ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.07.2019
Просмотров: 13262
Скачиваний: 66
Закон определяет следующие цели сертификации:
-
создание условий для деятельности организаций всех форм собственности на едином товарном рынке России, для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
-
содействие потребителям в выборе продукта и защита их от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
-
контроль безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества людей и окружающей среды;
-
подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Закон однозначно трактует право на создание системы сертификации: «Система сертификации создается государственными органами управления, предприятиями, учреждениями и организациями и представляет собой совокупность участников сертификации», которые проводят сертификацию по тем правилам и в том порядке, как это принято в данной системе и в соответствии с положениями Закона «О сертификации продукции и услуг». В Законе установлены общие положения о сертификате и знаке соответствия, об обязанностях Госстандарта РФ по разработке правил их регистрации и применения.
Закон предусматривает, что система сертификации может создаваться только юридическими лицами. Форма собственности юридического лица и организационная форма не регламентируется.
Согласно закону к участникам сертификации могут быть отнесены: государственные органы; организации, которые создают систему сертификации; испытательные лаборатории; центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции; а также изготовители (продавцы) и потребители (могут привлекаться представители обществ по защите прав потребителей).
РОССИЙСКИЕ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ
СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ
Обязательная сертификация в России, как и в зарубежных странах, распространяется, прежде всего, на потребительские товары и подтверждает их безопасность и экологичность. Как уже отмечено выше, продукция, подлежащая обязательной сертификации, включается в официальный перечень, который является важным документом для всех заинтересованных в сертификации, поскольку:
-
потребители рассматривают перечень как источник информации о гарантии своих прав на приобретение безопасных продуктов, на выбор их среди аналогов, находящихся в продаже;
-
торговые организации получают возможность обоснованного выбора при размещении заказов;
-
изготовители, ориентируясь на перечень, могут своевременно подготовиться к проведению сертификации на своем предприятии;
-
таможенные органы получают сведения об объектах обязательного контроля при ввозе пищевых продуктов на территорию РФ;
-
сертификационные органы вместе с номенклатурой продуктов получают возможность своевременного обеспечения своего фонда нормативных документов необходимыми стандартами;
-
контролирующие органы могут подготовиться к инспекционному контролю сертифицированной продукции, составить планы и графики работ;
-
технические комитеты по стандартизации благодаря этой информации определяют объекты для стандартизации методов испытаний и установления обязательных для сертификации требований на конкретные виды продукции.
На основании Закона «О защите прав потребителей» Госстандарт РФ как национальный орган по сертификации потребительских товаров установил номенклатуру товаров, которые подлежат обязательной сертификации, и включил в нее более 70 видов продукции и некоторые виды услуг. Среди них: сельскохозяйственная и пищевая продукция; товары бытовой химии; изделия текстильной и легкой промышленности; электробытовые приборы и радиоэлектронная аппаратура; медицинская техника и приборы; автотранспортные средства; спортивное и охотничье оружие; бытовые нагревательные устройства; бытовая техника.
В качестве критериев для включения сельскохозяйственной и пищевой продукции в этот перечень были выбраны: потенциальная опасность для пользователя; наличие требований безопасности в нормативном документе на продукт; массовость потребления; степень угрозы жизни и здоровью человека и др.
Перечень ежегодно обновляется и дополняется по мере принятия новых законодательных актов в области охраны здоровья и защиты интересов потребителей. Изменения в перечень могут быть внесены и другими органами государственного управления, уполномоченными создавать системы сертификации. На основании их предложений Госстандарт как орган, координирующий обязательную сертификацию и проводящий государственную политику в этой области, составляет сводный перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.
Перечень распространяется и на импортируемую продукцию, о чем проинформированы по соответствующим каналам официальные органы зарубежных стран.
