Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности на примере ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «Томский мех».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из показателей приведенных в табл.4 видно, что доля рынка ООО «Томский мех» равна 5,9% , т.е. коэффициент рыночной доли равен 0,059.

Коэффициент предпродажной подготовки принимается равным 1, т.к. продукция предприятия не требует предпродажной подготовки.

Суммируя вышеперечисленные коэффициенты и находя среднеарифметическую величину, определяется итоговый показатель эффективности маркетинговой деятельности для конкретного продукта - коэффициент маркетингового тестирования конкурентоспособности (КМТК). Следует отметить, что большинство коэффициентов имеют разные величины для разных продуктов. Тогда для расчета интегрального показателя эффективности маркетинговой деятельности предприятия нужно определить сумму коэффициентов маркетингового тестирования конкурентоспособности (КМТК) для всех его продуктов.

Оценим конкурентоспособность предприятия в целом, этот метод предполагает расчет показателей, характеризующих позицию предприятия на рынке и его финансовое состояние.

Позиция предприятия на рынке оценивается следующими показателями:

  • текущий спрос;
  • степень удовлетворения спроса;
  • доля рынка.

Финансовое состояние предприятия оценивается с помощью следующих показателей:

  • рентабельность продукции;
  • рентабельность продаж;
  • общая рентабельность производства;
  • рентабельность собственного капитала по балансу;
  • рентабельность всех активов;
  • коэффициент обеспеченности собственными средствами;
  • коэффициент текущей ликвидности;
  • коэффициент быстрой ликвидности;
  • коэффициент абсолютной ликвидности.

Оценим финансовое состояние предприятия:

Рентабельность продукции:

Rпрод. = P – S / S * 100%.

Расчеты производятся за 1 шт продукции ($):

R меховое пальто (соболь) = 3648 – 3034 / 3304 *100% = 10,4%

R меховое пальто (норка) = 2215 – 1972 / 1972 * 100% = 12,28%

Рентабельность продаж по прибыли от продаж ООО «Вавилон»:

R продаж = прибыль от продаж / выручка от реализации *100%

R продаж = 104675/ 1961150 * 100% = 5,34%

Коэффициент текущей ликвидности или коэффициент покрытия определяется как отношение всех оборотных средств (текущих активов) за вычетом НДС по приобретенным ценностям и дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты.

Коэффициент текущей ликвидности = (строка 290 баланса – строка 220 баланса) / (строка 610+строка 620+строка 630+строка 660)

Коэффициент текущей ликвидности на начало года = (274 331 – 2 814) / (153 488 + 94 597 + 119 + 0) = 1,09


Коэффициент текущей ликвидности на конец года = (351 218 – 10 843) / (172 942 +171 206+ 95 + 0) = 0,99.

Коэффициент текущей ликвидности показывает, в какой степени текущие активы покрывают краткосрочные обязательства. Он характеризует платежные возможности магазина, оцениваемые при условии не только своевременных расчетов с дебиторами и благоприятной реализации готовой продукции, но и продажи в случае нужды прочих элементов материальных оборотных средств. Уровень коэффициента покрытия зависти от отрасли производства, длительности производственного цикла, структуры запасов и затрат. Нормальное значение коэффициента – 2.

В случае с ООО «Томский мех» невыполнение установленного норматива создает угрозу финансовой нестабильности ввиду различной степени ликвидности активов и невозможности их срочной реализации в случае одновременного обращения кредиторов.

Коэффициент абсолютной ликвидности представляет собой отношение наиболее ликвидных активов к сумме наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов (сумма кредиторской задолженности и краткосрочных кредитов).

Коэффициент абсолютной ликвидности = (строка 250 баланса + строка 260 баланса) / (строка 610 баланса + строка 620 баланса + строка 630 баланса + строка 660 баланса)

Коэффициент абсолютной ликвидности на начало года = (16 + 8 394) / (153 488 + 94 597 + 119 + 0) = 0,03

Коэффициент абсолютной ликвидности на конец года = ( 0 + 5 311) / (172 942 +171 206+ 95 + 0) = 0,02.

