Файл: Организация кассовой работы в кредитных организациях.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 291
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы организации кассовой работы в кредитных организациях
1.1. Сущность и особенности организации кассовой работы банка
1.2. Практика организации кассовой работы в коммерческом банке
2. Организация особенности кассовой работы на примере ПАО «Сбербанк России»
2.1. Характеристика деятельности ПАО «Сбербанк России»
Рассмотрим некоторые виды операций, совершаемых в кассовых подразделениях коммерческих банков.
Прием денежной наличности от организаций в приходную кассу кредитной организации производится по объявлениям на взнос наличными, представляющим собой комплект документов, состоящий из объявления, ордера и квитанции. Организации могут вносить наличные деньги только на свой банковский счет.
Операционный работник проверяет правильность заполнения объявления на взнос наличными, оформляет его, отражает сумму денег в кассовом журнале по приходу и передает объявление на взнос наличными в кассу [14, с. 139].
Получив объявление на взнос наличными, кассовый работник приходной кассы проверяет наличие и тождественность подписи операционного работника имеющемуся образцу, сличает соответствие суммы цифрами и прописью, вызывает вносителя денег и принимает от него банкноты.
Принятая в течение операционного дня денежная наличность вместе с приходными документами и справкой о сумме принятых денег и количестве поступивших в кассу денежных документов сдается заведующему кассой под расписку в книге учета принятых и выданных денег (ценностей) [16, с. 133].
От организаций может приниматься денежная наличность, упакованная в инкассаторские сумки, специальные мешки, кейсы, другие средства для упаковки денег, обеспечивающие их сохранность при доставке и не позволяющие осуществить их вскрытие без видимых следов нарушения целости.
Все поступившие в течение операционного дня наличные деньги должны быть оприходованы в операционную кассу в тот же день. Прием денежной наличности от организаций, сумок с денежной наличностью и другими ценностями от инкассаторов после окончания операционного дня кредитной организации производится вечерними кассами [16, с. 135].
Пересчет денег из сумок, доставленных инкассаторами, производится кассовыми работниками в присутствии работника кассы пересчета, выполняющего контрольные функции.
Пересчет денежной наличности, поступившей в вечернюю кассу, производится не позднее следующего рабочего дня.
При обнаружении сомнительного денежного знака кассовый работник дополнительно проставляет на оборотной стороне приходного документа реквизиты указанного денежного знака: достоинство, год образца (выпуска), а также серию и номер сомнительного денежного знака – для банкнот. При обнаружении нескольких сомнительных денежных знаков проставляется также их сумма [18, с. 127].
Операционный работник выписывает на сомнительный денежный знак мемориальный ордер в двух экземплярах, на оборотной стороне второго экземпляра которого указывает реквизиты сомнительного денежного знака. Кассовый работник подписывает два экземпляра мемориального ордера, проставляет на втором экземпляре печать кассы и выдает клиенту. Первый экземпляр мемориального ордера помещается в кассовые документы.
В кассе пересчета на выявленные неплатежные, сомнительные денежные знаки, поступившие в сумке с оформленной к ней препроводительной ведомостью, составляется акт [2, с. 148].
Клиент может сдать в кредитную организацию сомнительные денежные знаки для их передачи на экспертизу в расчетно-кассовый центр Банка КР. Сомнительные денежные знаки принимаются кредитной организацией по заявлению и описи, составленными клиентом [18, с. 129].
На основании заявления и описи операционный работник кредитной организации на сумму принимаемых сомнительных денежных знаков оформляет мемориальный ордер в двух экземплярах и передает их вместе с заявлением и описью клиента в кассу.
Выдача наличных денег организациям с их банковских счетов производится по денежным чекам. Для получения наличных денег клиент предъявляет денежный чек операционному работнику.
После соответствующей проверки ему выдается контрольная марка от денежного чека для предъявления в кассу. После поверки кассовый работник выдает наличность клиенту [14, с. 155].
Прием и выдача денежной наличности гражданам, а также сотрудникам кредитной организации производятся по приходным и расходным кассовым ордерам.
