Файл: Система источников предпринимательского права (проанализировать систему источников предпринимательского права.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Резюмируя итоги рассмотрения ли-берально-цивилистической концепции предпринимательского права, нужно согласиться с Е.М. Примаковым, что наше налоговое и в целом экономическое законодательство соответствует в основном сырьевой монопольной модели экономического развития.

3. Основные черты постлиберальной концепции хозяйственного права. Экономическая система России находится в глубоком кризисе, как пишет академик РАН А. Агангибян, а «мы читаем о «финансовой устойчивости», хороша устойчивость, когда реальные объёмы госбюджета третий год сокращаются и Минфин предлагает на следующие 3 года продолжить это сокращение на 15-20%».

Общая идейная несостоятельность либерально-монетаристской концепции (теория, экономическая политика и хозяйственная практика, включая судебно-арбитражную практику) сегодня - после мирового финансового кризиса и краха глобальных «пирамид», финансовых спекуляций - это очевидный факт.

Важной категорией политических деклараций стали программы развития. Каждый раз вводная фраза противоречит описанию реальности, ибо вслед за ней речь идет о деградации или даже разрушении этой сферы или отрасли. Какой смысл принимать программу развития, утверждает Сергей Кара-Мурза, если продолжает действовать уже сложившийся за 25 лет механизм разрушения? Здесь не ошибки, а тупиковая ветвь мировоззрения, причина провала многих программ и проектов [6, с. 7-8].

Смена модели экономики предполагает замену социально-политического дискурса. Переход от идеологии либерального фундаментализма (разрушения) к идеологии созидания (формирование солидарного общества) определяет задачи второго этапа кодификации российского законодательства. В предпринимательском (хозяйственном) праве обозначенный процесс предполагает переход от либерально-цивилистической концепции предпринимательского права, способствующей формированию сырьевой модели экономики, к постлиберальной концепции хозяйствования.

Постлиберальная концепция хозяйствования является логическим развитием доктрины об интегральной формации. Необходима смена субъектов хозяйствования (что соответствует мировой практике соотношения государственного и частного секторов экономики), приоритета публичных интересов над частным интересом (эгоизмом лавочников и олигархов), установление публичного экономического правопорядка.

Политическое и правовое значение для теории хозяйственного права имеет позиция Ассоциации независимых ученых «Россия в ХХ - XXI веке». В теоретическом плане их позиция опирается на юридическую конструкцию плюралистической модели форм собственности. Для современного сложного мира более адекватной является экономика с трёх-секторной собственностью: общенародной, коллективной и частной.


Постлиберальная концепция хозяйствования предполагает проведение реальной промышленной политики (как противовес проводимой квазипромышленной политики в соответствии с либеральным федеральным законом) на основе стратегического планирования. «В нашем промышленном одичании», пишет С. Кара-Мурза, «в тотальной деиндустриализации самое страшное следующее ... мы как народ утратили промышленные навыки. У нас разрушено индустриальное сознание. Мы были народом инженеров и квалифицированных рабочих, а стали народом офисных сидельцев, прозванных менеджерами, и невнятных проходимцев, объявленных предпринимателями. А вместо квалифицированных рабочих у нас гастарбайтеры из бывших советских республик, владеющие ровно двумя навыками: «могу копать» и «могу не копать». Да, верно, советский рабочий вызывал нарекания, но он был. Сегодня его нет».

Выводы. Нужна внятная экономическая политика и её высшее проявление - народнохозяйственный план. В него надо суметь встроить и государственные предприятия, и частные. Государство должно стать главным организатором хозяйственной жизни. То есть делать надо обратное тому, что происходит сейчас.

Предпринимательский класс не способен вынести на своих плечах новую индустриализацию. Проблема в необходимости формирования трудового буржуя (Т. Воеводина), частного предпринимателя.

Нужно строить интегральное общество, такое, где все люди - трудящиеся, только один трудится в качестве предпринимателя, другой - в качестве учёного, третий - в качестве рабочего.

Все наши трудности - нехватка инвестиций, денежно-кредитная политика, сельское хозяйство, промышленность, отсутствие национального бизнеса -взаимосвязаны и не могут быть преодолены в рамках действующих подходов. Страна ввязалась в серьёзную заваруху в плохой экономической ситуации и продолжает по существу прежнюю внутреннюю политику.

