Файл: Система источников предпринимательского права (проанализировать систему источников предпринимательского права.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 213

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Можно отметить, что некоторые локальные обычаи, в частности корпоративные кодексы, близки по своей сути к локальным нормативным актам. Данную проблему поднимал В А. Муравский, рассматривая Положение о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обычаев морских портов в Российской Федерации (утв. постановлением Правления ТПП РФ от 24 декабря 2009 г. № 67-730). По его мнению, поскольку оригинальный текст обычая морского порта должен быть подписан капитаном порта, следовательно, данные обычаи являются фикцией в праве, а в действительности выступают локальными нормативными актами. По этой причине предлагается даже разделять «истинные правовые обычаи» и обычаи морских портов31. Таким образом, обращается внимание на то, что обычаи создаются правилом поведения участников гражданского оборота по их воле и не должны зависеть от воли одной стороны.

Локальные обычаи формируются с привязкой к деятельности и отношениям, складывающимся в рамках конкретного хозяйствующего субъекта, и даже если они формируются при доминировании одного из участников экономической деятельности (морским портом), то не теряют природу правового обычая.

Также в отличие от локальных нормативных актов, регулирующих исключительно внутренние отношения и обязательных к исполнению внутри предприятия (сотрудниками, органами управления, членами корпорации и т.д.), локальные обычаи предприятия могут определять поведение третьих лиц (контрагентов) в рамках его деятельности, как это делают, например, морские портовые обычаи.

Локальные обычаи часто используются в практике арбитражных судов. В частности, при рассмотрении корпоративных споров в пункте 8 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с исключением участника из общества с ограниченной ответственностью (утв. информационным письмом Президиума ВАС РФ от 24 мая 2012 г. № 151)32 разъясняется, что при оценке систематического уклонения участника от участия в общих собраниях суду необходимо исследовать порядок соблюдения корпоративных процедур. В частности, изучаются сложившиеся корпоративные обычаи и заведенный корпоративный порядок извещения члена корпорации. При рассмотрении подобных споров также следует вспомнить Кодекс корпоративного управления Банка России, который, как указано в его предисловии, был разработан с учетом сложившейся на российском рынке практики взаимоотношений между акционерами, членами совета директоров, исполнительными органами, работниками и иными заинтересованными сторонами, участвующими в экономической деятельности акционерных обществ.


При оценке судами информации в качестве рекламы, критерии которой установлены в статье 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»33, суды обязаны учитывать правовые обычаи (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"»34). В частности, в силу ст. 495 ГК РФ при предоставлении покупателю информации о товаре (обязательная к размещению информация), помимо законодательно установленных требований, учитываются сложившиеся производственные обычаи. Также не может рассматриваться в качестве рекламы информация в месте нахождения организации о ее режиме работы и реализуемом товаре35. Весьма показательным стал прецедент, когда ВАС РФ отменил постановление окружного суда и оставил в силе судебные акты первой и апелляционной инстанций, указав на то, что щиты на территории автозаправочных станций ТНК информируют об объектах инфраструктуры самой станции и сервисных услугах (кафе, мойка, магазин, туалет, мелкий ремонт, проверка давления в шинах и т.п.) и являются сложившимся производственным обычаем в данной сфере бизнеса (для данной сети автозаправок), а следовательно, не являются рекламой (постановление Президиума ВАС РФ от 10 декабря 2013 г. № 12627/13 по делу № А40-93746/1236).

Несмотря на субсидиарную роль локальных правовых обычаев в регулировании внутрипроизводственных и иных внутриорганизаци-онных отношений, нельзя недооценивать их значение как сформированного самими участниками гражданского оборота источника права. Локализация и адаптация их регулирующего воздействия рамками хозяйствующего субъекта доказывает неизбежность и объективную потребность в их существовании. Дальнейшее развитие системы норм, регулирующих предпринимательские отношения, должно выстраиваться с учетом систематизации положений рассмотренных выше локальных обычаев.

понятийном аппарате могут выступать синонимами» [15, с. 203].

