Файл: Исключительные (имущественные) права на товарный знак ООО «O’STIN».pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 246
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
2. Применяемые стандарты оценочной деятельности
3. Допущения, использованные оценщиком при проведении оценки
4. Сведения о заказчике оценки и об оценщике
7.1. Основные социально-экономического показатели Российской Федерации за январь-сентябрь 2017 года.
7.2. Анализ сегмента рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект.
7.2.3. Анализ положения O’STIN на рынке одежды
7.2.4. Анализ сделок с объектом оценки
7.4. Основные выводы относительно рынка создания и использования объекта оценки
8. описание процесса оценки объекта оценки
8.1 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности доходным подходом
Таблица 13
Действующие на дату оценки лицензионные договора
Лицензиат |
Юридический адрес лицензиата |
Дата государственной регистрации договора |
Срок действия договора |
Дата окончания действия договора |
Общество с ограниченной ответственностью "O’STIN -Тверь" |
г. Тверь |
31.12.2016 |
3 года |
31.12.2019 |
Общество с ограниченной ответственностью "O’STIN -Самара " |
г. Самара |
20.06.2016 |
3 года |
20.06.2019 |
Общество с ограниченной ответственностью "O’STIN -Казань" |
г. Казань |
31.12.2015 |
3 года |
31.12.2018 |
Общество с ограниченной ответственностью "O’STIN -Екатеринбург " |
г. Екатеринбург |
15.09.2016 |
3 года |
15.09.2019 |
Стоимость прав ООО «O’STIN» на оцениваемый товарный знак, переданных по лицензионным договорам, определяется методом дисконтированных денежных потоков. Доходы по каждому договору спрогнозированы в соответствии с данными, предоставленными заказчиком. Расходы лицензиара (владельца товарного знака) в связи с реализацией требований лицензионных договоров, отсутствуют.
Расчет текущей стоимости доходов, получаемых лицензиаром по лицензионным соглашениям представлен в таблице .
Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки на 01.01.2018 г. по результатам использования доходного подхода на основе анализа доходов, получаемых лицензиаром по лицензионным соглашениям, составляет 64,890 млн. руб.
.
Таблица 14
Расчет стоимости объекта оценки методом освобождения от роялти на основе доходов,
который лицензиар получает от использования ОИС в собственной деятельности
Дата оценки 01.01.2018
Показатели |
2018 |
2019 |
03.02.2021 |
Постпрогнозный период |
||||
Определение чистого дохода от объекта оценки |
||||||||
1 |
Темпы прироста выручки, % |
16,5 |
16,5 |
16,5 |
- |
|||
2 |
Выручка, млн. руб. |
35823*1,165 =41733,795 |
41733,795*1,165 =48619,871 |
48619,871*1,165*((1+3/29)/12)=5208,474 |
- |
|||
3 |
Прирост выручки (к уровню предыдущего года), млн. руб. |
41733,795 – 35 823 = 5 910,795 |
6 886,076 |
737,681 |
- |
|||
4 |
Ставка роялти, % |
3,0% |
3,0% |
3,0% |
- |
|||
5 |
Ожидаемые выплаты по роялти, млн. руб. |
5 910,795 *0,03 =177,324 |
206,582 |
22,130 |
- |
|||
6 |
Ставка налога на прибыль, % |
20,00% |
20,00% |
20,00% |
- |
|||
7 |
Ожидаемые выплаты по роялти после выплаты налогов, млн. руб. |
177,324 *(1-0,2) =141,895 |
165,266 |
17,704 |
- |
|||
8 |
Прогнозные темпы инфляции, % |
4,6 |
4,4 |
3,9 |
- |
|||
9 |
Затраты на рекламу с учетом годовых темпов инфляции, млн. руб. |
1,1*1,046=1,151 |
1,201 |
0,115 |
- |
|||
10 |
Чистый доход от объекта оценки, млн. руб. |
141,895 - 1,151 = 140,708 |
164,065 |
17,590 |
164,065*1,165 =191,135 |
|||
Расчет стоимости методом дисконтированных денежных потоков |
||||||||
11 |
Ставка дисконта, % |
21,48% |
21,48% |