Нормальное ограничение 0,2 – 0,5. коэффициент показывает, какая часть текущей задолженности может быть погашена в ближайшее к моменту составления баланса время, что является одним из условий платежеспособности. Как видно из расчета нормальное ограничение не выдерживается, что также говорит о финансовой нестабильности предприятия.

Таким образом, интегральным показателем оценки конкурентоспособности предприятия в целом может быть произведение интегрального показателя конкурентоспособности продукции, интегрального показателя эффективности маркетинговой деятельности предприятия и соотношения собственных средств и текущего коэффициента.

Интегральный показатель = 0,75*0,06*0,99=0,05

Основываясь на рассмотренных аналитических подходах к изучению конкурентоспособности предприятия была разработана единая методика оценки конкурентоспособности предприятия, которая учитывая все направления анализа позволяет выявить слабые места в его деятельности. В рамках исследуемых направлений данная методика позволяет принять эффективные маркетинговые решения по их устранению.


2.3 Анализ уровня конкурентоспособности предприятия

Высокая конкурентоспособность предприятия (организации, фирмы)–залог получения высокой прибыли в рыночных условиях. В то же время у предприятия (организации, фирмы) есть сформулированная цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помог бы ей выжить в течение достаточно длительного периода времени. В связи с этим любое предприятие (организации, фирма) сталкивается с проблемой стратегического и тактического управления развитием способности предприятия (организации, фирмы) выживать в постоянно изменяющихся рыночных условиях.

Управление предприятием (организацией, фирмой) в рыночных условиях по существу сводится к оценке и анализу факторов, повышающих или понижающих его конкурентоспособность. Умению управляющего персонала правильно выбрать и на практике реализовать приемлемую их предприятию (организации, фирме) стратегию и тактику достижения поставленных перед собой целей. Большое влияние на конкурентоспособность оказывают внутренние факторы. Их изменения могут быть скорректированы усилиями руководства компании.

Таблица 5 - Показатели уровня предприятий

Показатель

предприятие

Испол-ие маркетинга

Исп-ие спец. исслед-ских организаций

Оценка эффективности интеграции со спец исслед. орг-й

Планирование деятельности

Проведение маркетинговых исследований

«Томский мех»

значит-ое

низкое

нет

регулярно

редко

«Меховой двор»

низкое

низкое

нет

осуществляется

нет

«Северина Северск»

значит-ое

низкое

нет

осуществляется

регулярно

«Меха Сибири»

никакого

низкое

нет

осуществляется

нет

«Бобров»

редко

низкое

нет

регулярно

нет

«Яна»

редко

низкое

нет

регулярно

нет

«Белочка»

регулярно

низкое

нет

редко

редко

«Аляска»

низкое

низкое

нет

осуществляется

редко


Анализ изученных основных показателей уровня предприятий наглядно демонстрирует, что в наименьшей степени маркетинг используется на предприятиях «Меховой двор», «Аляска».

Наиболее активно метод маркетинговых мероприятий используется предприятиями «Томский мех», «Северина Северск», «Белочка». Остальные же предприятия используют маркетинг на практике время от времени. Другие организации в своей деятельности практически не используют специализированные исследования. В результате, как закономерное следствие, отсутствует оценка эффективности интеграции.

Все выше перечисленные торгово-коммерческие предприятия осуществляют четкое планирование своей деятельности, исключением является торгово-коммерческое предприятие магазин «Екатерина», которое к сожалению время от времени осуществляет планово-финансовую и экономическую деятельность.

На постоянной основе, с завидной регулярностью проводятся целостные маркетинговые исследования лишь в магазине «Северина Северск», реже магазинами «Томский мех», «Белочка», «Аляска». Остальные обследованные торгово-коммерческие предприятия данными исследованиями не занимаются вообще.

