ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.07.2019

Просмотров: 13262

Скачиваний: 66

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Закон определяет следующие цели сертификации:

  • создание условий для деятельности организаций всех форм собственнос­ти на едином товарном рынке Рос­сии, для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной тор­говле;

  • содействие потребителям в выборе продукта и защита их от недобросо­вестности изготовителя (продавца, исполнителя);

  • контроль безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества людей и окружающей среды;

  • подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Закон однозначно трактует право на создание системы сертификации: «Систе­ма сертификации создается государствен­ными органами управления, предприя­тиями, учреждениями и организациями и представляет собой совокупность учас­тников сертификации», которые прово­дят сертификацию по тем правилам и в том порядке, как это принято в данной системе и в соответствии с положениями Закона «О сертификации продукции и услуг». В Законе установлены общие по­ложения о сертификате и знаке соответ­ствия, об обязанностях Госстандарта РФ по разработке правил их регистрации и применения.

Закон предусматривает, что система сертификации может создаваться только юридическими лицами. Форма собствен­ности юридического лица и организаци­онная форма не регламентируется.

Согласно закону к участникам серти­фикации могут быть отнесены: государ­ственные органы; организации, которые создают систему сертификации; испыта­тельные лаборатории; центральные орга­ны систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах серти­фикации однородной продукции; а так­же изготовители (продавцы) и потребите­ли (могут привлекаться представители обществ по защите прав потребителей).



РОССИЙСКИЕ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ


СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ

Обязательная сертификация в России, как и в зарубежных странах, распростра­няется, прежде всего, на потребительские товары и подтверждает их безопасность и экологичность. Как уже отмечено выше, продукция, подлежащая обязательной сер­тификации, включается в официальный перечень, который является важным до­кументом для всех заинтересованных в сертификации, поскольку:

  • потребители рассматривают перечень как источник информации о гарантии своих прав на приобретение безопас­ных продуктов, на выбор их среди ана­логов, находящихся в продаже;

  • торговые организации получают воз­можность обоснованного выбора при размещении заказов;

  • изготовители, ориентируясь на пере­чень, могут своевременно подгото­виться к проведению сертификации на своем предприятии;

  • таможенные органы получают сведе­ния об объектах обязательного конт­роля при ввозе пищевых продуктов на территорию РФ;

  • сертификационные органы вместе с номенклатурой продуктов получают возможность своевременного обеспечения своего фонда нормативных доку­ментов необходимыми стандартами;

  • контролирующие органы могут под­готовиться к инспекционному конт­ролю сертифицированной продукции, составить планы и графики работ;

  • технические комитеты по стандарти­зации благодаря этой информации определяют объекты для стандарти­зации методов испытаний и установ­ления обязательных для сертифика­ции требований на конкретные виды продукции.


На основании Закона «О защите прав потребителей» Госстандарт РФ как нацио­нальный орган по сертификации потре­бительских товаров установил номенкла­туру товаров, которые подлежат обяза­тельной сертификации, и включил в нее более 70 видов продукции и некоторые виды услуг. Среди них: сельскохозяй­ственная и пищевая продукция; товары бытовой химии; изделия текстильной и легкой промышленности; электробытовые приборы и радиоэлектронная аппарату­ра; медицинская техника и приборы; ав­тотранспортные средства; спортивное и охотничье оружие; бытовые нагреватель­ные устройства; бытовая техника.

В качестве критериев для включения сельскохозяйственной и пищевой продук­ции в этот перечень были выбраны: по­тенциальная опасность для пользовате­ля; наличие требований безопасности в нормативном документе на продукт; мас­совость потребления; степень угрозы жиз­ни и здоровью человека и др.

Перечень ежегодно обновляется и до­полняется по мере принятия новых зако­нодательных актов в области охраны здо­ровья и защиты интересов потребителей. Изменения в перечень могут быть внесе­ны и другими органами государственно­го управления, уполномоченными созда­вать системы сертификации. На основа­нии их предложений Госстандарт как орган, координирующий обязательную сертификацию и проводящий государ­ственную политику в этой области, со­ставляет сводный перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.

Перечень распространяется и на им­портируемую продукцию, о чем проинфор­мированы по соответствующим каналам официальные органы зарубежных стран.

