Файл: Методические возможности повышения эффективности профессионального обучения (бизнес-тренинг, коучинг, наставничество, электронное обучение).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 277
Скачиваний: 2
Бизнес-тренинг также может иметь различные вариации в зависимости от того, какие техники активного обучения, например, деловые и ролевые игры, ролевое моделирование, разбор практических ситуаций и групповые дискуссии, соответственно существует и большой ряд оснований для их классификации. Ниже в таблице 2 представлена типология тренингов по различным критериям.
Таблица 2.
Классификация тренингов
Критерий классификации |
Вид тренингов |
Число участников |
1. Тренинг для микрогруппы (5–7 человек) 2. Тренинг для малой группы (7–15 человек) 3. Тренинг для средней группы (15–30 человек) 4. Тренинг для большой группы (свыше 30 человек) |
Принцип формирования состава участников |
1. Тренинг открытого формата 2. Тренинг корпоративного формата (закрытый тренинг, под запрос организации и только для ее сотрудников) |
Качественный уровень тренинга |
1. Ознакомительный тренинг 2. Обычный тренинг 3. Продвинутый тренинг |
Критерии результативности тренинга |
1. Тренинги с преимущественно объективными критериями (профессионально диагностируемый уровень развития тренируемых умений и/или навыков) 2. Тренинги с преимущественно субъективными критериями (самоотчеты участников о том, что дал тренинг лично им) |
Степень доминирования тренера |
1. Тренинги, центрированные на руководителе (с управляемой групповой динамикой) 2. Тренинги, центрированные на участниках (со спонтанной групповой динамикой) |
Источник: Леванова Е. А., Соболева А. Н., Плешаков В. А., Голышев Г. С. Игра в тренинге. Личный помощник тренера
Разнообразие тренингов велико, однако вне зависимости от типа им всем присущи следующие специфические черты:
- соблюдение принципов групповой работы;
- нацеленность на помощь участникам группы в саморазвитии
- наличие более или менее постоянной группы
- определенная пространственная организация
- акцент па взаимоотношениях между участниками группы
- применение активных методов групповой работы;
- атмосфера раскованности и свободы общения между участниками. [8]
Важной общей чертой бизнес-тренингов является поэтапность процесса обучения, которую, как правило, можно поделить на три основные стадии: начальную, рабочую и конечную.
Бизнес-тренинг является эффективным методом обучения персонала, если основной целью его является овладение конкретными навыками или умениями, необходимыми для выполнения должностных функций, или их развитие. Российский рынок образовательных услуг в сфере бизнес-образования отличает широкое многообразие тренингов, предлагаемых бизнес-школами, учебными центрами, консалтинговыми фирмами.
Корпоративные тренинги, осуществляемые и выполняемые отделами кадров, радикально изменились за последние несколько десятилетий с целью синхронизации с целями организации. Большое количество менеджеров по персоналу выбирают специальные корпоративные тренинги, чтобы сотрудники лучше понимали свою работу и могли более эффективно достигать своих профессиональных целей.
С появлением высокотехнологичных инструментов в организациях стало намного легче осуществлять управление и мониторинг. Большое количество организаций проводят полноценные бизнес-тренинги, особенно в отделе кадров. С помощью максимального использования ресурсов менеджеры по персоналу могут легче управлять сотрудниками.
2.2. Коучинг
Коучинг – метод консалтинга и тренинга заключающийся в профессиональном непрерывном партнёрстве коучера и обучающегося, ориентированное на создание и реализацию особых, значимых для его жизни изменений в профессиональной сфере.
В соответствии с определением и философией коучинга, декларируемой Международной Федерацией Коучинга, профессиональный коучинг – это процесс оказания профессиональных услуг, помогающий клиентам добиваться качественно новых результатов в своей личной и профессиональной жизни. [17]
Можно выделить следующие основополагающие принципы коучинга:
- Ориентация на решения;
- Системный подход;
- Концентрация на клиенте;
- Ориентация как на ценности, так и на действия;
- Развитие осознанности.