Обратившись к более широкому контексту - финансовому поведению, можно констатировать, что исследования, затрагивающие вопросы различий финансового поведения мужчин и женщин, достаточно редки [1; 2; 6; 11; 13; 14]. Зарубежные исследователи проводят гендерные исследования как финансового поведения, так и финансовой грамотности населения:

1) A. Driva, M. Luhrmann, J. Winter зафиксировали гендерный разрыв в уровне финансовой грамотности среди подростков и обосновали важность финансовой грамотности в обеспечении финансового благополучия на основе данных социологического исследования [18];


2) C.E. Bannier, M. Neubert исследовали гендерные различия в сфере финансового риска и выявили зависимость между сложностью инвестиционных решений и уровнем финансовой грамотности (актуальным и возможным) у мужчин и женщин [17];

3) целью исследования, реализованного A.C.G. Potrich, K.M. Vieira, D A. Corinel, R.B. Filho на юге Бразилии, была определена разработка модели для оценки финансовой грамотности. Предложенная модель базировалась на трех аспектах: финансовые знания, финансовые установки и финансовое поведение. Результаты исследования убедительно доказывают, что данная модель является адекватной для мужчин и женщин. Однако мужчины показали более высокий уровень финансовой грамотности в среднем по сравнению с женщинами [22];

4) в качестве предмета своего исследования ученые K.-M. Yu, A.M. Wu, W.-S. Chan, K.-L. Chou выбрали гендерные различия в финансовой грамотности среди служащих г. Гонконга. Для выявления различий в уровне финансовой грамотности между мужчинами и женщинами были выбраны такие показатели, как склонность к риску, математические способности, финансовые знания, решения в сфере пенсионного планирования, а также были проанализированы различные социодемографические, социопсихологические характеристики. Результаты исследования также демонстрируют гендерный разрыв в финансовой грамотности. Исследователи приходят к выводу о важности разработки программ повышения финансовой грамотности, предназначенных специально для женщин [24];

5) N. Harrison, S. Agnew реализовали межнациональное исследование (сравнение Великобритании и Новой Зеландии), направленное на оценку влияния гендерных различий студентов на уровень финансовой грамотности и отношения к долговым обязательствам. Исследователи констатируют, что мужчины превосходят женщин в уровне финансовой грамотности [19];

6) подобные исследования были реализованы среди студентов китайских университетов. C.-S. Moon, К. Ohk, С. Choi утверждают, что существуют явные гендерные различия в финансовой грамотности. Результаты опроса показали, что в Китае студентки, как правило, имеют меньше возможностей для финансового образования или опыта финансовых операций. Кроме того, в данном исследовании определены изменения социально-эко-

номического положения Китая, которые могут усугубить гендерное неравенство [21];

7) М.Е Sabri, Т.Т. Juen провели исследование, направленное на выявление влияния финансовой грамотности, сберегательного поведения и планирования денежных средств на финансовое обеспечение выхода на пенсию у женщин, работающих в государственном секторе Малайзии. И в этом исследовании женщины демонстрируют низкий уровень ответственности при планировании своего выхода на пенсию по сравнению с мужчинами [23].


Таким образом, исследования, реализованные в разных странах мира с использованием различного инструментария, фиксируют гендерный разрыв уровня финансовой грамотности и практик финансового поведения. Опираясь на мировой опыт решения исследовательских задач в области изучения гендерных различий финансового поведения, мы определили целью данной работы выявление гендер-ных особенностей россиян на примере городского населения Волгоградской области. В качестве рабочей гипотезы было принято следующее утверждение: существуют особенности финансовых практик мужчин и женщин, позволяющие судить об уровне их финансовой грамотности.

Для проверки выдвинутой гипотезы были проанализированы данные одной из волн мо-

ниторингового социологического исследования «Волгоградский Омнибус», проводимого Центром «Аналитик» (г. Волгоград). Сроки проведения полевого этапа волны, реализованной при участии авторов, - с 5 по 15 февраля 2013 года. Объект исследования - население Волгограда и городов областного подчинения (Волжский, Камышин, Михайловка, Урюпинск, Фролово) от 16 лет и старше. Объем выборки - 801 интервью, из них 358 мужчин (44,7 %) и 443 женщин (55,3 %). Максимальная статистическая погрешность выборки такого объема при уровне значимости 0,05 составляет 3,5 %. Метод исследования - САТ1-интервью.