На приходных и расходных кассовых ордерах проставляются обязательные реквизиты: дата; фамилия, имя, отчество клиента или другие данные клиента, позволяющие его идентифицировать и отраженные в заключенном с ним договоре банковского вклада; номер счета в кредитной организации; прописью сумма денег, подлежащая зачислению на счет или списанию со счета; подписи клиента, операционного работника, кассового работника [16, с. 139].
Прием денег за коммунальные, налоговые и другие платежи (далее по тексту – платежи) производится по извещениям и квитанциям установленных форм.
После совершения операции по приему платежа кассовый работник проставляет на квитанции, возвращаемой клиенту, оттиск штампа контрольно-кассовой машины или программно-технического средства, обеспечивающего реализацию требований, предъявляемых к контрольно-кассовым машинам, или выдает клиенту вместе с квитанцией распечатку печатающего устройства.
Для осуществления кассового обслуживания населения в послеоперационное время кредитной организации или в выходные, праздничные дни кассовому работнику выдается необходимая сумма денег авансом по расходному кассовому ордеру [16, с. 142].
Сумма выданного аванса учитывается на балансовых счетах для учета наличных денежных средств по лицевому счету кассы осуществляющей операции по обслуживанию населения в послеоперационное время кредитной организации, в выходные, праздничные дни.
Для подкрепления банкомата и изъятие из него денежной наличности назначается ответственные работники, один из которых является кассовым или инкассаторским работником. Подкрепление банкомата производиться по письменной заявке данного работника, которому выдаются по расходному ордеру необходимая сумма денег.
Он же выводит из банкомата распечатку о сумме денежной наличности, выданной на основании карточек и находящейся в банкомате на момент вскрытия, и изымает кассеты из банкомата, загружает подготовленные кассеты в банкомат и выводит из банкомата распечатку, подтверждающую факт вложения денег [4, с. 153].
На основании распечатки банкомата операционный работник выписывает приходный ордер на сдаваемую в кассу денежную наличность и расходный кассовый ордер для отражения по картсчетам клиентов.
Кассовые операции могут совершаться как в месте нахождения банка или филиала (в кассовом узле), так и вне места нахождения коммерческого банка или филиала (во внутреннем структурном подразделении кредитной организации).
Кассовый узел банка может иметь сложную структуру. Состав возможных подразделений кассового узла показан на рис. 1. [20, с. 133]
Рисунок 1.1 - Состав кассового узла коммерческого банка [20, с. 133]
Организует и контролирует работу кассового узла банка заведующий кассой.
Как правило, для своей работы он имеет отдельное помещение. Основная работа в кассовом узле коммерческого банка происходит в создаваемых кассах: приходных, расходных, приходно-расходных, вечерних, разменных, пересчета денежной наличности [3, с. 11].
Виды и количество таких касс зависит от характера деятельности банка и объема выполняемых операций.
Приходная касса банка осуществляет прием наличных денег от граждан и организаций (физических и юридических лиц) в течение операционного дня. Эта касса осуществляет также прием от организаций денежной наличности в средствах упаковки.
Расходная касса выполняет выдачу денежных средств как физическим, так и юридическим лицам. Последним выдача денег производится при предъявлении денежных чеков [14, с. 165].
Приходно-расходная касса производит как прием, так и выдачу наличных денег. Проведение приходных и расходных операций с проверкой правильности оформления документов клиентами банка осуществляет кассир-операционист рассмотренных касс.
Вечерняя касса в коммерческом банке функционирует для приема наличных денег после окончания операционного дня. Так, вечерняя касса обеспечивает более эффективное обслуживание юридических лиц, позволяя сдавать им выручку, которая поступила за день.
Однако вечерние кассы не выполняют расходные операции. Деньги, которые были приняты вечерней кассой, должны быть зачислены банком на счета не позднее утра следующего рабочего дня. Для размена денег создается разменная касса [3, с. 12].
Касса пересчета создается для проверки и подсчета денег.