В 2000 г. в России действовало не­сколько десятков систем обязательной сертификации, часть из них (системы сер­тификации однородной продукции) вхо­дит в состав системы ГОСТ Р (Государ­ственный стандарт России). 15 систем обязательной сертификации образованы разными федеральными органами испол­нительной власти. Создавшиеся масшта­бы работ по обязательной сертификации, участие в ней различных органов феде­рального уровня требуют четкой коорди­нации. Координирующей функцией на ос­нове Закона РФ «О защите прав потреби­телей» наделен Госстандарт РФ. В его обязанности входит:

  • формирование единой государствен­ной политики в области сертифика­ции;

  • обеспечение взаимодействия федераль­ных органов исполнительной власти в практике сертификации;

  • приведение в соответствие требований к объектам сертификации, проходя­щим сертификацию в различных си­стемах;

  • унификация методов и процедур кон­троля за сертифицированной продук­цией;

согласование номенклатуры объектов обязательной сертификации.
Разделение полномочий и сферы взаимодействия в области обязательной сертификации регламентируются двусторон­ними соглашениями Госстандарта РФ с федеральными органами исполнительной власти. Наиболее крупной системой обяза­тельной сертификации является ГОСТ Р.


Это первая система обязательной серти­фикации, созданная во исполнение зако­на «О защите прав потребителей», орга­низованная и возглавляемая Госстандар­том РФ. В ее составе действуют более 40 систем сертификации однородной про­дукции, около 900 органов по сертифи­кации и более 2000 испытательных лабо­раторий, которые аккредитованы в уста­новленном порядке. Ежегодно в системе ГОСТ Р выдается около 500 тыс. серти­фикатов соответствия на продукцию и услуги. Система ГОСТ Р выполняет зада­чи по сертификации импортируемой про­дукции. Для этого в ней аккредитованы зарубежные органы по сертификации: ДИН-ГОСТ-ТЮФ (Германия), Сосьете Же-нераль (Швейцария), Мерт-контроль (Вен­грия), ГОСТ-Азия (для стран Юго-Вос­точной Азии).

В системе ГОСТ Р может проводить­ся и добровольная сертификация. Прак­тика показывает, что заявители на доб­ровольную сертификацию также чаще всего обращаются в эту систему.

На базе правил и принципов систе­мы ГОСТ Р сформирована действующая инфраструктура сертификации в России, а также в странах СНГ. Правила систе­мы, апробированные в течение несколь­ких лет, легли в основу создания общих положений по сертификации в России, рассмотренных выше.

Система ГОСТ Р открыта для учас­тия в ней всех субъектов, признающих ее правила, в том числе и органов государ­ственного управления, на которые возло­жена деятельность по сертификации, а также организаций других стран. Так, среди испытательных лабораторий ак­кредитованы организации стран СНГ и дальнего зарубежья. Система ГОСТ Р на основе соглашений взаимодействует с дру­гими сертификационными системами. Функции участников системы установле­ны Законом «О сертификации продукции и услуг».


СИСТЕМА ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ

В России действуют более 80 систем добровольной сертификации, охватываю­щих в основном рынок потребительских пищевых продуктов, товаров и услуг.

Системы добровольной сертификации имеют некоторые характерные черты:

  • активная роль заявителя, который определяет подтверждаемые требова­ния к объекту сертификации, методы их проверки, стандарты или другие нормативные документы, устанавли­вающие требования, выбирает схему сертификации;

  • самоорганизация системы, т. е. ини­циирование ее создания и регистра­ции любыми субъектами хозяйствен­ной деятельности;

  • открытость, возможность для заин­тересованных сторон ознакомиться с составом участников системы, прави­лами и процедурами сертификации;

  • самостоятельность, невмешательство федеральных и местных органов ис­полнительной власти, иных государ­ственных и общественных структур в деятельность систем (если они не яв­ляются ее организаторами).

Добровольную сертификацию может проводить орган по обязательной серти­фикации. В этом случае необходимо за­регистрировать систему добровольной сертификации и ее знак соответствия и предусмотреть в правилах проведения сертификации, наряду с обязательной и добровольную сертификацию.


Право на проведение сертификации вновь создаваемая система добровольной сертификации получает после ее регист­рации в соответствии с ГОСТ Р 40.101-95 «Государственная регистрация систем добровольной сертификации и их знаков соответствия». Срок действия сертифи­ката соответствия по правилам доброволь­ной сертификации устанавливает орган по добровольной сертификации с учетом срока действия нормативного документа, на соответствие которому проведена сер­тификация.

Знаки соответствия в системах доб­ровольной сертификации подтверждают соответствие продукта:

  • всем требованиям нормативного до­кумента;

  • отдельным требованиям нормативно­го документа.

В последнем случае к знаку соответ­ствия должна добавляться ограничитель­ная оговорка (маркировка).

