Файл: Организация кассовой работы в кредитных организациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 265

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так для упрощения работы и большего комфорта потребителей, в банке существуют электронные аппараты, обратившись к которым, пользователь может за короткое время с пользой для себя произвести необходимые операции, например, снять или положить на счет средства. Одним из последних и постоянно совершенствующимся достижением работы является «Сбербанк онлайн».

Количество пользователей каждый день растет и на данный момент составляет около 13 миллионов. Преимущество данной системы заключается в универсальности использования.

С помощью онлайн - помощника, любой владелец смартфона, может управлять своими денежными средствами, пополнять баланс, переводить средства, оплачивать счета и выполнять множество других операций, не выходя из дома или находясь далеко от населенного пункта.

Деятельность банка преследует следующие цели: - привлечение средств, посредствам сотрудничества клиентов с банком; - организация расчетов и обслуживания юридических и физических лиц; - осуществление работ с валютой и ценными бумагами, а также с другими операциями; - гарантировать сохранность средств, доверенных организации [23].

Полное название организации на данный момент звучит как: Публичное акционерное общество «Сбербанк России» (сокр. ПАО «Сбербанк России» или СБ РФ).

Филиалы имеют право осуществлять операции от имени Сбербанка.

К таким операциям относят: - осуществлять операции по вкладам; - принимать платежи; - оформлять кредиты физических и юридических лиц; - координировать действия, проводимые с ценными бумагами, лотерейными билетами; - оказание индивидуальных услуг - сейфов для хранения предметов представляющих ценность; - предоставление услуг: консультаций, трастовых, брокерских и лизинговых сделок; - возлагать на себя ответственность от лица банка, как финансового учреждения, уполномоченного совершать действия и операции, не противоречащие Российскому законодательству; - координировать действия связанные с расчетными счетами своих клиентов, своевременно выполнять предписанные действия; - осуществлять работу инкассации; - осуществление операций по обмену, продаже, покупке валюты и других операций, допускающих Центробанком; - обеспечение гарантий клиенту, за сохранность вложений или других операций которые согласно лицензии уполномочено выполнять отделение. - операции, по работе с персоналом Сбербанка, а также лиц, уволенных, вновь принятых или первично пришедших для трудоустройства. - работа с беременными женщинами, прибывающими в декрете, или пенсионерами; - проведение собеседования, обучения, тренингов. Единая система Сбербанка России состоит из множества элементов – внутренних структурных подразделений (ВСП) [23].


Организационная структура управления ПАО Сбербанка России представляет собой линейно-функциональную структуру.

Ее также называют штабной. При данном виде организационной структуры функциональные руководители составляют штаб линейного руководителя.

Конкретность заданий в совокупности с возможностями управления многоцелевой аудиторией помогают банку повысить качество принимаемых решений и координировать действия персонала.

Организационная структура ПАО «Сбербанк России» представлена в приложении А.

Для более глубокого анализа упростим задачу и примем для рассмотрения дополнительный офис города Тольятти.

Не его основе будут проводиться исследования эффективности, производительности.

Организационная структура дополнительного офиса № 6991/0677 выглядит следующим образом:

Рисунок 2.1 – Организационная структура УДО №7003/0727 ПАО Сбербанк [23]

УДО №7003/0727 ПАО Сбербанк входит в общую структуру Сбербанка, то есть является филиалом по обслуживанию физических и юридических лиц, а также работы с акционерами.

В процессе функционирования, данное отделение следует правилам, прописанным в трудовом законодательстве, законодательстве РФ, правилами и уставами Центробанка, а также положениями, принятыми к использованию в дополнительных офисах «Сбербанка России».

Дополнительный офис, оказывая услуги, вступает в деловые отношения между офисом (от лица организации) и физическим или юридическим лицом.

Наравне с другими дополнительными офисами, данное отделение имеет отдельный баланс, который в свою очередь является частью общего баланса банка.

К внутреннему структурному подразделению (ВСП) офиса относятся: - старший менеджер по обслуживанию; - менеджер по продажам; - заместитель руководителя дополнительного офиса; - руководитель дополнительного офиса; - консультант; - менеджер по обслуживанию.

Кроме этого, в рассматриваемом дополнительном офисе находится персонал, занимающийся работой с кадрами [27].

Данный вид сотрудников в штат ВСП не входит.

В отделе по работе с персоналом присутствуют: - начальник отдела; - главный инспектор; - инспектор; - старший инспектор; - ведущий экономист; - ведущий инспектор.

Деятельность двух этих структур протекает на разных этажах одного офиса.

Отдел по работе с персоналом расположен на втором этаже, а работа с клиентами проходит на первом этаже офиса.


2.2. Общие вопросы организации кассовой работы

Основным нормативным документом, регулирующим организацию кассовой работы в банках, является Положение ЦБ РФ № 630-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России» от 29 января 2018 года [1].

Банк России устанавливает общие правила организации кассовой работы в коммерческих банках, которые устанавливают:

  1. общий порядок организации и ведения кассовой работы;
  2. правила перевозки и хранения банкнот, монеты и других ценностей;
  3. порядок определения банкнот, имеющих признаки подделки и неплатежеспособности;
  4. порядок замены и уничтожения банкнот ЦБ РФ.

Каждая кредитная организация (например, коммерческий банк и его филиалы) по месту своего нахождения создают кассовый узел и денежное хранилище, в соответствии с требованиями ЦБ РФ к их техническому состоянию.

Кассовый узел используется для осуществления кассового обслуживания граждан, предприятий и организаций, а также для осуществления всех видов операций с наличными деньгами и иными ценностями. Размеры помещений и их количество устанавливаются банками самостоятельно, исходя из масштабов деятельности и объемов совершаемых операций.