21,48% |
- |
|||
12 |
Фактор текущей стоимости (1/(1+r) j) |
1/((1+0,2148)^1) =0,8232 |
1/((1+0,2148)^2=0,6776 |
1/((1+0,2148)^(2+(1+3/29)/12) =0,6656 |
- |
|||
13 |
Текущая стоимость прибыли от выплат по роялти, млн. руб. |
140,708 * 0,8232 = 115,829 |
111,175 |
11,708 |
- |
|||
14 |
Стоимость в постпрогнозном периоде, млн. руб. |
889,829 |
||||||
15 |
Стоимость в постпрогнозном периоде, приведенная к дате оценки, млн. руб. |
592,279 |
||||||
16 |
Сумма текущих стоимостей , млн. руб. |
830,990 |
Таблица 15
Расчет текущей стоимости доходов, получаемых лицензиаром по лицензионным соглашениям
Дата оценки 01.01.2018
Показатели |
2018 |
2019 |
||
---|---|---|---|---|
2 |
3 |
4 |
||
Лицензиат - Общество с ограниченной ответственностью "O’STIN - Тверь" |
||||
1.1 |
Год прогнозного периода |
2018 |
2019 |
|
1.2 |
Продолжительность соответствующего периода |
12 месяцев |
12 месяцев |
|
1.3 |
Доходы ООО «O’STIN» по лицензионному соглашению, тыс. руб. в месяц* |
1000 |
1100 |
|
1.4 |
Доходы ООО «O’STIN» по лицензионному соглашению, тыс. руб. за период |
1000*12=12000 |
1100*12=13200 |
|
1.5 |
Ставка дисконтирования, % |
21,48% |
21,48% |
|
1.6 |
Текущая стоимость доходов по лицензионному соглашению, тыс. руб. |
12000/((1+0,2148)^1)= =9878,169 |
13200/((1+0,2148)^2)= =8944,908 |
|
Лицензиат - Общество с ограниченной ответственностью " O’STIN -Самара" |
||||
2.1 |
Год прогнозного периода |
2018 |
20.06.2019 |
|
2.2 |
Продолжительность соответствующего периода |
12 месяцев |
6 месяцев и 20 дней |
|
2.3 |
Доходы ООО «O’STIN» по лицензионному соглашению, тыс. руб. в месяц* |
1000 |
1100 |
|
2.4 |
Доходы ООО «O’STIN» по лицензионному соглашению, тыс. руб. за период |
1000*12=12000 |
1100*(6+20/30)=7333 |
|
2.5 |
Ставка дисконтирования, % |
21,48% |
21,48% |
|
2.6 |
Текущая стоимость доходов по лицензионному соглашению, тыс. руб. |
12000/((1+0,2148)^1)= =9878,169 |
7333/((1+0,2148)^(1+(6+20/30)/12))= =5423,817 |
|
Лицензиат - Общество с ограниченной ответственностью " O’STIN -Казань" |
||||
3.1 |
Год прогнозного периода |
2018 |
||
3.2 |
Продолжительность соответствующего периода |
12 месяцев |
||
3.3 |
Доходы ООО «O’STIN» по лицензионному соглашению, тыс. руб. в месяц* |
1200 |
||
3.4 |
Доходы ООО «O’STIN» по лицензионному соглашению, тыс. руб. за период |
1200*12=14400 |
||
3.5 |
Ставка дисконтирования, % |
21,48% |
||
3.6 |
Текущая стоимость доходов по лицензионному соглашению, тыс. руб. |
14400/((1+0,2148)^1)= =11853,803 |
||
Лицензиат - Общество с ограниченной ответственностью " O’STIN -Екатеринбург" |
||||
4.1 |
Год прогнозного периода |
2018 |
15.09.2019 |
|
4.2 |
Продолжительность соответствующего периода |
12 месяцев |
9 месяцев и 15 дней |
|
4.3 |
Доходы ООО «O’STIN» по лицензионному соглашению, тыс. руб. в месяц* |
1100 |
1100 |
|
4.4 |
Доходы ООО «O’STIN» по лицензионному соглашению, тыс. руб. за период |
1100*12=13200 |
1200*(9+15/30)=11400 |
|
4.5 |
Ставка дисконтирования, % |
21,48% |
21,48% |
|
4.6 |
Текущая стоимость доходов по лицензионному соглашению, тыс. руб. |
13200/((1+0,2148)^1)= =10865,986 |
11400/((1+0,2148)^(1+(9+15/30)/12))= =8045,166 |
|
5.1 |
Сумма текущих стоимостей доходов по лицензионному соглашению по годам прогнозного периода, тыс. руб. |
9878,169+9878,169+ +11853,803+10865,986= 42476,127 |
8944,908+5423,817+8045,166= 22413,891 |
|
5.2 |
Сумма текущих стоимостей доходов по лицензионному соглашению, тыс. руб. |
42476,127 + 22413,891= 64890,018 |
||
5.3 |
Сумма текущих стоимостей доходов по лицензионному соглашению, млн.. руб. |
64,890 |
* - по данным Заказчика.
Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки на 01.01.2018 г. по результатам использования доходного подхода, составляет (830,990 + 64,890) = 895,880 млн. руб.
8.2 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности затратным подходом
Затратный подход к оценке интеллектуальной собственности основан на определении затрат, необходимых для восстановления или замещения объекта оценки с учетом его износа.
Для расчета рыночной стоимости объекта оценки применяется метод стоимости создания. Данный метод заключается в калькулировании в ценах и тарифах, действующих на дату оценки, всех ресурсов (элементов затрат), необходимых для создания аналогичного объекта интеллектуальной собственности.
Для расчета стоимости товарного знака необходимо все затраты необходимо привести к текущей стоимости по формуле:
Vтз = Σ((Здi + Зпi + Змi + Зрi)*(1+)* Киi)*Кв*М*Кэсв, ( )
где Vтз – стоимость товарного знака;
Здi – затраты на дизайн в i-ом году;
Зпi – затраты на правовую охрану в i-ом году;
Змi – затраты на маркетинг в i-ом году;
Зрi – затраты на рекламу в i-ом году;
р – рентабельность, %;
Киi - коэффициент индексации в i-ом году;
М – коэффициент масштабности использования товарного знака;
Кэсв – коэффициент эстетического восприятия;
Кв –коэффициент времени использования товарного знака;
Затраты на дизайн при создании нового товарного знака.
Оценщиком была собрана информация о затратах на создание нового товарного знака, аналогичного объекту оценки.
Таблица 16
Наименование услуг |
Стоимость услуг по созданию товарного знака, руб. |
||
http://www.fantasy-gpm.ru/pages/id/tovznak.html |
http://www.alexfill-style.ru/razrabotka_logotipa_i_sozdanie_torgovoj_marki.htm |
http://www.connectdesign.ru/firm_style/firm_style_price.shtml |
|
Разработка товарного знака |
15500 |
20000 |
40000 |
Средняя стоимость услуг |
25167 |
Затраты на дизайн товарного знака на 01.01.2018. составят 25,167 тыс. руб.
Затраты на рекламу и маркетинг
Оценщиком была собрана информация о стоимости услуг по организации и проведении рекламной компании товарного знака.
Таблица 17
ООО «O’STIN» |
2014 |
2015 |
2016 |
01.01.2018 |
|
Затраты на рекламу, тыс. руб. |
920,0 |
1 155,0 |
985,0 |
1 100,0 |
|
Индекс потребительских цен, %[25] |
111,4 |
112,9 |
105,4 |
102,1 |
|
Темпы инфляции, %[26] |
11,36 |
12,91 |
5,38 |
2,09 |
|
Коэффициент индексации ( затраты известны на конец года) |
(1+0,1291)*(1+0,053)*(1+0,0209) =1,191 |
(1+0,0538)*(1+0,0209) 1,075 |
1,0209 |
1 |
|
Приведенная к дате оценки величина затрат на рекламу и маркетинг, тыс. руб. |
920 * 1,191 = 1 095,72 |
1 241,63 |
1 005,59 |
1 100 |
|
Сумма приведенных к дате оценки затрат на рекламу и маркетинг, тыс. руб. |
4 442,94 |
Затраты на рекламу и маркетинг оцениваемого товарного знака на 01.01. 2018 г. составляют 4 442,94 тыс. руб.