Коучинг является одним из самых индивидуально направленных методов профессионального обучения, поскольку он предполагает тесные и конфиденциальные отношения между тренером и человеком, которого обучает. Встреча один на один со старшими менеджерами или лидерами внутри организации обеспечивает безопасную, структурированную и доверительную среду. Тренер также помогает сотруднику понять их текущие компетенции, увидеть, как они воспринимаются другими, и сосредоточиться на выявлении и уточнении текущих целей, а также на соответствующих шагах для достижения этих целей. [49]
Коучинг фокусируется на целях клиента, тренинг помогает сформировать или усовершенствовать навыки, необходимые клиенту для достижения его целей, а консультирование помогает в решении конкретных проблем или устранении препятствий на этом пути. [6]
Многие менеджеры посещают занятия, чтобы развить свои собственные тренерские навыки, чтобы они могли помочь своим сотрудникам улучшить свою работу, получить повышение по службе и перейти на руководящие должности. Существуют различные виды коучинга, приведённые ниже:
- Карьерный коучинг – предоставляет поддержку сотрудникам, желающим осуществить карьерный переход, будь то краткосрочный или долгосрочный, включая руководство по их профессиональному развитию и поиску работы. Карьерный коуч может помочь с написанием резюме, поиском работы, онлайн-профилями и собеседованием.
- Личная тренировка. Хотя не самая популярная форма коучинга в организации, личные тренеры все еще иногда присутствуют внутри компании. Эта специальность коучинга фокусируется на различных аспектах жизни, включая карьеру, здоровье и физическую форму, финансы, отношения и духовный рост.
- Организационный или бизнес-коучинг – предоставляет владельцам бизнеса и предпринимателям поддержку в определении целей, разработке стратегий для достижения этих целей и повышении общей эффективности организации.
- Тренинг по повышению производительности. Поддерживает тех, кто в организациях нуждается в повышении производительности труда и её оценке, независимо от уровня или должности.
- Лидерский коучинг – предоставляет коучинг для тех, кто хочет расти и развивать лидерские навыки, независимо от того, являются ли они отдельным участником, менеджером или старшим менеджером. [49]
Коучинг является объективной необходимостью процесса информационного обеспечения управления знаниями в современных бизнес — структурах. [46]
Многие люди путают коучинг с консультированием или наставничеством. Коучинг отличается от этих практик несколькими способами. [6] Коучинг не дает терапевтических результатов, таких как консультирование. Консультирование – это профессиональное руководство человека с использованием психологических методов, личного интервью и проверки интересов и способностей. В то время как консультирование действительно предлагает большой объем самоанализа, оно также тратит много времени, глядя в прошлое, в то время как коучинг ориентирован на будущее.
Наставничество – это самостоятельные, взаимовыгодные, долгосрочные отношения между двумя людьми для долгосрочного карьерного движения, когда наставник ведет большую часть разговоров и дает советы. В то время как коучинг – это настоящее партнерство между равными, наставничество обычно состоит из более опытного человека, непосредственно направляющего ученика через опыт, через который он уже прошел.
Коучинг – метод индивидуального или группового консультирования, который отличается тем, что коуч не дает рекомендаций или экспертных оценок, а находит решение проблемы вместе с клиентом. [6]
Коучинг персонала направлен на мотивирование персонала и создание более комфортной и продуктивной рабочей атмосферы. Как правило, с помощью коучинговых методов руководителю проще перейти от директивной системы руководства к управлению по ценностям и целям. Кроме того, использование коучинга в управлении позволяет эффективнее развивать корпоративную культуру организации. [46]
Коучинг может помочь пожилым и молодым работникам понять различия в мировоззрении и навыках разных поколений, узнать, как их различный опыт влияет на то, как они смотрят на рабочее место, и узнать, как они могут наиболее эффективно работать вместе для достижения организационных целей. Коучинг также может помочь выявить и устранить стереотипы поколений. [17]
Поскольку организации стали осознавать многие цели и преимущества коучинга, эта область значительно расширилась, и некоторые организации активно работают над созданием культуры коучинга. Культура коучинга в организации включает в себя нечто большее, чем формальный коучинг; это культура, в которой отношения тренер-обучающийся используется как средство общения, управления и влияния на других. Коучинг часто используется, чтобы помочь людям подготовиться к новым заданиям, улучшить рабочие привычки, адаптироваться к меняющимся условиям или преодолеть определенные препятствия.