Таблица 6 - Показатели уровня конкурентоспособности

Показатель

предприятие

Конкурент.

среда

Привлек-ть рынка

Запоминание конкурентов

Узнавание конкурентов

Угроза появления новых конкурентов

«Томский мех»

олигополия

имеет потенциал

высокое

высокое

возможно

«Меховой двор»

олигополия

зрелый, потенциала нет

низкое

низкое

высокая

«Северина Северск»

олигополия

имеет потенциал

высокое

высокое

слабая

«Меха Сибири»

отказ ответа

зрелый, потенциала нет

высокое

высокое

возможно

«Бобров»

отказ ответа

имеет потенциал

нет

нет

высокая

«Яна»

острая конкуренция

стадия спада

низкое

низкое

высокая

«Белочка»

острая конкуренция

стадия спада

нет

нет

высокая

«Аляска»

острая конкуренция

имеет потенциал

низкое

низкое

высокая


В тоже время, проведенные аналитические исследования показателей уровня конкурентоспособности подтвердили, что большинство предприятий функционирует в условиях олигополии[33], когда на рынке существует несколько крупных фирм, производящих товары и услуги. Так, торгово-коммерческое предприятие магазин «Яна» осуществляет свою деятельность в условиях острой конкуренции со многими аналогичными предприятиями, продающие схожую продукцию.

Относительно привлекательности рынка для предприятий: магазины «Северина Северск», «Томский мех», «Бобров», «Аляска» имеют достаточный потенциал для своего развития, являясь перспективные торгово-коммерческими предприятия. Тогда как, магазины ««Яна»», «Белочка», утратили свою конкурентоспособность и напротив, находятся на стадии спада.

Отдельные торгово-коммерческие предприятия характеризуются довольно низким уровнем запоминания и узнавания конкурентов, в первую очередь – это «Меховой двор», «Яна», «Аляска», «Белочка». Довольно хорошо информированы о существующих конкурентах, такие предприятия как - «Томский мех» и «Меха Сибири», в результате своей конкурентной осведомленности они имеют наиболее низкую угрозу появления новых конкурентов.

Вместе с тем, в ходе проведения маркетингового исследования были выявлены ряд существенных недостатков недостатков влияющих на качество обслуживания клиентов:

  • Магазин имеет не квалифицированных продавцов – менеджеров, поэтому на мнение данных людей, при выборе пушно – меховых изделий, нельзя положиться.
  • Безучастное и равнодушное отношение продавцов к покупателю.
  • Низкая культура обслуживания, переходящая в грубость и невоспитанность при разговоре с покупателем.
  • Непродуманная ценовая политика. Из-за высоких цен на меховые изделия, клиенты со среднем уровнем дохода не в состоянии купить себе понравившуюся вещь.
  • Низкая рекламная деятельность.

3 Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности торгового предприятия ООО «Томский мех»

После проведённого анализа показателей нами были получены следующие выводы.
Мы получили необходимую комплексную оценку, используя специальные таблицы развития, содержащие данные о компании и ее основных конкурентах. Анализ материалов этих таблиц показывает истинное положение исследуемого торгового предприятия ООО «Томский мех», несомненными преимуществами которого являются: качество продукции. Магазин «Томский мех» предоставляет потребителям широкий ассортимент товаров, которые экономичны, удобны и надежны. Каждая единица продукции имеет эксплуатационную и сопроводительную документацию, а также знаки соответствия. Эта компания имеет относительно широкий ассортимент меховых изделий (КШ=0,3). Этот показатель не идеален, но он предпочтительнее по сравнению с конкурентами. Коэффициент ассортиментной структуры достаточно высок (ОЦК=0,5), что свидетельствует о хорошо организованном ассортименте продукции. Что касается качества обслуживания покупателей, то магазин «Томский мех» выгодно отличается набором услуг, обеспечивающих удобство пребывания в магазине. Это в основном скидки (семейные, персональные, скидки оптовым покупателям), наличие гарантии.