ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.07.2019

Просмотров: 13267

Скачиваний: 66

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Препараты окрашивают: 2% -ным рас­твором сафранина (2 минуты) или 2% -ным водным раствором метиленовой сини (2 минуты) или 1%-ным карболовым рас­твором фуксина (1 минута). Для предва­рительной дифференциации микроорга­низмов проводят окраску по Граму. При микроскопировании (под иммерсией) оп­ределяют форму бактерий, их располо­жение и количество.

При необходимости образцы проб на­правляют в ветеринарную лабораторию или в диагностический отдел станции по борьбе с болезнями животных.

Для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы нужно иметь острый боенский нож с лезвием длиной 16 см, вил­ку или крючок для оттягивания ткани при разрезах и мусат для правки лезвия ножа. У ветеринарного специалиста дол­жны быть запасные нож и вилка, что позволяет их менять, обеззараживать, использовать в работе в чистом виде. Инструменты, загрязненные во время раз­реза пораженных тканей, очищают и об­рабатывают 2% -ным кипящим раствором соды. При осмотре необходимо пользо­ваться лупой, с помощью которой можно более детально рассмотреть участки по­раженных органов и тканей.

Ветеринарно-санитарная экспертиза туш и внутренних органов на продоволь­ственном рынке заканчивается детальным осмотром с обязательным вскрытием всех доступных лимфатических узлов головы, туши, внутренних органов и дополнитель­ными разрезами шейных, грудных, пояс­ничных мышц, анконеусов и мышц заднебедренной группы (на цистицеркоз).

В основу методики ветеринарно-санитарного осмотра продуктов убоя на рын­ках положено знание топографии и осо­бенностей лимфатической системы у раз­ных видов животных, а также наличие патологоанатомических изменений, на­блюдаемых при болезнях инфекционной и неинфекционной этиологии.

Ветеринарно-санитарная экспертиза туш и органов на рынках отличается от таковой на боенских предприятиях. Это связано с тем, что у ветеринарного специ­алиста рынка из диагностического комп­лекса выпадает предубойное обследование животных и контроль условий хранения мяса. Кроме того, на рынки доставляют не только туши, но полутуши и четверти­ны без полного комплекта внутренних органов (желудок, кишечник, мочеполо­вые органы и др.). Считается, что отсут­ствие предубойного обследования должно быть надежно компенсировано представ­лением ветеринарного документа (справ­ка или ветеринарное свидетельство). Од­нако на практике такая компенсация не всегда соблюдается. Поэтому выпуск доб­рокачественных и безопасных в ветери­нарном отношении продуктов убоя обес­печивается, главным образом, в резуль­тате проведения квалифицированного ветеринарно-санитарного осмотра, а при необходимости и лабораторного исследо­вания.

Проба варкой. При исследовании туш и внутренних органов на продовольствен­ном рынке рекомендуется проводить про­бу варкой. Эта проба достаточно четко позволяет определить запах медикамен­тов (если животное до убоя подвергалось лечению), запах поздно кастрированных быков и хряков, запах подпорченного мяса и другие посторонние запахи, кото­рые могут позволить ветсанэксперту за­браковать все продукты убоя.


Определение PSE- и DFD-пороков (ди­строфии). В последние годы в связи с увеличением откорма животных в усло­виях гиподинамии все чаще стало посту­пать на продовольственный рынок мясо с признаками PSE- и DFD-пороками. PSE-порок чаще выявляется в свинине и ха­рактеризуется экссудативной депигментированной дистрофией мышечной тка­ни и визуально определяется как бледное, мягкое экссудативное мясо. DFD-порок обычно обнаруживается в говядине и ха­рактеризуется темным, твердым и сухим состоянием поперечно-полосатой скелет­ной мускулатуры. При этих пороках мясо заметно отличается от нормального по внешним признакам, биохимическим и ветеринарно-санитарным показателям.