Нужны новая теория обществоведения, другая парадигма развития и люди, обученные в ней работать. Те кадры, которые сформировались за 15-20 лет существования сырьевой модели, не способны изменить положение дел.

Глава 2 Источники предпринимательского права



2.1 Источники предпринимательского права в современной России

Предпринимательская деятельность предполагает наличие особых субъектов рыночных отношений. Считается, что именно культура и психологические установки предпринимателя являются движущей силой в развитии бизнес-среды государства. Предпринимательство - это не запрещенная законом самостоятельная деятельность физического или юридического лица, осуществляемая на свой риск, с использованием своих способностей и своего имущества, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Указанная хозяйственная деятельность предусматривает получение прибыли (дохода) на основе законодательства, под ответственность и риск предпринимателя.

Современные культурно-психологические принципы осуществления предпринимательской деятельности указывают на широкий потенциал свободы участия бизнесменов в различных сферах экономики страны, характер и методы принятия решений, формы их воплощения; установлении содержания программ ведения бизнеса; поставщиков материалов и рынков сбыта продукции; установлении источников финансирования, цен, размеров заработной платы; распоряжении прибылью. В содержание понятия «предпринимательство» достаточно часто включают и понятие «бизнес». Бизнес, который ведется в небольших объемах, традиционно носит название малый бизнес. В определенном смысле бизнес более широкое явление, чем предпринимательство, так как включает в себя и совершение разовых коммерческих сделок. Несмотря на определенные «неписанные законы бизнеса», психологические обоснования и условия его ведения, именно законодательство государства регулирует правоотношения в деятельности бизнес-структур, устанавливая для них ряд первооснов, без которых невозможна коммерческая деятельность, например, ведение и соблюдение бухгалтерской отчетности, проведения банковских операций.

В данном исследовании важно обратить внимание на ряд законодательных актов, которые служат источниками предпринимательского права в России. Базой для развития предпринимательского права является Конституция РФ. Особое значение в ней имеют те конституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы. Также в Основном законе закреплены конституционные гарантии и конституционные ограничения предпринимательства. Конституция разграничивает компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этим разграничением проводит дифференциацию источников права. Исходя из положений ст. 71, в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею, установление основ федеральной политики, федеральные программы в области экономического развития, установление правовых основ единого рынка, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, гражданское, гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное законодательство. Именно таким образом можно обеспечить единое правовое регулирование предпринимательской деятельности на общероссийском уровне, определить общий порядок регулирования хозяйственных связей между субъектами предпринимательства, заключения и исполнения обязательств по договорам. В главе 8 Конституции РФ раскрыты основы местного самоуправления. Так, в ст. 130 говорится, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Обращая внимание на современную сферу внешнеэкономических взаимоотношений РФ, их возрастающие объемы и факторы взаимодействия с большим количеством стран, неотъемлемой составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, как двусторонние (о торговле, экономическом сотрудничестве), так и многосторонние (Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, Евразийская патентная Конвенция). Опираясь на иерархичную структуру источников права важно отметить роль кодексов РФ как регуляторов правоотношений в сфере предпринимательства: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ и др.


Несомненно, Гражданский кодекс РФ регулирует правоотношения, которые направлены на удовлетворение потребительских нужд частноправового характера. Некоторые статьи регулируют отношения публичного характера, что можно увидеть в нормах о конкуренции, об обязательных условиях заключения договоров, определены внутрихозяйственные и внутрифирменные отношения. Но центральное место в данном НПА отведено правовому определению понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовым формам ее осуществления, правовому режиму имущества предпринимателей. Здесь отражены отличительные нормы для предпринимателей и для субъектов, которые не заняты в данной сфере деятельности, что отражено, к примеру, в ст. 401, которая устанавливает разные основания ответственности, ст. 322 (содержит норму о солидарных обязательствах) и др.

Особую роль в системе источников предпринимательского права играют федеральные законы, среди которых можно выделить следующие. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке, например федеральные законы от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон

от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», от 8 сентября 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (далее - Закон о производственных кооперативах), от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах», федеральные законы от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе», от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» и др. Подзаконные акты также играют большую роль в деле регулирования предпринимательской деятельности. Среди них мы должны в первую очередь назвать указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Указы как средство регулирования предпринимательских отношений призваны восполнить пробелы в решении законом тех или иных вопросов. Такую роль на протяжении нескольких лет решал, например, Указ Президента РФ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и др. Постановления Правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к числу источников предпринимательского права. Акты Правительства в точном смысле их регулятивных возможностей должны издаваться в развитие и во исполнение законов и указов. Так, долгое время основным источником правового регулирования лицензирования выступало Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности».


