Файл: Организация кассовой работы в кредитных организациях.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 289
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы организации кассовой работы в кредитных организациях
1.1. Сущность и особенности организации кассовой работы банка
1.2. Практика организации кассовой работы в коммерческом банке
2. Организация особенности кассовой работы на примере ПАО «Сбербанк России»
2.1. Характеристика деятельности ПАО «Сбербанк России»
Введение
Актуальность темы: Операции, связанные с обработкой наличных денег и кассовые операции в коммерческих банках являются одним из трудоемких и затратных операций из-за больших оборотов денежной наличности в банковской системе, несмотря на их рентабельность.
Расчетно-кассовое обслуживание клиентов в коммерческих банках, включающее в себя открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц, является для банков очень важным и прибыльным видом деятельности.
Расчетно-кассовое обслуживание в совокупности с проведением операций по привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады и размещением этих средств от имени и за счет банка являются классическими банковским операциями.
Проблема организации и обслуживания налично-денежного обслуживания в коммерческом банке актуальна, поскольку, во-первых, модернизация технологических процессов работы с наличностью является приоритетом стратегического развития того или иного банка и одним из важнейших инструментов управления затратами коммерческого банка, а во-вторых, затраты на обработку наличных денежных средств и кассовые операции в коммерческих банках достаточно высокие, что порой приведут к завышению тарифов на кассовые операции, снижая конкурентоспособности того или иного коммерческого банка.
По этой причине необходимо развивать, усовершенствовать процесс кассового обслуживания, преодолевать возникающие проблемы.
Вопросы расчетно-кассовой деятельности коммерческих банков отражены в научных трудах таких российских авторов, как: Белоглазова Г.Н., Доруховская Е.В., Жаровня А.Г., Жуков Е.Ф., Коробова Г.Г., Конвисарова Е.В., Костерина Т.М., Королев А.А., Кривошапова С.В., Крилевский Н.А., Кровелицкая Л.П., Лаврушин О.И., Литвин Е.А, Тавасиев А.М. и других.
Несмотря на имеющуюся научную проработку, до настоящего времени проблема оптимизации и совершенствования расчетно-кассового обслуживания в банках является малоизученной и требует дополнительного исследования.
Объект исследования – система кассовой работы в банках на примере ПАО «Сбербанк России».
В качестве предмета исследования выступает формы и методы организации и обслуживания налично-денежного обращения в коммерческом банке.
Цель работы: Рассмотреть особенности организации кассовой работы в банках.
Задачи работы:
- Рассмотреть сущность и особенности организации кассовой работы в банке;
- Изучить практику организации кассовой работы в коммерческом банке;
- Дать, характеристику деятельности ПАО «Сбербанк России»
- Исследовать общие вопросы организации кассовой работы;
- Провести анализ факторов, оказывающих влияния на расчетно-кассовое обслуживание клиентов в ПАО «Сбербанк России»;
- Предложить мероприятия, направленные на совершенствование расчетно-кассового обслуживания клиентов ПАО «Сбербанк России».
Информационно-эмпирическую базу работы составили федеральные законодательные акты и нормативные документы Банка России, регулирующие деятельность банков, официальные данные Федеральной службы государственной статистики России, статистические и информационно-аналитические данные Банка России, данные публикуемой отчетности коммерческих банков, научные труды ученых-экономистов.
В процессе исследования были использованы учебные пособия, монографии, а также опубликованные в научных журналах статьи.
1. Теоретические основы организации кассовой работы в кредитных организациях
1.1. Сущность и особенности организации кассовой работы банка
Кассовые операции любого банка включают в себя операции, которые относятся к инкассации, приему, выдаче и хранению наличности, иностранной валюты и прочих ценностей.
Для того чтоб осуществлять кассовое обслуживание юридических и физических лиц, коммерческими банками формируются кассовые узлы по месту своего положения [2, с. 144].
Кассовый узел кредитной компании включает в себя несколько помещений: хранилища ценностей, сейф или кладовую, операционную кассу, которая может быть расходной, приходной, приходно-расходной, кассовые залы для граждан, кассу пересчета, вечернюю кассу, функциональные и вспомогательные помещения, помещения приема и выдачи денежных средств инкассаторам.
В процессе развития территориальных учреждений Центрального Банка коммерческие учреждения открывают оборудованные операционные кассы, помимо кассового узла [4, с. 171].
Создание данных касс осуществляется для улучшения обслуживания граждан в сфере совершения операций приема, выдачи вкладов, покупки ценных бумаг, приема различных платежей от физических лиц.
Операционная касса, которая находится вне кассового узла, может располагаться на предприятиях, помимо вышеназванных операций она осуществляет выдачу средств по оплате труда, выплаты социального характера, а также прочие операции, лицензия на совершение которых есть у кредитной организации [19, с. 136].
Банк может открывать банкоматы и прочие платежные и расчетные терминалы.
Во главе кассового подразделения стоит заведующий кассой, обладающий материальной ответственностью за сохранность данных ему ценностей.
Он руководит работой кассы, организуя непрерывное и четко кассовое обслуживание потребителей. Непосредственно операции с наличностью осуществляются кассовыми и инкассаторскими работниками, которые несут полную ответственность в области хранения вверенных им ценностей [19, с. 138].
По объявлениям на взнос наличности осуществляется прием денежных средств в приходной кассе банка.
В этом случае операционный работник должен проверить правильность формирования объявления, отражая сумму средств в журнале прихода и перенося ее в кассу. Данное заявление подписывается кассовым работником, а также к нему прикладываются квитанция и ордер, ставится печать. Далее квитанция выдается клиенту.
По завершению операционного дня кассовым работником с помощью приходных документов составляется справка о сумме принятых за день денег и числе поступивших в кассу денежных документов [4, с. 172].