При операционализации понятия в рамках данного исследования были выделены следующие аспекты финансовой грамотности, среди которых самооценка финансовой грамотности, такие финансовые практики, как ведение учета доходов и расходов домохозяйства, финансовое планирование, повседневные финансовые стратегии, а также оценки внешней финансовой среды и др.

Итак, первый аспект - это самооценка финансовой грамотности (рис. 3). В ряде работ была показана объективность самооценки финансовой грамотности (см.: [7-9]), то есть несмотря на субъективность самооценок при формировании самооценок финансовой грамотности у населения на первый план

Отличные знания и накыки

Хорошие знания и навыки

Удиклсгкоритсльныс знания и накыки

Неудовлетворительные знания и навыки

Знаний и навыков нет

выходит наличие финансового опыта и финансовых знаний. Эмпирически подтверждено, что чем выше самооценка финансовой грамотности респондента, чем шире спектр его финансовых практик.

Средняя оценка, которую респонденты выставили себе, оценивая свою финансовую грамотность, - это «слабая тройка» (2,7 балла). Средний балл у мужчин несколько выше (2,8 балла), чем у женщин (2,5 балла). При этом среди людей, оценивающих свои знания на «хорошо» и «удовлетворительно» преобладают мужчины, а вот среди тех, кто указал, что вообще не обладает финансовыми знаниями и навыками или они неудовлетворительные, наоборот, больше женщин.


Одной из практик, позволяющей судить об уровне финансовой грамотности, считается ведение учета доходов и расходов домохозяйства. Практика ведения домашнего бюджета составляет основу долгосрочных стратегий (пенсионное обеспечение, кредитование важных этапов жизненного цикла, инвестирование и т. д.). На рисунке 4 представлено распределение ответов на вопрос о практике ведения текущего учета денежных средств.

Наиболее часто встречается отсутствие учета, когда в целом известно, сколько денег было получено и сколько было потрачено за

месяц (43,2 % женщин против 37,8 % мужчин). В практике строгого учета («да, мы ведем учет всех средств, фиксируя все поступления и все расходы») несколько лидируют мужчины (35,2 % мужчин против 30,4 % женщин), простой учет, когда не все поступления и расходы фиксируются, имеет место среди 18,5 % мужчин и 19,9 % женщин. А вот на полное отсутствие учета указало в 1,5 раза больше мужчин, хотя в целом эта практика встречается редко (7,8 % мужчин против 5,3 % женщин).

Можно сказать, что базовой финансовой практике население Волгоградской области уделяет мало внимания, но при этом мужчины более финансово дисциплинированы.

Имея то или иное представление о текущих доходах и расходах, люди выстраивают повседневные финансовые стратегии: потребление, сбережение, кредитование и т. д. (см. рис. 5).

Значимых различий в распоряжении своими доходами в повседневной жизни между мужчинами и женщинами нами не выявлено (различия в пределах статистической погрешности выборки): около половины и тех, и других тратят деньги на текущие нужды, а то, что остается, откладывают; одна четвертая часть сначала что-то откладывает, планируя крупные покупки, расходы; одна четвертая

часть ничего не откладывает, тратя все деньги на текущие нужды. Подобное распределение резко ограничивает горизонт финансового планирования (рис. 6); если финансовые планы и есть, то они в основном укладываются в срок до трех лет.

Гендерный разрыв в финансовом планировании налицо: 62,4 % женщин указали, что

финансового планирования нет, а среди мужчин так ответили 40,8 %; наличие кратко- и среднесрочных планов (длительностью от полугода до года, от года до трех лет, от трех до пяти лет) мужчины указывают чаще женщин. Стратегические перспективы мужчинам понятнее, чем обеспечение повседневных расходов.

Важность проблемы подготовки учащейся молодежи к формированию профессионального самоопределения подчеркивается в государственной программе РФ «Развитие образования» на 2018-2025 гг. (утверждена постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г.), «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г.», ФГОС общего образования и среднего (полного) общего образования, других нормативных и инструктивных документах Министерства образования и науки РФ. Именно социально-экономические преобразования в РФ, демократизация и гуманизация усилили интерес общества к проблеме самореализации и самоактуализации личности, где профессиональная деятельность занимает особое место. В этих условиях возрастают требования к качеству подготовки специалистов, которые в свою очередь напрямую зависят от успешности профессионального самоопределения выпускников учебных заведений [1].