Она осуществляет прием денежной наличности от инкассаторов в течение операционного дня, пересчет сумок с денежной наличностью, а также прием денежной наличности и пересчет сумок с ней от работников вечерней кассы.
Пачки банкнот, мешки с монетой, сумки с наличными деньгами должны храниться в хранилище ценностей [15, с. 184].
Банк сам определяет виды ценностей и порядок их хранения.
Хранилище оборудуется таким образом, чтобы обеспечить полную сохранность ценностей.
Банки осуществляют также инкассацию денежной выручки юридических лиц [14, с. 167].
Это позволяет ускорить обращения наличности и своевременное их зачисление на счета предприятий и организаций.
В пределах коммерческого банка разрабатываются свои инструкции и положения, которые не должны противоречить федеральному, отраслевому и региональному законодательству, что является локальным уровнем регулирования деятельности. К примеру, на данный уровень можно отметить Учетную политику организации, положение о премировании и т.д.
Итак, кассовые операции – это операции по приему и выдаче наличных денежных средств. Более широко кассовые операции можно определить как операции, связанные с движением наличных денежных средств, а также формированием, размещением и использованием денежных средств на различных активных счетах коммерческого банка и счетах клиентов коммерческого банка.
Кассовое подразделение кредитной организации создается для комплексного кассового обслуживания юридических и физических лиц и обработки денежной наличности.
Основными видами кассовых операций являются:
·прием и выдача денежной наличности;
·кассовое обслуживание банкоматов, касс вне банка, обменных пунктов;
·доставка и инкассация денежных средств и ценностей;
·хранение ценностей.
2. Организация особенности кассовой работы на примере ПАО «Сбербанк России»
2.1. Характеристика деятельности ПАО «Сбербанк России»
ПАО «Сбербанк России» берет свое начало в 1841 году. На тот момент организация еще не являлась столь значительной по размерам и влиянию.
Все, что представлял Сбербанк того времени - это сберегательная касса, имеющая два крохотных помещения в Санкт - Петербурге и Москве, со штатом сотрудников общей численностью не превышающей двадцать человек [23].
В наше время банк остается самым крупным на всей территории Российской Федерации.
Банк России в свое время очень помог выстоять организации во время дефолта в 1998 году, и до последнего момента предприятие является любимым творением государства. За все время своего существования, можно заметить стабильность организации, конкурентный настрой, желание постоянно совершенствоваться и развиваться.
Это настоящая команда профессионалов, знающих свое дело и готовых помогать людям.
В настоящее время это крупнейший банк страны, которым руководит Герман Греф, контрольный пакет фирмы принадлежит государству (более 60%).
Организация насчитывает более одиннадцати тысяч дополнительных офисов, девяноста пяти филиалов и пяти тысяч ВСП (внутренних структурных подразделений), также существует один филиал в Индии (г. Нью - Дели), численность персонала по последним данным превышает двести шестьдесят тысяч сотрудников [23].
Любое предприятие преследует свои цели, которые бы могли охарактеризовать их специфику и смысл общего дела.
Новшества в развитии Сбербанка, его задачи диктуют определенные требования к сотрудникам, 35 определение и понимание ими корпоративных ценностей, осознание принципов деятельности которые отражены в миссии Сбербанка.
Миссия организации выделяет главную задачу экономики России и исключительную роль общества – обеспечение стабильности и уверенности. Миссия Сбербанка четко выражает свою ответственность перед клиентами, что то, ради чего они стараются – это, реализация и помощь в осуществлении целей в финансовой сфере своих потребителей.
Перечень оказываемых услуг организации невероятно велик. Начиная с классических операций по обслуживанию физических лиц: помощь в пользовании терминалами и средствами коммуникаций, до более сложных: открытие счета, оплата услуг, переводы, покупки ценных бумаг, металлов или монет и т.д. [23]
Среди всего вышеперечисленного, особой популярностью пользуются: оплата штрафов, коммунальных услуг, детских садов и т.д. Чтобы идти в ногу со временем, организации приходится ежедневно вносить коррективы в структуру своей деятельности.