Работник должен сверить сумму фактических и принятых денег. Также, указанные в справках кассовые обороты, должны быть сверены с записями в кассовых журналах каждого операционного работника.
Особенности работы с наличными средствами.
Денежную наличность, которую в течение операционного дня работники принимают в кассу, необходимо вместе с переходными документами и справками о сумме принятых средств и числе поступивших в кассу денежных средств, сдать заведующему кассой.
Это осуществляется написанием определённой расписки в книге учета принимаемых и выдаваемых ценностей или денег [2, с. 150].
Вся совокупность поступивших наличных денег должна быть оприходована в операционную кассу и зачислена на определённый счет в этот же рабочий день.
Если банк принимает деньги от клиентов в вечерние кассы или в послеоперационное время, то средства необходимо зачислить на определенные счета клиентов банка не позже следующего рабочего дня. Выдача наличных денег предприятиям осуществляется по денежным чекам. Для того чтобы получить наличность, клиент должен предъявить денежный чек операционным работникам [4, с. 173].
После определенной проверки клиенту выдается контрольная марка денежного чека с целью предъявления в кассу.
После получения денежного чека кассовым работником должны быть еще раз проверены реквизиты и выданы деньги получателю с подписанием чека. Когда завершается операционный день, кассовым работником должна быть сверена сумма получаемых им подотчёт средств от заведующего кассой с суммой, которая указана в расходных ордерах [2, с. 175].
Сравнение должно происходить с фактическим остатком денег, на что должна быть составлена справка о сумме выдаваемых денег и получаемой в подотчет суммой. Работник подписывает данную справку и приводит кассовые обороты, после сверки с записями в кассовых журналах.
Сверку оформляют с помощью подписи кассового работника в кассовом журнале и подписи операционных работников.
Кассовая работа с клиентами банка.
Организация кассовой работы банка включает в себя прием денег за коммунальные услуги, налоговые и прочие платежи. Осуществление данных платежей производится по извещениям и квитанциям [19, с. 142].
Операции в области приема и выдачи наличных денег со счетов и по вкладам должны быть подтверждены соответствующими записями в книжке, которая остается у клиента.
По завершению операции в области приема коммунальных и прочих платежей, кассовый работник должен поставить на квитанции, которую возвращает клиенту, штамп контрольно-кассового аппарата.
По окончанию операции с наличностью и прочими ценностями кассовые работники должны сдать заведующему кассой имеющиеся денежные средства вместе с кассовыми справками [19, с. 146].
Заведующий кассой принимает деньги, документы и справки от кассового работника, проверяет заверенные операционными работниками суммы кассовых оборотов, которые указаны в справках.
Также заведующий проверяет количество и суммы сданных кассовыми работниками документов и средств по данным справкам. Далее заведующий в соответствии с данными справок кассовых работников должен составить сводную справку, содержащую обороты за весь день [1, с. 133].
По ней он может сверить итоги сводной справки о кассовых оборотах с бухгалтерскими данными, впоследствии заверенные подписью главного бухгалтера [9, с. 163].
После того, как сверены кассовые обороты за день, заведующим кассой записывается в книгу учета приход и расход денег, выводится остаток наличности денег в операционной кассе, остаток прочих ценностей на начало следующего дня, заверяется подписями должностных лиц, ответственных за сохранение этих средств.
1.2. Практика организации кассовой работы в коммерческом банке
Существующая практика деятельности коммерческих банков выработала определенные приемы и правила выполнения банковских операций, которые обеспечивают необходимые результаты.
Возглавляющий бухгалтерию главный бухгалтер выполняет организаторские и контролирующие функции [9, с. 167].
Состав, структура бухгалтерии и распределение функций определяются размером банка, банковскими операциями, уровнем компьютеризации работы бухгалтерии и другими факторами.
Главный бухгалтер определяет конкретные обязанности работников учетно-операционного аппарата.
При необходимости могут создаваться специальные отделы, например: отдел учета операций в национальной валюте, отдел учета операций в иностранной валюте, отдел кассовых операций, отдел внутрибанковского учета, кредитный отдел, отдел депозитов, отдел ценных бумаг, отдел учета деятельности филиалов и др. [3, с. 10]
Организация работы учетно-операционного аппарата банка строится по принципу ответственных исполнителей. Конкретные обязанности работников учетно-операционного аппарата устанавливаются главным бухгалтером [12, с. 161].
Ответственному исполнителю поручается единолично оформлять и подписывать расчетно-денежные документы по установленному кругу операций. Работа ответственных исполнителей связана также с контролем, оформлением расчетно-денежных документов и отражением в учете банковских операций.
Ведение счетов распределяется между ответственными исполнителями с учетом номеров балансовых счетов первого или второго порядка, при этом обязательным условием является ведение одним ответственным исполнителем расчетного и ссудных счетов одного клиента [7, с. 158].
Ответственный исполнитель при работе с документами на бумажном носителе завершение операции оформляет своей подписью, при этом исполнитель несет ответственность за правильность совершаемой бухгалтерской операции в банке.
Работая непосредственно на компьютере и создавая электронный документ, ответственный исполнитель также несет ответственность за правильность его оформления.
В этом случае авторство в оформлении документа фиксируется в специальном поле в записи электронного документа.
В это поле может заноситься кодовое обозначение ответственного исполнителя.
Это происходит автоматически, а кодовое обозначение связывается с паролем, под которым ответственный исполнитель начинает работу с компьютерной системой. Банк России уделяет большое внимание кассовым операциям коммерческого банка, а именно приему, выдаче, размену, обмену, обработке, включающей в себя пересчет, сортировку, формирование, упаковку наличных денег [12, с. 166].