В 2000 г. в России действовало несколько десятков систем обязательной сертификации, часть из них (системы сертификации однородной продукции) входит в состав системы ГОСТ Р (Государственный стандарт России). 15 систем обязательной сертификации образованы разными федеральными органами исполнительной власти. Создавшиеся масштабы работ по обязательной сертификации, участие в ней различных органов федерального уровня требуют четкой координации. Координирующей функцией на основе Закона РФ «О защите прав потребителей» наделен Госстандарт РФ. В его обязанности входит:
-
формирование единой государственной политики в области сертификации;
-
обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в практике сертификации;
-
приведение в соответствие требований к объектам сертификации, проходящим сертификацию в различных системах;
-
унификация методов и процедур контроля за сертифицированной продукцией;
■ согласование
номенклатуры объектов обязательной
сертификации.
Разделение полномочий
и сферы взаимодействия в области
обязательной сертификации регламентируются
двусторонними соглашениями Госстандарта
РФ с федеральными органами исполнительной
власти. Наиболее крупной системой
обязательной сертификации является
ГОСТ Р.
Это первая система обязательной сертификации, созданная во исполнение закона «О защите прав потребителей», организованная и возглавляемая Госстандартом РФ. В ее составе действуют более 40 систем сертификации однородной продукции, около 900 органов по сертификации и более 2000 испытательных лабораторий, которые аккредитованы в установленном порядке. Ежегодно в системе ГОСТ Р выдается около 500 тыс. сертификатов соответствия на продукцию и услуги. Система ГОСТ Р выполняет задачи по сертификации импортируемой продукции. Для этого в ней аккредитованы зарубежные органы по сертификации: ДИН-ГОСТ-ТЮФ (Германия), Сосьете Же-нераль (Швейцария), Мерт-контроль (Венгрия), ГОСТ-Азия (для стран Юго-Восточной Азии).
В системе ГОСТ Р может проводиться и добровольная сертификация. Практика показывает, что заявители на добровольную сертификацию также чаще всего обращаются в эту систему.
На базе правил и принципов системы ГОСТ Р сформирована действующая инфраструктура сертификации в России, а также в странах СНГ. Правила системы, апробированные в течение нескольких лет, легли в основу создания общих положений по сертификации в России, рассмотренных выше.
Система ГОСТ Р открыта для участия в ней всех субъектов, признающих ее правила, в том числе и органов государственного управления, на которые возложена деятельность по сертификации, а также организаций других стран. Так, среди испытательных лабораторий аккредитованы организации стран СНГ и дальнего зарубежья. Система ГОСТ Р на основе соглашений взаимодействует с другими сертификационными системами. Функции участников системы установлены Законом «О сертификации продукции и услуг».
СИСТЕМА ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ
В России действуют более 80 систем добровольной сертификации, охватывающих в основном рынок потребительских пищевых продуктов, товаров и услуг.
Системы добровольной сертификации имеют некоторые характерные черты:
-
активная роль заявителя, который определяет подтверждаемые требования к объекту сертификации, методы их проверки, стандарты или другие нормативные документы, устанавливающие требования, выбирает схему сертификации;
-
самоорганизация системы, т. е. инициирование ее создания и регистрации любыми субъектами хозяйственной деятельности;
-
открытость, возможность для заинтересованных сторон ознакомиться с составом участников системы, правилами и процедурами сертификации;
-
самостоятельность, невмешательство федеральных и местных органов исполнительной власти, иных государственных и общественных структур в деятельность систем (если они не являются ее организаторами).
Добровольную сертификацию может проводить орган по обязательной сертификации. В этом случае необходимо зарегистрировать систему добровольной сертификации и ее знак соответствия и предусмотреть в правилах проведения сертификации, наряду с обязательной и добровольную сертификацию.
Право на проведение сертификации вновь создаваемая система добровольной сертификации получает после ее регистрации в соответствии с ГОСТ Р 40.101-95 «Государственная регистрация систем добровольной сертификации и их знаков соответствия». Срок действия сертификата соответствия по правилам добровольной сертификации устанавливает орган по добровольной сертификации с учетом срока действия нормативного документа, на соответствие которому проведена сертификация.
Знаки соответствия в системах добровольной сертификации подтверждают соответствие продукта:
-
всем требованиям нормативного документа;
-
отдельным требованиям нормативного документа.
В последнем случае к знаку соответствия должна добавляться ограничительная оговорка (маркировка).
