Файл: Система источников предпринимательского права (проанализировать систему источников предпринимательского права.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В программе развития реформ и стабилизации экономики, утвержденной Правительством Российской Федерации 6 августа 1993 г., предусматривается разработка Предпринимательского кодекса. Из необходимости принятия специального кодификационного акта предпринимательской деятельности исходила и Государственная дума РФ, поручившая Институту государства и права РАН подготовить проект Хозяйственного (Предпринимательского, Торгового) кодекса. В разработке проекта принимали участие ведущие специалисты Института государства и права РАН, преподаватели кафедры Предпринимательского права МГУ им. М.В. Ломоносова и преподаватели кафедры Предпринимательского (хозяйственного) права Московской государственной юридической академии, представители других вузов, а также практические работники.

Структура проекта Предпринимательского кодекса состояла из десяти разделов: раздел первый - «Общие положения», второй - «Субъекты предпринимательских отношений», третий -«Имущество субъектов предпринимательской деятельности», четвертый - «Предпринимательский договор и иные обязательства», пятый - «Государственное регулирование предпринимательской деятельности», шестой - «Финансирование предпринимательской деятельности», седьмой - «Инновационная деятельность», восьмой - «Инвестиционная деятельность», девятый - «Ответственность предпринимательских отношений», десятый - «Защита прав и интересов предпринимателей».

Концепция хозяйственного права (именуемая в литературе современной школой предпринимательского права) начала 90-х годов изменила представление о предмете хозяйственного права. Происходит переход от правового регулирования реальной экономики (промышленной деятельности) к торгово-посреднической деятельности.

Расширилось и число субъектов участников хозяйственных отношений. Не только граждане, совместные предприятия (с участием зарубежных лиц и организаций), но и частные предприятия, новые хозяйственные структуры, создаваемые в новых условиях хозяйствования, стали субъектами хозяйственных отношений. Расширение числа хозяйствующих субъектов проявилось в расчленении крупных государственных фабрик, заводов и комбинатов. В 1990 г. в РСФСР имелось 26,9 тыс. промышленных предприятий и 23,1 млн. человек промышленно-производственного персонала (в том числе 17 млн. рабочих), в 2004 г. - 155 тыс. предприятий, 12,8 млн. человек персонала (в том числе 9,1 млн. рабочих). В 2006 г. - 269 тыс. предприятий и их территориально-обособленных подразделений, на которых было занято 12,09 млн. работников (в т.ч. 8,5 млн. рабочих). В 2012 г. - 308 тыс. проморгани-заций, 10,4 млн. работников (в т.ч. 5,5 млн. рабочих).


Резкое сокращение и ухудшение демографических и квалификационных характеристик рабочего класса России -один из важнейших результатов реформы, который будет иметь долгосрочные последствия. В России в ходе реформы контингент промышленных рабочих сократился за 1990-2012 гг. примерно в 3 раза с 17 млн. до 5,5 млн. человек.

Сообразно этим представлениям, как пишет В.С. Мартемьянов, в сферу хозяйственного права перешли и отношения, возникающие в процессе реализации собственности граждан для производства товаров, как предпринимательские отношения.

Хозяйственное право как отрасль права стала представлять собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

В учебном процессе большинства вузов, по мнению Н.Д. Елецкого, безраздельно утвердился эпигонски-компилятивный пересказ зарубежных курсов «экономикс», причем по большей части в схоластически-догматизированном, формализованном до потери всякой реальности связи с хозяйственной практикой варианте, заставляющем вспомнить слова нобелевского лауреата Р. Коуза об «Экономике классной доски».

В стране происходили: разрушение производительных сил, расхищение общественного богатства, захват и передел собственности, формирование и воспроизводство условий, способствующих вырождению населения, а в это время в учебных аудиториях шла, по выражению одного известного российского политик-эконома, «игра в крестики-нолики».

