Файл: Исключительные (имущественные) права на товарный знак ООО «O’STIN».pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 285
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
2. Применяемые стандарты оценочной деятельности
3. Допущения, использованные оценщиком при проведении оценки
4. Сведения о заказчике оценки и об оценщике
7.1. Основные социально-экономического показатели Российской Федерации за январь-сентябрь 2017 года.
7.2. Анализ сегмента рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект.
7.2.3. Анализ положения O’STIN на рынке одежды
7.2.4. Анализ сделок с объектом оценки
7.4. Основные выводы относительно рынка создания и использования объекта оценки
8. описание процесса оценки объекта оценки
8.1 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности доходным подходом
Сокращение доходов бюджетов произошло в пятнадцати регионах. Наибольшее падение отмечается в Сахалинской области ( 25,7%), в Республике Ингушетия (-16,6%) а также в Ханты-Мансийском АО-Югра (-13,9%).
Налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов всех субъектов РФ за январь-август 2017 года выросли на 8,5% (+459,8 млрд руб.). Это в большей степени и обеспечило рост совокупных доходов бюджетов.
Налоговые и неналоговые доходы выросли в 67 субъектах РФ. Лидером по темпу роста является Ненецкий АО (+60,6%), где наибольший вклад в прирост внесли доходы от продажи материальных и нематериальных активов (+3,7 млрд руб.). Также существенно налоговые и неналоговые доходы выросли в Республике Крым (+51,7%). Это произошло в основном за счет роста поступления налога на прибыль организаций (+10,5 млрд руб.).
Падение налоговых и неналоговых доходов произошло в восемнадцати субъектах РФ. Наиболее существенное падение отмечено в Сахалинской области (-26,1%), где значительно сократился объем поступлений по налогу на прибыль организаций (-39,1 млрд руб.). Значительное падение отмечается и в Чукотском автономном округе (-22,1%), в котором также существенно снизились поступление налога на прибыль организаций (-2,3 млрд руб.). В остальных регионах падение налоговых и неналоговых доходов не превысило 20%.
Суммарный профицит консолидированных бюджетов составил 627,6 млрд руб., что на 36,2% больше, чем за январь-август 2016 года. С профицитом были исполнены консолидированные бюджеты у 57 субъектов РФ. С дефицитом консолидированные бюджеты исполнены у 28 субъектов РФ. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число таких регионов уменьшилось на 12.
Анализ результатов девяти месяцев 2017 года в региональном разрезе подтвердил, что в российской экономике сохраняется тенденция постепенного восстановительного развития. По мнению экспертов Рейтингового агентства «РИА Рейтинг», в будущем эта тенденция должна продолжиться.
По итогам года можно ожидать роста промышленного производства, увеличения оборота розничной торговли, положительных значений в строительной отрасли и, соответственно, увеличения количества регионов с позитивной динамикой социально-экономических показателей.
7.2. Анализ сегмента рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект.
7.2.1. Анализ создания и предоставления правовой охраны аналогичным объектам интеллектуальной собственности.
За последние два года количество подаваемых в Роспатент заявок на товарные знаки от российский заявителей увеличилось на 20% ежегодно.
Показатели в сфере интеллектуальной собственности в России улучшились в силу увеличения числа зарегистрированных товарных знаков на 28%
Увеличивается разрыв между растущим числом заявок от национальных заявителей и снижающимся числом заявок от иностранных заявителей
Упрочнение российско-китайских отношений: российские заявители подают заявки в Китае, а китайские – в России
На этой неделе в рубрике, посвященной страновым обзорам, мы сосредоточим внимание на России, проведем анализ наиболее важных секторов промышленности, ключевых статистических данных по подаче заявок и сделаем вывод о том, как страна держит удар в условиях экономических трудностей и ухудшающегося политического климата.
Развитие сектора интеллектуальной собственности вопреки сомнительным экономическим перспективам
Последние несколько лет были для России неспокойным временем. Ввиду того, что экономика страны в основном имеет сырьевой характер и зависит от экспорта нефти, значительные трудности вызвало падение цен на нефть и международные санкции, объявленные в 2014 г. рядом государств вследствие военного вмешательства России в ситуацию на Украине. В то время как раньше Россия считалась одной из наиболее многообещающих развивающихся стран (наряду с «собратьями» из числа стран БРИК – Бразилией, Индией и Китаем), в последние три года страна испытывает глубокий экономический кризис и уже не обладает тем же флером экономического благополучия, что и раньше. Даже несмотря на то, что стране удалось выбраться из кризиса, низкие цены на нефть и продолжение политики санкций, вероятно, и дальше будут сдерживать экономику. Таким образом, хотя России и удалось избежать предсказанного некоторыми экономического коллапса, многие комментаторы считают, что будущее страны по-прежнему выглядит малообещающе.