Большой массив источников предпринимательского права - нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди этих актов наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам и др.

Велика роль локальных нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности. Такие акты могут относиться как к деятельности предприятий в целом (Устав), так и к отдельным подразделениям предприятий, регулировать внутрихозяйственные отношения (Положение о филиале). Режим коммерческой тайны в организации также устанавливается локальным нормативным актом. Локальным актом является приказ об учетной политике предприятия, то есть выбранной им совокупности способов ведения бухгалтерского учета. Исторически Россия принадлежит к континентальной, или романо-германской, правовой системе, где судебные прецеденты источниками права не являются. Не служат источниками предпринимательского права и акты арбитражных судов, в частности Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Они должны рассматриваться как средство достижения единообразного понимания и применения источников права предпринимательской сферы.

Помимо нормативно-правовых актов, источниками предпринимательского права являются обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота в качестве источника права рассчитаны исключительно на предпринимательские отношения. Они применяются наряду с законодательством, восполняя пробелы, но никак не вопреки ему. Правовое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативных правовых

актов и договора. Обычаи широко используются во внешнеторговом обороте. На наш взгляд, именно здесь отчетливо выражены психологические основы ведения бизнеса, где регуляторами выступают внутренние установки личности предпринимателя, его культура. В то же время, обычай делового оборота как «правило поведения» определяется тем, что оно не предусмотрено ни законодательством, ни договором; оно сложилось исторически, психологически, в культурном смысле, стало достаточным в своем содержании для ведения бизнеса, проведения сделок. При наличии одновременно всех этих признаков такие правила поведения становятся источниками гражданского права и применяются судами при разрешении споров, вытекающих из предпринимательской деятельности. Обычай делового оборота один из самых главных, и, пожалуй, основной принцип предпринимательского права. Именно деловой обычай как источник права применяется в широкой области предпринимательской деятельности, как правило, отлаженного поведения, которое не предусмотрено законом РФ. Однако не зависимо от того зафиксирован ли он в каком-либо документе, он имеет негласное право называться неким законом или порядком, который должны соблюдать все люди относящие себя к данной области. Зачастую обычай делового оборота не зафиксирован письменно или документально. Многие говорят о необходимости наличия такой записи, поскольку психологический опыт ведения бизнеса показывает, что при каком-либо не соглашении сторон, будет указываться на правильность и на раннее согласие другой стороны к таким условиям. Деловой обычай как источник права и его письменное заверение, могут рассматриваться, как возможные условия публикуемых примерных особенностей договора (п. 2 ст. 427 ГК РФ), который допускает данный вид заявительной формы. Имея на руках письменный документ та или иная сторона сможет доказать свое право, если кто-либо выражает протест или же не согласие. Стоит отметить, что обычай делового оборота имеет, пожалуй, факультативное значение, и это прописано в статье 309 ГК РФ, в которой говориться, что обязательства, которые были взяты стороной, должны выполняться в соответствии с установленными нормами. Иначе сторона, которая недовольна результатом труда, оказанием услуги и др. имеет полное право для привлечения правовых органов власти. Итак, стоит напомнить, что обычаи делового производства относиться к правовым обычаям, что сразу же дает понять из сходства и отличия. Однако на практике не часто дается четкое разграничение данных понятий. Но стоит отметить, что данный вид обычаев наделяет более большим спектром прав каждого, кто относиться к этой системе, а значит, каждый сможет отстоять свое мнение, изучив пункты ГК РФ. Обычаи делового оборота могут быть применены исключительно к законным видам предпринимательской деятельности. Законность в данном случае означает, что деятельность должна быть разрешена действующим законодательством, а некоторые ее виды требуют получения специального разрешения соответствующих государственных органов, занятие ею без такого разрешения (лицензии) делает её незаконной. Важны психологические и культурные установки ведения честного предпринимательства, именно в этом случае обычаи делового оборота будут актуальными всегда.