Банки осуществляют следующие виды кассовых операций [1]:

  • прием, выдачу и размен банкнот и монеты ЦБ РФ;
  • обмен рублевой наличности, в том случае если она имеет признаки неплатежеспособности;
  • обработку денежной наличности, а именно – пересчет, сортировку банкнот в пачки, в кассеты, формирование монеты в мешки, а также в другие средства упаковки;
  • обмен рублевой денежной наличности на иностранную валюту и наоборот;
  • кассовое обслуживание клиентов, к которому относятся следующие операции – по приему денежной наличности от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц (граждан) для зачисления на их счета, а также операции по выдаче им денежных средств с одновременным списанием с их счетов.

По согласованию с РКЦ ЦБ РФ, где у коммерческого банка открыт корреспондентский счет, устанавливается лимит наличных денег в операционной кассе головного банка, его филиалов и дополнительных офисов. Фактический остаток наличных денег в кассе должен быть не менее суммы установленного лимита [6, с. 84].


Размер лимита зависит от масштабов и объемов деятельности каждого конкретного коммерческого банка. Наличные деньги необходимы банку для удовлетворения всех требований клиентов по получению денежной наличности со своих счетов.

Все операции с наличными деньгами и другими ценностями совершаются в помещениях банка, а также его внутренних структурных подразделениях, оборудованных в соответствии с требования ЦБ РФ, которые заключается в следующем [6, с. 85]:

  • такие помещения, располагаются таким образом, чтобы исключить в них нахождение любых посторонних лиц, кроме кассовых и инкассаторских работников;
  • такие помещения оборудуются отдельным входом, который охраняется сотрудником охраны и техническими средствами охраны и наблюдения;
  • эти помещения должны быть оснащены пожарной и охранной сигнализацией с выводом сигнала на подразделение охраны банка;
  • хранилищем денежных средств и ценностей является специально оборудованная сейфовая комната с металлическими шкафами и сейфами не ниже 1-го класса устойчивости.

Кредитная организация может застраховать всю денежную наличность и иные ценности, находящиеся в ее операционной кассе. Также многие кредитные организации страхуют здоровье и жизнь кассовых и инкассаторских работников [6, с. 87].

Работа с наличными деньгами осуществляется кассовыми работниками, а непосредственно перевозку и инкассацию наличных денег осуществляют инкассаторские работники, с которыми заключаются договоры о полной материальной ответственности. Кассовым и инкассаторским работникам в соответствии с Положением ЦБ РФ № 630-П запрещается [1]:

  • «… выполнять поручения клиентов по осуществлению операций с наличными деньгами по банковским счетам, счетам по вкладам, минуя бухгалтерских работников, при отсутствии системы контроля, предусмотренной в пункте 2.6 настоящего Положения;
  • убирать из поля зрения клиента принимаемые от него, выдаваемые ему наличные деньги, документы до окончания операции и выдачи клиенту подписанного кассовым работником экземпляра приходного, расходного кассового документа с проставленным оттиском штампа кассы;
  • хранить на рабочем столе кассового работника ранее принятые от клиентов наличные деньги;
  • уничтожать, производить гашение сомнительных, имеющих признаки подделки денежных знаков Банка России, в том числе путем проставления оттисков штампов, пробивания отверстий, разрезания, а также выдавать, возвращать их клиенту…».

Также банк (кредитная организация) осуществляет, как правило, самостоятельно инкассацию собственных денежных средств из РКЦ ЦБ РФ (со своего корреспондентского счета) и обратно. Также может оказывать услуги своим клиентам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателем, по инкассации и доставке денежных средств и других различных ценностей [6, с. 88].

Для эффективного обслуживания своих клиентов, а также обработки наличных денежных средств, каждая кредитная организация создает аппарат кассовых подразделений, который состоит из следующих видов касс – приходных, расходных, приходно-расходных, вечерних, касс пересчета. Количество таких касс, их штат работников, а также техническое обеспечение, зависят от характера и объемов деятельности каждой кредитной организации.

К основным задачам деятельности кассовых подразделений кредитных организаций (банков) относятся [10, с. 31]:

  • расчетно-кассовое обслуживание населения (граждан РФ) в рублях и иностранной валюте;
  • осуществление безналичных переводов без открытия счета по поручению физических лиц с использование различных систем денежных переводов;
  • осуществление различных видов кассовых операций по поручению физических лиц, а именно – обмен (покупка и продажа) иностранной валюты, прием иностранной валюты на вклады и выдача со счетов с использованием, в том числе, банковских карт;
  • прием и выдача денежной наличности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • организация работы с наличными деньгами при использовании банкоматов;
  • обработка и пересчет денежной наличности, в том числе, выявление поддельных и сомнительных банкнот, а также банкнот, которые имеют признаки неплатежеспособности;
  • обеспечение бесперебойного и эффективного кассового обслуживания всех клиентов банка [10, с. 33];
  • обеспечение надлежащего хранения денежной наличности и других ценностей (драгоценных металлов, ценных бумаг, бланков строгой отчетности и т.д.);
  • обеспечение установленного законом порядка приема, обработки, хранения и выдачи наличных денег и иных ценностей из касс и кладовых (хранилища) кредитной организации (банка);
  • проводит профилактические мероприятия, направленные на устранение растрат, хищений, просчетов и иных злоупотреблений в кассовой работе;
  • организация устранения недочетов, выявленных в ходе ревизий и проверки организации кассовой работы, а также выявление случаев растрат, хищений и иных злоупотреблений;
  • проведение политики автоматизации кассовой работы, повышающей производительность труда кассовых работников банка;
  • организация и осуществления мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессионализма кассовых и инкассаторских работников банка [10, с. 34].