Свинина с признаками PSE-порока имеет палевый, серо-розовый, кремовый или бледный цвет и напоминает рыбье мясо или мясо при беломышечной болез­ни молодняка. Мышцы имеют влажный вид, легко отделяются от кости, на раз­резе мышц и шпика выделяются малень­кие капли серозной жидкости. Поражен­ные мышцы слабо прилегают к окружа­ющим тканям. На туше плохо образуется корочка подсыхания, в нем интенсивнее идут ферментативные и микробиологи­ческие процессы. Такое мясо обладает низкой водосвязывающей способностью и плохими кулинарными свойствами. Оно в первые часы после убоя имеет рН 5,2- 5,4, который затем быстро повышается до 6,2-6,6. Поэтому такое мясо плохо хранится в охлажденном состоянии и че­рез 1-2 суток хранения имеет показате­ли мяса сомнительной свежести или не­свежего.

Говядина с признаками DFD-порока имеет темно-красный (зрелая вишня), доходящий до красно-коричневого, цвет. Мышцы в местах соприкосновения с су­хожилиями и лимфоузлами имеют кро­ваво-темную окраску. На разрезе кровь в сосудах темная. Поверхность разреза ко­ричневая, липкая и суховатая, возмож­ны участки прижизненной деструкции мышечных волокон. В мышечной ткани с DFD-пороком происходят интенсивные биохимические процессы, при которых распадаются белковые вещества и фосфатиды с накоплением нежелательных недоокисленных органических веществ. Уро­вень рН в таком мясе не снижается до 6,0-6,2, а остается в пределах 6,4-7,4. Содержание влаги в мясе нормальное, но водосвязывающая способность такой го­вядины очень высокая, что недобросовест­ными переработчиками используется при производстве колбас (добавляют в фарш воды или льда в 2-3 раза больше, чем предусмотрено техническими условиями).

Учитывая быстрое развитие призна­ков порчи мяса с признаками PSE- и DFD-пороков во многих зарубежных странах его хранят при 10°С не более 5 часов, при 4°С — до 40 часов, при 0-2°С — не более 72 часов, при -2°С — до 5 суток. В на­шей стране такое мясо хранят при 0-4°С до 14-17 суток. Это иногда приводит к браковке мяса по причине развития при­знаков порчи. Почти все физико-хими­ческие реакции с таким мясом будут иметь показатели несвежего мяса.


В зарубежных странах мясо с PSE- и DFD-пороками составляет 40-60% от массы произведенного, в России — до 20-40%. Обычно такую свинину и говядину выявляют после убоя животных, находившихся на интенсивном откорме при ограниченной подвижности.

Ветеринарные специалисты ГЛВСЭ рынков должны по внешним признакам и результатам лабораторного анализа выявлять мясо с PSE- и DFD-пороками, строго ограничивать сроки его реализа­ции или направлять его на промышлен­ную переработку (вареные колбасы, кон­сервы).

Ветеринарно-санитарная экспертиза жиров. На рынках разрешается прода­вать животные жиры: свиной шпик, жир-сырец, топленый жир. Жиры промысло­вых животных (барсучий, сурковый, мед­вежий и др.) подвергают экспертизе и допускают к продаже на рынке только в топленом виде, если срок хранения не более 6 месяцев. При этом необходимо учитывать, что животные жиры при хра­нении подвергаются разложению, кото­рое может протекать в виде гидролиза и окисления. Гидролиз — это процесс при­соединения к жиру воды, в результате чего жир расщепляется на глицерин и свободные жирные кислоты. Более глу­бокий вид порчи жира — окисление. При окислении к молекуле жира присоединя­ется кислород. Разновидностью окисле­ния жира является осаливание (стеаринизация) и прогоркание. Осаливание — это окисление жира с накоплением в нем оксистеариновой кислоты, которая обес­печивает высокую температуру их плав­ления. При прогоркании происходят окислительные и гидролитические про­цессы, в результате чего кислород присо­единяется к непредельным жирным кис­лотам с образованием перекисей. В дальнейшем жиры расщепляются до альдеги­дов и кетонов. Жиры, содержащие триглицериды непредельных жирных кис­лот (свиной, конский, кроличий, птичий), мягкие и легко окисляются. Жиры, со­держащие преимущественно триглицериды предельных жирных кислот (говяжий, олений, бараний), твердые и более устой­чивы при хранении.