Реформа, по твердому убеждению А.И. Гражданкина, С.Г. Кара-Мурзы, означала прежде всего приватизацию промышленных предприятий - к 1997 г. негосударственные предприятия составляли 95,6% общего числа предприятий и давали 89,6% продукции. В 2004 г. доля государственных организаций в общем числе организаций промышленного производства составила 2,6%, а их объем промышленной продукции 6,7%, в 2012 г. - 2,6% и 5,3% соответственно. Мировая же практика свидетельствует о возрастающем участии государства в перераспределении создаваемого дохода. За минувшее столетие доля государственного бюджета в распределении ВВП возросла в большинстве развитых стран мира с 10-20% до 50% и более.

Второй этап с конца 90-х годов ХХ века до настоящего времени.

Что представляет собой новая Россия? В каком обществе мы живём? В какой экономической системе? Ответ на эти вопросы скрывается за термином о «переходном периоде».


Представители праволиберальной мысли, пишет Г.Н. Цаголов, долго муссировали тезис о «переходном периоде» к рыночной экономике. Правящей элите такая формула удобна - многие экономические неурядицы можно списывать на «переходное» состояние. На деле же капитализм в нашей стране давно утвердился и прошёл ряд этапов. В середине 1990-х годов он уже находился на монополистической, или олигархической стадии.

Позже сформировался бюрократи-ческо-олигархический капитализм.

Появившиеся миллиардеры срослись с высшими государственными чинами и вместе теперь составили властвующую элиту. Оказалось, что ленинская формула «сегодня министр - завтра банкир, сегодня банкир - завтра министр» справедлива как никогда.

Если во многих других странах богатства крупнейших собственников, как правило, связаны с созданием какого-то нового товара или услуги, у нас это обычно результат, по сути, присвоения общенародного имущества посредством известных залоговых аукционов или чисто спекулятивных операций, базировавшихся на безудержном подкупе чиновников.

Подобный характер российского капитализма приводил и приводит к кризисам. И они у нас, увы, не цикличны, а системны.

Развитие государственно-правовой теории и методологии с начала реформ подменялось, как правило, самым заурядным подражательством не всегда лучшим образцам цивилизованного Запада, чистым эмпиризмом в сочетании с переложением общеизвестного материала, неподдельным самобичеванием и неподражаемым в адрес бывшего СССР и других ранее называвших себя социалистическими стран критицизмом.

Оценивая состояние правоведения, М.Н. Марченко писал: «Всеобщая разруха, душевное смятение, подавленность и униженность, примитивный прагматизм и предельный правовой нигилизм - все эти и им подобные явления весьма характерные для «обновленного» российского общества конца 90-х годов XX века - начала XXI века, не создавали необходимые условия и не способствовали развитию государственно-правовой теории и методологии».

Статья 44 Конституции РФ в России гарантирует каждому свободу научного, технического и других видов творчества, что освобождает российских юристов от обязанностей вести правовые исследования, основанные на методологии и теории материалистической диалектики.

На практике методологический плюрализм правовых исследований породил три негативных последствия:

во-первых, переход определенной части российских правоведов на методологию научного познания, основанную на применении релятивистских методов (герменевтики, феноменологии, синергетики и др.), не способных обеспечить получение углубленных научных знаний;


во-вторых, огульную критику диа-лектико-материалистического метода, практики его применения советскими правоведами;

в-третьих, снижение качества научных правовых исследований.

В постсоветских исследовательских проектах преимущество отдается западноевропейскому категориально-понятийному аппарату и моделям, сконструированным для анализа специфической (западной правокультурной и этнополи-тической) среды. Идеологическим обоснованием этого направления, как правило, выступает либеральный фундаментализм.

С конца 90-х годов ХХ века начинают выходить в свет многочисленные учебники (в том числе по гражданскому и предпринимательскому праву), ориентированные на либерально-монетаристские ценности, оформлявшие и освящавшие радикальный курс реформ в экономике. Этому способствовала и правительственная политика, так, к примеру, проводился конкурс «Гуманитарное образование в высшей школе», который проводился Государственным комитетом РФ по высшему образованию и Международным фондом «Культурная инициатива». Конкурс являлся составной частью программы «Обновление гуманитарного образования в России». Спонсором программы являлся известный американский предприниматель и общественный деятель Дж. Сорос.