В условиях кризиса сектор товарных знаков в России также пережил резкие изменения в течение последнего десятилетия. С тех пор, как законодательство в сфере интеллектуальной собственности было консолидировано в IV Части Гражданского кодекса в 2006-2008 гг., было осуществлено множество правовых реформ, были внесены значительные изменения в нормативные акты и приняты решения, которые изменили правила игры для правообладателей. Некоторые из этих изменений, возможно, оказали отрицательное воздействие на охрану брендов. Например, это можно сказать о ряде решений, которые на первый взгляд ограничили объем охраны товарных знаков, или о подзаконных акта, которые, по мнению некоторых, рискуют усложнить процесс защиты товарных знаков. Однако, в целом, система интеллектуальной собственности была значительно улучшена. Например, создание в Россииспециализированного Суда по интеллектуальным правам и текущая реформа системы ведомства по интеллектуальной собственности (Роспатента), которое не так давно объявило о предоставлении льгот по оплате пошлин за подачу заявок в электронном формате, являются явными признаками того, что государство стремится к развитию системы интеллектуальной собственности. По ряду показателей Роспатент отстает от других ведомств по товарным знакам в инновационном индексе по версии «Всемирного обзора товарных знаков» (см. таблицу ниже), однако очевидны значительные усилия по совершенствованию как работы самого ведомства, так и в целом сектора товарных знаков.
Таблица 6
Место в рейтинге |
27 |
|
Ведомство |
Россия |
|
Количество заявок в год |
61 078 |
|
Возможности в электронной сфере |
Эффективная подача электронных заявок |
Соответствующие меры / услуги в наличии |
Доступный для пользователей веб-сайте ведомства |
Соответствующие меры / услуги в наличии |
|
Доступ третьих лиц к базе данных по товарным знакам (через API) |
Соответствующие меры / услуги отсутствуют |
|
Доступ третьих лиц к решениям экспертного органа (через API) |
Соответствующие меры / услуги отсутствуют |
|
Дополнительные предложения |
Оказание содействие в регистрации товарных знаков на базе брендов |
Соответствующие меры / услуги отсутствуют |
Процедуры медиации в сфере товарных знаков |
Соответствующие меры / услуги отсутствуют |
|
Предоставление консультаций МСП в сфере ИС |
Соответствующие меры / услуги в наличии частично / не полно |
|
Регулярное сотрудничество с ведомствами, осуществляющими меры по защите прав ИС |
Соответствующие меры / услуги в наличии частично / не полно |
|
Образовательная и просветительская деятельность |
Организация мероприятий по тематике товарных знаков |
Соответствующие меры / услуги в наличии |
Посещение мероприятий, не имеющих отношения к ИС |
Соответствующие меры / услуги отсутствуют |
|
Эффективное использование социальных сетей |
Соответствующие меры / услуги в наличии |
|
Регулярное осуществление исследований в области товарных знаков |
Соответствующие меры / услуги в наличии частично / не полно |
Лучшим примером данной тенденции являются действия, предпринимаемые Роспатентом в целях создания более благоприятных условий для регистрации товарных знаков (в частности, улучшение процедур экспертизы, упразднение чрезмерных требований и сокращение сроков рассмотрения заявок), которые увенчались несомненным успехом в виде значительного увеличения в 2016 г. числа зарегистрированных товарных знаков – на 28% по сравнению с предшествующим годом (см. диаграмму ниже). Значит, несмотря на связанные с ведением бизнеса в России сложности, владельцы товарных знаков (и их консультанты) имеют все основания для оптимизма, ведь получить охрану и обеспечить защиту прав на товарные знаки в России становится легче.
На диаграмме: Applications — заявки; Registration — зарегистрированные товарные знаки
Эти шаги по развитию системы охраны интеллектуальной собственности дополняются улучшениями в сфере ее защиты. Страна по-прежнему остается одним из основных центров концентрации контрафакта и регулярно фигурирует в «Списке приоритетного наблюдения» комитета представительства США по внешней торговле (USTR) в рамках Специального отчета 301 (в том числе в отчете за 2017 г.). Эта проблема также ухудшилась в контексте экономических трудностей, которые испытывает Россия. Однако в этой сфере тоже имеются хорошие новости. Российские таможни быстро превратились в сложный и хорошо регулируемый механизм по изъятию контрафактных товаров. Таким образом, правообладателям брендов рекомендуется сотрудничать с таможенными органами (в частности, включать свои товарные знаки в Таможенный реестр), чтобы снизить риск убытков от наплыва товаров-копий.