Химический состав жира разных ви­дов животных неодинаков. Он различен даже в пределах организма одного и того же животного и зависит от места отложе­ния и глубины залегания в жировом слое.

Шпик и жир-сырец при доставке на рынки должны иметь ветеринарный до­кумент, в котором указывается, что жи­вотное перед убоем было осмотрено и было клинически здоровым.

При ветсанэкспертизе животных жи­ров определяют их доброкачественность, возможную фальсификацию или замену жира одного вида жиром другого, менее ценного вида животного. При подозре­нии на фальсификацию определяют тем­пературу плавления и йодное число жира. Сенсорные показатели (цвет, вкус, запах, прозрачность, консистенция) доброкаче­ственного и недоброкачественного жира имеют определенные различия (см. гла­ву 28).

Все куски шпика подлежат клейме­нию. На тару с топленым жиром и на жир-сырец наклеивают этикетку с оттис­ком ветеринарного клейма.


Экспертизу растительных пищевых продуктов, молока и молочных продук­тов, пчелиного меда см. в соответствую­щих главах данного учебника.


ГЛАВА 33


СЕРТИФИКАЦИЯ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ

Управление качеством пищевой продук­ции является основным средством дости­жения и поддержания конкурентоспособ­ности предприятия. Качество продукта создается на всех стадиях производства. Пищевой продукт не может быть каче­ственным, если он не нужен потребите­лю, хотя и соответствует всем требовани­ям и спецификациям. Основа качества продукта — это определение потребнос­тей потребителя, то есть маркетинг.

В России внимание к управлению ка­чеством постоянно возрастает. Постепен­но уходит такой подход к качеству про­дукта, который в недалеком прошлом огра­ничивался контролем, «закручиванием гаек», наказаниями и штрафами за бра­кованную продукцию. Руководители пред­приятий, выпускающих пищевую продук­цию, должны четко осознать, что управ­ление качеством продукта должно быть основано на планировании и удовлетворе­нии потребителей. Это единственная осно­ва их экономического процветания.

В связи с предстоящим вступлением России в ВТО (Всемирная торговая орга­низация) проблема качества встает осо­бенно остро. В этом случае будут сниже­ны таможенные пошлины, защищающие отечественные отрасли. Кроме того, рез­ко возрастает количество импортных про­дуктов, поставляемых на отечественный рынок. В этой ситуации только качествен­ная российская продукция может соста­вить достойную конкуренцию импорту.

Российским производителям пищевой продукции как животного, так и расти­тельного происхождения необходимо в кратчайшие сроки внедрить на предпри­ятиях всех форм собственности системы качества. Небезынтересно знать, что Япо­ния, например, занимается управлением качеством с 1950-х гг., США — с начала 1980-х гг.

Естественно, что за время создания и развития науки о качестве сложились разные представления понятия качества. Одни считают, что качество есть сово­купность свойств и признаков (характе­ристик) продукта (изделия), которые обус­лавливают степень их пригодности для использования по назначению.

Международная организация по сер­тификации (ИСО) считает, что качество — это совокупность характеристик продук­та (объекта), относящихся к его способ­ности удовлетворять установленным и предполагаемым потребностям.

Пищевые продукты должны быть ка­чественными. Общепризнанным способом доказательства качества служит сертифи­кация соответствия. Сертификация в пере­воде с латинского языка означает «сделано верно». Для того, чтобы убедиться, что продукт «сделан верно», надо знать, каким требованиям он должен соответствовать и каким образом можно получить достовер­ные доказательства этого соответствия.

ИСО считает, что термин «соответ­ствие» есть процедура, в результате кото­рой может быть представлено заявление, дающее уверенность в том, что продук­ция соответствует заданным требовани­ям. Это может быть: