Файл: Система источников предпринимательского права (проанализировать систему источников предпринимательского права.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предметом нашего внимания стал этап выбора будущей профессиональной деятельности старшеклассником. В процессе обучения в школе формирование профессионального самоопределения становится одним из целенаправленных процессов оценки личностью себя и своих возможностей в будущей профессиональной сфере. Исследователи Н.Э. Касаткина, Е.А. Пахомова и Е.Л. Руднева понимают профессиональное самоопределение как сложный процесс принятия решения [2]. С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев и И.С. Сергеев определяют профессиональное самоопределение с помощью ключевых слов «акт», «позиция», «компонент», «система», «процесс» [3]. Имеются мнения, что профессиональное самоопределение - это процесс самостоятельного выбора

профессии, осуществляемый в результате анализа своих внутренних ресурсов, в том числе своих способностей, соотношения их с требованиями профессии [4]. Факторами эффективного формирования профессионального самоопределения выступают формы профильного обучения, методы внеучебной деятельности, социальное партнерство с субъектами профессиональной ориентации, образовательное пространство в целом.

В зарубежной практике в поле карьерного сопровождения и профориентации функционирует международное творческое объединение «Конструирование жизни», состоящее из профо-риентаторов большинства стран Евросоюза. При формировании профессионального самоопределения молодежи европейские специалисты рекомендуют учитывать «теорию самоконструирования» и «теорию построения карьеры» [5]. А. Уоттс отмечает, что профессиональное сопровождение служит как личности, так и обществу в целом [6].

Процесс профессионального самоопределения является результатом многих взаимосвязанных внешних и внутренних факторов, в систему которых входит и гендер [7]. Именно значимость гендерного аспекта в формировании профессионального самоопределения рассматривается в представленном материале.

С целью изучения состояния готовности школьников к профессиональному самоопределению проводился опрос 464 учащихся Республики Саха (Якутия). Распределение участников анкетирования по возрасту выглядит следующим образом: 12-13 лет - 27 чел. (12,5 %), 14-15 лет -228 чел. (42 %), 16-17 лет - 179 чел. (31,6 %) и 18-19 лет - 30 чел. (13,9 %). Что касается гендерного состава участников опроса, то юношей было опрошено 135 чел., девушек - 329 чел. Это обусловлено количественным превосходством девушек в составе учащихся. Анкета включала в себя вопросы, связанные с изучением источников получения информации о профессиях; факторов, влияющих на выбор профессии; жизненных и профессиональных планов учащихся; мотивации выбранной профессии.


В рейтинге источников, повлиявших на выбор школьниками будущей профессии, первые позиции занимают: родители и родственники - 171 чел. (36 %), 21 % девушек и 15 % юношей; средства массовой информации - 161 чел. (34 %), 18 и 16 %; ресурсы интернета - 150 чел. (32 %), 11 и 21 %; друзья и знакомые - 127 чел. (27 %), 17 и 10 %; учителя - 103 чел. (22 %), 13 и 9 %. В меньшей степени опрашиваемые отмечают книги - 95 чел. (20 %), 13 % девушек и 7 % юношей; профессиональные пробы - 70 чел. (15 %), 8 и 7 %; занятия со специалистами служб занятости -24 чел. (5 %), 3 % девушек и 2 % юношей.

Представлялось важным узнать, какие факторы оказывают влияние на выбор учащимися профессии. Учащимся предлагалось отметить те из них, которые они считают значимыми при выборе будущей профессиональной деятельности. Большинство респондентов в качестве главного фактора, влияющего на выбор профессии, указывают способности - 369 чел. (79,5 %), 43 % девушек и 36,5 % юношей. На второй позиции расположены интересы - 334 чел. (71,9 %), 41 % девушек и 30 % юношей, на третьей - советы родителей и родственников - 225 чел. (70 %), 44 и 26 %. Далее следуют советы друзей - 310 чел. (66,8 %), 38 % девушек и 30,8 % юношей; состояние здоровья - 279 чел. (60 %), 19 и 41 %; участие в анкетировании и тестировании - 305 чел. (65,7 %), 36 и 29,7 %; интернет - 194 чел. (41,1 %), 20,1 и 21 %; средства массовой информации -181 чел. (39 %), 22 и 17 %; консультации специалистов - 159 чел. (34 %), 23 и 11 %; советы учителей - 140 чел. (30 %), 18 и 12 %; книги - 121 чел. (26 %), 16 и 10 %.

Также оптанты ответили на вопросы методики «Дифференциально-диагностический опросник» («ДДО»), предназначенной для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Полученные данные свидетельствуют о различиях в выборе типов будущей профессии среди девушек и юношей. Так, молодые люди в основном выбирают профессии из сферы «человек - техника» (49 %), «человек - знаковая система» (21 %) и «человек - человек» (14 %). Девушки отдают предпочтение сферам «человек -знаковая система» (28 %), «человек - художественный образ» (24 %) и «человек - человек» (23 %). По мнению профориентологов, это связано с тем, что старшеклассники типизируют профессии на «мужские» и «женские», что значительно влияет на их профессиональное самоопределение. Юноши по сравнению с девушками характеризуются более выраженной профессиональной направленностью на технические профессии, что согласуется с многочисленными данными, свидетельствующими о том, что начиная с детского возраста и в старшем возрасте юноши отдают предпочтение профессиям, связанным с техникой. Исследователи указывают, что в отношении направленности на профессии сфер «человек - знаковая система» и «человек - человек» различия между юношами и девушками отсутствуют.


По результатам анкетирования и проведения методики «ДДО» сделаны выводы о приоритетных профессиях среди старшеклассников с учетом гендера. Выяснилось, что любимыми учебными предметами юношей выступают история (43 %), информатика (31,2), химия (31), физика (27), математика (26), физическая культура (24), английский язык (21 %). У девушек любимыми школьными предметами являются литература (41 %), история (33), обществоведение (30), английский

язык (27 %). Таким образом, юношей в большей степени интересуют точные науки и предметы естественно-научного цикла, тогда как девушки отдают предпочтение предметам гуманитарного цикла.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что учащиеся обоих полов наиболее значимыми факторами, оказывающими влияние на выбор профессии, называют личностные особенности: способности и интересы. Не менее важными они считают советы родителей и родственников, друзей и знакомых. Жизненные и профессиональные планы играют важную роль в самоопределении учащихся, осознанном выборе будущей профессии и места продолжения образования. Вследствие этого учащимся были заданы вопросы об их жизненных планах, потребностях в продолжении образования, выборе учреждений профессионального образования.

На вопрос о жизненных планах после окончания школы подавляющее большинство учащихся ответили, что будут учиться, - 371 чел. (78,6 %), работать - 32 чел. (6,7 %), служить в армии - 21 чел. (4,5 %), не знают, что будут делать, - 42 чел. (8,9 %), сидеть дома - 6 чел. (1,3 %). Как показали результаты опроса, достаточно большое количество респондентов осуществили выбор места для продолжения образования и будущей профессии (39,6 %), 16,6 % учащихся затрудняются с выбором образовательного учреждения и будущей профессии. При этом учащиеся могут назвать предпочитаемые образовательные организации и профессии. 11,5 % школьников еще не задумывались о данной проблеме. В среднем по школам приблизительно равное количество тех, кто выбрал, не определился с выбором и не задумывался о будущей профессии и месте для продолжения образования. Вуз выбрали 325 чел. (70 %, из них 47 % девушек и 23 % юношей), колледж, техникум - 93 чел. (20 %, большинство - юноши), училище - 35 чел. (7,6 %, большинство - юноши). Не определились с местом продолжения образования 113 чел. (2,4 %, большинство - девушки). 234 учащихся (72,7 %) планируют получить высшее образование в вузах, расположенных на территории республики, 90 чел. (24,7 %) решили поступать в учебные заведения, находящиеся за пределами региона, и 10 учащихся (2,6 %) желают учиться в зарубежных вузах. Таким образом, большинство выбирают обучение и ориентированы на получение высшего образования в Республике Саха (Якутия).


Исходя из результатов опроса, определено, что психолого-педагогическое сопровождение формирования профессионального самоопределения учащихся должно выступать как системно организованная деятельность педагогов и психологов, ориентированная на создание условий для успешного взаимодействия старшеклассников с миром труда и профессий с целью решения проблем, связанных с профессиональным выбором, в контексте общего личностного развития и социализации растущего человека. Именно поддержка профессионального самоопределения старшеклассников должна выступать как компенсация недостаточности и несогласованности внешних и внутренних ресурсов саморазвития при принятии жизнеопределяющих решений, связанных с послешкольным образовательно-профессиональным маршрутом [8].