Бренд-лидеры — гиганты нефтегазового рынка борются за поддержание стоимости бренда
Отсутствие отраслевой диверсификации в России сразу становится очевидным при взгляде на перечень наиболее престижных брендов. Пять из входящих в первую десятку брендов относятся к нефтегазовому сектору: Газпром, Лукойл, Роснефть, Сургутнефтегаз и Татнефть. И даже несмотря на рост цен на нефть в 2016 г. компаниям в данной отрасли было трудно поддержать или повысить стоимость бренда (см. таблицу ниже).
Лукойл в наибольшей степени пострадал от снижения стоимости бренда, о чем свидетельствует тенденция к продаже зарубежных активов и концентрация на национальном производстве в результате продолжения политики санкций. Проведенное на 2017 г. компанией Делойт исследование нефтегазового рынка показывает, что половина опрошенных экспертов, профессионалов сектора и руководителей компаний высказывает оптимистичную оценку в отношении будущих цен на нефть. Тем не менее, 80% также ожидает ужесточения государственного регулирования в данной отрасли, в то время как почти половина опрошенных считает, что нефтегазовые проекты на местах смогут привлечь к участию больше иностранных компаний ввиду более высокой концентрации капитала на единицу продукции и более сложных механизмов доступа к финансированию. В действительности, несмотря на санкции, многие зарубежные компании уже направились в Россию, чтобы помочь в разработке менее известных нефтяных ресурсов. Потенциально это может помочь заново укрепить престиж лидирующих брендов этого сектора.
Десятка брендов в России (из 50 лидирующих брендов 2017 г. по версии компании по оценке брендов Brand Finance Russia):
При этом, в среднем, стоимость вышеперечисленных брендов упала по сравнению с 2013 г. Впрочем, Газпром активно пытается бороться с этой тенденцией посредством роста числа как регистрируемых товарных знаков, так и разрабатываемых брендов каждый год. Газпром находится вверху списка по обоим показателям (однако наиболее высок показатель по разрабатываемым брендам) даже при сравнении с другими четырьмя топовыми брендами в России, в соответствии с данными электронной веб-платформы по товарным знакам TrademarkNow:
Количество новых брендов, создаваемых за год в России пятью компаниями, обладающими наиболее ценными брендами – 2010-2016 гг.:
Скоординированная маркетинговая деятельность Газпрома по продвижению своих брендов включает заключение ряда договоров о спонсорской помощи, в частности в сфере футбола в рамках Лиги чемпионов УЕФА и Чемпионата мира ФИФА 2018. Последний пройдет в России и, как мы уже упоминали в отчете по спортивному сектору, правообладатели брендов в мире спорта могут сейчас также присматриваться к стране по этой причине. Решимость Газпрома укрепить свой бренд могла стать одним из факторов, обеспечивших его устойчивость – стоимость этого бренда снизилась всего на 6%, что является самым низким показателем по сравнению с показателями остальных игроков нефтегазового сектора. К моменту, когда последний свисток судьи ознаменует окончания Чемпионата мира в 2018 г., компания имеет шансы скомпенсировать спад в стоимости своего бренда.
В отличие от других брендов из первой «десятки», стоимость бренда Сбербанка взлетела, гарантировав ему прочное положение на вершине списка. Стоимость этого бренда за последний год возросла на 23% в основном благодаря дальновидному и технологически-ориентированному подходу. Яндекс – крупнейшая поисковая система страны – недавно объявил о намерении запустить электронную торговую платформу совместно со Сбербанком. Это многообещающее начинание для такого банковского гиганта с учетом того, что в России рынок электронной коммерции в год в среднем имеет прирост в 22% и обещает достичь показателя в 16 млрд. долларов США к концу года.
Быстрое развитие электронной торговли в России должно привлечь внимание правообладателей брендов, в особенности в сфере розничных продаж, т.к. иностранные электронные торговые площадки занимают сейчас треть соответствующего рынка в России. Однако на этом цветущем рынке сейчас преобладают китайские онлайн-магазины, причем 90% заказанных за рубежом товаров доставляются из Китая в соответствии с исследованием, проведенным Ассоциацией розничных компаний в сфере электронной коммерции (AKIT). Как показано ниже, китайские владельцы брендов ясно видят потенциал российского рынка.