Рентабельность продаж ООО «O’STIN» за 2017г. составила 5,7 %.
Затраты на правовую охрану
Размер государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией товарного знака установлен Положением утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 941 [27]. Согласно данному документу:
Таблица 18
Действия, связанные с государственной регистрацией товарного знака, руб.
Регистрация заявки на регистрацию товарного знака, знака обслуживания (далее - заявка на товарный знак) и принятие решения по результатам формальной экспертизы |
2700 |
Проведение экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака, и принятие решения по ее результатам |
11 500 + 2 050 за каждый из классов МКТУ, свыше 1 |
Регистрация товарного знака и выдача свидетельства на него |
16200 |
Продление срока действия исключительного права на товарный знак |
20250 |
Общий размер затрат на правовую охрану товарного знака на 01.01.2018 г. составит 2700+11500+16200+20250 = 50650 руб.
Коэффициент индексации
Затраты на рекламу и маркетинг приведены к дате оценки в таблице 20.
Остальные затраты на создание товарного знака определяются в ценах на дату оценки, использование коэффициента индексации для приведения прошлых затрат к текущему моменту, не требуется.
Коэффициент масштабности использования товарного знака (М) зависит от величины товарооборота и определяется по таблице приведенной ниже.
Таблица 19
Коэффициент масштабности использования товарного знака
Товарооборот, тыс. долл. В месяц |
Величина М |
До 10 |
1,0 |
10-50 |
1,2 |
50 – 100 |
1,4 |
100 — 500 |
1,6 |
500 – 1000 |
1,8 |
Более 1 млн долл. |
2,0 |
Выручка ООО «ОСТИН». по итогам 2017 года составила 621 млн. долл., т.е. за месяц 51 млн. долл.
Для расчета стоимости объекта оценки применятся коэффициент масштабности – 1,4.
Коэффициент эстетического восприятия (Кэсв) зависит от времени использования товарного знака.
Для определения коэффициента эстетического восприятия рекомендованы величины, представленные в таблице
Таблица 20
Величины коэффициента эстетического восприятия
Кэсв |
Время использования, лет.; рейтинг |
1,3 |
Более 10; мировая известность у потребителей |
1,2 |
Более 5; широкая узнаваемость |
1,1 |
Менее 5; устойчивая ассоциация у потребителей по отношению к производителю |
1,05 |
Не менее 3 |
1 |
В течение 1 года |
Оцениваемый товарный знак используется на российском рынке с 2011 г. следовательно Кэсв = 1,2.
Коэффициент времени использования товарного знака (Кв) определяется по формуле
,
где Кв – коэффициент времени использования товарного знака;
Тф – фактический срок службы товарного знака;
Тн – номинальный срок службы товарного знака (10 лет).
Дата подачи заявки на первичную регистрацию права на товарный знак - 03.02.2010 г. С этой даты до даты оценки прошло 7,83 лет.
Таким образом, Кв = 1+7,83/10 = 1,783.
Определение стоимости объекта оценки затратным подходом.
Стоимость товарного знака определяется по формуле:
Vтз = Σ((Здi + Зпi + Змi + Зрi)*(1+)* Киi)*Кв*М*Кэсв
Зд = 25,167 тыс. руб.
Зп = 50,65 тыс. руб.
Зм + Зр = 4 442,94 тыс. руб.
р = 5,7 %
М = 1,4
Кэсв = 1,2.
Кв = 1,783.
Vтз = (25,167 + 4 442,94+ 50,65) * (1 + 5,7/100))*1,4*1,2*1,783 = 14 307,2 тыс. руб. или 14,307 млн. руб.
Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки на 01.01.2018 г. по результатам использования затратного подхода составляет 14,307 млн. руб.
8.3. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности сравнительным подходом
Сравнительный подход предполагает применение следующих методов:
- метод прямого анализа сравнения продаж;
- метод качественного анализа для корректировки данных;
- метод параметрической оценки;
- правила Бегунка для определения стоимостной оценки;
Для определения рыночной стоимости объекта оценки применялся метод прямого анализа сравнения продаж.
В связи с отсутствием информации о цене сделок с товарными знаками объекты-аналоги были подобраны на основании данных представленных рейтинговыми агентствами.