В этот период в России завершается переход от концепции хозяйственного права к праву предпринимательскому. Происходит оформление либерально-цивилистической концепции школы предпринимательского права (предпринимательское право часть гражданского, основной источник - Гражданский кодекс РФ, примат частноправового подхода). Хотя для большинства западных стран характерна модель отдельной кодификации норм, регулирующих торговую и иную хозяйственную деятельность, а отнюдь не та, которая положена в основу ГК РФ. Негативное влияние на экономику оказали и кодексы, принятые по модели ГК РФ в некоторых других бывших союзных республиках. Не состоятельность такого подхода дана одним из основоположников школы хозяйственного права - академиком НАН Украины В.К. Мамутовым в статье «По поводу одной статьи Е.А. Суханова».

На Украине, в рассматриваемый период, на базе обновленной концепции хозяйственного права был подготовлен и принят Хозяйственный кодекс (принят 16 января 2003 г. и вступил в законную силу с 1 января 2004 г). Концепция современного хозяйственного права - это прежде всего Донецкая школа хозяйственного права академика НАН Украины В.К. Мамутова. Она рассматривает хозяйственное право как самостоятельную отрасль права, определяющую правовые основы хозяйствования и регулирующую отношения, возникающие в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности, связанной с изготовлением и реализацией продукции, выполнением работ и оказанием услуг для удовлетворения потребностей отдельных потребителей и общественных нужд. Нормативной основой хозяйственного права является хозяйственное законодательство.


Хозяйственное право позволяет охватить единством регулирования не только коммерческие, но и некоммерческие отношения в сфере хозяйствования. Это позволяет, как считает В.К. Мамутов, говорить о большей инструментальной ценности концепции хозяйственного права, чем концепция предпринимательского права, с чем полностью согласен автор настоящей статьи.

Российский законодатель не стал (или не захотел) разграничивать понятия «предпринимательская деятельность» и «Незаконное обогащение», хотя Российская Федерация подписала Конвенцию ООН против коррупции 9 декабря 2003 г., а ратифицировала 8 марта 2006 г. (№ 40-ФЗ). Федеральный закон о ратификации содержит заявления по отдельным статьям и пунктам, по которым Россия обладает юрисдикцией и обязательностью для исполнения. В этот список не вошли, например: ст. 20 «Незаконное обогащение», ст. 26 «Ответственность юридических лиц», ст. 54 «Механизмы изъятия имущества посредством международного сотрудничества в деле конфискации», ст. 57 «Возвращение активов и распоряжение ими». Это стало серьезным препятствием на пути формирования публичного экономического правопорядка.

Современная теория предпринимательского права не успевает за бессистемно принимаемым предпринимательским законодательством. Это стало особенно видно после принятия Казахстаном Предпринимательского кодекса. Сам этот факт показывает, что в России отсутствует национально ориентируемая система хозяйствования, и все это результат аномального и неприемлемого решения в сфере экономики, когда финансово-экономическая политика осуществляется в интересах других государств .

Анализ системы предпринимательского права показывает, что в ведущих юридических вузах страны читаемые курсы имеют: 1. Перекос в сторону частно-правовой направленности курсов. 2. Превалирование торгово-посредни-ческой и банковско-кредитной деятельности. 3. Отсутствие в сфере правого регулирования дисциплин, направленных на изучение реального сектора экономики: управление государственным имуществом, стратегическое планирование, промышленной, аграрной и другой деятельности, регионального экономического права. 4. Господство в проблематике курсов тематики, направленной на изучение ростовщическо-спекулятивных сделок (рынок ценных бумаг, недвижимости и т.д.). 5. Преобладание «законоведения» вместо «правоведения» при главенствовании комментаторства как метода изучения и преподавания.

Созданный с конца восьмидесятых годов XX века до начала XXI века псевдорыночный хозяйственный механизм, представляющий собой совокупность организационных, правовых, экономических и социально-психологических форм и методов хозяйствования, не обеспечивает бесперебойного функционирования экономической инфраструктуры, созданной в советский период.