные качества свидетельствуют о том, что дети в соответственной степени разбираются в устройстве окружающего их мира. Педагог не должен забывать, что для работы с детьми при расширении их кругозора важно не только знать игровые педагогические технологии, но и иметь конкретные собственные качества, такие как: добродушие, дружелюбие, справедливость, честность, юмор.
 

1. 2 Характеристика игр, несущих воспитательный потенциал в формировании всесторонней подготовки к жизни детей дошкольного возраста

Всесторонняя подготовка к жизни - это задуманное природой значение детских игр. Поэтому они генетически связанны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфическая детская форма познания труда и общения, искусства и спорта. Отсюда возникают названия всех игр:


  • познавательные игры (первоначальное обучение, отражение окружающей жизни и познание тех или иных доступных их восприятию и пониманию фактов и явлений в игре.)
  • интеллектуальные игры, (индивидуальная или совместная игра, требующая выполнения заданий, вызывающих потребность в продуктивном мышлении при ограничении времени и в условиях соревнования)
  • строительные игры (отражают окружающую жизнь посредством всевозможных построек и связанных с ними действий)
  • игра-труд, игра-общение (непродуктивная деятельность, где мотивом есть не результат игры, а сам процесс)
  • музыкальные игры (вид  игр, где на вершину ставится музыкальная составляющая, а игрок обязан обладать наличием чувства ритма)
  • художественные игры (тип театрализованных игр и игр, связанных с изобразительной и декоративно-прикладной деятельностью, художественно-словесным творчеством)
  • игры-драматизации (роли и игровые действия, содержащие сюжет и образ того или иного литературного произведения, сказки и т.п., схожи с сюжетно – ролевыми играми)
  • подвижные игры (активная и сознательная деятельность детей, охарактеризованная конкретным выполнением заданий, с правилами, обязательными для всех играющих)
  • спортивные игры (соревнования, проходящие в игровой форме и основывающиеся на определенных приемах и тактиках)

Принято различать два основных типа игр:  игры по установленным, открытым правилам и игры по скрытым правилам. Примерами игр первого типа служат большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда причисляют также развивающие, интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы. Примерами игр второго типа являются сюжетно-ролевые игры. Они подчинены неявным, сокрытым правилам. Правила кроются в нормах повторяемых поведений персонажей: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.

Рассмотрим примеры игр воспитательного характера:

Подвижные игры формируют заинтересованность и потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое). Учет возрастных и психологических особенностей детей является основой системы физического развития дошкольников. Подвижные игры создают состояние радости, за счет чего происходит наиболее эффективное, комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач потому . Именно это замечательное свойство дает возможность подвижным играм  формировать полное, слаженное физическое и умственное развитию детей, воспитывать в них морально-волевые качества и прикладные навыки, координацию движений, ловкость, меткость, развитие чувства коллективизма, дисциплинированности и других необходимых качеств. В зависимости от упражнений на определенные группы мышц во время игры - подвижные игры систематизируют по анатомическим признакам: по общему воздействию или задействованием только верхних или нижних конечностей. Игры можно  разделить в зависимости от числа участвующих в них игроков на индивидуальные и групповые. Групповые игры разделяются на:


· игры на месте (статические игры), в них ребенок лишь меняет положение отдельных частей своего тела, не изменяя при этом своей позиции по отношению к предметам, которые его окружают. Эмоциональный фактор и ограниченные по количеству движения (из положения: стоя, сидя, а иногда и лежа) являются в этих играх главным действующим элементом. Отличительная особенность данных, если сравнить с другими играми игр состоит в наименьшей физической нагрузке;

· малоподвижные и полу - подвижные игры,  которые состоят из разнообразных соотношений, как элементов движения, так и статики. Как правило, эти игры содержат больше эмоциональности и проводят их обычно из исходных положений, стоя или сидя, нервное и физическое и напряжение в этих играх сведено к минимуму. Эти игры относятся к переходным играм между подвижными играми и играми на месте;

· подвижные игры, где участники изменяют положение своего тела по отношению к окружающим предметам в течение всей игры. Скорость, сила, ловкость, слаженная координация движений, выносливость - основное требуют к участникам, которое способствует гармоничному и всестороннему воздействию на организм, вызывая значительные изменения функций мышечной, дыхательной и сердечно - сосудистой систем. Эти игры содержат различные формы передвижения — бег, прыжки, поскоки, ходьба и т. п., что характеризуются большой эмоциональностью в них. Они требуют от участников более высоких функциональных и физических возможностей потому, что в этих играх физическая нагрузка больше.