2.3. Наставничество
В то время, как коучинг фокусируется на раскрытии потенциала сотрудника и достижение конкретных целей, наставничество концентрируется на передаче опыта и поддержке, содействует развитию карьеры в целом.
Наставничество - это система руководства, в рамках которого один человек делится своими знаниями, навыками и опытом, чтобы помочь другим в достижении прогресса в их собственной жизни и карьере. Наставники должны быть готовы предложить помощь по мере необходимости - в согласованных пределах. [2]
У наставников очень часто есть свои наставники, и, в свою очередь, их подопечные, возможно, захотят «отложить что-то» и сами стать наставниками - это цепь для «передачи» хорошей практики, с тем чтобы знания могли широко распространяться. [36]
Наставничество может быть краткосрочным соглашением до тех пор, пока первоначальная причина партнерства не будет выполнена (или прекращена), или может продолжаться много лет.
Наставничество - это больше, чем просто «дать совет» или передать то, что вы испытали в конкретной области или ситуации. Речь идет о том, чтобы мотивировать и дать возможность другому человеку определить свои собственные проблемы и цели и помочь им найти способы решения или достижения их - не делая это для них или ожидая, что они «сделают это так, как я», но понимая и уважая различные способы работы. [4]
Наставничество - это не консультирование или терапия - хотя наставник может помочь ученику получить доступ к более специализированным способам оказания помощи, если станет очевидно, что это будет наилучшим способом продвижения вперед.
Наставник помогает сотрудникам расти в их нынешнем положении и готовиться к новым карьерным возможностям. Наставничество также может помочь работнику-новичку в конкретной сфере ответственности, быстро освоить то, что ему нужно знать, чтобы преуспеть в своей роли. [9]
Наставничество - это отношения между двумя людьми с целью профессионального и личностного развития. «Наставником» обычно является опытный человек, который делится знаниями, опытом и советами с менее опытным человеком или «подопечным».
Наставники становятся доверенными советниками и образцами для подражания - людьми, которые «были там» и «сделали это». Они поддерживают и поощряют своих подопечных, предлагая общие и конкретные знания. Их цель состоит в том, чтобы помочь подопечным улучшить свои навыки и продвинуться по карьерной лестнице. [2]
Партнерство в рамках наставничества может быть между двумя людьми в одной компании, одной отрасли или одной сетевой организации. Отношения наставника и подопечного должны основываться на взаимном доверии и уважении, и, как правило, они предоставляют возможность личного и профессионального роста обеим сторонам. [48]
Получение роли наставника может обогатить жизнь на личном и профессиональном уровне, помогая осуществить следующие цели:
- развитие лидерских качеств, которое будет проявляться в способности мотивировать и поощрять других людей, а также поможет стать лучшим менеджером, сотрудником и членом команды;
- совершенствование коммуникативных навыков: к каждому человеку необходимо применять индивидуальный подход, поэтому нужно находить новые способы эффективного общения;
- изучение новых перспектив: работая в роли наставника, можно по-новому взглянуть на вещи и научиться совершенно новому мышлению, которое может помочь как в работе, так и в личной жизни;
- продвижение карьеры: совершенствование лидерских навыков может повысить производительность труда, а также помочь в получении повышения. Демонстрация помощи другим людям в обучении и развитии становится все более необходимым для продвижения в современном деловом мире.
- получение личного удовлетворения: приятно видеть, что ученик преуспевает в результате общения с наставником. [9]