Еще одна особенность систем добро­вольной сертификации относится к при­знанию сертификатов соответствия. Ос­новным критерием признания является авторитет органа, выдавшего сертификат. Однако в конечном счете решение о при­знании принимает непосредственно заин­тересованная в сотрудничестве с держа­телем сертификата сторона.

Более трудной проблемой считается признание российских систем доброволь­ной сертификации за рубежом. В связи с этим системы добровольной сертифика­ции при их организации должны быть гармонизованы с международными пра­вилами и нормами. Информация об этих системах должна быть доступной для за­интересованных сторон.

Официальную информацию о зареги­стрированных системах добровольной сер­тификации, в том числе об их правилах, знаках соответствия, формах сертифика­та, публикует Госстандарт РФ на данных Государственного реестра систем сертифи­кации. Несмотря на то, что в российском законодательстве нет строгих ограничений по отношению к добровольной сертифи­кации, и это предоставляет системам пра­во работы по своим правилам, доброволь­ная сертификация в России основана на соблюдении рекомендуемых международ­ных принципов, своеобразного кодекса добровольной сертификации. К этим прин­ципам относят следующие положения:

  • в системе добровольной сертифика­ции должны быть определены прави­ла и процедуры, о которых информи­руются заявители;

  • объекты сертификации и их харак­теристики, которые может подтвер­дить данная система, должны четко оговариваться с указанием конкрет­ных нормативных документов. Нор­мативные документы, предлагаемые заявителем, принимаются при усло­вии их пригодности для целей сер­тификации;

  • процедуры сертификации надлежит должным образом документировать, что особенно важно в случаях подачи апелляций;

  • любая система добровольной серти­фикации вправе устанавливать свою форму сертификата и свой знак соот­ветствия. При этом, сертификат дол­жен содержать все общепринятые рек­визиты, а знак — иметь патентную чистоту;

  • вопрос о передаче полномочий орга­на по сертификации другим участни­кам системы (например, испытатель­ной лаборатории) должен быть отра­жен в правилах системы.


Нормативными документами по ветеринарно-санитарной экспертизе явля­ются: правила, инструкции, ГОСТы, ТУ, СанПиН и др.

В последние годы интенсивно разра­батываются новые концепции эффектив­ного контроля качества и безопасности пищевых продуктов (критические конт­рольные точки, барьерная технология, прогнозирующая микробиология и др.).

Российские предприятия, выпускаю­щие продукты животного происхождения для выхода на глобальный рынок и удер­жания позиций на локальных, внутрен­них рынках, должны не только обеспе­чивать качество и безопасность продук­ции, но и предоставлять убедительные доказательства этого, уметь продемонстрировать наличие и выполнение опреде­ленных процедур мониторинга производ­ства, направленных на предотвращение опасностей. Этим требованиям в наибо­лее полной мере отвечает система ХАССП (англ. НАССР — Hazard Analysis and Critical Control Points — анализ рисков и критические контрольные точки), кото­рая является моделью управления каче­ством и безопасностью продукции на пи­щевых предприятиях во многих разви­тых странах мира.

Критическая контрольная точка (ККТ) — это технологическая операция либо ее этап, на котором могут быть осу­ществлены меры профилактики микроб­ного обсеменения сырья или продукта. Эти меры должны устранить, предотвра­тить или свести к минимуму любую мик­робную опасность, возникшую перед дан­ной технологической операцией.

Госстандарт России утвердил государ­ственный стандарт ГОСТ Р 51705.1-2001 «Системы качества. Управление каче­ством пищевых продуктов на основе прин­ципов ХАССП. Общие требования». Этот стандарт направлен на достижение сле­дующих целей:

  • повышение уверенности в безопасно­сти пищевой продукции и продоволь­ственного сырья за счет того, что вне­дрение системы ХАССП полностью предотвращает или снижает до при­емлемого уровня риски возникнове­ния опасностей для жизни и здоро­вья потребителей;

  • повышение стабильности качества пищевой продукции и продовольствен­ного сырья за счет упорядочения и координации работ по управлению рисками при производстве, транспор­тировании, хранении и реализации на основе принципов ХАССП;

  • содействие проведению государствен­ного контроля и надзора за соблюде­нием обязательных требований стан­дартов в процессе производства за счет установления обоснованной номенк­латуры контрольных точек в техно­логическом процессе и системы их мониторинга.

Выбор и обоснование контрольных точек в технологической цепи производ­ства конкретной (или группы однород­ной) продукции животного происхожде­ния включает в себя выполнение следую­щих работ:

  • сбор и анализ исходной информации;

  • анализ и оценка риска;

  • определение контрольных точек (КТ);

  • разработка системы мониторинга;

  • проверка принятых решений и их документальное оформление.