Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности на примере ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «Томский мех».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАГАЗИНА ПУШНО - МЕХОВЫХ ИЗДЕЛИЙ ООО «ТОМСКИЙ МЕХ»

2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Томский мех»

Общество с ограниченной ответственностью «Томский мех» (ООО магазин «Томский мех») учреждено в соответствии с ГК РФ, принятым Государственной Думой РФ 21.10.94 г. и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.98 г., а также на основании Решения учредителей.

Учредителями выступают физические лица. Размер уставного капитала составляет 260 тыс.руб.

Данное предприятие является юридическим лицом с моментом его государственной регистрации, обладает обособленным имуществом, которое арендует у муниципалитета (договор заключен с Комитетом по управлению имуществом г. Томска), имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, товарный знак и иные реквизиты.

Целью создания ООО «Томский мех» является более полное насыщение рынка товарами народного потребления и услугами для удовлетворения потребностей организаций и физических лиц, а также создания дополнительных рабочих мест и получения дополнительной прибыли.

Предметом деятельности предприятия является:

организация и проведение розничной торговли промышленными товарами;

осуществление оптовых закупок промышленных товаров у отечественных  и иностранных производителей; 

  • коммерческая деятельность по продвижению пушно-меховых и шубных товаров на рынки Томской и Новосибирской областей и др. регионов, инновационная деятельность;
  • торгово – посредническая и рекламная деятельность;
  • осуществление комплекса мер по хранению и контролю качества реализуемых  товаров.

В настоящее время предприятие функционирует и осуществляет свою деятельность в сфере розничной торговли пушно – меховыми и шубными товарами.

Общая численность сотрудников ООО «Томский мех» составляет 28 человек.

В изучаемой организации действует линейно-функциональная структура управления:

Рисунок 1 – Структура управления.


Которая определяет иерархию подчиненности, исключая дублирование управленческих функций и промежуточные звенья управления.

Менеджер магазина, он же управляющий возглавляет иерархию ООО «Томский мех».

В его непосредственном подчинении находятся менеджер по персоналу, директор по сбыту и административный директор.

В свою очередь директору по сбыту подчинены нижеприведенные структурные звенья, как то: старшие менеджеры по сбыту, менеджеры и продавцы.

2.2 Оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Томский мех»

Конкурентоспособность подразумевает способность предприятия (компании, фирмы)выдерживать конкуренцию и соответствовать требованиям потребительского сегмента.

Правильная оценка конкурентоспособности торгово-коммерческого предприятия предоставляет возможность выявить результаты и эффективность коммерческой деятельности объекта исследования, а также определить резервы ее совершенствования

В настоящей главе мы будем использовать пример розничного магазина по торговле пушно – меховыми и шубными товарами ООО «Томский меха» в г. Томске, основанного на составлении сводного анализа деятельности предприятия для оценки его конкурентоспособности.

Для достижения сформулированных целей нами были поставлены и решены следующие задачи:

  • проведен отбор и исследование критериев конкурентоспособности услуг аналогичных предприятий розничной торговли города, специализирующихся на меховых изделиях;
  • проведен углубленный анализ и оценка показателей и критериев конкурентоспособности услуг исследуемых предприятий;
  • произведен расчет среднего индекса цен на товары исследуемых предприятий;
  • определены коэффициенты конкурентоспособности этих магазинов.

Для оценки конкурентоспособности были определены следующие показатели:

  • структура ассортимента;
  • широта ассортимента;
  • оценка эффективности маркетинговой деятельности;
  • коэффициент рыночной доли;
  • оценка финансового состояния предприятия;
  • интегральный показатель;

В качестве основы была использована методика оценки конкурентоспособности услуг торговли, предложенная И.М. Лифицем и О. Ковылиной[31]. Показатель конкурентоспособности услуг торговли рассчитывается из отношения обобщенного показателя качества услуги торговли (ПКут) и относительной стоимости приобретаемых товаров (С) или Iр / среднего индекса цен для каждого магазина. Расчет обобщенного показателя:


n

ПКут = ∑ miqi , ([32])

i=1

где: qi - комплексный показатель i-го свойства; mi - коэффициент весомости комплексного показателя.

Для проведения объективного анализа конкурентоспособности к исследованиям привлекались торгово-коммерческие предприятия представленные на рынке Западной Сибири являющиеся потенциальными конкурентами ООО «Томский мех»: «Меховой двор», «Северина» Северск, «Меха Сибири», «Бобров», «Яна», «Белочка», «Аляска».

Для обеспечения сопоставимости условий сравнительного анализа критериями отбора для перечисленных торговых фирм были: тип, вид и категория торгового предприятия.

Так, все исследуемые торгово-коммерческие предприятия имели одинаковую специализацию и примерно одинаковую торговую площадь (50 - 60 м2).

Таблица 1 – Структура пушно - мехового ассортимента.