Еще одна особенность систем добровольной сертификации относится к признанию сертификатов соответствия. Основным критерием признания является авторитет органа, выдавшего сертификат. Однако в конечном счете решение о признании принимает непосредственно заинтересованная в сотрудничестве с держателем сертификата сторона.
Более трудной проблемой считается признание российских систем добровольной сертификации за рубежом. В связи с этим системы добровольной сертификации при их организации должны быть гармонизованы с международными правилами и нормами. Информация об этих системах должна быть доступной для заинтересованных сторон.
Официальную информацию о зарегистрированных системах добровольной сертификации, в том числе об их правилах, знаках соответствия, формах сертификата, публикует Госстандарт РФ на данных Государственного реестра систем сертификации. Несмотря на то, что в российском законодательстве нет строгих ограничений по отношению к добровольной сертификации, и это предоставляет системам право работы по своим правилам, добровольная сертификация в России основана на соблюдении рекомендуемых международных принципов, своеобразного кодекса добровольной сертификации. К этим принципам относят следующие положения:
-
в системе добровольной сертификации должны быть определены правила и процедуры, о которых информируются заявители;
-
объекты сертификации и их характеристики, которые может подтвердить данная система, должны четко оговариваться с указанием конкретных нормативных документов. Нормативные документы, предлагаемые заявителем, принимаются при условии их пригодности для целей сертификации;
-
процедуры сертификации надлежит должным образом документировать, что особенно важно в случаях подачи апелляций;
-
любая система добровольной сертификации вправе устанавливать свою форму сертификата и свой знак соответствия. При этом, сертификат должен содержать все общепринятые реквизиты, а знак — иметь патентную чистоту;
-
вопрос о передаче полномочий органа по сертификации другим участникам системы (например, испытательной лаборатории) должен быть отражен в правилах системы.
Нормативными документами по ветеринарно-санитарной экспертизе являются: правила, инструкции, ГОСТы, ТУ, СанПиН и др.
В последние годы интенсивно разрабатываются новые концепции эффективного контроля качества и безопасности пищевых продуктов (критические контрольные точки, барьерная технология, прогнозирующая микробиология и др.).
Российские предприятия, выпускающие продукты животного происхождения для выхода на глобальный рынок и удержания позиций на локальных, внутренних рынках, должны не только обеспечивать качество и безопасность продукции, но и предоставлять убедительные доказательства этого, уметь продемонстрировать наличие и выполнение определенных процедур мониторинга производства, направленных на предотвращение опасностей. Этим требованиям в наиболее полной мере отвечает система ХАССП (англ. НАССР — Hazard Analysis and Critical Control Points — анализ рисков и критические контрольные точки), которая является моделью управления качеством и безопасностью продукции на пищевых предприятиях во многих развитых странах мира.
Критическая контрольная точка (ККТ) — это технологическая операция либо ее этап, на котором могут быть осуществлены меры профилактики микробного обсеменения сырья или продукта. Эти меры должны устранить, предотвратить или свести к минимуму любую микробную опасность, возникшую перед данной технологической операцией.
Госстандарт России утвердил государственный стандарт ГОСТ Р 51705.1-2001 «Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования». Этот стандарт направлен на достижение следующих целей:
-
повышение уверенности в безопасности пищевой продукции и продовольственного сырья за счет того, что внедрение системы ХАССП полностью предотвращает или снижает до приемлемого уровня риски возникновения опасностей для жизни и здоровья потребителей;
-
повышение стабильности качества пищевой продукции и продовольственного сырья за счет упорядочения и координации работ по управлению рисками при производстве, транспортировании, хранении и реализации на основе принципов ХАССП;
-
содействие проведению государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандартов в процессе производства за счет установления обоснованной номенклатуры контрольных точек в технологическом процессе и системы их мониторинга.
Выбор и обоснование контрольных точек в технологической цепи производства конкретной (или группы однородной) продукции животного происхождения включает в себя выполнение следующих работ:
-
сбор и анализ исходной информации;
-
анализ и оценка риска;
-
определение контрольных точек (КТ);
-
разработка системы мониторинга;
-
проверка принятых решений и их документальное оформление.