Юношеский возраст - один из основных этапов личностного развития, сопровождаемый кризисом идентичности, в рамках которого реализуется жизненное, профессиональное и социальное самоопределение. В таких условиях у девушек и юношей развиваются жизненные взгляды на свое положение среди других людей, формируются самоидентичность, психосоциальное самоопределение и готовность к выбору профессии. Именно в данном возрастном периоде отмечаются социально-психологические характеристики с учетом гендерной специфики, которые выстраиваются на трех уровнях: 1) внутриличностном (восприятие себя как представителя пола, отношение к себе); 2) межличностных отношений (восприятие сверстниками, отношение к лицам противоположного пола и др.); 3) взаимодействия с социальным окружением (установки на отношения с лицами противоположного пола и др.) [9]. В старшем школьном возрасте особое место занимает потребность личности в профессиональном самоопределении, благодаря которому учащийся способен стать истинным субъектом своей жизни, превращать собственную деятельность в предмет практического преобразования. Ведущее значение в процессе организации профессиональной ориентации, по мнению ученых, следует уделять гендерной специфике, так как учет гендерных различий старшеклассников обеспечивает профессиональное и личностное саморазвитие в этот период.

Старшеклассник, который желает добиться успеха в любой деятельности, должен развиваться. С учетом новых требований ФГОС необходимо формировать в подрастающей личности нестандартное мышление, открытость в общении, уверенность в себе. Профессиональное самоопределение личности необходимо осуществлять на основе формирования готовности к пониманию, принятию и выполнению различных социальных ролей с учетом многообразия проявлений гендерного поведения. Рассматривая влияние образовательной организации на профессиональное самоопределение учащейся молодежи, можно отметить сохранение и поддержание в процессе обучения устоявшихся в обществе гендерных стереотипов. Считаем, что в качестве форм современной профориентации могут быть эффективны профориентационный интенсив, квест-проект, разновозрастной профильный урок, тьюторский час, виртуальная экскурсия на


предприятия, бизнес-игра, профконкурс, квест-экспедиция, молодежное бюро, профпроект, проект профессиональной навигации и др.

Для дальнейшего изучения процесса профессионального самоопределения в гендерном аспекте возможно расширение контингента учащейся молодежи. Перспективно также исследование особенностей социально-профессиональной и трудовой адаптации молодых специалистов с учетом их гендерной идентичности.

Спортивная журнальная реклама представляет собой вербально-визуальный текст, главной коммуникативной целью которого является убеждение адресата в необходимости приобретения / использования тех или иных спортивных товаров и услуг [14, р. 2]. Такая цель предполагает манипуляцию, т.е. осознанное воздействие на адресата таким образом, чтобы он совершил выгодное для адресанта действие. Как и в любой коммерческой рекламе, данная цель достигается с помощью ряда стратегий и тактик, таких как привлечение и удержание внимания, создание привлекательного образа идеального потребителя продукта, убеждение адресата в исключительности и необходимости продукта и т.д.

Коммуникативные стратегии и тактики в рекламе реализуются с помощью сочетания вербальных и невербальных средств на фактуальном, концептуальном и подтекстовом уровнях передачи информации [2, с. 26-29]: сообщение фактической информации о рекламируемом продукте / услуге; формирование концептуальной идеи -создание привлекательного образа рекламируемого продукта / услуги; создание положительных ассоциаций

и коннотаций, связанных с использованием продукта / услуги. Поскольку главная коммуникативная цель в рекламе является манипулятивной, фактическое информирование о продукте / услуге отходит на второй план, а первостепенной задачей становится убеждение путем создания некоего образа («идеальная жизнь»), с которым стремится ассоциировать себя адресат рекламного сообщения и которого можно достичь, пользуясь рекламируемым продуктом / услугой.

Журнальная реклама представляет собой семиотически осложненный конструкт, который обозначается терминами: полностью креолизованный текст [1, с. 34], полимодальный текст, поликодовый текст. Одним из ключевых компонентов журнальной рекламы является изображение (фотография, коллаж, рисунок), которое выполняет одновременно несколько функций (привлечение внимания, иллюстрация, информирование, создание художественной выразительности, придание стилистической окраски), тем самым усиливая воздействие рекламы на адресата. Исследователи отмечают, что в рекламном дискурсе визуальный компонент играет едва ли не более важную роль, чем вербальный текст в выражении идеи рекламного сообщения. Средства параграфики, организация вербального и визуального компонентов на странице, иллюстрации привлекают интерес и акцентируют внимание адресата, вызывают необходимые ассоциации [4, р. 201]. Эффективное сочетание вербальных и визуальных компонентов создает целостный и законченный образ рекламируемого товара или услуги, привлекает внимание адресата к рекламируемой продукции, тем самым удовлетворяя намерение адресанта, выделяет товар или услугу из других аналогичных предложений.