Наименование предприятий

Типовое (базовое) кол-во товарных

Подгрупп ПП

Фактическое количество

Коэффициент структуры ассортимента

Одежда из меха

Одежда из меха

Одежда из меха

«Меховой двор»

«Северина Северск

«Меха Сибири»

«Бобров»

«Яна»

«Белочка»

«Аляска»

«Томский мех»

28

20

9

12

13

11

9

18

16

18

0,7

0,3

0,4

0,4

0,3

0,3

0,5

0,4

0,5

Произведем расчет коэффициентов структуры для каждого магазина. Где, собственно коэффициент структуры равен соотношению фактического количества, базовому. И рассчитывается по формуле:

Кстр. = Факт. кол-во / Баз. кол-во

Для 1-го магазина:

20/28=0,7

Аналогично рассчитываем показатели для остальных магазинов.

Опираясь на полученные данные можно с уверенностью сделать вывод, что структура ассортимента ООО «Томский мех» представлена в большем количестве, чем у конкурентов.

И так, рассчитаем коэффициенты широты ассортимента исследуемых торговых предприятий на основе данных, представленных в таб. 2.

Таблица «Коэффициенты широты ассортимента пушно-мехового ассортимента.

Базовая

«Меховой двор»

«Северина» Северск

«Меха Сибири»

«Бобров»

«Яна»

«Белочка»

«Аляска»

«Томский мех»

Шб

Шф

Кш

Шф

Кш

Шб

Кш

Шф

Кш

Шф

Кш

Шф

Кш

Шф

Кш

Шф

Кш

596

59

0,1

66

0,1

97

0.3

68

0.2

73

0.1

84

0.1

95

0.2

98

0.3


Шф - широта фактическая, количество моделей, находящихся в продаже (рассчитывалось на 01.06.09); Шб - широта базовая, количество моделей, выпускаемое промышленностью.

Для магазина 1-го:

Шб = (меховая одежда) = 596

Шф = 59

Кш = Шф/Шб = 59/596 = 0,1

(аналогично для остальных магазинов).

Данные относительно услуг, предоставляемых исследуемыми предприятиями содержатся в табл.3.

Таблица 3 - Перечень услуг магазинов бытовой техники

Наим-е

Бесплат. доставка по городу

Фамильная скидка

Персональная скидка

Гарантия

Скидка опт. покупателям

Розница по безнал. расчету

Итого

«Томский мех»

+

+

-

-

-

+

3

«Аляска»

+

+

-

-

+

-

3

«Белочка»

+

+

+

+

-

-

4

«Яна»

+

+

-

-

-

-

2

«Бобров»

+

+

-

-

-

-

2

«Меха Сибири»

+

+

-

-

+

-

3

«Северина» Северск

+

+

-

-

-

-

2

Меховой двор

+

-

-

+

-

2

Обязательные услуги (обслуживание при продаже, выбор товара (с участием продавца), кассовое обслуживание, отпуск товара (включая упаковку и проверку функционирования товара) в перечень не включались.

Фамильная скидка: вторая покупка и покупка 2 наименований - 2%; третья покупка-3%, четвертая-4%. Начиная с пятой покупки – номинальная скидка до 15%.

ООО «Томский мех» имеет преимущества в управлении предприятием, т.е. магазин использует разнообразные дополнительные услуги: бесплатная доставка по городу, фамильная скидка и розница по безналичному расчёту.


Ниже приводится оценка эффективности маркетинговой деятельности. Она осуществляется путем расчета коэффициентов конкурентоспособности, сгруппированных по элементам комплекса маркетинга, результатом которого является интегральный показатель эффективности маркетинговой деятельности.

При оценке эффективности маркетинговой деятельности конкурентов (в целом по совокупности видов деятельности на всех рынках или относительно отдельных рынков) можно использовать следующие критерии, которые, как правило, группируются по отдельным элементам маркетингового комплекса, а именно:

Продукт:

  • коэффициент рыночной доли, показывающий рыночную долю предприятия;
  • коэффициент предпродажной подготовки (КПП), характеризующий усилия предприятия (компании) по повышению конкурентоспособности за счет совершенствования предпродажной подготовки (если продукт не требует предпродажной подготовки в отчетном периоде, КПП принимается равным 1.
  • коэффициент изменения объема продаж, показывающий рост или снижение конкурентоспособности предприятия за счет роста объема продаж.

Цена:

  • коэффициент уровня цен, показывающий рост или снижение конкурентоспособности предприятия за счет динамики цен на продукцию.

Доведение продукта до потребителя:

  • коэффициент доведения продукта до потребителя, показывает стремление предприятия к повышению конкурентоспособности за счет улучшения сбытовой деятельности.

Продвижение продукта:

  • коэффициент рекламной деятельности, характеризующий стремление предприятия к росту конкурентоспособности за счет улучшения рекламной деятельности;
  • коэффициент использования персональных продаж, показывающий стремление предприятия к росту конкурентоспособности за счет роста персональных продаж с привлечением торговых агентов;
  • коэффициент использования связей с общественностью, показывающий стремление предприятия к росту конкурентоспособности за счет улучшения связей с общественностью.

Для начала определим коэффициент рыночной доли:

Таблица 4. Магазины, занимающие наибольшую долю рынка пушно – меховых изделий в г. Томске

Наименование предприятия

Доля на рынке в %

1. «Яна»

3,2

2. Меховой двор

8,8

3. Томский мех

5,9

4. «Аляска»

3,4

5. Северина Северск

4,8