При учете примерной психофизической нагрузки - все подвижные игры можно разделить на четыре группы:

1 группа — с незначительной нагрузкой;

II группа — с умеренной нагрузкой;

III группа — с тонизирующей нагрузкой;

IV группа — с тренирующей нагрузкой.

По содержанию  двигательного и речевого материала, подвижные игры делятся на сюжетные, несюжетные и игры с элементами спорта.

Сюжетные подвижные игры передают в условной форме эпизоды из жизни или сказки. Дошкольники с энтузиазмом перевоплощаются в волка и гусей, обезьянок и ловца и т. д., передавая игровой образ.

Несюжетные подвижные игры в отличие от последних подразделяются на игры типа перебежек,  пятнашек и т. д., и состоят из двигательных заданий; примерами игр с элементами соревнования служат: “Чье звено скорее построится?”, “Кто скорее к флажку прибежит?” и т. п.; простые игры-эстафеты: “Кто скорее передаст мяч?”; игры с предметами: мячами, обручами, скакалками, кеглями; игры-забавы для самых маленьких: “Ладушки”, “Сорока”, “Коза рогатая” и др.


Педагог должен всегда помнить, что все перечисленные подвижные игры оказывают влияние не только совершенствование движения играющих, развитие зрительного, слухового внимания, быстроты, двигательной реакции на ориентировку в пространстве и во времени, точности в расчете своих сил, ловкости, быстроты, координации движений; они способны косвенно повлиять на речевое развитие ребенка и воспитать такие важные качества личности, как решимость, напористость, дружеская взаимопомощь, товарищеское отношение к участникам игр, коллективизм и др..

Таким образом, роль подвижных игр состоит в необходимости единства психофизического, интеллектуального, нравственного, эмоционального воспитания; через подвижные игры достигается полная гармония с самим собой и с окружающим миром, появляются возможности реализации свободы и выбора действий, что является необходимым для качественной подготовки детей. Так же физическое воспитание дошкольников играет большую педагогическую роль, оно помогает воспитанникам в дальнейшем, добиться успехов, формирует в детях здоровый дух, дает физическую подготовку к жизненным трудностям. Физически воспитанным детям проще стать здоровыми людьми и полноценными гражданами в обществе.

Сюжетно-ролевые игры (либо сюжетные) заняли особенное место в морально-этическом воспитании ребенка. Они отображают сущность отношений между членами общества, ибо носят преимущественно коллективный характер. Они являются как бы первой пробой социальных сил и первым их испытанием. Эти игры носят творческий характер и существенную часть составляют сюжетно – ролевые игры в «кого – нибудь» или «во что нибудь». Уже с 3 – 4 лет у детей возникает интерес к творческим ролевым играм. Это происходит благодаря подражанию ребёнком окружающей действительности в процессе его активной жизнедеятельности, путём принятии на себя определённой роли, однако копирует не полностью, ибо не располагает реальными возможностями для действительного выполнения операций принятой роли. Связано это с жизненным опытом присущему данному возрастному этапу, имеющимся багажом знаний и умений, а также способностью находить пути решения в знакомых и новых ситуациях. Поэтому действия в творческой сюжетно – ролевой игре он выполняет образные («будто бы»), настоящие предметы меняет на игрушки или условно те предметы, которые есть в наличии, придавая им нужные функции (палка – «сабля», песочница – «корабль» и т.д.) В такой игре дети примеряют на себя роли зверей, людей разных профессий: работу врача, парикмахера, водителя и др.